Особенности российского и китайского рынка электронной торговли: сравнительный социологический анализ
Тема научной работы: «Особенности российского и китайского рынка электронной торговли: сравнительный социологический анализ». Целью исследования является с социологической точки зрения сравнить и проанализировать развитие электронной коммерции в Китае и России, а также исследовать причины социальных проблем, возникающих в процессе китайско-российского сотрудничества в области электронной коммерции.Цель исследования конкретизируется в следующих задачах:
1. Рассмотреть различные теоретические подходы к исследованию развития рынка электронной коммерции;
2. Рассмотреть возможности изучения особенностей развития рынка электронной коммерции в России и Китае, сравнить и проанализировать различия;
3. Исследовать основные проблемы и их причины в китайско-российском сотрудничестве в сфере электронной коммерции;
4. Исследовать перспективы китайско-российского сотрудничества и развития электронной коммерции.
С наступлением эры Интернета глобальный рынок электр онной коммерции постоянно развивается и прогрессирует. Быст рое развитие электронной коммерции началось в 1990-х годах. После более чем двух десятилетий стремительного развития ры нок электронной коммерции перешел на новую стадию развития. Особенно это стало заметно в России и Китае в период глобальной пандемии COVID-19. На пути развития от сопроводительных ус луг электронной коммерции к развитой экономике электронной коммерции прошел процесс от разработки конкретных технолог ических приложений до формирования кооперированных предприятий и отдельной, принципиально новой отрасли торговли, а также интеграции различных компонентов национальной экон омики посредством инноваций и скоординированных действий в сфере IT-разработок.
Хотя развитие рынка электронной коммерции в России н емного отстает от КНР, он развивается очень быстро. Потребит ельский спрос в Интернете также растет. В настоящее время т рансграничная электронная торговля в России стала важным на правлением и методом эффективных транзакций в международн ой торговле. Российский рынок предоставляет множество возмо жностей для иностранных компаний, особенно многих компаний в Азии, включая Китай. Благодаря быстрому развитию росси йского рынка электронной коммерции, а также политической п оддержке Китая и России трансграничной электронной торговл и, трансграничная электронная коммерция стал новой моделью торгово-экономического сотрудничества между Китаем и Россие й.
В последние годы Китай и Россия укрепили сотрудничест во в области Интернета, и международная торговля посредством электронной коммерцией быстро развивалась. Что касается количества заказов, то Почта России обработала 49 ми ллионов международных посылок уже в первом полугодии 2015 года, что было в 0,5 раза больше по сравнению с аналог ичным периодом 2014 года.1 При этом около 80% трансграничных связей уже приходилось на Китай. В 2015 году размер российского рынка трансграничной электронной коммер ции составлял около 7 миллиардов долларов США, из которых 4,4 миллиарда долларов США приходились на бизнес Китая с Россией.
Согласно данным eShopWorld, количество пользователей товаров электронной коммерции в России достигло 56,12% в
“Почта России” в первом полугодии увеличила число международных отправлений в 1,5 раза [ Э л е к т р о н н ы й р е с у р с ] // URL: https://www.interfax.ru/business/455007 (дата оборащения 10.04.2021)
1
5
2018 году и предполагалось, что достигнет 61,44% к 2020 году, что дает большие возможности для роста2. Однако китайско-ро ссийская трансграничная электронная торговля получила импульс к развитию поздно, и поэтому все еще существуют про блемы, такие как отсталость базовых услуг трансграничной лог истики и низкая цифровизация, что затрудняет повышение скор ости и качества логистики.
В данной работе анализируется состояние и проблемы социально-экономического развития Китая и России и их трансг раничного рынка электронной коммерции, а также анализируются перспективы развития рынка электронной коммер ции Китая и России, новые методы сотрудничества между Китае м и Россией, приграничный рынок электронной коммерции.
Объект исследования — рынки электронной коммерции Ро ссии и Китая.
Предмет исследования — процесс развития рынка электрон ной коммерции Китая и России и способы решения проблем, с которыми сталкивается китайско-российская трансграничная элек тронная торговля.
Цель — с социологической точки зрения сравнить и проан 2 «对俄贸易优势互补的实证分析»赵传君. 北方经贸,2010年第6 期3页
Чжао Чуаньцзюнь.Эмпирический анализ дополнительных преимуществ в торговле с Россией//Северная экономика и торговля. No 6, 2010.C.3
6
ализировать развитие электронной коммерции в Китае и России, а также исследовать причины социальных проблем, возникающи х в процессе китайско-российского сотрудничества в области эл ектронной коммерции.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть различные теоретические подходы к исследованию развития рынка электронной коммерции;
2. Рассмотреть возможности изучения особенностей разви тия рынка электронной коммерции в России и Китае, сравнить и проанализировать различия;
3. Исследовать основные проблемы и их причины в кита йско-российском сотрудничестве в сфере электронной коммерци и;
4. Исследовать перспективы китайско-российского сотрудн ичества и развития электронной коммерции.
Теории, лежащие в основе исследования:
Электронная коммерция – это быстро развивающееся направление экономики в наших странах. Применение электронно го обмена данными (EDI) началось в 1970-х годах. Развитию э лектронной коммерции через Интернет лишь более десяти лет. В настоящее время многие социологи и экономисты уже дости гли некоторых результатов в области исследований китайско-ро
7
ссийской электронной коммерции, в основном они включают в себя следующие направления:
1. Исследование влияния китайско-российской электронно й торговли на международную торговлю;
2. Исследование конкурентных преимуществ, предоставляе мых предприятиям китайско-российской электронной коммерцие й;
3. Исследование китайско-российской электронной коммер ции, торговой политики и тарифной политики;
4. Исследование развития китайско-российской электронно й коммерции в международной торговле.
Что касается западных концепций исследований развития электронной коммерции, то можно, к примеру, отметить, что Гласс он Б. и Диксон М. провели сравнительное исследование традиц ионных способов оплаты и способов оплаты в электронной ко ммерции в международной торговле 3. Бейли Дж. И др. изучил и влияние ценовой дискриминации на рынке электронной комм ерции на традиционную международную торговлю4. Фройнд К. и Вайнхольд Д. проанализировали влияние электронной коммер ции на международную торговлю в 56 странах и показали, что
Glasson, B. Competitive Advantage through Information Technology//Journal of General Management No 7.2009C.43-44.
4 Bailey,J..International Tradeand the Internet.[Электронный ресурс]. URL:http://www.sbaer.uca.edu/reseach/acme/2001.12.pdf. (дата оборащения 01.12.2021)
3
8
влияние электронной коммерции на общий торговый поток не было очевидным до 1997 года, но с конца 1990-х гг. многое и почти сразу изменилось. Более того, они обнаружили, что заимс твование модели электронной торговли может снизить риск и с тоимость выхода экспортеров на новые рынки 5.
Казакова К.В и Пушилин Д.В в статье «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ В РОССИИ» подтвердили, что в ближайшие годы доля в экономике электронной коммерц ии в России значительно увеличится, при этом наблюдается пол ожительная тенденция роста масштабов рынка. Но для равноме рного развития с наименьшими потерями и рисками необходим а поддержка государства. Главная задача государства – стабил изация ситуации на рынке российской электронной коммерции и повышение её конкурентоспособности на мировых онлайн-площ адках6.
В 1999 году правительство Китая опубликовало «Основы электронной коммерции Китая». Документ «Основы» состоит и з четырех частей. Первая часть показывает, что правительство Китая придает большое значение «Направлению развития» электронной коммерции, при этом особое внимание правительст
5Freund, C., Weinhold, D. On The Effect of The Internet on International Trade[Электронный ресурс].URL:http:www.farfoundation.org/recommended/freaund.pdf. (дата оборащения 01.10.2018) 6 Казакова К.В., Пушилин Д.В. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ В РОССИИ // Фундаментальные исследования. – 2014. – No 12-9. – С. 1968-1972;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=36472 (дата обращения: 05.04.2021).
9
венным ведомствам предлагается уделить руководящим указания м по электронной торговле, то есть макропланированию. Во вто рой части выдвигаются основные принципы развития электронн ой коммерции в Китае. Ключевым моментом является то, что электронная коммерция Китая должна не только соответствоват ь национальным условиям Китая, но и должна быть связана с глобальной электронной коммерцией. Третья часть объясняет п роблемы в развитии электронной коммерции, в основном налог ообложение и защиту прав интеллектуальной собственности, та ких как авторское право, права на патенты и товарные знаки и т. д. Четвертая часть – это краткосрочный план развития электр онной коммерции в Китае, в котором основное внимание уделя ется поощрению предприятий к активному участию в электрон ной коммерции 7.
Теоретико-методологические основы исследования:
Теоретической и методологической основой данной работ ы являются исследования ученых по развитию рынков электрон ной коммерции в Китае и России. Для решения поставленных задач в данной работе приняты следующие методы:
1. Метод сравнительного анализа – сравнительное исследо
7 政府电子商务框架何日问世. 瞭望新闻周刊. China Academic Journal Electronic Publishing House. URL: http://www.cnki.net. (дата оборащения 03.05.2014)
10
вание общих различий и сходств наиболее репрезентативных п латформ электронной коммерции в Китае и России, обобщение характеристик платформ электронной коммерции двух стран и причин их успеха.
2. Анализ литературы – изучение содержания статей, книг и статистических данных, на этой основе анализ текущей ситуац ии в среде электронной коммерции и стратегий продаж в Кита е и России.
3. Метод SWOT-анализа – исследование преимуществ, недо статков, возможностей и рисков развития электронной коммерци и в Китае и России, обращение к общедоступным статистическ им данным для этого анализа.
Научная новизна исследования заключается в комплекс ном сравнительно-социологическом исследовании социальных аспектов развития рынков электронной коммерции России и Китая.
Основные результаты исследования:
1. Электронная коммерция вызвала глубокую инновацион ную революцию в области международной торговли. Причина в том, что инновационные преимущества, которые электронная коммерция приносит в международную торговлю, вызваны ее с обственным экзогенным технологическим прогрессом и инновац
11
иями.
2. Электронная коммерция играет огромную вспомогатель
ную и стимулирующую роль в развитии международной торгов ли. В то же время она внесла большие изменения в традицион ную торговлю с точки зрения её формы и механизмов. Она очень повлияла на усовершенствование развития китайско-россий ской межгосударственной торговли.
3. Несмотря на экономический кризис и различные факто ры, российский рынок интернет-торговли будет продолжать рас ти и расти. Однако в развитии электронной коммерции в Росс ии все еще есть проблемы, в основном логистическая инфрастр уктура и технологии организации платежей.
4. Перспективы развития электронной коммерции в Росси и: улучшение качества интернет-соединений, увеличение интерн ет-аудитории, улучшение качества доставки товаров, расширени е ассортимента товаров и услуг.
5. Общим фактором, влияющим на развитие электронной коммерции в России и Китае, является протяженность автомоб ильных и железных дорог и расширение числа пользователей И нтернета в стране.
6. В целях дальнейшего развития сотрудничества в облас ти электронной коммерции определенные технологии и проекты
12
на китайском рынке электронной коммерции могут быть актуал ьными и полезными для развития электронной коммерции в Ро ссии. Следующие проекты и технологии могут быть подходящи ми для развития электронной коммерции в России: мобильные платежи, маркетинг в социальных сетях и онлайн-офлайн-техно логии; логистические инновационные проекты; создание экспорт ной онлайн-платформы в России; IT-проекты, поддерживаемые г осударством.
Структура работы.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений, содержащих инструментарий эмпирического исследования. Первая глава сост оит из двух частей, в основном включающих теоретические во просы развития электронной коммерции в Китае и России, а и менно концепцию электронной коммерции, социальную основу, сформированную электронной коммерцией, и эволюцию китайс ко-российской электронной коммерции. Вторая глава состоит и з трех частей. Автор проводит углубленное исследование разви тия китайско-российской трансграничной электронной торговли с помощью SWOT-анализа и обнаруживает факторы, влияющие на китайско-российскую трансграничную электронную торговл ю. Рынок электронной коммерции и основные проблемы китай
13
ско-российского сотрудничества в электронной коммерции. Тре тья глава состоит из двух параграфов, в которых в основном проводится сравнительный анализ, основанный на предыдущих исследованиях и прогнозе потенциала развития, а также даютс я предложения по решению проблем, существующих в развити и китайско-российской трансграничной электронной торговли.
Электронная коммерция вызвала глубокую инновационную
революцию в области международной торговли. С точки зрения
теории международной экономики, причина в том, что
инновационные выгоды, которые электронная коммерция приносит
в международную торговлю, вызваны самой собой как экзогенный
технический прогресс и инновации. В настоящее время некоторые
развитые страны вкладывают много трудовых и материальных
ресурсов в развитие собственной электронной торговли. Однако
малые и средние предприятия Китая, являясь важной опорой
национального экономического развития, только начали обращать
внимание на возможности развития торговли, предоставляемые
электронной коммерцией, и интеграция их собственных
характеристик развития в электронную коммерцию. Бизнес в
международной торговой деятельности.
В условиях мирового финансового кризиса и повышения
курса юаня покупательная способность традиционных импортеров
на европейском и американском рынках сильно ослабла.
Традиционные высокодоходные крупные заказы на закупки
постепенно были заменены нынешними низкоприбыльными. маржа
мелких заказов, и многие компании могут рассчитывать только на
экспорт. Налоговые скидки субсидируют прибыль. Поэтому цели
развития большинства компаний сместились с традиционных
европейских и американских рынков на развивающиеся рынки с
более высокой маржой прибыли, предпочитая расширять
развивающиеся рынки за счет низкозатратных средств. Малые и
средние предприятия сталкиваются с рядом серьезных проблем в
процессе открытия развивающихся рынков, таких как
несовершенная таможенная система и методы оплаты, трудности в
получении информации и торговых сетей, языковые и культурные
барьеры, нехватка человеческих ресурсов и целостность стороны
сделки.
Лучший способ для предприятий развивать развивающиеся
рынки во внешнеторговом бизнесе, сталкивающихся с
вышеуказанными проблемами, – это передать часть или все свои
приложения электронной коммерции для внешней торговли
надежному партнеру. Таким образом, компании могут сократить
расходы, получить профессиональные услуги, повысить
эффективность работы и своевременно удовлетворить все
потребности электронной коммерции в рамках бюджетных
ограничений. Выберите подходящий режим работы электронной
коммерции и максимально сократите эксплуатационные расходы,
чтобы быстро получить возможности для ведения бизнеса в
Интернете. Услуги аутсорсинга электронной коммерции в
настоящее время являются лучшим выбором для малых и средних
предприятий.
В процессе исследования рынка целевой страны было
обнаружено, что российский рынок пользуется большим спросом.
Поэтому мы создали аутсорсинговую службу электронной
коммерции для обеспечения небольших внешнеторговых операций
онлайн для клиентов на развивающихся рынках, таких как
Содружество Независимых Государств. Штаты и Восточная Европа,
в основном русскоязычные страны. Китайско-российская
платформа электронной коммерции на основе веб-сайтов – очень
разумный выбор. Платформа может снизить порог для китайских
компаний для ведения внешнеторгового бизнеса, так что большее
количество компаний и даже частных лиц могут легко завершить
импорт и экспорт для этих развивающихся рынков через
платформу. С одной стороны, платформа взимает плату за услугу
на основе одной услуги, используемой пользователем, а с другой
стороны, она взимает комиссию на основе транзакции,
осуществленной пользователем через платформу. Долгосрочная
цель развития платформы – стать крупнейшей небольшой
платформой для внешней торговли, которая может предоставлять
онлайн и офлайн-услуги специально для развивающихся рынков,
таких как Китай, Содружество Независимых Государств и
Восточная Европа.
В процессе обсуждения эта статья кратко анализирует
китайско-российскую платформу электронной коммерции и
обсуждает электронную коммерцию Китая и развивающиеся рынки,
в основном для российского рынка. На этой основе были изучены
статус-кво и существующие проблемы китайских МСП в развитии
транснационального рынка электронной коммерции, а затем путем
сравнения с тремя основными конкурентами были изучены
преимущества и преимущества китайско-российской платформы
электронной коммерции в бизнесе. Недостатки процесса
разработки (S и W). В то же время посредством макроанализа
рынка определяются возможности и риски (O и T) на целевом
рынке. Затем использована модель SWOT для анализа и получены
четыре стратегии с определенными точками инноваций: SO, WO,
ST и WT. Китайско-российская трансграничная электронная
торговля только началась, но она быстро развивалась и имеет
огромные возможности для развития. Хотя некоторые препятствия
все еще существуют, они постепенно привлекают внимание
правительств двух стран и компаний электронной коммерции. При
поддержке и поощрении со стороны правительств двух стран
китайские компании электронной коммерции начали импорт и
продажи на внутреннем рынке. В прошлом году на рынке
появлялось все больше и больше российских импортных товаров и
магазинов с товарами из России, чего достаточно. показать быстрое
развитие двусторонней трансграничной электронной торговли. В
настоящее время многие компании электронной коммерции, такие
как Russian Express и JD.com, сотрудничают с университетами в
области обучения персонала, стремясь развивать
специализированные таланты в области электронной коммерции,
которые будут играть важную роль в продвижении дальнейшего
развития китайско-российских кросс- пограничная электронная
коммерция. Короче говоря, китайско-российская трансграничная
электронная торговля имеет широкие перспективы и, несомненно,
станет важной опорой китайско-российского экономического и
торгового развития.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!