Организационно-управленческие инновации в кластере «Smart Technologies Tomsk»

Кинжагулова, Алина Игоревна Школа инженерного предпринимательства (ШИП)
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В мировой практике активное развитие кластеров считается эффективным направлением инновационной предпринимательской деятельности.
Кластерный подход начинают использовать и на региональном уровне, так в Томской области в 2016 году был создан кластер “SMART Technologies Tomsk”. Данный кластер занимает 10-ю позицию среди одиннадцати инновационных кластеров России. Для повышения рейтинга кластера Томской области необходимо внедрять организационно-управленческие инновации.

Введение……………………………………………………………………… 10
1 Опыт развития зарубежных инновационных центров…………………. 13
1.1 Предпосылки создания кластеров в мире…………………………… 13
1.2 Сравнительный анализ деятельности зарубежных инновационных
кластеров………………………………………………………………. 17
1.2.1 Швейцарский инновационный кластер Базель………………. 20
1.2.2 Нидерландский инновационный кластер Брэйнпорт………… 22
1.2.3 Американский инновационный кластер Кремниевая долина. 24
1.2.4 Британский инновационный кластер Кембридж…………….. 27
1.2.5 Автомобильный кластер Восточной Германии……………… 28
1.2.6 Китайский инновационный технопарк Чжунгуаньцунь…….. 29
1.3 Результаты анализа зарубежных инновационных кластеров……… 32
2 Опыт развития российских инновационных центров………………….. 37
2.1 Сравнительный анализ деятельности российских инновационных
кластеров………………………………………………………………. 37
2.1.1 Инновационный кластер «Фармацевтика, биотехнологии и
биомедицина»…………………………………………………… 37
2.1.2 Инновационный кластер «Технополис Енисей»……………. 39
2.1.3 Инновационный кластер «Долина машиностроения»……… 40
2.1.4 Консорциум инновационных кластеров Московской
области…………………………………………………………. 42
2.1.5 Инновационный кластер «Сибирский наукополис»………… 46
2.1.6 Инновационный кластер «Нефтехимический
территориальный кластер»……………………………………. 48
2.1.7 Инновационный кластер «Энергоэффективная светотехника
и интеллектуальные системы управления освещением»…… 49
2.1.8 Камский инновационный территориально-
производственный кластер……………………………………. 51
2.1.9 Инновационный аэрокосмический кластер Самарской
области………………………………………………………….. 52
2.1.10 Инновационный кластер Ульяновской области…………….. 54
2.1.11 Инновационный территориальный кластер «SMART
Technologies Tomsk»…………………………………………… 56
2.2 Результаты анализа российских инновационных кластеров……… 69
3 Рекомендации по внедрению организационно-управленческих
инноваций в кластере «SMART Technologies Tomsk»……………………. 87
3.1 Анализ деятельности инновационного кластера «SMART
Technologies Tomsk»………………………………………………… 87
3.2 Разработка рекомендаций кластеру «SMART Technologies Tomsk» 93
3.3 Рекомендации по применению зарубежного опыта в кластере
«SMART Technologies Tomsk»……………………………………… 103
4 Раздел «Социальная ответственность»………………………………….. 107
4.1 Правовые и организационные вопросы обеспечения безопасности 110
4.2 Профессиональная безопасность…………………………………….. 114
4.2.1 Анализ вредных и опасных факторов…………………………. 114
4.3 Экологическая безопасность………………………………………… 121
4.4 Безопасность в чрезвычайных ситуациях…………………………… 121
Заключение…………………………………………………………………… 123
Список публикаций студента………………………………………………… 126
Список использованных источников……………………………………….. 127
Приложение А. Раздел 5 Experience of development of the foreign
innovative centers……………..………………………………………………. 133
Приложение Б. Анкета для авторов проекта………………………………. 148
Приложение В. Положение о Центре превосходства «SMART
Technologies Center» по основным направлениям развития кластера
«SMART Technologies Tomsk»……………………………………………… 150

На сегодняшний день отечественные инновационные центры развиты
недостаточно [13]. В то время как за рубежом есть огромное количество
кластеров, которые являются эффективными в своей области. Зарубежный
опыт дает примеры повышения конкурентоспособности производственных
комплексов путем реализации кластер-ориентированной региональной
политики. Формирование наиболее успешных инновационных кластеров
происходит там, где осуществляется или ожидается прорыв в технической
области. В связи с этим большинство стран начинает активно использовать
кластерный подход в организации и регулировании своих программ
инновационного развития [38].
В мировой практике активное развитие кластеров считается
эффективным направлением инновационной предпринимательской
деятельности. В регионах Российской Федерации кластерная политика также
признана эффективным инструментом повышения конкурентоспособности и
инновационности отраслей.
Опыт зарубежной кластеризации особенно актуален в России, для
которой превращение в технологическую державу – это объективная и
настоятельная необходимость [48].
Кластерный подход также начинают использовать и на региональном
уровне, так в Томской области в 2013 году был создан кластер
«Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии ТО», на
базе которого был сформирован кластер «SMART Technologies Tomsk». Для
повышения эффективности деятельности данного кластера был предложен
ряд рекомендаций в выпускной квалификационной работе.
Таким образом, объектом исследования является кластер «SMART
Technologies Tomsk», а предметом исследования – организационно-
управленческие инновации в данном кластере.
«SMART Technologies Tomsk» действует в соответствии со стратегией
развития инновационного кластера на период до 2020 года. В ходе
исследования данная стратегия была проанализирована, и был выявлен ряд
проблем управленческого характера. Из анализа стратегии и последующего
интервьюирования сотрудника кластера было выявлено, что ряд
мероприятий, прописанных в стратегии не выполняется, что негативно влияет
на эффективность деятельности кластера.
Также был проведен сравнительный анализ перечня одиннадцати
инновационных кластеров России, который был утвержден 19 октября 2016
года советом приоритетного проекта Минэкономразвития России «Развитие
инновационных кластеров – лидеров инвестиционной привлекательности
мирового уровня». Анализ проводился по следующим критериям: число
высокопроизводительных рабочих мест, созданных заново или в результате
модернизации имеющихся рабочих мест в организациях-участниках кластера
в общем числе созданных рабочих мест в субъекте РФ за последние 3 года;
годовая выработка на одного работника организаций-участников; объем
экспорта инновационной продукции кластера в общем объем экспорта в
субъекте РФ. В результате данного анализа было выявлено, что томский
кластер занимает 10-ю позицию в данном рейтинге.
В связи с этим, цель работы заключается в разработке рекомендаций
по внедрению организационно-управленческих инноваций в кластере
«SMART Technologies Tomsk».
Для достижения цели при написании магистерской диссертации
ставились следующие задачи:
1. Проанализировать рейтинг ведущих инновационных стран.
2. Провести сравнительный анализ ведущих кластеров мира.
3. Проанализировать деятельность инновационных кластеров
России.
4. Проанализировать деятельность кластера Томской области.
В данной работе применялись следующие методы исследования:
монографический – для изучения литературы по рассматриваемой проблеме;
теоретический анализ – идентификация и обзор отдельных признаков,
характерных для рассматриваемых объектов исследования; синтез –
соединение выделенных сторон объектов исследования в единое целое;
сравнительный анализ – для сопоставления общих характеристик,
выявленных у рассматриваемых объектов исследования; гипотетический
метод – разработка рекомендаций для объекта исследования;
интервьюирование.
Результатом исследования являются рекомендации по внедрению
организационно-управленческих инноваций в кластере «SMART
Technologies Tomsk» на основе изученного зарубежного и российского опыта
кластеризации. Рекомендации заключаются во внедрении системы анализа
эффективности проектного управления, создании автоматизированного
интернет-портала кластера, для повышения эффективности его деятельности
в работе с организациями-участниками и разработчиками проектов, в том
числе и применение системного подхода в данной деятельности, путем
разработки системы учета и мониторинга кластерных структур. Также
предлагается создать центр превосходства для подготовки качественных
сотрудников для ведущих региональных отраслей, которые концентрируют
уникальные технологические и кадровые ресурсы системы
профессионального образования и бизнеса для подготовки
профессиональной элиты рабочих кадров и специалистов среднего звена на
основе частно-государственно партнерства.
1 Опыт развития зарубежных инновационных центров

Сегодня об инновационных центрах России можно сказать, что они
развиты недостаточно хорошо [13], в то время, как за рубежом
кластеризацией начали заниматься еще 70 лет назад, и данные кластеры
являются эффективными в своей области. Для сокращения инновационного
отставания России от передовых стран в 2012 году начали активно создавать
инновационные кластеры. Создание сети территориальных кластеров было
отмечено в Концепции долгосрочного социально-экономического развития
РФ на период до 2020 года в качестве важного условия модернизации
экономики и реализации конкурентного потенциала регионов [2].
В ходе исследования были проанализированы инновационные центры
мира. Изучение опыта развития зарубежных кластеров показывает, что
данные кластеры повышают конкурентоспособность не только отдельных
регионов, но и страны в целом, способствуют повышению международной
репутации и привлекательности торговых марок, позволяют развивать и
укреплять экономику страны, а экономики данных стран адаптированы к
быстрому и качественному внедрению инноваций. Опыт вышеназванных
передовых зарубежных кластеров может быть интересен аналогичным
кластерам в России.
Для томского же кластера будет полезен опыт развития кластера
Брэйнпорт в Нидерландах, направления деятельности которого, схожи с
направлениями кластера «SMART Technologies Tomsk». В Брэйнпорте
внедрена следующая организационно-управленческая инновация:
приложение «управление трудоустройством» – это устройство для онлайн
отслеживания занятости, оно объединяет данные о рынке труда, которыми
пользуются работодатели, сотрудники, компании, органы местного
самоуправления и вузы. Работодатели могут видеть, в каких регионах есть
потенциальные сотрудники. Также компании могут участвовать в
формировании образовательных программ в вузах с помощью данной
системы для выращивания качественных кадров для кластера. Разработка и
внедрение данной информационной системы, основанной на облачных
технологиях вычислений будет отражать участие предприятий-
работодателей в учебном процессе образовательных учреждений
профессионального образования путем их непосредственного воздействия на
образовательные программы, учебные планы и контроля агрегированных
данных учебного заведения. Данная инновация позволит повысить качество
подготовки специалистов для предприятий кластера, более эффективно
распределить рабочие места.
В России же было выявлено, что все кластеры возникли в результате
целенаправленной политики государства, и имеют большое его влияние. В
данных кластерах государство выбирает приоритетные направления
деятельности, финансирует программы развития, создает необходимую
инфраструктуру. Во всех инновационных зонах существуют свои
направления деятельности, связанные с территориальным расположением
города, с приоритетными направлениями развития государства или с
профилем университета, на базе которого образован кластер.
Также был проанализирован перечень одиннадцати инновационных
кластеров РФ по следующим параметрам: число высокопроизводительных
рабочих мест, созданных заново или в результате модернизации имеющихся
рабочих мест в организациях-участниках кластера в общем числе созданных
рабочих мест в субъекте РФ за последние 3 года; годовая выработка на
одного работника организаций-участников; объем экспорта кластера в общем
объем экспорта в субъекте РФ. В результате составления общего рейтинга,
томский кластер занял 10-е место по анализируемым параметрам, 1-е место
занял Камский инновационный территориально-производственный кластер
Республики Татарстан, который является крупнейшим среди рассмотренных
кластеров. Опыт развития данного кластера будет полезен для кластера
Томской области, в том числе, при разработке инновационного интернет-
портала.
На базе изученного опыта зарубежной и российской кластеризации
для кластера «SMART Technologies Tomsk» был предложен ряд
рекомендаций для повышения эффективности его деятельности и устранения
выявленных проблемных точек:
1) Внедрение системы анализа эффективности проектного
управления для создания системы мониторинга деятельности кластера.
2) Разработка инновационного интернет-портала кластера.
3) Разработка автоматизированной системы отбора проектов для
более эффективной работы сотрудников кластера.
4) Создание на портале кластера автоматизированной системы
выявления потребностей.
5) Разработка системы учета и мониторинга кластерных структур.
6) Создание Центра превосходства, роль которого заключается в
подготовке кадров для ведущих отраслей экономики региона,
концентрирующие уникальные технологические и кадровые ресурсы
системы профессионального образования и бизнеса для подготовки
профессиональной элиты рабочих кадров и специалистов среднего звена на
основе государственно-частного партнерства.
Данные шаги позволят кластеру «SMART Technologies Tomsk»
подняться на новый уровень развития и реализовывать свои проекты в
соответствии со стратегией развития томского территориального кластера, не
отклоняясь от нее.
Список публикаций студента

1. Кинжагулова А.И. Анализ организационно-управленческих инноваций
в системе подбора персонала в ООО «Газпром трансгаз Томск» / А.И.
Кинжагулова // International Conference «Responsible Research and Innovation
(RRI2016)». – 2016. – №8. – С. 34–37.
2. Кинжагулова А.И. Анализ организационно-управленческих инноваций
в системе подбора и отбора персонала в ООО «Газпром трансгаз Томск» /
А.И. Кинжагулова, Е.Г. Леонтьева // Вестник науки Сибири. – 2017. –
№2(25). – С. 8–16.
3. Кинжагулова А.И. Проблемы и перспективы развития системы
частного финансирования инновационной деятельности в России / А.И.
Кинжагулова, А.Д. Лахманова, Н.Ф. Тимофеева // Сборник научных трудов
«Наука. Технологии. Инновации». – 2018. – №7. – С. 141–144.
4. Личностные качества абитуриента вуза как фактор развития инноваций
/ М.С. Буреева, Е.Г. Леонтьева, А.И. Кинжагулова, К.Ф. Филатова // Вестник
науки Сибири. – 2016. – №2(21). – С. 1–8.
5. Kinzhagulova A. The analysis of organizational and managerial innovations
in system of personnel recruitment in LLC «Gazprom transgaz Tomsk» / A.
Kinzhagulova // Journal of Economics and Social Sciences. – 2017. – №9. – Р.
1–4.
6. Kinzhagulova A. Management peculiarities in the case of the Siberian Event
Agency «Mandarin» / A. Kinzhagulova, Y. Zeremskaya // Journal of Economics
and Social Sciences. – 2015. – №6. – Р. 1–4.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Инновационные технологии в корпоративном обучении
    📅 2019год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Разработка модели коммерциализации продукта на основе сетевого взаимодействия
    📅 2021год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Научно-методологические основы создания языковой среды в вузе
    📅 2019год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Экопроектирование как инновационная форма устойчивого развития сельско-городских окраин
    📅 2019год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Проект франшизы профориентационного центра для школьников
    📅 2021год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Стратегия коммерциализации вывода на рынок устройства носимой электроники
    📅 2018год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)