Педагогические условия социальной реабилитации детей с нарушением интеллекта
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..……………….. 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА……..…………………………………… 9
1.1. Педагогические условия социальной реабилитации детей с нарушением интеллекта……………………………………………………….. 9
1.2. Исследование проблем социальной реабилитации детей с нарушением интеллекта в нашей стране и зарубежом……………………………………… 17
1.3. Технологии социально-реабилитационного процесса и особенности их реализации…………………………………..…………………………………… 23
Выводы по 1 главе………………………………………………………………. 31
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЛЛЕКТА………………………………… 33
2.1. Социальная реабилитация в практике современной специальной общеобразовательной (коррекционной) школы XIII вида…………………… 33
2.2. Уровни социализации учащихся 9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе XIII вида…………………..… 39
Выводы по 2 главе…………………………………………………………….… 54
ГЛАВА 3. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА………………………………………………………………… 56
3.1. Программа социальной реабилитации детей с нарушением интеллекта…………………………………………………………………….… 56
3.2. Педагогические условия реализации программы социальной реабилитации детей с нарушением интеллекта……………………..………… 59
3.3. Экспериментальная проверка эффективности модели…………………… 65
Выводы по 3 главе……………………………………………………………… 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 82
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..……………………….. 85
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………. 91
Актуальность исследования по данной проблеме: в каждой стране есть дети с умственной отсталостью, которые нуждаются в особых формах воспитания и обучения. Они являются инвалидами детства, имея грубые нарушения познавательной деятельности, речи и эмоциональной сферы, и не способны к самостоятельной жизни, требуя постоянного надзора и опеки взрослых. С помощью правильной организации специального обучения они усваивают элементарные формы коммуникации, овладевают несложными трудовыми и социальными навыками и могут быть, в определенной степени, интегрированы в общество.
Социально-реабилитационная деятельность — сравнительно новая область профессиональной деятельности, возникшая как одно из направлений в системе комплексной реабилитации детей с отклонениями в развитии. Основная ее задача — обеспечить подготовку таких детей к полноценной жизни в обществе.
В работах И. И. Мамайчук, Л. М. Шипицыной, Л. В. Федорова и Е. Р. Смирновой реабилитация детей с нарушением интеллекта рассмотрена как основа для реальной социализации и интеграции детей с нарушением интеллекта в общество.
Социально-психологические, педагогические и медицинские аспекты реабилитации и интеграции детей с нарушением интеллекта в общество рассматривали такие ученые как И. В. Астраханцев, В. М. Боголюбова, С. А. Быданов, В. Ю. Чукарев, М. В. Эльштейн.
1. Аксенова Л. И. Социальная педагогика / Л. И. Аксенова // Дефектология. – 1997. – №5. – С.32-40
2. Асмолов В. М., Теоретико-методические аспекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии./ В. М. Асмолов, О. И. Лебединская, Б. Ю. Шапиро. – М: Просвещение, 1995 – 310с.
3. Бадмаев С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников./ С. А. Бадмаев. – М: Владос, 1997. – 241с.
4. Блейхер В. М., Крук И. В. Толковый словарь психиатрических терминов / В. М Блейхер, И. В. Крук / под ред. С. Н. Бокова: в 2 т. – Ростов-на-Дону, 1996. – С. 96-102
5. Бондаренко Г. И. Социально-эстетическая реабилитация аномальных детей./ Г. И. Бондаренко // Дефектология. – 1998. – №3. – С. 12-26
6. Бочарова В. Г. Основные требования к развитию теории в области социальной педагогики и социальной работы / В. Г. Бочарова // Материалы международной научно-практической конференции. – М., Тюменский государственный университет, 2003. – С. 12-45
7. Брезе Б. Активизация ослабленного интеллекта при обучении во вспомогательных школах / Пер. с нем./ Б. Брезе – М.: АРКТИ, 1991. – С. 271-273
8. Бгажнокова И. М. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей с недостатками интеллекта. / И. М. Бгажнокова // Дефектология. – 1995. – №5. – С. 28-30
9. Бгажнокова И. М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью. / И. М. Бгажнокова // Дефектология. – 1994. – №1. – С. 10-11
10. Виноградова, А. Д. Мотивация деятельности умственно отсталых школьников. / А. Д. Виноградова // Дефектология. – 1991. – №7. – С. 54-57.
11. Власова, Т. А. Учителю о детях с отклонениями в развитии: (природа и характер отклонений, приемы и методы их корректировки) / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. – М: Просвещение, 1967. – 205 с.
12. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / под ред. В. В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994. – 416 с.
13. Всеобщая декларация прав человека [принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 01.01.01 г.)] – М.: “Библиотечка Российской газеты” – N 22-23, 1999. – С. 21-54.
14. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под ред. Л. М. Штутина, Л. М. Малова. — М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 536 с.
15. Декларация прав ребенка [принята Генеральной ассамблеей ООН] – М.: Законы Российской Федерации, 2015. – С 12-20.
16. Декларация о правах инвалидов [Электронный ресурс] / Генеральная Ассамблея: Резолюция 3447 от 9 декабря 1975 года – Режим доступа http://www.hri.ru/docs/?content=doc&id=314
17. Декларация о правах умственно отсталых лиц [Электрон. ресурс] / Генеральная Ассамблея ООН: Резолюция 2856 от 20 декабря 1971 года – Режим доступа http://pedlib.ru/Books/5/0002/5_0002-1.shtml
18. Дефектология. Словарь-справочник / под ред. Б. П. Пузанова. — М.: Новая школа, 1996. — 146 с.
19. Дошкольное воспитание аномальных детей: Кн. для учителя и воспитателя / Л. П. Носкова, Н. Д. Соколова, О. П. Гаврилушкина и др.; под ред. Л. П. Носковой. — М.: Просвещение, 1993. — 224 с
20. Дульнев, Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе: пособие для учителей / Г. М. Дульнев; под ред. Т.А. Власовой и В.Г. Петровой. – М.: Просвещение, 1981. – 176 с.
21. Екжанова, Е. А. Системный подход к разработке программы коррекционно – развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. / Е. А. Екжанова // Дефектология. – 1999. – №6 – С. 25-27.
22. Завражин, С. А. Адаптация детей с ограниченными возможностями. / С. А. Завражин, Л. К Фортова. – М: Академический проект, Трикста, 2005. – 400 с.
23. Закон РФ “Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)” // Собрание законодательств РФ, 1996. – С. 2-3.
24. Закон РФ “Об образовании” // Сведение законодательств РФ, 1996. – С. 10.
25. Замский, Х. С. История олигофренопедагогики. 2 изд. / Х. С. Замский. – М.: Просвещение, 1990. – 398 с.
26. Занков, Л. В. Избранные педагогические труды. – 3-е изд., дополн. / Л. В. Занков. – М.: Дом педагогики, 1999. – 608 с.
27. Кащенко, В. П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя. 2-е изд. / В. П. Кащенко. – М.: Просвещение, 1994. – 223 с.
28. Кожалиева, Ч. Б. Особенности содержания образования у умственно отсталых учащихся школьного возраста. / Ч. Б. Кожалиева // Дефектология. – 1995. – №1 – С.42-44.
29. Конвенция Международной организации труда N 159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов (Женева, 20 июня 1983 г.), Рекомендация Международной Организации Труда от 01.01.01 г. N 168 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов // Международная Организация Труда. Конвенции и рекомендации. том 2., 2001.
30. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993.
31. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Б. П. Пузанов, В. И. Селиверстов и др. – 3-е изд., доп. – М.: Академия, 2001. – 480 с.
32. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / под ред. Б. П. Пузанова. – М.: Академия, 1999. – 144 с.
33. Курбатов, В. И. Социальная работа: Учебное пособие. / В. И. Курбатов. – М.: Дашков и К, 2006. – 576 с.
34. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев. – М.: Наука, 2001. – 352 с.
35. Маллер, А. Р. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. – М.: Педагогика, 1998. – с.128.
36. Маллер, А. Р. Состояние и тенденции развивающего обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей. / А. Р. Маллер. // Дефектология. – 1994. – №3 – С. 28-30.
37. Малофеев, Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н. Н. Малофеев. – М.: Просвещение, 2009. – 319 с.
38. Малофеев, Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия: учеб. пособие для студентов пед. вузов: в 2 ч. – Ч. 1. / Н. Н. Малофеев. – М.: Просвещение, 2010. – 319 с.
38. Малофеев Н. Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной помощи детям с особыми проблемами. / Н. Н. Малофеев// Дефектология. – 1997. – №6 – С.3.
39. Мачихина, В. Ф. Организационно – педагогические аспекты обучения и воспитания умственно отсталых детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. / В. Ф. Мачихина. // Дефектология. – 1992. – №4 – С.19-21.
40. Мошняга, В. Т. Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями / В. Т. Мошняга.; под. ред. И. И. Холостовой. – М.: Инфра-М, 2003. – 395 с.
41. Мустаева, Ф. А. Основы социальной педагогики. / Ф. А. Мустаева. – М.: Академический проект, 2001. – 416 с.
42. Образовательные стандарты для специальных школ: отвечаем на вопросы практиков. // Дефектология. – 1997. – №4 – С.43-47.
43. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ под ред. В. В. Воронковой. – М.: Школа-Пресс, 1994. – 416 с.
44. Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога. / Р. В. Овчарова. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 480 с.
45. Основы социальной работы. Учебник. / Отв. ред. П. Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 368 с.
46. Основы специальной психологии. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова и др.; под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2002. – 480 с.
47. Петрова, В. Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. – 104 с.
48. Положение о детском доме-интернате для умственно отсталых детей Министерства социального обеспечения РСФСР. Утверждено приказом МСО РСФСР от 6 апреля 1979г. №35, 1979.
49. Положение о специальных общеобразовательных школах – интернатах (школах, классах) для детей с недостатками в физическом и умственном развитии. // Дефектология. – 1991 – №1 – С.3-5.
50. Постановление Правительства РФ от 01.01.2001 N 732 (ред. от 01.01.2001) “О федеральной целевой программе “Дети России” на 2годы” // Собрание законодательства РФ, 14.10.2002, N 41., 2001.
51. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. “Дефектология”. – 3-е изд. / С. Я. Рубинштейн. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.
52. Семаго, Н. Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития. / Н. Я. Семаго // Дефектология. – 2000. – №1 – С. 66-75.
53. Словарь справочник по социальной работе / под ред. Е. И. Холостовой. – М. Юристъ, 1999. – 334 с.
54. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / под ред. В. А. Никитина. — M.: ВЛАДОС, 2000. — 272 с.
55. Специальная педагогика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. И. Аксенова и др.; под ред. Н. М. Назаровой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия,2002. – 400с.
56. Холостова, Е. И. Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие. / Е. И. Холостова. – М.: Дашков и К, 2006. – 240 с.
57. Холостова Е. И. Социальная работа: теория и практика. Учебное пособие. / Е. И. Холостова, А. С. Сорвина– М.: ИНФРА-М, 2004. – 400 с.
58. Шептенко П. А. Методика и технология работы социального педагога. / П. А. Шептенко, Г. А. Воронина; под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2007. – 208 с.
59. Шипицына Л. М. Необучаемый ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. — 2-е изд., перераб. и дополн. / Л. М. Шипицына. – СПб.: Речь, 2005. — 477 с.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!