Организационно-правовые проблемы обеспечения льготными лекарственными препаратами лиц детского возраста в РФ

Соколова Вера Васильевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Лекарственное обеспечение, ввиду социальной, общественной, государственной значимости, имеет сложное нормативное регулирование. Несовершенство законодательной базы, ведущее к недостаточному регулированию и финансированию отрасли, способствует появлению трудноразрешимых проблем. Граждане вынуждены отказываться от права на социальные льготы, ввиду невозможности их реализации, в пользу денежных выплат для покрытия расходов на лекарства, что ведет к нарушению солидарного принципа в системе социальной помощи. Решением проблемы может стать поиск новых источников финансирования и решение организационных задач при льготном обеспечении.

Проблема решения задачи по социальному обеспечению льготных категорий граждан лежит перед любым государством. Исторически свой подход в предоставлении социальных гарантий населению складывался под влиянием системы организации медицинской помощи в конкретной данной стране. Со временем, под воздействием различных реформ, система льготного обеспечения преобразовывалась в сложную структуру со своими преимуществами и недостатками. Однако не смотря на видимый прогресс, в настоящее время предоставление лекарств наиболее уязвленным группам граждан не теряет актуальности и продолжает считаться самым слабым звеном в отношении правовой и финансовой поддержки населения.
В настоящее время в РФ проблема льготного лекарственного обеспечения граждан до конца не решена. Недостаточное правовое регулирование и дефицит финансирования данной сферы приводят к социальной напряженности, а ограничения в получении необходимых лекарств в каждом отдельном случае способствуют нарушению комплаенса, снижению эффективности лечения и продолжительности жизни больных, повышению «хронизации» и смертности населения, в том числе детского и трудоспособного возраста.
Необходимость поиска решения данной проблемы не вызывает сомнений в условиях задачи увеличения ожидаемой предстоящей продолжительности жизни (ОПЖ) граждан РФ. Стратегия развития здравоохранения в РФ до 2025 года в качестве задач и приоритетных направлений развития отечественной медицины выделяет помимо повышения качества и доступности медицинской помощи, совершенствования системы контроля в сфере лекарственных средств, создания современной системы оказания медицинской помощи лицам старших возрастных групп, – совершенствование механизмов лекарственного обеспечения граждан и ценообразования, мониторинг и контроль в сфере закупок лекарственных препаратов, борьбу с фальсифицированными и недоброкачественными лекарствами и медицинскими изделиями. Прогнозом долгосрочного социально-экономического развития РФ на 2030 год заявлена средняя продолжительность жизни (ОПЖ) граждан в 80,1 лет (за 2019 год – 73,4 лет). Данная перспектива бросает вызов действующей системе и дает возможность в новых социально-экономических условиях укрепить нормативную базу данной отрасли, разработать эффективный правовой механизм, повысить доверие граждан к государственной системе здравоохранения и уровень качества их жизни.
Опыт разных стран в решении подобных проблем позволяет проанализировать специфику и результативность предпринятых реформ, исследовать взаимосвязь с действующими системами здравоохранения, выявить эффективные ресурсосберегающие и стимулирующие технологии. Кроме того, выбрать наиболее успешные варианты и оценить возможность их применения в условиях нашей страны, а также сделать переоценку существующих ресурсов и управляемых факторов риска.
Можно отметить специалистов в области юриспруденции, авторов статей, пытавшихся раскрыть данный вопрос: Т.К. Миронова, Р.У Хабриев, М.В. Подвязникова, М.Ю. Шандра и другие.
Целью данного исследования является изучить организационные и правовые проблемы льготного лекарственного обеспечения несовершеннолетних в РФ.
Для достижения указанной цели был поставлены следующие задачи:
– изучить особенности лекарственного обеспечения льготных категорий граждан за рубежом и в РФ;
– провести анализ отечественной судебной практики по вопросам непредоставления лекарств льготным категориям несовершеннолетних;
– оценить доступность льготного лекарственного обеспечения детей в РФ (на примере г. Санкт-Петербурга);
– выявить организационные и правовые проблемы в сфере предоставления лекарственных препаратов льготным категориям граждан;
– предложить пути решения, направленные на оптимизацию льготного лекарственного обеспечения несовершеннолетних.

