Особенности поведения различных групп потребителей

Гуркот Яна Сергеевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Изучение особенностей поведения потребителей вот уже несколько десятилетий является актуальной темой. Экономическое развитие, обусловленное особенностями потребительского поведения и изменениями в потребительских моделях, не исследовали в должной степени. Экономика достаточно долго фокусировала внимание на анализе рыночного роста и конкурентных преимуществ, главным образом, со стороны факторов производства (речь идет о труде, земле, капитале, предпринимательских способностях и инновациях). Расходы потребителя рассматривали как зависимую переменную, и, где такое возможно, допускали, что потребление увеличивается вслед за растущим производством. В противовес данному подходу ряд зарубежных и российских ученых доказывают, что увеличение объема продаж товаров и услуг происходит непроизвольно. Оно обуславливается, с одной стороны, общей ситуацией в экономике, конъюнктурой рынка и ростом разнообразия предлагаемых благ, а с другой – изменениями в потребительских предпочтениях, способностью компаний оценивать ситуацию на рынке в аспекте насыщения потребностей и т. д. Вследствие этого требуется знать маркетинговые подходы к формированию потребительского поведения. Цель выпускной квалификационной работы – на основе анализа потребительского отношения к розничной торговой сети «Перекресток» разработать предложения по совершенствованию обслуживания потребителей. В соответствии с целью поставлены следующие задачи: 1. Изучить сущность и виды поведения потребителей. 2. Провести анализ влияния поведенческой экономики на поведение потребителей в зарубежной литературе. 3. Определить особенности поведения потребителей в России. 4. Дать общую характеристику розничной торговой сети «Перекрёсток». 5. Провести сравнительный анализ крупнейших торговых сетей Санкт-Петербурга. 6. Проанализировать результаты исследования «Отношение потребителей к розничной торговой сети «Перекресток». 7. Дать предложения по совершенствованию обслуживания клиентов в торговой розничной сети «Перекрёсток». Практическая значимость определена возможностью использования проведенного исследования при формировании маркетинговой стратегии розничной торговой сети «Перекрёсток».

Изучение особенностей поведения потребителей вот уже несколько десятилетий является актуальной темой. Экономическое развитие, обусловленное особенностями потребительского поведения и изменениями в потребительских моделях, не исследовали в должной степени. Экономика достаточно долго фокусировала внимание на анализе рыночного роста и конкурентных преимуществ, главным образом, со стороны факторов производства (речь идет о труде, земле, капитале, предпринимательских способностях и инновациях).
Расходы потребителя рассматривали как зависимую переменную, и, где такое возможно, допускали, что потребление увеличивается вслед за растущим производством. В противовес данному подходу ряд зарубежных и российских ученых доказывают, что увеличение объема продаж товаров и услуг происходит непроизвольно. Оно обуславливается, с одной стороны, общей ситуацией в экономике, конъюнктурой рынка и ростом разнообразия предлагаемых благ, а с другой – изменениями в потребительских предпочтениях, способностью компаний оценивать ситуацию на рынке в аспекте насыщения потребностей и т. д.
Вследствие этого требуется знать маркетинговые подходы к формированию потребительского поведения. Конкурентные преимущества компаний, в свою очередь, учеными рассматриваются в качестве результата взаимозависимых изменений в двух экономических сферах: производство и потребление. С помощью данного подхода открываются новые перспективы в развитии теории маркетинга. Эмпирическое исследование любого маркетингового процесса обнаруживает прямую зависимость прибыльности фирмы от ее внимания к потребительскому вопросу. Фирмы, нашедшие рыночные ниши, где ограничений потребительского спроса почти нет (или же спрос заметно больше предложения), показывают устойчивый рост, какими бы ни были их размеры, ресурсообеспеченность и в целом колебания экономической конъюнктуры в России и мире. Это позволило сделать предположение, что с развитием мировой экономики формирование поведения потребителей является одной из самых важных задач маркетинговой политики и стратегии развития компании вне зависимости от видов товаров и услуг.
Таким образом, знание особенностей поведения потребителей – это важнейшая задача современной экономики. Данная проблема понятна практикам, которые работают в бизнесе, специалистам в области маркетинга и потребительского поведения. К сожалению, из-за неполноты знаний такую интересную и сложнейшую область научного знания поведенческой экономики (behavioral economics) воспринимают несколько упрощенно. Таким образом, тема выпускной квалификационной работы является актуальной.
Цель выпускной квалификационной работы – на основе анализа потребительского отношения к розничной торговой сети «Перекресток» разработать предложения по совершенствованию обслуживания потребителей.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
Изучить сущность и виды поведения потребителей.
Провести анализ влияния поведенческой экономики на поведение потребителей в зарубежной литературе.
Определить особенности поведения потребителей в России.
Дать общую характеристику розничной торговой сети «Перекрёсток».

Под поведением потребителей понимается сложный целенаправленный процесс, связанный с выбором, покупкой и использованием продукта. Для определения потребителей розничной торговой сети «Перекресток» было проведено анкетирование, в ходе которого было установлено, что для торговой сети характерны 5 условных потребительских групп, имеющих схожие определяющие признаки: «Новички», «Середнячки», «Старые клиенты», «Гурманы», «Обеспеченные».
Большую часть посетителей сети составляют «Новички» и «Середнячки», которых устраивает и качество товаров, и уровень сервиса. Однако именно «Гурманы» и «Обеспеченные» формируют около половины прибыли «Перекрестка». Обе группы недовольны имеющимся сервисом в торговой розничной сети. Для того чтобы сохранить данных клиентов, в магазинах необходимо повышать уровень сервиса.
Для определения предпочтений потребителей «Перекрестка» был проведен анализ чеков и кросс-факторный анализ (ABC-анализ и XYZ-анализ) розничной торговой сети, где необходимо учитывать разделение потребителей по группам. Помимо анализа популярности товара исходя из частоты его появления в чеках, представленные методы определили корреляцию товаров между собой. Все группы товаров «Перекрестка» были поделены на товары, которые коррелируются, не коррелируются или с обратной корреляцией.
Кроме расположения товара в торговом зале, корреляционный анализ может подсказать, с какими товарами «Перекрестку» нужно проводить маркетинговую компанию, чтобы при этом повысить продажи ключевого товара. Также эти данные должны учитываться и для маркетинговой активности, направленной на различные группы покупателей, формирование акций и специальных предложений для разных групп клиентов по ключевым и сопутствующим им товарам.
Для повышения удовлетворенности потребителей розничной торговой сети «Перекресток» были предложены следующие мероприятия:
Создание приложения на смартфон, которое, главным образом, будет рассчитано на такую группу потребителей, как молодежь. Включение в приложение базы рецептов привлечет потребителей-женщин среднего возраста. Кроме того, совершение покупок через приложение повысит средний чек потребителей.
Конкретно для потребителей-пенсионеров представляется возможным создание дисконтной карты в форме брелока. Пенсионеры всегда будут иметь его с собой, а торговая сеть получит бесплатную рекламу (брелок видит сосед, друг и т.д.). Кроме того, если брелок был потерян в магазине, то его вернут владельцу, так как фамилия и имя потребителя будут встроены в брелок.
Внедрение касс самообслуживания, направленное на все выделенные группы потребителей – уменьшатся очереди, повысится скорость и уровень сервиса, которые необходимы основным группам потребителей, приносящим прибыль, «Гурманам» и «Обеспеченным».

Акерлоф, Дж. «Spiritus animalys», или Как человеческая психология управляет эко- номикой и почему это важно для мирового капитализма / Дж. Акерлоф, Р. Шиллер; пер. с англ. Д. Прияткина; под науч. ред. А. Суворова. – М.: Юнайтед Пресс, 2010. 273 с.
Апатова Н.В., Быстрова М.В. Модели иррационального поведения потребителей // Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского. – 2014. – №4. – С.15-21.
Блэкуэлл, Р. Поведение потребителей / Р. Блэкуэлл, П. Миниард, Дж. Энджел. – СПб.: Питер, 2007. -944 с.
Бобков В.Н. Социально-экономические проблемы России // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5. Экономика. — 2014. — Вып.4. — С.28-41.
Гладких И.В. Ценовая стратегия компании: ориентация на потребителя. Высшая Школа Менеджмента СПбГУ. — СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2013. — 472 с. 
Давыденко Е.А., Аренков И.А. Ценностно ориентированный подход в брендинге // Бренд-менеджмент. — 2012. — № 1(62). — С.2-7.
Давыденко Е.А., Евневич М.А., Крылова Ю.В. Специфика реакции потребителей непродовольственного ритейла на рекламные ценовые приложения в связи с кризисной ситуацией в экономике // Проблемы современной экономики. – 2015. – С. 233-239.
Драганчук, Л. С. Поведение потребителей: теория и практика: монография / Л. С. Драганчук. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2011. – 196 с. 
Курбанов З.Г. К вопросу современных теорий потребительского поведения // Современные вызовы и реалии эконмического развития России. – 2016. – С.112-113.
Лукичева Т.А., Пецольдт К., Воробьева И.В. Российский средний класс: потребление в условиях рыночной нестабильности // Проблемы современной экономики.- 2016. – С. 14-19.
Макарова Т.Н., Сотникова Е.А., Колосова К.С. Влияние новых технологий на экономическое поведение потребителей // Фундаментальные и прикладные исследования в области экономики и финансов. Международная научно-практическая конференция: материалы и доклады. Под общей редакцией О.А. Строевой. – Орел: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Орловский филиал), 2015. – С. 172-177.
Маркетинг инноваций: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Молчанов Н.Н.. – М.: Юрайт, 2017. – 254 с.
Поведенческая экономика, или Почему в России хотим как лучше, а получается как всегда : монография / Н.И. Захаров. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 213 с.
Празян Е.М. Современные теории потребительского поведения в экономике // Вестник Евразийской академии административных наук. – №3(16). – 2011. – С. 81-92.
Современные потребительские тренды и удовлетворенность потребителя: Монография / Под ред. О.К. Ойнер. – М.: НИЦ Инфра-М, 2013. – 142 с.
Таранов, П.С. Приемы влияния на потребителей / П.С. Таранов. – М.: ФАИР, 2013. – 608с.
Удовлетворенность потребителя. Эмпирические исследования и практика измерения: Монография / Под ред. О.К. Ойнер. – М.: НИЦ Инфра-М, 2013. – 220 с.:
Черкашин, Е.В. Теория потребительского поведения / Е.В. Черкашин. – М.: Владос, 2013. – 450с.
Чичерин Ю.А. Теория потребительского поведения в системе маркетинга // Белгородский экономический вестник. – 2014. – С.100-105.
Энджел Дж., П. Поведение потребителей / Дж. Энджел. – СПб.: Питер, 2014. – 350 с.
Aggarwal, P. P. and M. Zhao (2015), ‘Seeing the big picture: Effect of height on the level of construal’, Journal of Marketing Research, 52(1): 120–133.
Brasel, S. A. and J. Gips (2014), ‘Tablets, touchscreens, and touchpads: How varying touch interfaces trigger psychological ownership and endowment’, Journal of Consumer Psychology, 24(2): 226–233.
Brennan, L., W. Binney, L. Parker, T. Aleti and D. Nguyen (2014), ‘Rational economic models (cognitive models)’, in L. Brennan, W. Binney, L. Parker, T. Aleti, and Dang Nguyen (eds), Social marketing and behaviour change: Models, theory and applications, Cheltenham, UK: Edward Elgar, 17–37.
Castelo, N., E. Hardy, J. House, N. Mazar, C. Tsai, and M. Zhao (2015), ‘Moving citizens online: Salience and framing as motivators for behavioral change’, Journal of Behavioral Science and Policy, 1(2): 57–68.
Chae, B. and R. Zhu (2014), ‘Environmental disorder leads to self-regulatory failure’, Journal of Consumer Research, 40(6): 1203–1218.
Haggag, K. and G. Paci (2014), ‘Default tips’, American Economic Journal: Applied Economics, 6(3): 1–19.
Hirschman E. C. et Holbrook M. B. Hedonic consumption: emerging concepts, methods and propositions. // Journal of Marketing. – 1982. – Vol. 46. – Pp. 92-101.
Lehner, M., O. Mont and E. Heiskanen (2016), ‘Nudging – A promising tool for sustainable consumption behaviour?’ Journal of Cleaner Production, 134(Part A): 166–177.
