Особенности рассмотрения арбитражными судами споров, возникающих при реализации проектов государственно-частного партнерства
Выпускная квалификационная работа посвящена исследованию квалификации правовой нормы, установленной ч. 5 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», в системе гражданско-правовых институтов на основе позиций, которые были сформированы судебными органами при рассмотрении споров о возмещении расходов, убытков, неосновательного обогащения при досрочном расторжении концессионных соглашений за период с 2010 по 2021 год.
В 2020 году исполнилось 15 лет с момента принятия Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее — Закон о концессионных соглашениях). Этот документ был первым в истории современной России нормативным актом, регулирующим широкий комплекс отношений в сфере публично-частного партнерства. Здесь и далее понятие публично-частное партнерство включает в себя правоотношения, возникающие при реализации концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном партнерстве, контрактов жизненного цикла.
Настоящее исследование проводится с целью изучения позиций, которые были сформированы судебными органами при рассмотрении споров о возмещении расходов, убытков, неосновательного обогащения при досрочном расторжении концессионных соглашений за период с 2010 по 2021 год.
При написании данной работы было проанализировано 26 судебных дел. Основными критериями отбора судебной практики были следующие обстоятельства:
• Концессионное соглашение было досрочно расторгнуто. Основания для досрочного расторжения концессионного соглашения рассматривались любые.
• Концессионер предъявлял концеденту требование о возмещении расходов, убытков или неосновательного обогащения, возникших на этапе реализации концессионного соглашения.
• Суды применяли положения ч. 5 статьи 15 Закона о концессионных соглашениях.
Прежде чем перейти к описанию позиций судебных органов необходимо остановится на содержании ч. 5 статьи 15 Закона о концессионных соглашениях: «в случае досрочного расторжения концессионного соглашения концессионер вправе потребовать от концедента возмещения расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, за исключением понесенных концедентом расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения. В случае если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам), возмещение расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения осуществляется исходя из размера расходов концессионера, подлежащих возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов) и не возмещенных ему на момент расторжения концессионного соглашения. Порядок и срок осуществления указанного возмещения определяются в соответствии с условиями концессионного соглашения».
Вышеприведенное положение было введено в Закон о концессионных соглашениях лишь в 2010 году. Часть 5 статьи 15 Закона о концессионных соглашениях гарантирует концессионеру (инвестору), что независимо от оснований для досрочного расторжения концессионного соглашения, ему будут возмещены расходы, вложенные в создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения.
По мнению Ю.А. Васильева, отсутствие такой гарантии являлось одной из причин непривлекательности концессионных соглашений для частных инвесторов. Теперь же концессионер был вправе рассчитывать на возврат своих инвестиций в любом случае.
Отсутствие единого подхода к толкованию ч. 5 статьи 15 Закона о концессионных соглашениях привело к тому, что концессионеры, предъявляя требования о возмещении расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, ошибочно ссылаются на положения Гражданского кодекса об убытках, о порядке возврата неосновательного обогащения, в результате чего суды отказывают в удовлетворении таких требований по причине отсутствия оснований (элементов деликтной ответственности; наличием у концессионера права использовать имущество в период действия концессионного соглашения; отнесение предпринимательского риска на концессионера, который не смог возместить свои затраты от приносящей доход деятельности, которая всегда фактически была убыточной).
Как следствие, правоприменитель умаляет значение правовой нормы, содержащейся в ч. 5 статьи 15 Закона о концессионных соглашениях, которая была введена законодателем в целях гарантировать инвестору, что его денежные средства, вложенные в объект концессионного соглашения, будут возмещены концедентом при досрочном расторжении концессионного соглашения.
Стороны концессионного соглашения самостоятельно определяют конкретный Перечень расходов, включая его в условия концессионного соглашения и квалифицируя такие затраты как «расходы на Создание объекта соглашения». В результате часть расходов концессионера, понесенных им в процессе создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, ему не возмещается ввиду сформулированной позиции Верховного суда РФ о диспозитивности ч. 5 статьи 15 Закона о концессионных соглашениях.
Однако рассматриваемая норма не может восприниматься судебной практикой как диспозитивная, поскольку для такого вывода о её характере нет правовых предпосылок, напротив, разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 № 16 «О свободе договора и ее пределах», позволяют сделать обратный вывод (об императивности положений ч. 5 статьи 15 Закона о концессионных соглашениях). Концессионер является слабой стороной в концессионном правоотношении, поскольку объект концессионного соглашения, который он создаёт и (или) реконструирует останется у концедента в собственности.
В условиях, когда риск изменения рыночной конъюнктуры относится к предпринимательским рискам концессионера, снижение доходности концессионного проекта, как следствие, источника возмещения затрат концессионера на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения не будет, то в целях соблюдения баланса интересов норма, содержащаяся в ч. 5 статьи 15 Закона о концессионных соглашениях, должна быть признана императивной.
Пределы возмещения Расходов концессионера должны быть определены судом в каждом конкретном случае. Бремя доказывания концессионера, по смыслу ч. 5 статьи 15 Закона о концессионных соглашениях, будет состоять в подтверждении факта создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения и размера понесенных расходов. Концедент, в свою очередь, имея возможность осуществлять контроль за деятельностью концессионера, должен доказать, что Расходы концессионера были полностью компенсированы извлечением концессионером дохода от использования имущества, принадлежащего публичному субъекту.
Как следствие, суд, установив, затраты концессионера и его доход от осуществления приносящей доход деятельности, определит размер возмещения, подлежащего выплате концессионеру при досрочном расторжении концессионного соглашения.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!