Послание к Филимону апостола Павла. Особенности и интерпретация
Настоящая работа посвящена исследованию содержания послания апостола Павла к Филимону. Самое короткое, с ярко выраженным практическим наставлением, оно выделяется среди остальных сочинений Павла, однако, несмотря на свои формальные и риторические отличия, должно рассматриваться в свете общего павлианского корпуса.
Настоящая работа посвящена исследованию содержания послания апостола Павла к Филимону. Самое короткое, с ярко выраженным практическим наставлением, оно выделяется среди остальных сочинений Павла, однако, несмотря на свои формальные и риторические отличия, должно рассматриваться в свете общего павлианского корпуса.
Актуальность исследования
Послание к Филимону самое краткое из произведений Павла (ок. 335 слов) и целиком посвященное реализации идей Нового завета. Традиционно оно лишь упоминается в ряду «тюремных» посланий апостола как очень личный текст, письмо «частного характера», не особенно существенное.
Осмысление Послания Павла к Филимону с точки зрения реализаций идей Нового Завета представляется важной и актуальной задачей, которой посвящено мало зарубежных исследований, тогда как в отечественной историографии такая исследовательская задача и вовсе не сформулирована. Поставленная задача представляется важной не только в качестве исследовательской проблематики, но также и для церковных практиков, особенно евангелических христиан – с точки зрения реализации практик коммуникации внутри сообщества верующих
Степень изученности темы
Текстология изучена подробно, разночтений мало, что позволяет пользоваться критическим изданием NA28.
Из числа основных, считающихся фундаментальными и авторитетными исследованиями, посвященными Филимону, стоит указать на труды Дж. Нокса, Дж. Д. Додда, Дж. Дункана, П. Арц-Грабнера, Дж. Д. Данна. Кроме того, язык, содержание, риторика послания в достаточной мере проанализированы в исследованиях Н. Петерсена, К. Ф. Д. Муля, С. С. Эллиотта, Дж. П. Хайля, Ф. Д. Тольми. С другой стороны, для верной оценки Послания к Филимону важен компаративный эпистолярный материал, в первую очередь переписка Плиния Младшего с Траяном, а также папирологическая традиция. Последняя тема особенно исследована в трудах П. Арц-Грабнера.
Богословие послания к Филимону в современных исследованиях в наибольшей мере раскрыто в труде лютеранского теолога Дж. Г. Нордлинга 2004 г., а также других христианских комментаторов.
Наконец, наиболее существенна литература, раскрывающая социальный, правовой, общий исторический контексты послания. В частности, нужно отметить исследования, связанные с личностью апостола Павла. Его идеи проанализированы в контексте иудаизма (работы Ф. Баура и Ф. Бруцера), греческой культуры (А. Диессерман), эклектичной эллинистической культуры (A.Сегал, Д. Боярин). Переведенные на русский язык работы по Павлу отличаются научно-популярным и компилятивным характером, однако доносят некоторые из этих точек зрения (Э. Лозе, М. Ф. Басле, А. Деко). Богословие Павла изучено наиболее основательно и точно в немецкой историографии. Р. Бультман смотрит на Павла как на подлинного создателя христианского богословия, основанного на встрече со Христом (событием) и несущем весть о конце старого мира. По Р. Бультману, центральным положением богословия является любовь, в которой содержится все остальное (Гал 5: 14; Рим. 13: 8-10). А. Швейцер очень хорошо понимает значение личной веры для самого Павла и предлагает рассматривать его этику именно нераздельно от мистицизма апостола язычников.
Объект и предмет исследования
Объектом исследования является само Послание Павла, в то время как предметами исследования выступает богословские и этические взгляды апостола.
Цели и задачи исследования
Настоящая работа является попыткой дать комплексную оценку Посланию к Филимону. В этой связи можно выделить две основные цели работы: исследование Послания как письменного памятника эпохи, то есть его особенности, а также комплексное изучение содержательной стороны текста, то есть его интерпретация. Данные цели распадаются на ряд взаимосвязанных задач, которым посвящены первая и вторая главы настоящей работы. Во-первых, необходимо рассмотреть вопросы, связанные с источниковедческими и критическими аспектами Послания. Во-вторых, исследовать послание в историческом контексте жизни Павла, социальных реалиях того времени и также в контексте особенностей жанра. Наконец, рассмотреть структуру и содержание послания, проанализировать, как Павел проявляет себя в послании, как общается со своими адресатами, в каких отношениях состоит с ними и, наконец, какие идеи проповедует им. Эти задачи, соответственно, решаются в трех главах настоящей работы.
Методологическая основа работы
Методологической основой работы является принцип историзма, который представляет собой рассмотрение исторических событий и явлений в хронологической последовательности и во взаимосвязи друг с другом, базирующийся на доверии к историческому источнику, в качестве которого, в первую очередь, выступает само Послание к Филимону. В исследовании широко применяется метод системного анализа, заключающийся в комплексном исследовании различных видов исторических источников (произведений языческих и христианских авторов и папирологических документов). Историко-филологический метод необходим при рассмотрении тех вопросов, где требуется анализ и определение этимологии и семантики тех или иных терминов, встречающихся в источниках, в особенности касающихся лексики и словоупотребления посланий Павла. Наконец, затронутая Павлом в послании проблема рабства требует своей методологии изучения в контексте теологической проблематики христианского отношения к социальному институту рабства.