Loewenstein, G., C. Bryce, D. Hagmann and S. Rajpal (2015), ‘Warning: You are about to be nudged’, Behavioral Science and Policy, 1(1): 35–42.
Nikolova, H., C. Lamberton and K. L. Haws (2016), ‘Haunts or helps from the past: Understanding the effect of recall on current self-control’, Journal of Consumer Psychology, 2(26): 245–256.
Oehler, A. and S. Wendt (2017), ‘Good consumer information: The Information Paradigm at its (dead) end?’ Journal of Consumer Policy, 40: 179–191.
Oliver, A. (2017), The origins of behavioural public policy, Cambridge: Cambridge University Press. Prelec, D. and G. Loewenstein (1998), ‘The red and the black: Mental accounting of savings and debt’, Marketing Science, 17(1): 4–28.
Reisch, L. A. and C. R. Sunstein (2016), ‘Do Europeans like nudges?’, Judgment and Decision Making, 1(4): 310–325.
Reisch, L. A. and C. R. Sunstein (2015), ‘Behavioural economics and consumption’, in D. T. Cook and J. M. Ryan (eds). The Wiley Blackwell encyclopaedia of consumption and consumer studies, Hoboken, NJ: Wiley-Blackwell, 41–42.
Reisch, L. A. and J. B. Thøgersen (2017), ‘Behaviourally informed consumer policy: Research and policy for “humans”’, in M. Keller, B. Halkier, T.-A. Wilska and M. Truninger (eds), Routledge handbook on consumption, London: Routledge, 242–253.
Shah, A., J. Bettman, P. Ubel, P.A. Keller and J. Edell (2014), ‘Surcharges plus unhealthy labels reduce demand for unhealthy menu items’, Journal of Marketing Research, 51(6): 773–789.
Shah, A., N. Eisenkraft, J. R. Bettman and T. L. Chartrand (2016), ‘“Paper or plastic?”: How we pay influences post-transaction connection’, Journal of Consumer Research, 42(5): 688–708.
Sunstein, C. R. and L. A. Reisch (2017), ‘Introduction: The economics of nudge’, in C. R. Sunstein and L. A. Reisch (eds), The economics of nudge, 4 Volumes. Routledge Series “Critical Concepts in Economics”, New York, NY: Routledge, 1–12.
Sunstein, C. R. (2016), ‘Fifty shades of manipulation’, Journal of Marketing Behavior, 1(3–4): 213–244.
Thaler, R. H. (2015), Misbehaving: The making of behavioural economics, New York, NY: Norton. 270-276.
Tversky, A. and D. Kahneman (1974), ‘Judgment under uncertainty: Heuristics and biases’, Science, 185(4157): 1124–1131.
Zajonc R.B. On the primacy of affect.// American Psychologist. – 1984. – Vol.39. – Pp. 117-123.
Zwebner, Y., L. Lee and J. Goldenberg (2014), ‘The temperature premium: Warm temperatures increase product valuation’, Journal of Consumer Psychology, 24(2): 251–259.
Ассоциация европейского бизнеса (АЕВ) http://www.aebrus.ru. [Электронный ресурс] URL: (дата обращения: 05.01.2018).
Ассоциация компаний интернет – торговли. [Электронный ресурс] URL: (дата обращения: 05.01.2018).
Исследовательский холдинг «Ромир». [Электронный ресурс] URL: (дата обращения: 05.01.2018).
Продуктовый ретейл. Газпромбанк. [Электронный ресурс]: (дата обращения: 13.04.2018).
Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] URL: (дата обращения: 05.01.2018).
Market research. CFK Russia. [Электронный ресурс] URL: (дата обращения: 05.01.2018).
TNS Russia. [Электронный ресурс] URL: (дата обращения: 05.01.2018).
X5 Retail Group. Официальный сайт. [Электронный ресурс]: (дата обращения: 13.04.2018).

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Анна Н. Государственный университет управления 2021, Экономика и ...
    0 (13 отзывов)
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уни... Читать все
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уникальности с нуля. Все работы оформляю в соответствии с ГОСТ.
    #Кандидатские #Магистерские
    0 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету

    Интегрированная отчётность: проблемы и перспективы в России
    📅 2020 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет