Организационно-правовые основы противодействия нелегальной миграции
РАЗДЕЛ 2. СУБЪЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЛЕГАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ
2.1. Высшие органы власти как субъекты противодействия нелегальной миграции
Управление миграцией в современных условиях требует постоянного государственного присутствия и руководства миграционными потоками в целях обеспечения национальной и общественной безопасности, гармоничного развития общества и личности.
Органы государственной власти не только закладывают нормативную основу реализации миграционных отношений на территории Российской Федерации, но и осуществляют охранительные, регулятивные, контрольно-надзорные и иные полномочия в указанной сфере.
В современных социально-экономических условиях, очевидно, что один государственный орган способен успешно выполнить лишь свою относительно узкую функцию (часть государственной деятельности).
Таким образом, для управления таким многоаспектным явлением как миграция в государстве должна быть выстроена система управления.
Конституция Российской Федерации не упоминает миграционные процессы в качестве предмета ведения Российской Федерации, либо Российской Федерации и ее субъектов, не относит она их и к вопросам местного значения. Вместе с тем, исходя из характера миграционных отношений, затрагивающих вопросы внешней политики, национальной и общественной безопасности, регулирования прав и свобод лиц, законно находящихся на территории Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что в соответствии с ч. 2 ст. 72 Конституции Российской Федерации, эти вопросы относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, что предполагает не только возможность, но и обязанность последних, участвовать в их решении.
Рост числа международных мигрантов является одной из характеристик современной эпохи интенсивного развития глобализационных и интеграционных процессов.
Как отмечается в опубликованном докладе Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН о миграции в 2018 году, в настоящее время вне страны своей гражданской принадлежности проживает около 258 млн человек, что на 49% больше, чем в 2000 г.1.
Численность мигрантов как категории населения, проживающей в странах с высоким уровнем дохода, увеличилась с 9,6% в 2000 г. до 14% в 2017 г. В докладе подчеркивается неравномерность распределения международных мигрантов: по состоянию на 2017 г. 51% от их общего числа проживал только в 10 странах.
Нормативные правовые акты:
1. «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // «Российская газета», 10.12.1998
2. «Европейская социальная хартия (пересмотренная)» (принята в г. Страсбурге 03.05.1996) // «Бюллетень международных договоров», 2010, N 4, апрель, с. 17 – 67.
3. «Конвенция о статусе беженцев» (Вместе с «Комментарием», «Образцом проездного документа») (Заключена в г. Женеве 28.07.1951) // Бюллетень международных договоров. 1993. N 9. С. 6 – 28.
4. «Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей» (Заключена 18.12.1990) // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996. С. 492 – 515.
5. «Международный пакт о гражданских и политических правах» (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // «Бюллетень Верховного Суда РФ», N 12, 1994.
6. «Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (утв. Президентом РФ 13 июня 2012 г. № Пр-1490). [Электронный ресурс] // http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70088244/ (дата обращения: 31.10.2018).
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301
Учебная и специальная литература:
32. Административно-процессуальное право: учебник / под ред. д-ра юрид. наук, проф. А.И. Каплунова. СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2015. 852 с.
33. Андрейцо С.Ю., Хазов Е.Н. Современные тенденции в реализации миграционной политики в России // Вестник экономической безопасности. 2016. N 2. С. 22-25.
34. Андриченко Л.В., Плюгина И.В. Миграционное законодательство Российской Федерации: тенденции развития и практика применения: монография // ИЗиСП, НОРМА, ИНФРА-М, 2019. С. 92-99.
35. Андриченко Л.В., Плюгина И.В. Совершенствование регистрационного учета в Российской Федерации // Конституционно-правовая стратегия и обеспечение устойчивого развития. Мировой и отечественный опыт. М., 2012. С. 187 – 201.
36. Артемов В.Ю., Власов И.С., Голованова Н.А. и др. Миграция и преступность: сравнительно-правовой анализ / Отв. ред. И.С. Власов, Н.А. Голованова. М., 2012. 620 с.
37. Бондарева С.К., Колесов Д.В. Миграция (сущность и явление) М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2007. 296 с.
38. Бутакова О.Ф. Современные проблемы деятельности главного управления по вопросам миграции МВД РФ по решению вопросов гражданства // Право: современные тенденции: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). Краснодар: Новация, 2018. С. 8-11.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!