Научная новизна работы
Научная новизна работы заключается в том, что в отличие от большинства не только русскоязычных, но и иностранных исследований, Послание Филимону рассматривается не в контексте других сочинений апостола Павла и не в контексте широкой теологической проблематики апостола, но как самостоятельный литературный памятник, ценный именно тем, за что он чаще всего и подвергается критике, то есть частным характером проблематики послания. Кроме того, как уже отмечалось ранее, уникальность нашего подхода к посланию заключается в его интерпретации как послания «практического», то есть направленного не на обсуждение идей Нового Завета, но на их воплощение в практической жизни членов раннехристианских общин.
А. Швейцер пишет, что Павел благодаря «своей духовности он и в рамках эсхатологии остается свободным человеком; это ограничение не лишает его присущей ему естественной человечности, которая становится лишь более глубокой. <…> Этика является для него необходимым внешним проявлением перенесения из земного мира в сверх земной, которое уже сейчас совершается в бытии во Христе. <…> Это и есть идеал этики Павла: жить, устремляя взор к вечности и в то же время оставаясь на твердой почве реальности. Энтузиастическому пониманию добра он придает практическую направленность, не лишая его этим ни оригинальности, ни силы».
Продолжая эту мысль, что, на наш взгляд, в центре послания действительно лежит переживание Павла накануне эсхатологических потрясений. Обращение самого апостола настолько потрясло его, что он вслед за своими единоверцами ожидает скорого пришествия Царства Божьего и потому не сидит сложа руки, посвятив свою жизнь проповеди Евангелия, суть которого, на его взгляд, заключается не в сложных теологических построениях, но в проповеди простых вещей, которым учил сам Христос. Любовь к ближнему, очевидно, первейшая обязанность христианина, которая должна не дискутироваться, а реализовываться на практике. Поэтому встреченный Павлом в заключении беглый раб Онисим заслуживает самой искренней заботы и любви апостола. Равно как и возвращение Онисима к хозяину является испытанием для христианской любви последнего. Все в Церкви теперь устроено иначе чем в греховном мире, и людей объединяют иные социальные отношения, чуждые миру. Они и являются прообразом тех отношений, которые будут в Царстве Божием.
Заметим, что как мы показали выше, такая интерпретация послания является хотя и традиционной, но далеко не единственной. Тем не менее, наша точка зрения, базируется на весьма прочных и, как представляется доказанных основаниях. Во-первых, мы исходим из того, что существующий набор источников достаточно точно передает нам сам текст оригинального послания, этот текст аутентичен и принадлежит апостолу Павлу; во-вторых, Послание составлено в том регионе, где и происходят описываемые события, то есть Павел говорит не о каких-то абстрактных вещах, а обращается с конкретным прошением к Филимону по вполне конкретному поводу; в-третьих, повод этот не является малозначимым — речь идет не только об освобождении одного беглого раба, но по сути призывает практически придерживаться евангельского учения целую домашнюю церковь Филимона; в-четвертых, сама структура послания позволяет именно так понимать смысл и содержание текста; в-пятых, язык и риторические фигуры, используемые апостолом также свидетельствуют, что именно в этом заключалась цель написания послания.
Эта мысль вполне созвучна высказанной во Втором послании к коринфянам утверждении Павла, что Бог любит «доброхотно дающего», того, кто отдает «не с огорчением» (2 Кор. 9:7). «Благотворитель ли, [благотвори] с радушием», как сказано в Рим. 12:8, потому что Бог не смотрит на тех, кто жертвует с огорчением и сожалением.
Его совет Филимону и Онисиму ясно выражает двум бывшим соратникам прощение грехов в Иисусе Христе. Павел предлагает преодолеть социальную ситуацию, заменив социальную иерархию на принципиальное равенство христиан друг перед другом. Другим важнейшим содержанием является идея святого служения, которое вместо Христа несли на себе апостолы, и призвание христианина (vocatio).
Это послание призывает всех членов Тела Христова к жизни преданного служения по «благодати Господа нашего Иисуса Христа» (ст. 25). После примирения (ст. 15б), Павлу очень хотелось, чтобы Филимон отправил Онисима назад «послужить» Павлу вместо самого Филимона (ἵνα ὑπὲρ σοῡ μοι διακονῇ, ст. 13б).
Рукописи
Brief eines Diakones an zwei λειτουργοῦντες. URL: http://papyri.info/ddbdp/chr.wilck;;420 (дата обращения 05.04.2021)
BGU 1.37. URL:
P61. URL:
P.Giss. 1.54. URL: http://papyri.info/ddbdp/p.giss.apoll;;12
P.Mich. 3.173. URL: http://www.papyri.info/ddbdp/p.mich;9;550
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!