PR деятельность МПО и НПО в Центральной Азии
Актуальность проблематики исследования PR деятельности МПО и НПО в Центральной Азии обусловлена возрастающим влиянием публичности в условиях медиатизации региона. Работа содержит анализ коммуникационных стратегий, применяемых некоммерческими организациями на протяжении всего периода независимости центральноазиатских стран. Автор определяет основные направления деятельности МПО и НПО в реалиях региона, оценивает влияние «третьего сектора» на институт гражданского общества, оказываемое вследствие практикуемых методов по связям с общественностью. Р. Мухамадеев поднимает вопрос о факторах формирования образа неправительственных организаций в общественном сознании и о влиянии этого образа на взаимоотношения с правительствами стран Центральной Азии. Исследование опирается на теоретические подходы Е. В. Гусевой, Ч. Бакстона, Ч. Циглера и других отечественных и западных исследователей. Базовыми для выпускной квалификационной работы являются историко-хронологические и социально-политические стратегии исследования. В результате проведенного исследования автор стремится составить хронологию взаимоотношений между правительствами стран Центральной Азии и некоммерческими организациями на основе мер со стороны государственных органов по взаимодействию или противодействию деятельности различных МПО и НПО. На основе конкретных примеров и статистических данных ставится задача осветить вклад этих организаций в различные сферы жизнедеятельности государств региона.
Введение ……………………………………………………………………………………………………………3
Актуальность темы исследования. ……………………………………………………………………….3
Цель и задачи исследования. ……………………………………………………………………………….6
Степень изученности темы работы. ……………………………………………………………………..7
Глава 1. PR деятельность МПО и НПО в Центральной Азии. ………………………………. 11
1.1. История МПО и НПО, осуществляющих свою деятельность в Центральной Азии.
………………………………………………………………………………………………………………………………. 11
1.2. PR стратегии МПО и НПО на современном этапе. ……………………………………….. 19
Глава 2. Влияние образа МПО и НПО на их деятельность в Центральной Азии. …… 26
2.1. Влияние образа МПО и НПО на их деятельность в ЦА. Взаимоотношения НПО и
СМИ как фактор, влияющий на формирование имиджа НПО в обществе. ……………………. 26
2.2. Деятельность конкретных МПО и НПО с примерами……………………………………. 31
Глава 3. Взаимодействие правительств стран Центральной Азии с международными
организациями и роль МПО и НПО в формировании устойчивого гражданского общества.
………………………………………………………………………………………………………………………………. 37
3.1. Стратегии правительств ЦА, направленных на взаимодействие или
противодействие деятельности МПО и НПО. …………………………………………………………….. 37
3.2. Влияние НПО на формирование устойчивого гражданского общества в
Центральной Азии. ………………………………………………………………………………………………….. 43
Заключение …………………………………………………………………………………………………….. 48
Изложение результатов исследования и их анализ. …………………………………………….. 48
Выводы и рекомендации. …………………………………………………………………………………. 51
Список использованных источников и литературы …………………………………………….. 53
Актуальность темы исследования.
Международные отношения на современном этапе приобрели ряд тенденций, при
которых международная политика становится все более многовекторной, экономические
процессы обретают сложность и взаимозависимость, а социальные преобразования
становятся объектом пристального внимания международного сообщества. При этом
становится очевидно, что возможностей государственных институтов не всегда достаточно,
чтобы противостоять всем глобальным вызовам. Важно учитывать, что в условиях
повышенной конкурентной среды и большого количества акторов, вырисовывается
необходимость установления диалога на международном и национальном уровнях, а
именно между государствами, международными организациями, бизнесом и гражданскими
инициативами. В то время как задачи у всех участников международных отношений могут
быть разными, конечная цель одна – устойчивое развитие, достигнутое посредством
экономических, политических и социальных преобразований, развитие дееспособного
гражданского общества и поддержка демократических принципов.
Те функции, которые традиционно были исключительно компетенцией
государственных институтов, в наши дни также становятся объектом внимания различных
международных организаций. Здесь на ведущую роль выходят межправительственные и
неправительственные организации (далее – МПО и НПО), которые, обладая богатой
ресурсной базой, могут точечно воздействовать на ту или иную область деятельности
государства или целого региона, становясь полноправными субъектами мировой политики.
Согласно последнему выпуску справочника «Ежегодник международных организаций» от
2019 года, выпускаемому ежегодно объединением международных ассоциаций и
содержащему самый полный перечень международных некоммерческих организаций, в
мире насчитывается примерно 40300 активных организаций, в том числе МПО и МНПО. 1
В международной и отечественной литературе уже давно исследуется роль этих
организаций в решении проблем, связанных с защитой прав человека, безопасностью,
охраной окружающей среды и других национальных и международных проблем. При этом,
продвижение и освещение собственной деятельности стало неотъемлемым аспектом
функционирования международных организаций, поскольку таким образом гарантируется
Yearbook of International Organizations // Статистический сборник Union of International Associations, 2019.
URL: https://uia.org/sites/uia.org/files/misc_pdfs/pubs/yb_2019_vol2_lookinside.pdf (дата обращения
16.02.2020).
поддержка со стороны государственных органов и гражданского общества. В связи с этим,
важно по-новому взглянуть на место МПО и НПО в современной медиасреде.
Несмотря на функциональную схожесть, у МПО и НПО существуют структурные
различия, заключающиеся в том, что МПО являются правительственными инициативами и
действуют по согласованию правительств как минимум двух государств на обоюдной
основе, в то время как НПО чаще всего функционируют независимо от государственных
органов. Зачастую источники финансирования и бенефициары этих видов организаций
также отличаются. Соответственно, организации, созданные между правительствами,
получают средства из государственных бюджетов. НПО, в свою очередь, могут создаваться
и финансироваться как индивидуально или группой лиц, так и иметь несколько источников
поступления средств, не исключая, однако, государственный бюджет. С юридической
точки зрения, функционирование НПО не является предметом государственного контроля,
помимо законов, регулирующих деятельность таких организаций в целом. МПО
осуществляют свою деятельность в соответствии с международным правом и обладают
соответствующей правосубъектностью. Несмотря на перечисленные различия, чаще всего
цели у подобных организаций схожи и сводятся к достижению некоторого социального,
общественного и экономического блага.
Страны Центральной Азии (далее – ЦА), в прошлом бывшие частью Советского
Союза, имеют значительный потенциал и поэтому становятся объектом повышенного
внимания со стороны международного сообщества. В первую очередь, Центральная Азия
представляет собой регион, богатый человеческими и природными ресурсами.
Близлежащие государства, такие как Китай и Россия, заинтересованы в том, чтобы по их
периметру находились стабильные страны и надежные экономические партнеры. Более
отдаленные государства, в свою очередь, также желают видеть в этих странах союзников в
вопросах устойчивого развития. Одним из методов воздействия на благосостояние
государства является инвестирование в гражданское общество, непосредственным
атрибутом которого стало наличие сильных НПО, в связи с этим особенно актуально
выяснить, насколько развит институт общественных объединений в регионе и какую роль
играют международные доноры и МПО в этих процессах.
Необходимо поднять вопрос об эффективности и публичности
межправительственных организаций, а также о способах взаимодействия с целевыми
группами. В работе освещается целый спектр проблем, присущих региону, к ним относятся
низкий уровень свободы СМИ, отсутствие коммуникационных стратегий у НПО, а также
незаинтересованность правительств в реформах, связанных с развитием третьего сектора.
Нужно отметить, что позиция правительств стран Центральной Азии имеет свойство
изменяться в течение короткого промежутка времени, что может осложнить деятельность
одних МПО и НПО и облегчить ее другим. Исследователь стремится ознакомиться с
самыми современными PR стратегиями, применяемыми в регионе, привести наиболее
актуальные данные по позиции правительств стран Центральной Азии в отношении той или
иной организации.
Ввиду разнообразия государственного и территориального устройства
центральноазиатских республик, а также экономических различий, необходимо отметить,
что подход к деятельности МПО и НПО может отличаться. Данное исследование
акцентирует внимание на PR деятельности подобных организаций в регионе, к которому
относятся Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан. Автор
акцентирует внимание на собственном позиционировании и освещении деятельности МПО
и НПО в СМИ. В работе перечислены все крупнейшие организации, представленные в
Центральной Азии, приведены их сравнительные характеристики в прошлом и на
современном этапе, озвучены факторы, влияющие на их PR активность, а также то, как
формируется образ МПО и НПО.
Актуальность данного исследования связана с возрастающим влиянием публичности
в условиях медиатизации центральноазиатского региона. Необходимо осмыслить эти
процессы применительно к деятельности конкретных МПО и НПО и постараться сравнить,
насколько отличается поведение различных акторов в зависимости от страны. Автор
теоретически обосновывает применение различных PR инструментариев с целью более
тщательного изучения динамики современных практик. Необходимо оценить
эффективность PR технологий различных организаций и то, насколько они соотносится с
реальными результатами их деятельности.
Автор анализирует причины появления конкретных организаций в странах региона,
изучается основная миссия и то, насколько открыто она транслируется общественности
через PR каналы. В исследовании автор отвечает на вопросы о целесообразности позиции
гласности для той или иной МПО и НПО, а также о причинах отсутствия такой позиции.
Актуальность данной проблемы и ее недостаточная изученность определили цели и
задачи, а также выбор объекта и предмета предлагаемого магистерского исследования.
Объектом работы выступают МПО и НПО, представленные в странах Центральной
Азии, а также институт гражданского общества в целом.
Предметом являются особенности PR стратегий этих организаций и влияние их
образа на деятельность в регионе.
Источники:
1.Аналитический доклад «Состояние «третьего сектора» в Узбекистане: реалии
и перспективы развития» // Независимый институт по мониторингу формирования
гражданского общества. Ташкент, 2018. – 12 c.
2.Закон Туркменистана «Об общественных объединениях» от 21 октября 2003
года №197-II. // URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=6770 (дата обращения:
21.03.2020).
3.Заявление Посольства Германии в Бишкеке от 06.05.2020 // URL:
https://bischkek.diplo.de/kg-ru/themen/weitere-themen/-/2338874(датаобращения:
07.05.2020).
4.Информационный Портал Интернет сообщества НПО Таджикистана //
Аналитический отчет Центра Информационно-Коммуникационных Технологий // URL:
https://tajikngo.tj/ru_RU/index.php/ngo-navigation/ (дата обращения: 6.05.2020).
5.Лиссоволюк Я., Кузнецов А., Бердигулова А. ЕАБР Макрообзор, Август
2018. Страны ЕАБР: курс на устойчивое развитие / Я. Лиссоволюк, А. Кузнецов, А.
Бердигулова // Организационный отчет ЕАБР, 2018. – 10 c.
6.Слэй Б., Данилова-Кросс Е., Алтангерел Т. Размышления на тему Целей
Развития Тысячелетия (ЦРТ) и повестки дня после 2015 года для стран Европы и
Центральной Азии / Б. Слэй, Е. Данилова-Кросс, Т. Алтангерел // Рабочая записка № 7,
публикация ПРООН, 2013. – 29 c.
7.Указ Президента Республики Узбекистан от 4 мая 2018 года № УП-5430 «О
мерах по коренному повышению роли институтов гражданского общества в процессе
демократического обновления страны» // URL: http://lex.uz/docs/3721651 (дата обращения:
6.05.2020).
8.Указ Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года № УП-4947
«О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» // URL:
https://www.lex.uz/ru/docs/3107042 (дата обращения: 6.05.2020).
9.Юсупов Д. Почему в Узбекистане сложно открыть НПО? / Д. Юсупов //
Информационное агентство CABAR, аналитическая статья от 14 января 2020 г. // URL:
https://cabar.asia/ru/pochemu-v-uzbekistane-slozhno-otkryt-npo/ (дата обращения: 14.02.2020).
10.Bringing together Uzbek NGOs, international donors and development agencies to
strengthen cooperation // Аналитическая статья ACTED. – Tashkent. March 27, 2018 // URL:
https://www.acted.org/en/acted-brings-together-uzbek-ngos-international-donors-and-
development-agencies-to-strengthen-cooperation/ (дата обращения: 24.04.2020).
11.Freedom House. Freedom of the press: Press Freedom’s Dark Horizon //
Статистические данные FSU, April 2017. – 55 p.
12.Freedom House. Freedom of the press: Central and Eastern Europe //
Статистические данные FSU, 2008. – 205 p.
13.Garbutt A., Heap S. Growing Civil Society in Central Asia / A.Garbutt, S. Heap //
INTRAC’s First Central Asia Regional Conference. – Almaty, Kazakhstan, June 2002. – 13 p //
URL:https://www.intrac.org/wpcms/wp-content/uploads/2018/11/OPS39final.pdf(дата
обращения: 14.05.2020).
14.NGOs in the Caucasus and Central Asia: Development and Co-operation with the
OSCE / Warsaw, Poland // Аналитический отчет OSCE/ODIHR, 2000. – 85 p.
15.NGOs as part of Civil Society in Central Asia – ONTRAC 24 // Аналитический
отчет INTRAC, 2003. – 8 p.
16.No Light on Horizon for Turkmen NGOs // Аналитический отчет Institute for
WarandPeaceReporting,August11,2009.RCANo.586//URL:
https://www.refworld.org/docid/4a85185ec.html (дата обращения: 24.04.2020).
17.Strengthening citizen action: communication for civil society organization //
Аналитический отчет CIVICUS, 2016. – 65 p.
18.The NGO communications guide // Аналитический отчет USAID, 2013. – 48 p.
19.Yearbook of International Organizations // Статистический сборник Union of
InternationalAssociations,2019//URL:
https://uia.org/sites/uia.org/files/misc_pdfs/pubs/yb_2019_vol2_lookinside.pdf (дата обращения
16.02.2020).
Литература:
20.Айбашев М. Ж. Факторы экономического развития Кыргызской Республики
/ М. Ж. Айбашев // Приоритетные направления развития науки и образования. Изд-во
Центра научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2016. № 1(8). – C. 291-312.
21.Алексеева А. В. Роль Организации развития Ага-Хана в постконфликтном
восстановлении Таджикистана / А. В. Алексеева // ИМЭМО РАН, 2015. – С. 313-318.
22.Алиева А. И. Специфика современных подходов Турецкой Республики к
оказанию помощи зарубежным государствам / А. И. Алиева // Вестник Московского
Университета. Сер. 25: Международные отношения и мировая политика, 2017 №1. – C. 52-
59.
23.Алибеков К. Проблемы становления и развития «Третьего сектора» в
Казахстане / К. Алибеков // Сибирский юридический вестник, 2006. №2 (29). – C. 37-51.
24.Андреева О. С. Неправительственные организации (НПО) как институт
развития и переустройства мира / О. С. Андреева // Научные ведомости Белгородского
государственного университета. Серия: История. Политология, 2010. №13. – 8 с.
25.Андронова И. В., Кучерявый П. В. Азиатский банк развития: инвестиции в
развитие. Аналитическая статья / И. В. Андронова, П. В. Кучерявый // Национальный
исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2011. – C. 60-67.
26.Гусева Е. В. Бренд-коммуникационная компания: учебно-методическое
пособие / Е. В. Гусева // Институт электронного обучения Санкт-Петербургского
университета технологий управления и экономики. – Санкт-Петербург. ИЭО СПбУТУиЭ,
2013. – C. 14-16.
27.Дьяченко С. Власть и НПО в Казахстане: стратегия, формы и механизмы
сотрудничества / С. Дьяченко // Центральная Азия и Кавказ, 2007. №1 (49). – C. 1-7.
28.Иванов Е. А., Исаев Л. М. Потенциальная политическая нестабильность как
объект моделирования (на примере республик Центральной Азии) / Е. А. Иванов, Л. М.
Исаев // МГУ им. М. В. Ломоносова. – Москва: изд-во «Учитель», 2016. – С. 85-96.
29.Истории развития: взгляд изнутри. Гражданские инициативы — драйвер
развития: очерки / Н. Рахишева, Л. Кузнецова, С. Аубакирова [и др.]; под ред. Ж. Асановой,
К. Харвей, М. Будиянской, А. Мухаметовой. – Алматы: изд-во Ассоциации Развития
Гражданского Общества «АРГО», 2019. – 122 с.
30.Истории развития: взгляд изнутри. НКО и бизнес сотрудничают: гражданское
общество выигрывает: очерки / Р. Бакиров, Ш. Женсикбаева, А. Капанов [и др.]; под ред.
Ж. Асановой, Д. Бектурова, К. Харвей, М. Будиянской – Алматы: изд-во Ассоциации
Развития Гражданского Общества «АРГО», 2017. – 114 с.
31.Каримов Ш.О диалектике зарождения гражданского общества и
государственной поддержке НПО в Таджикистане / Ш. Каримов // Центральная Азия и
Кавказ, 2006. №4 (46). – C. 1-11.
32.Киреева А. В., Шаталов С. С. Общественный аудит: перспективное
направление развития системы общественного контроля в России / А. В. Киреева, С. С.
Шаталов // Юридические исследования, 2017. № 11. – С. 35 – 45.
33.Киреева Т. А. Неправительственные организации в системе международных
отношений / автореф. дис. к-та политических наук // Российская академия государственной
службы при Президенте Российской Федерации. – М, 2006.
34.Лаумулин М. Т. Политика США и ЕС в Центральной Азии: сравнительный
анализ / М. Т. Лаумулин // Россия и мусульманский мир, 2014. №12. – С. 81-122.
35.Лаумулин М. Т. Центральная Азия в современной политологии / М. Т.
Лаумулин // Центральная Азия и Кавказ, 2010. Том 13 выпуск 3. – 21 с.
36.Ларюэль М. Внешняя политика и идентичность центральноазиатских
государств / М. Ларюэль // Pro et Contra, 2013. Том 17. – С. 6-21.
37.Ларюэль М., Пейруз С. Региональные организации в Центральной Азии:
характеристики взаимодействий, дилеммы эффективности / М. Ларюэль, С. Пейруз // Изд-
во Университета Центральной Азии. – Бишкек, 2013. – 23 c.
38.Лебедева М. М. «Мягкая сила» в отношении Центральной Азии: участники и
их действия / М. М. Лебедева // Вестник МГИМО Университета, 2014 (2). – C. 33-57.
39.Лушников Д.А. Организованные правительством неправительственные
организации (GONGO): генезис проблематики, интерпретация и функции / Д.А. Лушников
// Полис. Политические исследования, 2019 (2). – C. 110-151.
40.Маджидзода Д. З. О проблемах построения гражданского общества в
Республике Таджикистан / Д. З. Маджидзода // Евразийский юридический журнал №10,
2016. – C. 80-86.
41.Нысынбаева А. Взаимодействие неправительственных организаций и
государства: казахстанский опыт / А. Нысынбаева // Социологические исследования, 2015
(6). – C. 154-160.
42.Наумов А. О. Международные неправительственные организации и
проблемы глобального управления / А. О. Наумов // Государственное управление.
Электронный вестник, 2013. №39. – С. 49-75.
43.Попов Д. С. Таджикистан в контексте внешнеэкономических стратегий
крупных государств / Д. С. Попов // Проблемы национальной стратегии, 2011. № 3. – С. 52–
53.
44.Тофан А. В. Деятельность неправительственных организаций как акторов
сетевых стратегий политических процессов: на примере Центрально-Азиатских государств
/ А. В. Тофан // Теории и проблемы политических исследований, 2016. Том 5. № 6А. – С.
47-57.
45.Умуралиева Ф. Ш. АБР и ЕБРР: их достижения в области финансирования в
Кыргызской Республике / Ф. Ш. Умуралиева // Проблемы экономики и менеджмента, 2016.
URL:https://cyberleninka.ru/article/n/abr-i-ebrr-ih-dostizheniya-v-oblasti-finansirovaniya-v-
kyrgyzskoy-respublike#? (дата обращения: 10.05.2020).
46.Финник С. МВФ в системе международных экономических организаций / С.
Финник // Национальный университет «Юридическая академия Украины им. Ярослава
Мудрого», 2013. – C. 25-33.
47.Фридман Э., Шэйфер Р., Антонова С. Два десятилетия репрессий:
неистребимость авторитарного контроля над средствами массовой информации в
Центральной Азии / Э. Фридман, Р. Шэйфер, С. Антонова // Центральная Азия и Кавказ,
2010. №13 (4). – C. 1-8.
48.Чупина Д. А. Опыт гармонизации уровней экономического развития стран на
территории СНГ / Д. А. Чупина // Известия Уральского Государственного Экономического
Университета, 2015. Том 60, выпуск 4. – C. 88-94.
49.Шумилов М., Павлов А. Политика США в постсоветской Центральной Азии
/ М. Шумилов, А. Павлов // Научно-практический журнал «Политика и правовое
государство» №3, 2010. – С. 39-42.
50.Ювица Н. В. Местное управление в Республике Казахстан: попытка создания
национальной модели / Н. В. Ювица // Управление. Т. 7 №1, 2019. – C. 28-30.
51.Яковлев М. Теоретические и методологические основания анализа
демократизации в условиях зависимости от внешних акторов (на материалах Киргизии,
Молдавии и Украины) / М. Яковлев // Society: Politics, Economics, Law, 2016. № 8. – C. 3-8.
52.Ясносокирский Ю. А. «Ответственность по защите» и цветные революции /
Ю. А. Ясносокирский // Вопросы российского и международного права, 2014. № 10. – C. 19-
27.
53.Abdusalyamova L. NGOs in Central Asia / L. Abdusalyamova // Alliance
Magazine, March 2002. – pp. 3-4.
54.Bartlett R. Amnesty International launches news service / R. Bartlett // Journalism,
April 14, 2011. URL: http://www.journalism.co.uk/news/-media140-amnesty-international-
launchesnews-service/s2/a543699/ (дата обращения: 07.05.2020).
55.Bayalieva-Jailobaeva K. New Donor Strategies: Implications for NGOs in Post-
Soviet Kyrgyzstan / K. Bayalieva-Jailobaeva // Voluntas: International Journal of Voluntary &
Nonprofit Organizations, April 2018. Vol. 29 Issue 2, – pp. 286-296.
56.Bhati A. Role of Public Relations for Effective Communications in NGOs / A.
Bhati // IJSR – International Journal of Scientific Research, 2013. Volume 2, issue 11. – pp. 336-
340.
57.Bratoš P., Mrdeža I. USAID: The 2016 CSO Sustainability Index for Central and
Eastern Europe and Eurasia / P. Bratoš, I. Mrdeža // Revija za socijalnu politiku, 2018. Vol. 25,
Issue 1. – pp. 8-18.
58.Buxton C. Promoting collaboration between NGOs and Trade Unions: Lessons
from Kyrgyzstan / C. Buxton // INTRAC. – London, UK, 2019. – 15 p.
59.Buxton C. NGO networks in Central Asia and global civil society: potentials and
limitations / C. Buxton // Central Asian Survey, March 2009. Vol. 28, Issue 1. – pp. 41-51.
60.Couttenier M. Communication Strategies of Non-Governmental Organizations:
Theory and Evidence / M. Couttenier [et al.] // Editorial Express. – Geneva, Lausanne, 2016. – pp.
42-45.
61.Dar F. The Role of NGOs in Independent Tajikistan / F. Dar // The International
Journal of Not-for-Profit Law. ICNL. Volume 15, Issue 1, 2013. – pp. 12-18.
62.Duong T. H. Fourth Generation NGOs: Communication Strategies in Social
Campaigning and Resource Mobilization / T. H. Duong // Journal of Nonprofit & Public Sector
Marketing, 2017. Vol. 29, Issue 2. – pp. 119-147.
63.Duhalm S. The role and importance of public relations at non-governmental
organizations / S. Duhalm // Studies and Scientific Researches Economic Edition, 2010. No. 15. –
pp. 355-365.
64.Foster D. Cleansing violence in the Tajik Civil War: framing from the dark side of
democracy / D. Foster // National Identities, December 2015. Vol. 17, Issue 4. – pp. 355-361.
65.Franklin B. Key Concepts in Public Relations / В. Franklin [et al.] // SAGE
Publications. – London, 2009. – 254 p.
66.Giffen, J., Earle L., Buxton C. The Development of Civil Society in Central Asia /
J. Giffen., L. Earle, C. Buxton // INTRAC, 2003. – 143 p.
67.Granovetter M. Economic action and social structure: The problem of
embeddedness / M. Granovetter // American Journal of Sociology, 1985. – pp. 481-510.
68.Ihab A. A. The Role of Public Relations in NGO’s institute / A. A. Ihab // Journal
of Islamic and Human Advanced Research, 2017. Vol. 7, Issue 2. – 12 p.
69.Ilkhamov A. The thorny path of civil society in Uzbekistan / A. Ilkhamov // Central
Asian Survey, September 2005. Vol. 24, Issue 3. – pp. 290-307.
70.Johnson E. State-NGO Relations in Health Care in Central Asia / E. Johnson //
Social Research Center, April 2008. – pp. 20-29.
71.Kainazarov B. Democracy promotion in Central Asia: Civil society development
in post-Soviet Central Asian countries-case studies of NGO development in the region / B.
Kainazarov // International Conference “prospects of EU-Central Asian Relations”. – Almaty,
2014. – pp. 4-15.
72.Kavalski E. New Central Asia: The Regional Impact Of International Actors / E.
Kavalski // World Scientific. – Singapore, 2010. – pp. 10-18.
73.Khamidova S. Civil society in Uzbekistan: Building from the ground up / S.
Khamidova // EUCAM Commentary #31, July 2018. – 2 p.
74.Knox С., Yessimova S. State-Society Relations: NGOs in Kazakhstan / C. Knox,
S.Yessimova // Journal of Civil Society, 2015. Vol. 11 (3). – 16 p.
75.Kukahmedova R. Overview of NGOs and civil society in Turkmenistan / R.
Kukahmedova // ADB Civil Society Briefs / ed.: Buxton C. – Bishkek, 2007. – 8 p.
76.Kodjak D. EPA’s notice of violation of the Clean Air Act to Volkswagen / D.
Kodjak//TheInternationalCouncilonCleanTransportation,2015.URL:
https://theicct.org/news/epas-notice-violation-clean-air-act-volkswagen-press-statement(дата
обращения: 4.03.2020).
77.Lee T., Johnson E., Prakash A. Media Independence and Trust in NGOs: The Case
of Postcommunist Countries / T. Lee, E. Johnson, A. Prakash // Nonprofit and Voluntary Sector
Quarterly, 2012. 41(1) 8–35. – pp. 5-19.
78.Lester A. Central Asia: Background, Issues, and U.S. Interests / A. Lester // New
York: Nova Science Publishers, Inc., 2010. – pp. 9-14.
79.Levi M. A state of trust / V. Braithwaite & M. Levi (Eds.) // New York: Russell
Sage, 1998. – pp. 77-101.
80.Mc Lean E. Donors’ Preferences and Agent Choice: Delegation of European
Development Aid / E. Mc Lean // International Studies Quarterly, June 2012. Vol. 56, Issue 2. –
pp. 350-399.
81.Oliveira E. The Instigatory Theory of NGO Communication: Strategic
Communication in Civil Society Organizations / E. Oliviera // Wiesbaden: Springer Fachmedien
Wiesbaden, 2019. – pp. 238-250.
82.Omelicheva M. Democracy in Central Asia: Competing Perspectives and
Alternative Strategies / M. Omelicheva // The University Press of Kentucky. – Lexington,
Kentucky, 2015. – 18 p.
83.Powers M. The New Boots on the Ground: NGOs in the Changing Landscape of
International News / M. Powers // Journalism: Theory, Practice, & Criticism 17 (4). – pp. 401–
416.
84.Schwarz A., Fritsch A. Communicating on Behalf of Global Civil Society:
Management and Coordination of Public Relations in International Nongovernmental
Organization / A. Schwarz, A. Fritsch // Journal of Public Relations Research, 2014. Vol. 26, Issue
2. – pp. 160-166.
85.Uslaner E. M. Producing and consuming trust / E. M. Uslaner // Political Science
Quarterly, 115, 2000. – pp. 569-590.
86.Ziegler C. Civil Society and Politics in Central Asia / C. Ziegler // The University
Press of Kentucky, 2015. – pp. 320-359.
87.Ziegler C. Great powers, civil society and authoritarian diffusion in Central Asia /
C. Ziegler // Central Asian Survey, December 2016. Vol. 35, Issue 4, – pp. 551-597.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!