Переживание личностью опыта домашнего насилия

Гончаренко Аркадий Владимирович
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Исследование посвящено изучению феноменологии переживания личностью опыта домашнего насилия.
В исследовании приняли участие 108 человек, средний возраст которых составил 30 лет. Из них 79 женщин и 29 мужчин.
В теоретической главе представлен взгляд на проблему домашнего насилия, дано определение и его виды. Рассмотрены такие методологические конструкты как переживание (с позиции Ф.Е. Василюка) и отношения (с позиции В.Н. Мясищева).
В практической части исследования изучалось (1) как в современном обществе воспринимается проблема домашнего (партнерского) насилия (авторский онлайн-опросник, авторский вариант методики Семантический дифференциал), (2) как отражается в ответах вина (Измерение малоадаптивных форм вины, IGQ), (3) на выборке респондентов с реальным опытом домашнего насилия, то, как они его переживали или переживают в личных историях (полуструктурированное интервью).
Обработка данных включала частотный анализ, сравнительный и корреляционный по критерию К-Краскела-Уоллеса, а также факторный анализ методом главных компонент.
По результатам исследования были получены данные об особенностях переживания личностью опыта домашнего насилия: выявлена структура (объяснение самому себе, непережитый опыт отношений, слияние с партнером и страх близости, переживание ответственности за расставание, потерянные «Я», актуальность переживаний, близость бывшего партнера) отношения к домашнему насилию независимо от наличия такого опыта, доминирование когнитивного аспекта в переживаниях по сравнению с эмоциональным и поведенческим, усиление экзистенциальной вины и потеря своего «Я» у переживших опыт домашнего насилия.

В последнее время становится все более актуальной так долго табуированная в нашем обществе тема домашнего насилия. На протяжении многих лет эта проблема не только игнорировалась, но и не была предметом комплексного междисциплинарного исследования. В средствах массовой информации домашнее насилие было представлено в достаточно усеченной, трансформированной форме, часто как проблема малоимущих, асоциальных и неполных семей. На самом же деле, абьюз, оставаясь сегодня актуальной и сложной проблемой, не имеет прямой взаимосвязи с уровнем социального, политического, экономического и культурного развития, гендером, сексуальной ориентацией и т.д. Нельзя забывать, что любой человек может оказаться в отношениях, где присутствует насилие.
В России проблематика научных исследований домашнего насилия, осложнялась ограниченным доступом к материалам и табуированностью данной темы до конца восьмидесятых годов. Тогда это была прерогатива узких специалистов, которые занимались преступлениями, совершенными в семейно-бытовой сфере. На данный момент прослеживается другая тенденция: проблема домашнего насилия становится одной из приоритетных по изучению в современном как мировом, так и российском научном сообществе. Кроме того, можно проследить, как меняется отношение к этой проблеме в сознании людей: создано множество социальных служб профилактики и предотвращения насилия в семье, организованы кризисные центры и «убежища» для женщин, круглосуточные телефоны доверия, средства массовой информации переполнены резонансными судебными разбирательствами, развиваются социальные проекты посвященные жертвам домашнего насилия, наконец-то всерьез заговорили о законе против домашнего насилия и т.д. и т.п.
Повышенный интерес и обращение к данной проблеме оправдано многими обстоятельствами. Социально-политические причины обращения к этой проблеме коренятся в глобальном переустройстве и трансформации современного общества – возникновении постиндустриального, или информационного общества, где табуированность вытесняется информационной доступностью.
Национальная ассоциация социальных работников объясняет термин домашнее насилие как «эмоциональное, физическое или сексуальное насилие, совершаемое сознательно или неосознанно в отношении членов семьи или других домочадцев». Насилие в рамках близких отношений – это повторяющийся раз за разом феномен, причем с каждым новым случаем увеличивается степень тяжести данного события. Насилию не всегда необходимо быть физическим, чтобы причинить вред человеку. Оно может быть эмоциональным (психологическим), сексуальным, экономическим – в любом из проявлений отличительной чертой будет желание контролировать, внушить чувство страха человеку. Чаще всего человек одновременно испытывает несколько видов насилия, если не все одновременно. К сожалению, от этого никто не застрахован и как ни странно из таких отношений достаточно тяжело выйти.
Таким образом, в последнее время тема домашнего насилия стала довольно острой. В нашем обществе эта проблема не вызывает особого удивления или негодования. Образ отношений в которых кому-то приходится страдать – первым приходит в голову, достаточно вспомнить любой роман из классической литературы, или любую мелодраму с экранов телевизоров. В действительности, эти произведения искусства подразумевают страдания другого характера, но такой устойчивый образ драматических отношений настолько отложился в наших умах, что начинает представлять вариант нормы: бьёт – значит любит. Кроме того, в нашей культуре не принято выносить внутрисемейные конфликты за рамки семьи, поэтому люди не всегда готовы обсуждать это с близкими, или, тем более, обращаться к специалистам. Все это приводит к тому, что личность, столкнувшаяся с абьюзом в близких отношениях, надеется на то, что её партнер изменится, продолжает оставаться в таких отношениях, терпит, страдает и скорее всего никому об этом не говорит.
Не смотря на то, что в обществе бытует представление о равноправных отношениях, появляется все больше информации посвященной личным границам, общественные организации продвигают закон о домашнем насилии и т.д. – на бытовом уровне мы видим, что в партнерских отношениях наблюдается обострение проблемы насилия (особенно на фоне пандемии, когда человек практически изолирован от мира и не имеет возможности обратиться за помощью). Кроме того, распространено представление о том, что насилие работает по универсальным алгоритмам и является однородным, однако это не так. Важно системно рассматривать насилие и учитывать при этом дисбаланс власти, который существует в отношениях между мужчинами и женщинами.
Таким образом, абьюз как общественная проблема никуда не исчезла и исследования посвященные этой теме – по-прежнему актуальны. В рамках данного исследования особый интерес представляют переживания, связанные с опытом домашнего (партнерского) насилия.
Цель исследования: изучение особенностей переживания личностью опыта домашнего (партнерского) насилия, а также его роли в выстраивании партнерских отношений.
Объект исследования – домашнее (партнерское) насилие.
Предмет исследования – феноменология переживания личностью опыта домашнего (партнерского) насилия.
Задачи:
1) Провести теоретический обзор имеющихся в отечественной и зарубежной психологической литературе исследований относительно домашнего насилия;
2) Определить теоретико-методологические основания исследования домашнего (партнерского) насилия;
3) Провести пилотажное исследования с целью конкретизации опорных точек исследования, а также апробации авторского списка вопросов к полуструктурированному феноменологическому интервью;
4) Уточнить методический аппарат основной части исследования: подобрать психодиагностические методики и определить окончательный вариант онлайн-опросника и феноменологического интервью с женщинами, пережившими домашнее насилие;
5) Провести основное исследование, математико-статистический анализ полученных данных и описать их;
6) Описать особенности отношения к домашнему насилию респондентами с опытом и без опыта насилия;
7) Выявить структуру феноменологического описания отношения к домашнему насилию в обществе. Сравнить полученные в группах с опытом и без опыта домашнего насилия;
8) Уточнить психологические характеристики респондентов в части переживания деструктивных форм вины, выявить связь опыта домашнего насилия с экзистенциальными формами вины;
9) Описать феноменологию переживаний жертв домашнего насилия, выявить сходства и различия в отношении к домашнему насилию и «точки напряжения» переживаний, способных стать мишенями психологической помощи и поддержки.
Теоретическая гипотеза: феноменология переживания опыта домашнего (партнерского) насилия, может быть описана на 3-х уровнях отношений (когнитивном, эмоциональном, поведенческом).
Эмпирические гипотезы:
1) Опыт домашнего (партнерского) насилия негативно влияет на восприятие других и себя, ассоциируясь с потерей себя (потерей «Я»), манипулятивностью;
2) Опыт домашнего (партнерского) насилия способствует усилению экзистенциальной вины.
Описание выборки: общая выборка исследования составила 108 человек: из них (1) в пилотажном исследовании – 50 человек, (2) в онлайн-опросе – 50 человек (женщины и мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, с опытом домашнего (партнерского) насилия в прошлом (или без него), (3) в интервью – 8 человек (девушки и женщины в возрасте от 18 до 42 лет с опытом домашнего насилия в прошлом, из них 5 человек получали (или получают) в связи с этим психологическую помощь).
Теоретико-методологическая основа исследования:
Феноменологический подход (описательная феноменология) Э. Гуссерля. Целью данного подхода является описание смыслов переживания или опыта. Принцип познания в данном подходе – «феноменологическая редукция»; работа на уровне очевидных смыслов текста и самопонимания исследуемых; описательный характер результатов. Анализ полученных данных при данном подходе осуществляется с помощью следующих техник – пошаговая конденсация, тематический анализ.
Теория переживания Ф.Е. Василюка, в которой переживание рассматривается как деятельность, направленная на проживание ситуаций, требующих от индивида приложения усилий для их принятия и совладания с ними (как правило, трудных ситуаций), на реабилитацию и выравнивание душевного состояния – то есть на выход из кризиса. В этом смысле нам представляется значимым такое рассмотрение переживания, т.к. личность оказавшись в ситуации домашнего насилия не просто испытывает это, а проживает, с ней происходят те или иные изменения. Положения данной теории нашли свое отражение в опорных точках составления вопросов интервью и пунктов семантического дифференциала.
