Особенности метаграфемики в художественной прозе и поэзии XXI века (по материалам литературных журналов)
Работа посвящена исследованию функционирования метаграфических средств в художественных текстах малой формы: в рассказах и стихотворениях современных русских авторов. Исследование проводится на материалах литературных журналов «Нева», «Новый мир», «Звезда», «Союз писателей», «Новый Берег», «Интерпоэзия» и «Дружба народов», размещённых на портале «Журнальный зал» (https://magazines.gorky.media). Отбор текстов рассказов и стихотворений определяется отраженными в них экспериментами авторов в области синтаксической организации текста и использования средств метаграфемики (в том числе отказ от знаков препинания).
Анализ экспериментальных поэтических и прозаических текстов позволил определить роль синграфических, супраграфических средств, позволяющих читателю декодировать эмотивные коды текстов, и топографических средств как вспомогательного элемента в «беспунктуационных» текстах, которые выполняют роль акцентирования внимания читателя. Полученные результаты предопределили проведение эксперимента, направленного на определение читательской рецепции.
Проведенный направленный эксперимент продемонстрировал естественные алгоритмы постановки знаков препинания и реакции на них при чтении текста носителей языка (учащихся 10-11 классов): использование метаграфических средств отражает коммуникативную задачу автора дать читателю свободу интерпретации смысла текста, что приводит к созданию нового способа отражения художественного восприятия мира и организации письменной речи – к проэзии.
Введение ……………………………………………………………………………………………………. 4
Глава 1. Синтаксис современной художественной прозы и поэзии ……………… 8
1.1. Параграфемика и метаграфемика ……………………………………………………. 8
1.2. Функции пунктуационных знаков …………………………………………………. 13
1.3. Тенденции развития современной прозы и поэзии …………………………. 15
1.4. Проэзия (сочетание прозы и поэзии) как новый развивающийся
способ организации письменной речи ……………………………………………………. 20
1.5. Беспунктуационные предложения в художественном дискурсе ……… 23
Выводы …………………………………………………………………………………………………. 31
Глава 2. Эксперименты с метаграфемикой в текстах стихотворений и
рассказов современных русских авторов…………………………………………………… 33
2.1. Источники материала ……………………………………………………………………… 33
2.2. Функционирование средств метаграфемики в стихотворениях
современных русских поэтов …………………………………………………………………. 35
2.3. «Беспунктуационные» тексты современных русских авторов ………….. 52
2.4. Функционирование средств метаграфемики в рассказах современных
русских писателей …………………………………………………………………………………. 55
Выводы …………………………………………………………………………………………………. 60
Глава 3. Материалы эксперимента ……………………………………………………………. 63
3.1. Выбор текстов для эксперимента …………………………………………………….. 63
2.2. Характеристика участников эксперимента …………………………………….. 65
2.3. Результаты анкетирования читателей ……………………………………………. 66
Выводы …………………………………………………………………………………………………. 73
Заключение ……………………………………………………………………………………………… 74
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………. 77
Источники …………………………………………………………………………………………….. 77
Справочная литература ………………………………………………………………………….. 81
Научная литература ………………………………………………………………………………. 81
Приложение 1 ………………………………………………………………………………………….. 90
Приложение 2 ………………………………………………………………………………………….. 90
Приложение 3 ………………………………………………………………………………………….. 91
Приложение 4 ………………………………………………………………………………………….. 91
Приложение 5 ………………………………………………………………………………………….. 92
Приложение 6 ………………………………………………………………………………………….. 92
В настоящее время сложилось представление о художественном тексте
«как открытой поликодовой системе смыслов»1. Синтаксис художественного
текста чутко реагирует на появление новых каналов общения (интернет), на
компьютеризацию жизни социума, отражает сформировавшееся в обществе
под действием рекламы клиповое мышление. В русской прозе и поэзии
XXI века активно развиваются и взаимодействуют друг с другом
пунктуационно-графические приёмы, в связи с чем увеличивается значение
метаграфемики как «вспомогательной функционально-адаптивной системы
письменной сферы коммуникации»2.