Подводя итог, можно отметить, что опыт зарубежных стран дает разные эффективные варианты предоставления населению, включая несовершеннолетних, социальной помощи в виде лекарственного обеспечения. Причем некоторые модели позволяют не только уменьшить расходы бюджетных средств, но и обеспечить заинтересованный подход к лечению самих пациентов (методика сооплаты, стимулирование профилактики, развитие добровольного медицинского страхования).
Обилие судебных дел по защите прав детей, имеющих льготы, в обеспечении лекарственными препаратами свидетельствует о массовости проблемы и необходимости правовой и системной переоценки данной отрасли. Недостаточное финансирование отрасли не позволяет предоставить всем нуждающимся доступное и качественное лечение. При этом только малая часть граждан демонстрируют правовую активность и отстаивают свои права в судебном порядке. Большинство же просто отказывается от положенных льгот в пользу скромных денежных выплат к пенсии или предпочитают приобретать лекарственные препараты за свой счет.
Очевидно, что при ограниченном количестве ресурсов поиск источников финансирования и разработка новых правовых механизмов является крайне острой проблемой, требующей оперативного грамотного решения. В качестве дополнительных источников денежных средств можно рассмотреть дополнительное лекарственное страхование граждан и развитие благотворительных фондов.
Государство должно принять законодательные и иные меры по упрощению системы льготного обеспечения, достижению равноправия между льготниками федерального и регионального уровней. В тоже время, помимо увеличения финансирования и внедрения эффективных реформ данной отрасли в РФ, необходимо сделать переоценку существующих ресурсов и управляемых факторов, к которым относятся информированность граждан о своих правах и их правовая активность.
Детальный подход к каждому этапу реализации прав граждан на льготу позволит выявить проблемы и их урегулировать в нормативных актах (организация освидетельствования инвалида, регистрация льготника в информационной базе, выдача рецепта, получение лекарственного препарата в аптеке и т.д.)

Приложение А.
Уважаемые родители!
С целью исследования доступности льготного лекарственного обеспечения несовершеннолетних просим Вас ответить на предложенные вопросы, высказать замечания и предложения.
Подчеркните подходящий для Вас ответ или допишите то, что считаете необходимым.
Гарантируем анонимность Ваших ответов, они будут использоваться только для проведения данного исследования.
Благодарим Вас за участие!

Ваш пол: М-1, Ж-2.
Кем Вы приходитесь ребенку________________________
3. Ваше постоянное место жительства: – г. Санкт-Петербург -1;
– Ленинградская область-2;
– другой регион РФ-3.

4. Укажите возраст Вашего ребенка: _____лет (до года ____ мес).
5. К какой льготной категории относится Ваш ребенок:
– у ребенка нет льготы-1;
– ребенок до 3-х лет (ребенок до 6 лет из многодетной семьи)-2;
– ребенок-инвалид-3.
6. Каким заболеванием страдает Ваш ребенок?___________________
7. Имеет ли Ваш ребенок право на льготное лекарственное обеспечение?
– да-1;
– нет – 2;
– не знаю – 3.
8. Пользуетесь ли Вы льготой на лекарство?
– да, пользуемся-1;
– да, пользуемся, но не всегда необходимое лекарство есть в наличии в аптеке-2;
– нет, не пользуемся-3.
9.Сложно ли попасть на прием к врачу для получения рецепта на льготные лекарственные препараты?
– да, сложно -1;
– не всегда -2;
– нет, легко-3.
10.Отказывал ли Вам когда-нибудь лечащий врач в получении рецепта на льготные лекарственные препараты?
– да-1;
– нет-2.
11.Какую причину отказа в выписке льготного рецепта озвучивали мед. работники?
– в аптеке отсутствуют необходимые лекарства-1;
– Вы не относитесь к льготной категории-2;
– необходимое Вам лекарство не входит в льготный перечень-3;
– компьютерная система выписки лекарств не позволяет выписать рецепт при его отсутствии в аптеке или на складе-4;
– не отказывали-5;
– другой вариант:_____________________________-6.
12. Сталкивались ли Вы с проблемой неправильного оформления рецепта лечащим врачом, в результате которой в выдаче лекарства в аптеке было отказано?
– нет, проблем не было -1;
– да, рецепт был оформлен с нарушениями (выписан не на том бланке, неправильно указаны возраст/год рождения, название лекарства, дата выписки, отсутствие печати и т.д.)-2.
13. Оцените доступность аптеки, в которой Вы получаете льготный лекарственный препарат? (транспортное сообщение, расположение, доступ в здание, очереди и др.):
– аптека в целом доступна-1;
– аптека находится далеко и неудобно расположена-2;
– в аптеке большие очереди-3.
14. Приходилось ли Вам оставлять рецепт в аптеке на отсроченное обслуживание?
– нет, все лекарства были в наличии -1;
– не оставляли, т.к. не знали, что это можно было сделать-2,
– да оставляли-3
– пробовали, но аптекой было отказано-4.
15. Какой период времени Вам приходилось ожидать поступления лекарственного препарата в аптеку?
– не приходилось, лекарство всегда было в наличии-1;
– в течении 10 дней -2;
– более 10 дней -3;
– так и не получили необходимого льготного лекарственного препарата-4.
16. В случае отсутствия льготного лекарства в аптеке, как Вы выходили из положения?
– необходимое лекарство всегда было в наличии-1;
– покупали лекарство за деньги-2;
– получали аналог-3;
– оставляли рецепт на отсроченное обслуживание и ждали поступления в аптеку необходимого лекарственного препарата-4;
– другое:____________________________________-5.
17. По Вашему мнению, повлияла ли пандемия COVID-19 на льготное лекарственное обеспечение и в чем конкретно?
– нет, никак не отразилась-1;
– да, снизилась доступность медицинской помощи (не записаться на прием к врачу для получения рецепта, контроль и коррекция лечения, проведения врачебной комиссии и т.д.)-2;
– да, ухудшилась организация оформления и регистрации льготы (работа органов МСЭ, внесение и обновление данных в Федеральный регистр льготников и т.д.)-3;
– да, в целом снизилось обеспечение всеми лекарствами аптек-4;
– да, снизилось наличие в аптеках лекарственных препаратов по некоторым категориям-5;
– доступность льготных лекарств стала лучше, чем до пандемии-6;
– затрудняюсь ответить -7;
– другое _____________________________________________-8.
18. Обращались ли Вы куда-либо по вопросу защиты прав и интересов несовершеннолетнего на льготное лекарственное обеспечение?
– да-1, в ___________________;
– нет-2.
19. В случае направления обращений в вышестоящие структуры по теме льготного лекарственного обеспечения, остались ли Вы удовлетворены результатом?
– да-1;
– нет-2;
– никуда не обращались-3.
20. Что по Вашему мнению могло бы улучшить льготное лекарственное обеспечение несовершеннолетних?
– затрудняюсь ответить -1;
– усиленный контроль органов власти за соблюдением прав граждан на льготу-2;
– дополнительное финансирование данной отрасли-3;
– повышение доступности медицинской помощи -4;
– повышение доступности аптек-5;
– введение электронного документооборота и внедрение электронного рецепта-6;
– импортозамещение-7;
– финансирование льготного лекарственного обеспечения за счет средств обязательного медицинского страхования-8;
– внедрение отдельного лекарственного страхования -9;
– внедрение полной компенсации расходов граждан на льготные лекарства -10;
– другое ______________________________________________-11.

Нормативно-правовые акты и иные официальные документы:
Федеральный закон Российской Федерации от 17.07.1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Федеральный закон Российской Федерации от 12.04.2010 г. №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».
Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации».
Федеральным законом от 13 июля 2020 года № 206-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания».
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.04.2012 №403 «О порядке ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента».
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 г. № 771 «О порядке ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территорию Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.05.2018 № 555 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения».
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.11.2018 № 1416 (ред. от 27.03.2020) «О порядке организации обеспечения лекарственными препаратами лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта – Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации” (вместе с “Правилами организации обеспечения лекарственными препаратами лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта – Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей», «Правилами ведения федерального регистра лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта – Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей».
10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.01.2015 года № 136-р «О реализации в 2015 – 2016 годах на территории Российской Федерации пилотных проектов, направленных на модернизацию системы лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан».
11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 г. № 2406-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2020 год, перечня лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечня лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, а также минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи (с изменениями и дополнениями)».
12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 N 2406-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2020 год».
13. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.11.2020 №3073-р «».
14. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан».
15. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. № 66 «Об утверждении Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года и плана ее реализации».
16. Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации 08.07.2013 №21-6/10/2-4878 «О недопустимости отказа гражданам, страдающим редкими заболеваниями, в лекарственном обеспечении за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации».
17. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.01.2019 № 4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения».
18. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.12.2019 № 1022н «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 января 2019 г. № 4н “Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения».
19. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 07.07.2020 № 683н «О внесении изменений в Правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 июля 2017 г. N 403н».
20. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 08.10.2020 № 1075н «О внесении изменений в порядок назначения лекарственных препаратов, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 января 2019 г. № 4н».
21. Указ Президента Российской Федерации от 05.01.2021 № 16 «О создании Фонда поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, «Круг добра».
22. German Pharmacies Act (Gesetz über das Apothekenwesen) (last amended by the Second Law Amending Pharmaceutical and other Regulations) of October 19, 2012 [Federal Law Gazette I p. 2192 ff.]).

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету

    Секьюритизация инфраструктурных проектов
    📅 2019год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Отдельные вопросы признания иностранного судебного решения
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Фальсификация доказательств по уголовному делу
    📅 2019год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Раздел имущества супругов
    📅 2019год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет