Правовая защита конкуренции при осуществлении торговой деятельности
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
АННОТАЦИЯ
магистерской диссертации
студента магистратуры по программе
«Проблемы предпринимательского права»
Андроновой Анны Дмитриевны
Тема магистерской диссертации
«Правовая защита конкуренции при осуществлении торговой деятельности»
Цель исследования:
выявление особенностей осуществления торговой деятельности с соблюдением требований норм Закона о защите конкуренции, исследование конкретных проблем в области правового регулирования законодательства о защите конкуренции в сфере торговой деятельности, исследование способов выработки путей и средств решения выявленных проблем на практике.
Задачи исследования:
1) Дать характеристику уровня законодательного регламентирования отношений, возникающих в сфере торговой деятельности с точки зрения воздействия на них норм Закона о защите конкуренции;
2) Рассмотреть и охарактеризовать правовой статус субъектов торговой деятельности, определить подходы к классификации субъектов торговой деятельности и дать оценку правовой определенности ныне действующей терминологии;
3) Дать общую характеристику новелл в правовом регулировании торговой деятельности, проанализировать их эффективность с точки зрения правоприменительной практики;
4) Рассмотреть особенности исполнения требований торгового законодательства в части выстраивания правоотношений между хозяйствующими субъектами на этапе заключения, исполнения договоров, а также несения ответственности за нарушение требований Закона о защите конкуренции;
5) Детально осветить одну из актуальных проблем правового регулирования и правоприменительной практики, а именно, касающуюся дискриминационных условий доступа к товарному рынку;
6) Рассмотреть особенности квалификации нарушений антимонопольных правил в сфере антимонопольного законодательства при осуществлении торговой деятельности коллегиальными органами ФАС, а также судебную практику рассмотрения такого рода дел.
Выводы, сделанные по результатам исследования:
1) Существует значительный законодательный пробел, выраженный в отсутствии регламентации правового статуса отдельных хозяйствующих субъектов. В частности, законодатель не раскрывает правовой статус оптово-посреднических и складских организаций. Наименее изученной является группа организаторов торговли, представляющих собой таких субъектов коммерческого права, которые наделены специальной правосубъектностью и отличаются важным функциональным назначением в торговой сфере. Следует упорядочить деятельность этих субъектов, увеличить поддержку со стороны государства в развитии торговли, что будет способствовать процветанию рынка.
2) Имеется необходимость доработки законодательного регулирования торговой деятельности, в особенности в части толкования таких понятий, как, например, «торговая сесть», «хозяйствующий субъект».
3) Характер направленности изменений и дополнений в Закон о торговле можно определить следующим образом: во-первых, они нацелены на укрепление основ национальной продовольственной безопасности; во-вторых, усилена поддержка благоприятной конкурентной среды, и происходит совершенствование антимонопольного регулирования; в-третьих, наблюдается изменение взаимоотношений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими оборот продовольственных товаров в связи с минимизацией случаев ведения на рынке «жесткой» коммерческой практики.
4) Понятие «дискриминационные условия», установленное и закрепленное в Федеральном законе «О защите конкуренции», должно быть четко уяснено с целью обеспечения эффективной защиты конкуренции на товарном рынке. В связи с тем, что на товарном рынке большинство субъектов находятся в неравном положении, то представляется немаловажным правильная правовая оценка критериев отнесения неравных условий к дискриминационным, влияющих на обеспечение здоровой конкуренции
5) В результате изучения судебной практики был сделан вывод о важности соблюдения требований законодательства в части недопущения создания ситуации выбора торговой сетью либо поставщиком продовольственных товаров в торговые сети различных подходов к определению цены товара по отношению к разным контрагентам, поскольку такие действия могут содержать признаки создания дискриминационных условий.
6) Существенным изменением антимонопольного законодательства является механизм внутриведомственной апелляции, действующий на основе коллегиальных органов, созданных при федеральном антимонопольном органе.