Метаграфемика (шире – параграфемика) является исторически
изменчивой сложной системой, обеспечивающей эффективную письменную
коммуникацию. Введенное И.Е. Гельбом3, который ссылался и на Э. Хэмпа и
Дж. Трейджера, понятие «метаграфия» (ср. с «орфография») послужило
толчком для формирования метаграфемики как научной дисциплины,
например, в работе А.Н. Баранова, П.Б. Паршина 4
, в которой авторы
поднимают проблему «отображения текста в письменной форме – как
графической (с помощью гарнитур и выделений различного типа), так и
визуальной»5. Широкое распространение этот термин приобретает благодаря
работам Н.Л. Шубиной, рассматривающей пунктуацию как вспомогательную
систему, участвующую в реализации речевой деятельности в сфере
письменной коммуникации6. Исследователь делит метаграфические средства
Щукина Д.А. Русская литература XXI века (фрагмент пространства художественного текста): Монография
/Д.А. Щукина. – СПб.: ЛЕМА, 2019. – 158 с. – С. 4.
2
Шубина Н.Л. Невербальная семиотика печатного текста как область лингвистического знания / Н.Л. Шубина
// Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. – 2009. – № 97.
– С. 185.
3
Гельб И.Е. Опыт изучения письма. – М., 1982. – 319 с.
4
Баранов А.Н., Паршин П.Б. Воздействующий потенциал варьирования в сфере метаграфемики // Проблемы
эффективности речевой коммуникации. Сб. научн.-аналит. обзоров. – М., 1990. – С. 41-115.
5
Баранов А.Н. Метаязыки описания невербальной составляющей комбинированных текстов для целей
лингвистической экспертизы // Коммуникативные исследования. – 2018. – №3 (17). – [Электронный ресурс] –
Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metayazyki-opisaniya-neverbalnoy-sostavlyayuschey-
kombinirovannyh-tekstov-dlya-tseley-lingvisticheskoy-ekspertizy (дата обращения: 11.06.20).
6
Шубина Н. Л. Пунктуация в коммуникативно-прагматическом аспекте и ее место в семиотической системе
русского языка. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. – С. 381.
на 1) синграфические (ядерные пунктуационные знаки); 2) супраграфические
(«единицы второго порядка»: пробел, курсив, разрядка, шрифтовое
варьирование и др.); 3) топографические (средства графической аранжировки
текста, плоскостной синтагматики текста)» 7
. В данной работе анализ
пунктуации и метаграфемики современного художественного текста
базируется на концепции Н.Л. Шубиной.
Анализ средств метаграфемики художественного текста XXI века
становится особенно важным в связи с изменением каналов письменной
коммуникации, открытостью информационного пространства, расширением
круга коммуникантов и трансформацией представлений современного
человека о тексте, а также в связи с интенсивным поиском авторами новых
жанровых форм, синкретичным слиянием прозы и поэзии в творчестве одного
и того же автора. В научной литературе существует большое количество
важнейших исследований синтаксиса художественной литературы последних
десятилетий. Мы опираемся на теоретическую базу, которую составляют
работы Н.Л. Шубиной 8 , А.Н. Баранова 9 , С.В. Вяткиной 10 , Н.С. Валгиной 11 ,
Н.А. Николиной12 и др., направленные на изучение синтаксиса современных
текстов с различных сторон.
Практически не изучено, как функционируют средства метаграфемики,
нарочитое использование беспунктуационных предложений в
художественном дискурсе. Всё это обуславливает актуальность данного
исследования. Именно средствами метаграфемики передается часть
семантики текста и образуется его структура.
Шубина Н.Л., Антошинцева М.А. Вспомогательные семиотические системы в устной и письменной
коммуникации: монография. – СПб.: ПетроПресс, 2005. – 291 с.
8
Шубина Н.Л. Пунктуация в коммуникативно-прагматическом аспекте…
9
Баранов А.Н., Паршин П.Б. Указ. раб.
10
Вяткина С.В. Метаграфемика в создании эмотивного кода русского рассказа XXI века // Актуальные
проблемы и перспективы русистики / М-лы по итогам Междунар. конференции русистов в Барселонском
университете, МКР. – Барселона. 2018. – С. 1075–1084.
11
Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке / Н.С. Валгина [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook050/01/ about.htm (дата обращения: 11.06.20).
12
Николина Н.А. Активные процессы в языке современной русской художественной литературы:
монография. – М.: Гнозис, 2009.
Цель исследования – проанализировать использование
метаграфических средств в художественных текстах малой формы: в
рассказах и стихотворениях современных русских авторов.
Задачи исследования:
1) определить научную базу исследования (понятия метаграфемики, её
основных свойств и функций);
2) рассмотреть особенности беспунктуационных предложений в
современном художественном дискурсе;
3) определить черты синтаксиса прозы, поэзии, а также проэзии13;
4) выявить роль средств метаграфемики в современном тексте;
5) охарактеризовать особенности использования метаграфемики
современными авторами прозаических и поэтических текстов;
6) подготовить и провести эксперимент с целью определения, как
современный старшеклассник воспринимает беспунктуационный
художественный текст.
Объект исследования – синтаксическая организация и графическое
оформление текстов рассказов и стихотворений современного русского
писателя и поэта.
Предмет исследования – метаграфические средства оформления
текстов рассказов и стихотворений, их взаимодействие и взаимосвязь.
Материалом исследования являются рассказы и стихотворения
современных русских авторов, опубликованные в журналах «Нева», «Новый
мир», «Звезда», «Союз писателей», «Новый Берег», «Интерпоэзия» и «Дружба
народов», размещённые на портале «Журнальный зал» 14 . Отбор текстов
рассказов и стихотворений определяется отраженными в них экспериментами
Вяткина С. В. Синтаксис прозы поэта XXI в. (А. Аркатова) // Грамматические исследования поэтического
текста. М-лы междунар. науч. конф. (7-10 сентября 2017 года, г. Петрозаводск). – Петрозаводск: Изд-во
ПетрГУ, 2017. С. 161-165.
14
Портал «Журнальный зал». Библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://magazines.gorky.media/
авторов в области синтаксической организации текста и использования
средств метаграфемики (в том числе отказ от знаков препинания).
Гипотеза исследования: использование метаграфических средств
отражает коммуникативную задачу автора дать читателю свободу
интерпретации смысла текста, что приводит к созданию нового способа
отражения художественного восприятия мира и организации письменной речи
– к проэзии.
Сбор материала осуществляется методом сплошной выборки. Методы
анализа материала: описательно-аналитический метод с целью описать
синтаксические особенности прозаических и поэтических текстов, созданных
одним и тем же автором; сопоставительный метод для выявления общих /
различных средств метаграфемики в прозе и поэзии одного и того же автора;
метод эксперимента для определения возможности интерпретации читателем
беспунктуационных предложений.
Во Введении обосновывается актуальность выбранной темы, ее научная
новизна, определяются цель и задачи исследования, объект и предмет, методы
исследования. В I главе дается теоретическое обоснование исследования,
определяются аспекты описания материала. Во II главе анализируются
эксперименты различных авторов в области метаграфемики. Во III главе
обосновывается подбор текстов для выявления читательской интерпретации
беспунктуационных текстов и анализируются результаты анкетирования
читателей. В Заключении представлены итоги проведённого исследования в
контексте поставленных цели и задач. В приложениях даны наиболее
репрезентативные примеры расстановки знаков препинания школьниками 10-
11 класса, полученные в ходе проведенного эксперимента.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!