Практики формирования и позиционирования социопространственных инноваций города (на примере г. Томска)

Понимаева, Екатерина Александровна Школа инженерного предпринимательства (ШИП)
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Выпускная квалификационная работа рассматривает практики формирования и позиционирования социопространственных инноваций города. Проанализирован российский и зарубежный опыт использования инновационных ресурсов города и брендирования территорий. На основе исследования сформированы рекомендации для администрации города.

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………… 10
Глава I. Визуальная составляющая бренда города …………………………………….. 16
1.1 Понятия символа и образа в контексте восприятия городского
пространства ……………………………………………………………………………………………. 16
1.2 Анализ влияния символов и образа на процесс восприятия городского
пространства ……………………………………………………………………………………………. 22
1.3 Роль образа города в процессе брендирования …………………………………….. 29
Глава II. Социально-пространственное позиционирование Томском
инновационной составляющей …………………………………………………………………. 35
2.1 История формирования образа «город Томск»…………………………………….. 35
2.2 Применение методики контент-анализа для оценки восприятия Томска
как инновационного города ……………………………………………………………………… 45
2.2.1 Современные инструменты проведения контент-анализа………………….. 45
2.2.2 Описание процедуры контент-анализа новостных сообщений ………….. 50
2.2.3 Описание процедуры контент-анализа комментариев……………………….. 57
Глава 3. Социальная ответственность ……………………………………………………….. 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………………….. 76
Список публикаций ………………………………………………………………………………….. 81
Список литературы ………………………………………………………………………………….. 82
Приложение A. Раздел ВКР, выполненный на английском языке ……………… 88
Приложение Б. Количественный контент-анализ комментариев
пользователей ………………………………………………………………………………………….. 95
Приложение В. Результаты количественного контент-анализа (пример
вывода данных) по запросу «ЖКХ» ………………………………………………………….. 97
Приложение Г. Результаты количественного контент-анализа (пример вывода
данных) по запросу «Инновации» …………………………………………………………….. 98

Актуальность исследования города обусловлена не только количест-
венными изменениями, но и теми качественными трансформациями, которые
происходят в городской среде с конца XX – начала XXI века. Экономический
и социальный совет ООН прогнозирует, что к 2030 году более половины жи-
телей Земли будет проживать в городах, а к 2050 году доля городского насе-
ления составит 70% [42. c.4].
Неуклонный рост городов сопровождается увеличением спроса на вод-
ные и земельные ресурсы, строительные материалы, продукты питания. Пра-
вительства стран вынуждены принимать меры по борьбе с загрязнением ок-
ружающей среды и увеличением количества отходов.
Философы, наблюдающие за процессами развития городов по-разному
трактуют сложившуюся ситуацию. Антиурбанисты видят в городе источник
глобальных катастроф, урбанисты, напротив, признают за городом роль
«второй природы», обосновывая его целесообразность, органичность и пер-
спективность. Подобная противоречивость делает востребованными иссле-
дования городской среды во всех ее проявлениях, особенно касающихся та-
ких недавно появившихся понятий как «умный город», «цифровой город»,
«интеллектуальный город». Актуализация этих категорий является не только
свидетельством неизбежного научно-технического прогресса в мире, но и
осознания того факта, что перед городами стоит важнейшая задача создания
новой системы внутреннего управления и регулирования. Можно сказать,
что само городское население и образуемые им сообщества должны стать
«умными».
Наравне с развитием «умных» технологий стоит задача самопрезента-
ции города в условиях глобальной конкуренции за людей и инвестиции.
С этим связано понятие брендирования, перенесение опыта работы с товара-
ми и услугами на сферу маркетинга городов.
Понятие брендинг территории впервые стало использоваться шведски-
ми урбанистами в 2002 году [48. с.26], оно относится не только к городу,
но и к региону и стране в целом, как отличительная черта, способствующая
успешной конкуренции за туристов, инвесторов, жителей и т.п. Маркетинго-
вый подход к территории может создать условия для повышение привлека-
тельности территории как объекта инвестирования или среды для жизни. Од-
нако, существует риск подмены понятий, когда красивая картинка не отвеча-
ет реальности или объектом брендирования становится сама стратегия разви-
тия, а не те результаты, которые она озвучивает. Открытым остается вопрос,
нужен ли городу бренд, особенно его визуальное воплощение в виде логоти-
па или брендбука, какова реальная стоимость бренда и как должны соотно-
ситься бренд и стратегия развития территории.
Обзор литературы. Среди работ, посвященных позиционированию го-
рода в социально-экономическом пространстве и брендированию городов
следует отметить, прежде всего, принадлежащие американским и европей-
ским урбанистам и социологам.
Кейт Динни в книге «Брендинг территорий. Лучшие мировые практи-
ки» исследует суть брендинга городов и анализирует результаты его приме-
нения на практике. Работа дает представление о возможностях брендинга с
точки зрения привлечения туристов и инвестиций, а также консолидации ме-
стных жителей и сообществ [9].
Сборник статей под редакцией голландского урбаниста Питера Наса
«Город, наполненный символами. Теория городского пространства и культу-
ры» относится к исследованиям в сфере городской экологии. Город – слож-
ная система взаимодействующих явлений и феноменов. Не отрицая перво-
степенной важности улучшения стандартов жизни – инфраструктуры, про-
цессов производства и потребления – нельзя забывать о необходимости из-
менений в решении проблем социального неравенства, влияния городского
окружения на психологическое состояние горожан. Такой подход привел к
появлению городской символической антропологии, исследующий взаимо-
действие символов и ритуалов в городской среде [49].
Работа базируется на категории значения, выделяемой К. Линчем
в книге «Образ города». Значение – наличие эмоциональной значимости на-
блюдаемых горожанином символов окружающей среды, основа формирова-
ния воспроизводимого образа города [17].
Восприятие городской среды основано на существующих в ней симво-
лах и образах. Для осмысления природы символа, значения символизма го-
родской среды необходимо получить представление о предмете семиотики. В
данной работе были использованы рассуждения У. Эко о процессе воспри-
ятия городского пространства. «Отсутствующая структура» – теоретическое
исследование об архитектурных кодах и влиянии, которое они оказывают на
поведение, образ жизни и даже мышление человека [41].
Отсутствие серьезных монографий в России отчасти компенсируется
наличием большого числа статей, посвященных визуальной составляющей
образа города, проблемам позиционирования городов и регионов в экономи-
ческой, научной и культурной сферах.
Следует отметить растущий интерес томских ученых к теме самопре-
зентации университетского города на примере города Томска. Работы Щер-
бинина А.И. посвящены сравнительному анализу университетских городов
мира, рассматривают экономические и культурные выгоды создания брендов
городов на базе брендов их университетов [39].
Глава, посвященная историческому формированию образа Томска, ос-
нована на работе томских историков «История города от основания до наших
дней», охватывающей всю четырехвековую историю города с опорой на об-
ширный массив исторических источников. Исследование показывает, как
менялась функция города – от военной крепости XVII века до одного из ве-
дущих экономических и культурных центров страны в начале 2000-х годов
[36].
В основе анализа возможностей применения методики контент-анализа
и описания современных способов обработки большого массива информации
лежит работа заведующего отделом Вычислительного центра РАН
им. А.А. Дородницына Хорошевского В.Ф. «Пространства знаний в сети Ин-
тернет и Semantic Web». Автор подробно анализирует возможности приме-
нения текстовой аналитики в условиях от World Wide Web к Semantic Web,
позволяющей применять машинную обработку запросов [37, 38].
Проблема исследования. История Томска показывает, что с момента
основания ему приходилось менять свою функцию и положение в регионе
и стране. Некоторые функции остаются и сегодня, город традиционно при-
знается как научный и культурный центр Сибири, наличие университетов с
высоким мировым рейтингом оправдывает самоназвание «Сибирские Афи-
ны». Появление в Томске в XXI веке большого количества высокотехноло-
гичных предприятий добавило к его образу функцию инновационного, «ум-
ного» города. Муниципалитет и вузы заинтересованы в развитии междуна-
родного сотрудничества и привлечении инвестиции. Актуальной становится
задача создания и продвижения бренда города. Однако, процесс брендирова-
ния проходит в условиях, когда для значительной части населения остаются
нерешенными гораздо более важные проблемы, такие как неблагоустроенная
городская среда и низкое качество жилищно-коммунальных услуг. Данное
исследование является попыткой ответить на вопрос, воспринимают ли жи-
тели Томска «инновационный» образ города, и какие действия производятся
местной властью на пути к закреплению данного образа в сознании жителей.
Объект исследования – процесс формирования и социо-
пространственного позиционирования Томска как инновационного города.
Предмет исследования – то, как отражается позиционирование данно-
го образа в СМИ и комментариях жителей города.
Цель работы – обосновать необходимость разработки и внедрения
бренда «Томск – инновационный город» в контексте рационального исполь-
зования социально-пространственных ресурсов для получения принципиаль-
но нового социально-экономического эффекта на разных уровнях развития
экономики. Поставленная цель определила следующие задачи:
1. Исследовать значение таких основополагающих для формирования
бренда понятий как «символ» и «образ».
2. Проанализировать влияние визуальной составляющей образа го-
рода на процесс его восприятия.
3. Оценить роль образа города в брендировании.
4. Сравнить функции, выполняемые Томском в контексте историче-
ского развития региона и страны.
5. Оценить с помощью методики контент-анализа восприятие образа
Томска как инновационного города его жителями.
Гипотеза. Анализ исторического развития города Томска доказывает
уникальность его позиционирования как центра научного, а с конца XX века
и инновационного развития. Можно предположить, что в условиях удаленно-
сти от основных транспортных артерий приоритетным вектором развития го-
рода является дальнейшее укрепление его мощного научно-
исследовательского потенциала, воплощенного в вузах, научно-
исследовательских организациях и инновационных предприятиях.
Методы исследования, применяемые в работе – феноменологический
анализ и синтез в отношении образа и функций города, диалектический под-
ход при анализе формирования социально-пространственных инноваций го-
рода. В практической части были использованы количественный и качест-
венный контент-анализ СМИ и комментариев пользователей сети Интернет.
В качестве теоретической основы исследования был использован
структурализм (У.Эко, К.Линч). Данное направление различает при анализе
символов категории означающих (наблюдаемых и описываемых) и означае-
мых (видоизменяемых в зависимости от восприятия означающих), рассмат-
ривает восприятие городской среды не само по себе, а в отношении к окру-
жению, связанным с ним цепочка событий, к памяти о прежнем опыте.
Образ города, возникающий в процессе его восприятия, становится со-
циальным феноменом (А.И. Щербинин, Н.Г. Щербинина) и образует сферу
особых значений (вторичных функций). В связи с этим актуальными стано-
вятся понятия социально-пространственного позиционирования и брендинга
территории (П. Нас), когда создается и развивается виртуальная составляю-
щая образа города. Наконец, успешное развитие бренда в будущем возможно
лишь при междисциплинарном подходе (К. Динни, П.Нас).
В основу анализа реакции городского населения на попытки создать
и продвинуть бренды российских городов была положена теория вторичной
модернизации (Ш. Эйзенштадт) как ответа на внешние вызовы со стороны
территорий, социально и экономически более развитых.
Научная практическая новизна и значимость работы. Результаты
исследования могут быть использованы в деятельности Администрации Том-
ска и Томской области в области формирования и продвижения образа горо-
да, привлекательного для студентов и инвесторов. Данные контент-анализа
комментариев могут быть использованы организаторами форума U-NOVUS
для формирования положительного образа мероприятия среди горожан и
привлечения посетителей на открытые мероприятия.
Реализация и апробация работы.
Отдельные положения работы были представлены автором на VIII ме-
ждународном научно-культурном молодежном форуме «Новые форматы
транснациональной научно-образовательной деятельности» в апреле 2018 го-
да с последующей публикацией в сборнике форума.

Посвящая данную работу исследованию формирования и социально-
пространственного позиционирования образа «Томск – инновационный го-
род», предполагалось оценить возможность создания на его основе привлека-
тельного бренда как ресурса социально-экономического развития.
В первую очередь анализу были подвергнуты такие понятия как «сим-
вол» и «образ». Именно они лежат в основе понимания сути бренда.
С символами городской среды, материальными и нематериальными,
связан процесс репрезентации города, припоминание горожанами значимых
явлений и событий городской реальности.
Функционирование такой сложной и отчасти неконтролируемой систе-
мы как город предполагает наличие в ней огромного количества символов,
формирующих у находящихся внутри системы действующих лиц специфич-
ные образы, влияющие на процесс восприятия городского пространства и его
ретрансляцию.
Изучение символов, наполняющих городское пространство, положило
начало такой дисциплине как городская символическая антропология, изу-
чающей влияние символического измерения городской среды на мышление
и поведение находящегося в ней человека.
Дальнейшее изучение городской семиотики сделало возможным допу-
щение, что, изменяя, добавляя или уничтожая те или иные символы в реаль-
ном или виртуальном пространстве города, можно воздействовать на образ
города, а значит и на его жителей.
В условиях начавшейся среди городов конкуренции за человеческие
и финансовые ресурсы маркетологи предложили перенести принципы брен-
динга товаров и услуг на города и регионы. Элементы положительного вос-
приятия городского пространства могут лечь в основу его брендирования,
если существует необходимость привлечения в город представителей каких-
либо социальных групп или инвестиций.
Визуализация образа в виде, например, логотипа, не является основной
задачей брендирования. В первую очередь требуется дополнить эмоциональ-
ной составляющей функциональную сторону восприятия привычной город-
ской среды.
Многофункциональность Томска дает возможность работать с различ-
ными социальными группами, будь то туристы или студенты различных спе-
циальностей. Инновационная составляющая томских предприятий – важ-
нейший на сегодняшний день ресурс, позволяющий привлекать российских и
зарубежных инвесторов, позиционировать себя не только масштабе страны,
но и мира в целом.
Практическим воплощением современного образа Томска стала орга-
низация в 2013 году форума U-NOVUS. Одним из организаторов Форума яв-
ляется Администрация Томской области, что придает Форуму статус офици-
ального мероприятия. В дни проведения Форума город посещают представи-
тели Правительства РФ, главы регионов, известные ученые и представители
бизнеса.
Организаторы позиционируют Форум как воплощение инновационного
образа города, выражают намерение сделать U-NOVUS носителем бренда
«Томск – инновационный город».
Проведенное исследование показало, что пресс-служба Администрации
Томской области регулярно информирует горожан о событиях, связанных
с инновационным развитием города и региона, в том числе с мероприятиями,
проходящими в рамках Форума U-NOVUS. Это говорит о том, что продви-
жение «инновационного» бренда хотя официально не оглашается, тем не ме-
нее образ инновационности, конкурентоспособности и инвестиционной при-
влекательности Томска поддерживается.
Приведенный анализ показал, что бóльшая часть комментариев пользо-
вателей носит негативный характер. Жители города выражают мнение о бес-
полезности мероприятий, подобных U-NOVUS, о бесцельной трате бюджет-
ных средств при наличии других более важных городских проблем. Нельзя
сказать, что подобная реакция связана с провинциальным мышлением и ха-
рактерным для него безразличием и даже опасением по отношению к разного
рода инновациям.
Ответ можно найти и контент-анализ комментариев это доказывает,
в догоняющем характере развития российской экономики. Социальные по-
следствия форсированной догоняющей индустриализации России, начавшей-
ся в эпоху правления Петра I, обнаруживаются и на примере данного иссле-
дования.
Часть населения, лишенная доступа не только к качественному образо-
ванию и здравоохранению, но и даже к системам центрального водоснабже-
ния и водоотведения, находится на уровне первичной индустриализации и не
способна воспринимать ценности постиндустриальной эпохи, выраженные в
символах инновационного развития и обилии социальных и экономических
неологизмов.
Напротив, реакция той немногочисленной прослойки населения, кото-
рым понятны и близки ценности экономики знаний, отвечает формирующе-
муся образу Томска как города инноваций. Они отмечают необходимость
всесторонней поддержки основных представителей постиндустриальной
эпохи – студентов, молодых ученых и предпринимателей-инноваторов, по-
нимают важность развития отечественных конкурентоспособных технологий
и привлечения инвестиций.
Можно сказать, что подобное разделение населения Томска традици-
онно, обусловлено самим историческим развитием города, его многофунк-
циональностью. Начиная с середины XVII века это и богатый купеческий го-
род, и место ссылки, со времени открытия первого университета – центр про-
свещения и академических знаний и типичный провинциальный город с низ-
ким уровнем жизни населения.
Современное позиционирование города как одновременно старинного
и студенческого помимо привлекающей туристов самобытности несет в себе
и чреватое социальным недовольством противоречие – инновационный город
с отсутствием элементарных удобств для жителей.
Преодоление разногласий должно происходить через объединение
функциональной и эмоциональной сторон восприятия города жителями, ту-
ристами, муниципалитетом и бизнесом. Необходимо постепенное сближение
уровня жизни горожан со стандартами знаниевого общества.
С связи с этим можно рекомендовать организаторам Форума обратить
внимание на основные группы негативных комментариев, скорректировав
организацию мероприятий Форума в сторону большей открытости в отноше-
нии источников финансирования, а также указывая на практическую пользу
подобных мероприятий для развития города и региона.
Мероприятия, подобные U-NOVUS – Город IT, Форум университет-
ских городов, многочисленные конференции, лаборатории и мастерские,
проходящие на базе университетов в течение года доказывают, что местные
специалисты готовы решать городские проблемы с помощью инновационных
средств, будь то благоустройство территории или оптимизация маршрутной
сети. Однако, необходимы одновременные действия сверху – поддержка
предпринимательской активности и инновационных предпринимательских
проектов со стороны администрации города и региона.
Символы, которые уже сегодня используются в процессе формирова-
ния бренда города Томска – это, прежде всего, университеты, главным обра-
зом Томский политехнический и Томский государственный, что отражается,
например, в появлении их логотипов на сайтах и информационных стендах
городских мероприятий, связанных с наукой и инновационными технология-
ми.
Университеты зачастую предоставляют помещения для проведения по-
добных мероприятий, будь то главный корпус ТГУ или ТПУ или недавно по-
строенный корпус Госуниверситета на ул.Набережная реки Ушайки, 12, ко-
торый также символизирует намерения города по привлечению инвестиций
или бизнеса.
Основным препятствием на пути к созданию работающего и воспри-
нимаемого горожанами бренда является разрыв в тех уровнях индустриали-
зации, которые отражают повседневную жизнь томичей. Очевидно, что отказ
от политики догоняющей индустриализации невозможен, однако, необходим
комплексный подход со стороны администрации Томска и Томской области
к достижению баланса между настоящим уровнем жизни населения и стан-
дартами постиндустриального общества.
Список публикаций
1. Понимаева Е.А. Символизм в восприятии городской среды // Новые фор-
маты транснациональной научно-образовательной деятельности. Материалы
VIII Международного молодёжного научного форума (26-27 апреля 2018).
Электронное издание [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sci-
school.tspu.edu.ru/wp-content/uploads/2019/publications/public_forum_2018.pdf

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Инновационные технологии в корпоративном обучении
    📅 2019год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Разработка модели коммерциализации продукта на основе сетевого взаимодействия
    📅 2021год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Научно-методологические основы создания языковой среды в вузе
    📅 2019год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Экопроектирование как инновационная форма устойчивого развития сельско-городских окраин
    📅 2019год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Проект франшизы профориентационного центра для школьников
    📅 2021год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Стратегия коммерциализации вывода на рынок устройства носимой электроники
    📅 2018год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)