7) Изучение практики показало, что основное препятствие для доказывания факта злоупотребления доминирующим положением заключается в сложности установления доли в пределах определенного географического рынка розничной реализации продуктовых товаров и его продуктовых границ. Также на основании судебной практики в части рассмотрения споров по делам о нарушении требований антимонопольного законодательства прослеживается вывод о повышении вероятности возникновения нарушения антимонопольного законодательства в том случае, если существует высокая концентрация одновременно на рынке оптовой и розничной торговли. Существует неоднозначно сформированная практика, касающаяся признания соглашений между хозяйствующими субъектами нарушающих антимонопольное законодательство.
8) Сделан вывод о наличии недоработок законодательного регулирования торговой деятельности (в том числе в части соблюдения требований Закона о защите конкуренции) и как следствие возникновение вызванных ими неясностей в сфере практического применения, которые подлежат устранению путем более подробной регламентации имеющихся правоотношений. Актуальным является вопрос компетенции антимонопольного органа в области защиты конкуренции. Возможным вариантом нивелирования такой правовой неопределенности в части разъяснений и рекомендаций по применению антимонопольного законодательства может быть установление их нормативного характера с одновременным законодательным детальным определением порядка их применения.
Актуальность темы: государственное регулирование торговой деятельности является важным правовым инструментом регулирования экономических отношений, в связи с чем необходимо воздействие на экономический рынок, основанное на упорядочении отношений в данной сфере, выстраивание «здоровой» конкурентной среды, а также создание недискриминационной системы реализации товаров и услуг.
Актуальность темы объясняется, в том числе, вступлением в силу с 1 февраля 2009 года Федерального закона “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации” от 28.12.2009 N 381-ФЗ (Далее – «Закон о торговле»), который как раз таки направлен на упорядочение отношений, связанных с организацией торговой деятельности на территории Российской Федерации в целях создания прозрачного и предсказуемого порядка осуществления торговой деятельности, устранение недобросовестных практик и давления на контрагентов со стороны торговых сетей и поставщиков, а также на устранение излишних административных барьеров в торговле, поддержки малого и среднего бизнеса в сфере торговли и производства продовольственных товаров. Кроме того, осуществление торговли должно происходить с учетом соблюдения норм, направленных на совершенствование антимонопольного регулирования и развитие конкуренции на рынке услуг розничной торговли.
Характер влияния государства на конкурентоспособность торговых организаций (в совокупности образующих торговую отрасль) определяется созданием им условий для развития конкурентной среды, стимулированием конкурентоспособности розничной торговли (и торговых сетей, в частности) посредством следующих организационно-экономических мер:
– проведения налоговой, финансовой, научно-технической, кредитно-денежной политики;
– разработки и применения в практической деятельности нормативно-правовой базы (федеральных законов, лицензирование отдельных видов деятельности, получение сертификатов качества и т. д.);
– разработки Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2010-2015 гг. и период до 2020 г., и реализация ее задач в регионах РФ.
Реализация государством вышеприведенных направлений экономической политики сглаживает циклические колебания, воздействует на потребительский и инвестиционный спрос, поддерживает развитие приоритетных направлений в науке и технике, уменьшает налоговое бремя в период экономических спадов, развивает отечественную банковскую сферу и т.д.
В настоящее время остро стоит проблема, вызванная необходимостью освещения вопросов, связанных с определением научно-практического значения защиты добросовестной конкуренции и её ограничений на товарных и финансовых рынках. Это обусловлено тем, что на текущем этапе развития рынка конкурентные отношения формируют одну из наиболее острых и дискуссионных проблем в законодательстве, доктрине и правоприменительной практике. Формирование конкурентного законодательства связано с состоянием рыночных отношений и не имеет давней истории, что и объясняет нынешний процесс разработки научно-практических проблем конкурентного права.
Учитывая то обстоятельство, что сфера торговли является одной из значительных составляющих экономики Российской Федерации, она при этом во многом является саморегулируемой, и, несмотря на это, рыночные механизмы регулирования данной сферы не могут полностью обеспечить соответствие интересов бизнеса и потребителей. Именно поэтому первостепенное значение играет роль государственного регулирования в области торговой деятельности, совершенствование законодательной базы в связи с появлением новых методов, форматов торговли и изменением отраслевой нормативно-правовой базы. Соответственно, нормативно-правовое регулирование подлежит внимательному изучению, детальному анализу, выявлению пробелов на уровне правоприменения и выстраиванию путей и способов разрешения возникающих на практике вопросов.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!