PR-технологии в межгосударственной политике развития Арктической зоны Российской Федерации
Работа посвящена выявлению особенностей применения технологий PR при формировании межгосударственной политики развития Арктической зоны Российской Федерации. Автор дает определения ключевым понятиям исследования «PR», «информационная среда», «Арктическая зона Российской Федерации», изучает международные и национальные документы в сфере правового и этического регулирования деятельности в сфере связей с общественностью. На примере деятельности государств – членов Арктического совета, международных организаций был рассмотрен опыт и перспективы применения инструментов PR в формировании межгосударственной политики развития Арктической зоны. Автор рассматривает особенности государственного регулирования информационной среды в Российской Федерации и в субъектах Арктической зоны Российской Федерации. Результат исследования показывает, что особенностями применения технологий PR в Арктической зоне РФ являются: использование информационных порталов субъектов, сайтов Правительств или Администраций субъектов, использование аккаунтов в социальных сетях (Instagram, ВКонтакте, Facebook, Twitter), использование онлайн СМИ. Среди специальных мероприятий следует отметить международные события (форумы, бизнес – форумы, универсиаду), а также фестивали, конкурсы, научно – исследовательские программы. Проблемные аспекты Арктической зоны РФ затрагиваются в СМИ, но представляется, что их комплексное изучение осуществляется на страницах научных журналов, в докладах на научно – исследовательских конференциях. Инструменты пиар используются преимущественно в качестве источника новостей о событиях прошедших и будущих.
Современный мир определяется единым глобальным информационным пространством, мировой индустрией новостей. При этом порой сложно определить и оценить достоверность информации, если только речь не идет о публикациях на официальных сайтах представительств государственных органов, личных аккаунтов в социальных сетях политических и общественных деятелей, информационных агентств. Однако необходимо понимать, что и такие публикации зачастую в первую очередь отвечают политической конъюнктуре в конкретной стране, международном сообществе, в составе которого представлено государство. Приоритетным является навык быстрого реагирования и представления общественности своей позиции по конкретному вопросу, иначе есть риск оказаться в положении оправдывающегося, того, кто вынужден приводить контраргументы на представленные доводы, а не представлять общественности свою позицию.
Исследователями (П.В. Меньшиков, А.Н. Чумиков) подчеркивается необходимость использования новых методов в системе государственного управления – Public Relations. PR, реализуемый в международных отношениях, в интересах как внешней, так и внутренней политики страны, является неотъемлемой частью деятельности государства в области международных экономических и политических отношений. Представляется, что формирование всеобъемлющего информационного потенциала страны является одним из приоритетных направлений в деятельности каждого государства на современном этапе развития общественности.
Актуальность исследования Арктической зоны Российской Федерации, как объекта глобальной политики, так и объекта внутригосударственной политики, в контексте производства, обработки и интерпретации информации посредством различных коммуникационных каналов обусловлена рядом положений.
Во – первых, обсуждением международным сообществом ключевых экономических и геополитических вопросов. Речь идет в первую очередь о перспективах развития Северного морского пути, а также решения проблемы ресурсного потенциала посредством освоения нефтегазовых месторождений в Арктическом регионе, экологических проблем.
С 2006 года все члены Арктического совета декларировали собственные региональные доктрины, сформированы арктические программы ЕС и НАТО. В настоящее время продолжается их обновление и развитие. В ЕС также учреждена должность посла Европейского Союза по делам Арктики. В 2013 году расширилось представительство в Арктическом совете: число наблюдателей увеличено до 32 (в т. ч. 20 международных и неправительственных организаций).
Во – вторых, проведением на регулярной основе масштабных международных и региональных мероприятий, таких, как Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», Международный форум «Арктика: настоящее и будущее», Международный форум «Один пояс, один путь». Так, например, в рамках Международного форума «Один пояс, один путь» В.В. Путин отметил, что большое внимание со стороны Российской Федерации уделяется развитию Северного морского пути. Рассматривается возможность состыковать его и китайский “Морской шелковый путь”, тем самым создать глобальный и конкурентный маршрут, связывающий Северо-Восточную, Восточную и Юго-Восточную Азию с Европой. Такой масштабный проект подразумевает тесное сотрудничество стран Евразии в наращивании транзитных перевозок, строительстве портовых терминалов, логистических центров.
В 2018 году в Мурманске состоялся XI Региональный общественный форум – диалог «Сотрудничество для устойчивого развития Арктики». Необходимо отметить и международные научные конференции, посвященные актуальным вопросам, как Арктической зоны Российской Федерации, так и Арктики в целом. Например, в Москве с 2016 года проходит международная конференция «Арктика».
При этом важно понимать, что подготовка пост и пресс релизов по итогам данных мероприятий, фото и видеорепортажей, публикации и размещения на официальных сайтах, в социальных сетях, на онлайн ресурсах статей, интервью в рамках международных событий подразумевает использование PR – технологий.
В – третьих, оформлением национальной арктической политики. На законодательном уровне президентом была обозначена необходимость в представлении проекта стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации на период до 2035 года с учётом завершения действия Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу и стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечение национальной безопасности на период до 2020 года. В настоящее время также действует указ Президента Российской Федерации в редакции от 27 июня 2017 № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации», утвержденная Президентом Российской Федерации «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года», постановление Правительства РФ от 21.04.2014 г. № 366 «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации». Учреждены специализированные органы для управления деятельностью в Арктической зоне Российской Федерации – Государственная комиссия по вопросам развития Арктики, Совет по Арктике и Антарктиде при Совете Федерации. Особая заинтересованность в Арктической зоне Российской Федерации подтверждается развивающейся законодательной базой, как на федеральном, так и региональных уровнях. При этом федеральное законодательство носит стратегический, основополагающий характер, задающий векторы для развития, а законодательство субъектов, находящихся в составе Арктической зоны Российской Федерации более конкретизировано и сконцентрировано на имеющихся потребностях.
В – четвертых, реализацией российскими компаниями масштабных арктических проектов, в том числе международных, реализуемых на территории Арктической зоны Российской Федерации: «Газпром», «Роснефть», «Газпромнефть», «ЛУКОЙЛ», «Востокуголь», «Норникель», НОВАТЭК, «Ямал СПГ», строящийся «Арктик СПГ». Стратегическим направлением развития шельфовых проектов ПАО «НК «Роснефть» является освоение континентального шельфа Арктических морей, данная деятельность реализуется в партнерстве с американской компанией ExxonMobil, крупнейшей итальянской нефтегазовой компанией Eni. Сообщается, что к началу апреля 2019 года «Газпромнефть шельф» добыл 10 – миллионную тонну нефти на Приразломном месторождении. Также необходимо отметить деятельность компаний «ЛУКОЙЛ» по разведочному бурению на территориях Ханты – Мансийского и Ямало – Ненецкого автономных округов, «Росшельф» по разработке предложений по освоению перспективных нефтегазовых месторождений на шельфе арктических морей России.
Планы и результаты данной деятельности публикуются в статьях, отчетах, новостных сообщениях и размещаются на официальных сайтах и журналах, как самих компаний, так и соответствующих субъектов АЗРФ.
Представляется, что использование инструментов PR, будь то проведение специальных мероприятий, таких как международные форумы или конференции, фестивалей, деятельность по работе со средствами массовой информации, необходима как для деятельности государств на международной арене, так и для использования различных коммуникационных каналов, посредством которых возможно обратить внимание на имеющиеся или назревающие проблемы отдельно взятого государства, коллективно и оперативно формировать возможные варианты их решения.
Что касается непосредственно Арктической зоны Российской Федерации, то хотелось бы отметить общие тенденции и особенности, характеризующие субъекты в ее составе по различным векторам: низкая плотность населения, экстремальные природно – климатические условия для проживания и жизнедеятельности, большие неосвоенные пространства.
Следовательно, можно обозначить следующие направления в деятельности субъектов Арктической зоны Российской Федерации, которые требуют привлечения внимания, в том числе посредством использования механизмов PR, а также их решения.
В «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» была поставлена задача создать единую Арктическую транспортную систему, которая должна включать в себя национальную морскую магистраль — Северный морской путь и связанные с ней речные, железнодорожные и автомобильные маршруты и коммуникации со всей присущей им инфраструктурой. Эта система должна обеспечить все необходимые потребности АЗРФ. Центральной осью всех транспортных путей Арктической зоны России является Северный морской путь. Однако в настоящее время устойчиво работает только его западная часть — от Мурманска до Дудинки. Использование же СМП и всего Арктического морского маршрута в качестве конкурентного международного транспортного коридора между Тихоокеанским регионом и Западной Европой пока задерживается.
Напрямую связанным с рассмотренным выше вопросом развития транспортной инфраструктуры представляется рассмотрение перспектив развития СМП в контексте изменений климата. Несмотря на позитивные перспективы, в первую очередь с экономической точки зрения, развития данного направления, исследователями тем не менее делается вывод о том, что совокупный эффект благоприятных последствий изменений климата для экономики АЗРФ и страны в целом до 2030 г. будет характеризоваться заметным превышением издержек над потенциально ожидаемыми выгодами.
Другим важным аспектом является то, что законодательством не урегулирован порядок возмещения убытков от хозяйственной деятельности организаций в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов.
В Якутии на данный момент принят единственный в России закон «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)», принятый в 2010 г.
Проведение такой экспертизы необходимо для решения вопросов справедливой компенсации убытков и минимизации вреда территориям традиционного природопользования в результате промышленной деятельности.
При решении данного вопроса представляется необходимым учет позиций трех сторон: заказчик проекта, органы власти, представители коренных малочисленных народов Севера. При этом отмечается, что приоритетным является согласование позиций, а не интересов и целей сторон, поскольку предполагается, что достижение единства по данным вопросам представляется труднодостижимым.
При формировании законодательства на федеральном уровне представляется целесообразным обратиться к опыту Республики Саха (Якутия), поскольку он служит удачным примером учета позиций всех заинтересованных сторон.
Актуальность формирования и осмысления правового статуса коренных малочисленных народов определяется процессами глобализации, локализации, демократизации, а также стремления народов к самоидентификации и самоопределению. Особое значение при этом имеет принятие ООН Декларация о правах коренных народов, двух международных десятилетий коренных народов мира, утвержденных резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН.
Резолюцией A/RES/49/214 Генеральной Ассамблеей ООН 9 августа 1994 года был учрежден Международный день коренных народов мира, а в своей резолюции , посвященной правам коренных народов, Генеральная Ассамблея провозгласила 2019 год Международным годом языков коренных народов с тем, чтобы привлечь внимание к острейшей проблеме утраты таких языков и к настоятельной необходимости сохранять, возрождать и поощрять эти языки и предпринимать дальнейшие экстренные шаги на национальном и международном уровнях.
В субъектах Арктической зоны Российской Федерации, на территориях которых проживают малочисленных народы Севера, ежегодно проводятся мероприятия, посвященные данному дню. Подчеркивается, что основной посыл данных специальных мероприятий заключается в привлечении внимания к коренным малочисленным народам, а именно к их проблемам и нуждам. При этом данные мероприятия освещаются как федеральными СМИ, так и отдельно, в каждом из субъектов. Это лишний раз доказывает важность привлечения внимания к коренным малочисленным народам, деятельности по сохранению их культуры, образа жизни, языков.
Среди тенденций, определяющих условия жизни народов в АЗРФ выделяются следующие: уменьшение продолжительности жизни населения, численности населения в репродуктивном возрасте, убытие молодого поколения, которое стремится получать образование и искать работу в крупных городах с достойной заработной платой, работоспособного населения и опытных работников. С другой стороны, отмечается прибытие в субъекты населения, до этого не проживавшего на территориях субъектов АЗРФ, для работы вахтовым методом, на фоне этого ожидаемым выглядит нарастание ксенофобских настроений, увеличение межнациональной напряженности, особо остро звучит вопрос о столкновении интереса бизнеса к осваиванию территорий и учет образа и территорий расположения коренных малочисленных народов Севера.
Проведение мероприятий и фестивалей в сфере культуры служит проявлением мягкой силы, позволяет использовать уникальные особенности и формировать позитивное восприятие соответствующих субъектов АЗРФ, как следствие, способствует развитию туризма.
Действительно, в настоящее время ведется работа над созданием новых видов туризма. Доступны такие варианты: снежное сафари, зимняя рыбалка на озере, экскурсии на оленеводческое стойбище, посещение сакральных мест коренных малочисленных народов.
Особо выделяется направление гастрономического туризма. В целом можно отметить огромное количество различных тематических мероприятий и фестивалей, создающихся вокруг уникальности указанных субъектов. Она заключается в природе, климатических условиях, арктической кухне, экологически чистой продукции, продуктов для здоровья на основе водорослей северных морей.
Активное развитие получает товарный знак «Сделано в Арктике». Его «примеряет» для своей продукции несколько арктических предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, ряд заводов, производящих комплектующие и агрегаты для добывающих компаний.
Особое внимание уделяется также брендингу территорий субъектов Арктической зоны РФ. Так, например, для города Мурманска брендинг территории был проведен впервые, а для Ненецкого автономного округа был проведен ребрендинг.
При этом следует отметить, что как при брендинге, так и ребрендинге территории основной акцент делается на создание фирменного стиля. Это способствует лучшему запоминанию, узнаванию и восприятию субъекта, а также позволяет четко выделить его из числа других субъектов в составе Российской Федерации, делает его более привлекательным и для коренных жителей, способствует позитивному восприятию и отношению. Учитывается совокупность использования ключевых компонентов при формировании фирменного стиля: логотип, цветовая гамма, фирменный шрифт.
Деятельность компаний как по созданию бренда города впервые, так и уже по качественному улучшению того, что было создано ранее, направлены на реализацию следующих целей: прежде всего, это инвестиционная привлекательность субъектов, развитие социально – экономической сферы, инфраструктуры, обустройство городских территорий и пространств для отдыха, развитие туристической сферы, увеличение необходимых внутренних миграционных потоков.
Целью исследования является выявление особенностей применения PR – технологий при формировании межгосударственной политики развития Арктической зоны Российской Федерации
Объект исследования – использование PR – технологий в межгосударственной политике развития АЗРФ
Предмет исследования – особенности применения инструментов PR при формировании межгосударственной политики развития Арктической зоны Российской Федерации
Задачи:
Дать определения ключевым понятиям исследования «PR», «информационная среда», «Арктическая зона Российской Федерации».
Сделать обзор международных и национальных документов в сфере правового и этического регулирования деятельности в сфере связей с общественностью.
Рассмотреть опыт и перспективы применения инструментов PR в формировании межгосударственной политики развития Арктической зоны на примере деятельности государств – членов Арктического совета, а также международных организаций: ООН, ЕС.
Выделить роль и место PR-технологий в формировании современной политики развития Арктической зоны Российской Федерации.
Показать особенности, опыт, проблемы и перспективы применения инструментов PR в формировании межгосударственной политики развития Арктической зоны Российской Федерации.
Метод исследования.
В работе использовались следующие общенаучные методы исследования:
Системный метод, позволивший нам рассмотреть технологии PR как один из неотъемлемых элементов современного информационного общества; сравнительный метод для сопоставления опыта применения инструментов PR в деятельности субъектов Арктической зоны Российской Федерации, а также стран – членов Арктического Совета.
Кроме того, наиболее подходящим методом исследования прикладного характера является мирополитический метод, разработанный Н.К. Харлампьевой по изучению основ международного сотрудничества в Арктике с учетом расширяющегося состава участников международного взаимодействия и изменений способов принятия решений на глобальном и региональном уровнях. Мирополитический метод включает: а) основы глобальной политики; б) регионообразующие положения, в) практику международного сотрудничества. С помощью данного метода мы изучили и систематизировали как нормотворческую, так и практическую деятельность субъектов на глобальном, региональном и национальном уровнях.
Посредством обращения к данному методу представилось возможным проследить влияние принципов глобальной политики на национальные и региональные процессы, актуализируемые посредством технологий PR. Речь идет о принципах социальной справедливости по отношению к коренным малочисленным народам Севера, а также борьба с изменениями климата и его последствиями, поскольку доказательства глобального потепления нигде не более очевидны, чем в арктическом регионе.
Степень изученности:
Понятийно – категориальные особенности изучены М.А. Денисовой, А.А., Калмыковым, С.В. Козловым, П.В. Меньшиковым, С.Ю. Чимаровым, А.Н., Чумиковым Е.Ю. Ястребовой, Г. Брум. С. Блэк, Джефкинс, С. Катлип, А. Сентер, Ф., Ядин.
Правовые и профессиональные основы регулирования деятельности в сфере связей с общественностью изучены И.А. Авдеевой, Н.Н. Грицютой, Е.Б. Лукиевой, Дж. Грюнигом, Т. Хантом.
Применение инструментов PR в деятельности стран – членов Арктического совета – исследованы А.В. Загорским, А.А. Локотковым, А.М. Коноваловым, Е.Ф. Троицким, Е.А. Шебуняевой
Теория и практика по формированию единой информационной среды изучены А.В. Вицентием, И.М. Левкиным, М.В. Мальковым, П.В. Меньшиковым, А.Г. Олейником, К.А. Степановым, А.М. Федоровым, В.А. Щипковым.
Особенности развития Арктической зоны Российской Федерации изучены С.М. Афанасьевым, Е.И. Бурцевой, В.В. Величенко, С.А. Ворониной, В.В. Гасием, В.М. Грузиновым, Д.О. Елисеевым, Ю.В. Зворыкиной, Г.В. Ивановым, Т.С. Лыткиной, Ю.В. Наумовой, Б.Н. Порфирьевым, И.М. Потравным, В.В. Семикашевым, А.Н. Слепцовым, А.В. Смирновым, Ю.Ф. Сычевым, О.В. Тарасоой, Н.Е. Терентьевым, В.В. Фаузером, Б.Н. Филиным.
Научная новизна данного исследования с точки зрения комплексного и упорядоченного восприятия заключается в том, что Арктическая зона Российской Федерации как модельный регион для изучения применения на территории данного субъекта PR – технологий не представляется тщательно исследованным, вместе с тем, это представляет острую необходимость вследствие восприятия этого субъекта как региона глобальной политики, а также в контексте требующих незамедлительного решения имеющихся внутренних проблем на субъектовом уровне.
Источниковую базу исследования составили нормативно-правовые документы на глобальном, региональном и национальном уровне.
Глобальный: были рассмотрены документы, которые определяют основополагающие принципы при работе с информацией, а также документы, направленные на решение и привлечение внимания к существующим проблемам современности в Арктическом регионе.
Ст. 19 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. закрепляет право на свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ. Международный пакт о гражданских и политических правах в ст. 19 закрепляет: каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору.
В 2015 году ООН была сформирована Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Эта Повестка дня – это план действий для людей, планеты и процветания. Она также стремится укрепить всеобщий мир в условиях большей свободы.
Цель 13 обозначена следующим образом: принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями. В данной проблеме обозначено то, что рост температуры океанов и уменьшение количества снега и льда привели к повышению уровня моря. Каждое десятилетие, начиная с 1979 года, площадь арктических морских льдов сокращается на 1,07 миллиона квадратных километров. Арктический регион имеет непосредственное отношение к решению данной проблемы.
Принятие ООН Декларации «О правах коренных народов», Резолюции об учреждении Международного дня коренных народов мира служит подтверждением актуальности защиты и обеспечения прав коренных малочисленных народов, привлечения внимания к деятельности по сохранению их культуры, образа жизни, языков.
Были рассмотрены документы, регулирующие ключевые моменты профессиональной этики специалиста по связям с общественностью: Венецианский кодекс профессионального поведения и этики (1961 г.); Афинский кодекс (1965 г.).
Кодекс профессионального поведения и этики был принят Международной ассоциацией паблик рилейшнз (ИПРА) на ее Генеральной ассамблее в Венеции в мае 1961 г. и является обязательным для всех членов ассоциации.
Афинский кодекс принят Генеральной ассамблеей ИПРА в Афинах в мае 1965 г.
Региональный: была исследована деятельность ЕС как в контексте нормотворческой деятельности, так и в контексте практических решений.
ЕС принимает участие в деятельности по созданию международно – правовой базы регулирования рыболовства в арктическом регионе, присоединяясь к международному Соглашению предотвращении нерегулируемого промысла в районе открытого моря в центральной части Северного Ледовитого океана, подписанному в октябре 2018 г.
В качестве примера перспективного сотрудничества ЕС и стран – членов Арктического совета можно отметить Северное измерение. Ожидается, что растущий международный интерес к природным ресурсам Арктики вместе с улучшением ее доступности в связи с изменением климатических условий увеличит заинтересованность и активность в этой области, что в свою очередь актуализирует необходимость в политике, которая сможет обеспечивать социальную, экономическую и экологическую устойчивость транспортной инфраструктуры в северном регионе. Будущие транспортные решения должны разрабатываться таким образом, чтобы они соответствовали критериям рентабельности, безопасности и экологической составляющей.
Политика сплочения ЕС на 2014-2020 годы поддерживает инвестиции в Арктику и наращивание потенциала в этом регионе. Швеции и Финляндии были выделены средства для региональных проектов в рамках программы «Структурные фонды» на 2014–2020 годы.
Правительственное сотрудничество между Королевством Дания, Финляндией, Исландией, Норвегией и Швецией осуществляется через Совет министров Северных стран.
Был также рассмотрен Лиссабонский кодекс (1978 г.), регулирующий ключевые моменты профессиональной этики специалиста по связям с общественностью. Он был принят на Генеральной ассамблее Европейской конфедерации ПР (СЕПР) в Лиссабоне 16 апреля 1978 г. и дополнен 13 мая 1989 г.
Национальный: были исследованы источники средств массовой информации государств – членов Арктического совета.
Особое внимание были уделено изучению большого количества законодательных актов РФ по различным аспектам.
Прежде всего, это Конституция РФ, ст. 29 которой регулирует право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Сформированная национальная арктическая политика законодательно регулируется: утвержденными Президентом Российской Федерации от 18 сентября 2008 г. «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», Указом Президента Российской Федерации от 27 июня 2017 № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации», Федеральным законом от 30 апреля 1999 г. № 82 «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2006 г. № 536 – р «Об утверждении перечня коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», Основами государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечение национальной безопасности на период до 2020 года, постановлением Правительства РФ от 21.04.2014 г. № 366 «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации».
В аспекте профессиональной этики специалистов по связям с общественностью был рассмотрен Российский кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью (2001 г.).
Особенности государственного регулирования информационной среды в Российской Федерации и Арктической зоне Российской Федерации регулируются: Указом Президента РФ от 30 ноября 2016 г. № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации», Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы», решением Президента РФ от 23 ноября 1995 г. № Пр-1694 «Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов», распоряжением Правительства РФ от 1 ноября 2013 г. № 2036-р «Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года».
На субъектовом уровне хотелось бы выделить принятый в Якутии в 2010 г. на данный момент единственный в России закон «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)».
Проведение такой экспертизы необходимо для решения вопросов справедливой компенсации убытков и минимизации вреда территориям традиционного природопользования в результате промышленной деятельности.
При формировании законодательства на федеральном уровне представляется целесообразным обратиться к опыту Республики Саха (Якутия), поскольку он служит удачным примером учета позиций всех заинтересованных сторон.
Были использованы интернет – ресурсы: справочная правовая система КонсультантПлюс,
сайт Арктического совета, сайт Министерства иностранных дел Финляндии, сайт Министерства иностранных дел Дании; сайт Министерства иностранных дел Исландии; сайт Министерства иностранных дел Швеции, сайты Правительства Норвегии и Парламента Норвегии; сайт Министерства иностранных дел и международной торговли Канады, сайт канадской ледовой службы, сайт Государственного департамента США, сайт Отдела по вопросам океанов и полярных районов Бюро Государственного департамента по проблемам океанов и международным вопросам экологии и науки США.
При исследовании использования инструментов PR в субъектах Арктической зоны Российской Федерации, автор обращался к сайтам информационных агентств «Арктика-Инфо», «СеверПост.ru», ТАСС, новостных порталов Prochukotku.ru, а также к таким новостным ресурсам как сайты государственной телерадиокомпании «Мурман», газета «Мурманский вестник», газета «Нефтяные вести».
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, литературы, приложений.
Источники:
Международные нормативно – правовые акты и иные официальные документы
Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. // URL: (дата обращения 30.04.2019).
Декларация ООН о правах коренных народов [Электронный ресурс] : принята 13 сентября 2007 года резолюцией 61/295 Генеральной Ассамблеи ООН. URL: (дата обращения 05.03.2019).
Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г. // URL: (дата обращения 30.04.2019).
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!