Теория отношений В.Н. Мясищева, где отношение представляет собой в психологическом контексте одну из разновидностей способов отражения индивидом внешнего мира. Автор теории ссылается на так называемую триаду Тетенса, постулирующую автономность трёх компонентов психической активности – ума, чувства и воли. Если переносить эту триаду на позицию целостности В.Н. Мясищева, можно назвать их – когнитивный, эмоциональный и поведенческий аспекты.
Методы исследования:
1. Полуструктурированное авторское феноменологическое интервью (прил. 2): представляет собой комбинацию структурированного интервью и свободной беседы.
2. Метод семантического дифференциала – авторская версия (прил. 2): один из объективных методов построения субъективного семантического пространства, размещение в котором тех или иных значений позволяет проводить их анализ.
3. Опросник «Измерение малоадаптивных форм вины» (IGQ) (прил. 3), разработанный американскими психологами (O’Connoretal., 1997) и адаптирован Е.В. Белинской (2002).
4. Нарратив (прил. 5) – осмысленное выражение жизненного опыта посредством личных историй из жизни. Использован в феноменологическом интервью как повествование личной истории.
5. Контент-анализ – для выявления и оценки специфических характеристик текстов.
Для диагностики потерянных «Я» использовалась методика «Изучение малоадаптивных форм вины». Однако в связи с тем, что по ней были получены частичные данные, она была исключена из дальнейшего анализа.
Математико-статистические методы обработки данных проводилась на основе программы SPSS 22.0 и Excel. В работе проведены частотный, сравнительный, корреляционный и факторный анализы.
Научная новизна данного исследования заключается в том, что феномен абьюзивных отношений в России слабо изучен через феноменологию переживания личностью опыта домашнего насилия.
Теоретическая значимость: предполагается, что данное исследование внесёт свой вклад в развитие психологической теории переживаний, в части домашнего насилия, и тем самым расширит сферу практического приложения этой теории.
Практическая значимость: исследование ориентировано на практику психологической помощи человеку, столкнувшемуся в романтических отношениях с опытом домашнего насилия; человеку, оказавшемуся в ситуации жизненного кризиса.
Структура работы: магистерская диссертационная работа состоит из введения, трёх глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений. Во введении рассматривается актуальность изучаемой проблемы, формулируются цель, предмет, объект, гипотеза, задачи исследования. Первая глава включает описание результатов теоретического анализа проблемы домашнего насилия. Вторая глава представляет собой описание дизайна исследования. Третья глава состоит из результатов эмпирического исследования феноменологии переживания личностью опыта домашнего насилия. Основные важные результаты представлены в выводах. В заключении подводятся итоги проведенного исследования, перечислены перспективы будущей работы. Список литературы включает 93 наименования. В приложениях представлены применяемые методики, данные математической обработки и др. Работа содержит 6 рисунков и 28 таблиц.

Нами было проведено качественное исследование переживания личностью опыта домашнего насилия. Мы предположили, что всю уникальность этого опыта можно описать на 3-х уровнях отношений по Мясищеву, а также, что последствия этого опыта будут отражаться на восприятии собственного образа, через потерю себя, и усиление экзистенциальной вины.
Данные проведенного исследования, включающего в себя онлайн-опрос и полуструктурированное интервью, свидетельствуют о том, что респонденты описывая то, как они переживают свой опыт деструктивных отношений, делают акцент на когнитивной составляющей, образе партнера, своей вине и сожалениях об утраченных возможностях. Для человека, переживающего такой опыт, могут быть важны темы экзистенциальной вины и своих потерянных «Я». В практической психотерапевтической работе с людьми пережившими или переживающими опыт насилия в романтических отношениях, стоит делать акцент на этих темах. Таким образом, полученные результаты подтверждают выдвинутые гипотезы.
Возможной перспективой исследования переживания опыта домашнего насилия может быть более подробное рассмотрение темы «Потерянных Я» в субъективной картине жизненного пути личности, аспектов и содержания этих утерянных «Я». Кроме того, значимым на наш взгляд представляется изучение других факторов, раскрывающих переживание опыта домашнего насилия кроме экзистенциальной вины: усилению или редукции каких еще аспектов может способствовать такой опыт.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету

    Проактивность как предиктор вовлеченности персонала
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Динамика внутреннего репутационного капитала организации
    📅 2018год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет