Правовое регулирование экспортных поставок газа
Аннотация
Цели и задачи исследования:
– рассмотреть тенденции развития газовой отрасли;
– исследовать нормативно-правовое регулирование газовой отрасли;
– выявить особенности организации экспортных поставок газа;
– изучить правовое обеспечение экспортных поставок газа на государственном и международном уровнях;
– проанализировать правовое регулирование экспорта газа по системе магистральных газопроводов в Российской Федерации;
– сформулировать проблемы и возможности снятие неопределенности в регулировании экспорта газа.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере экспорта газа.
Предметом исследования выступают нормы права, регулирующие отношения, складывающиеся в связи с транспортировкой и экспортом газа.
Методологическая основа исследования представлена частнонаучными и общенаучными методами познания: нормативно-логическим, сравнительного правоведения, аналитическим, синтеза, системно-правовой и др.
Выводы, сделанные по результатам исследования:
– Характерным отличием правового регулирования отношений в газовой отрасли является отсутствие специального законодательного акта, который бы регулировал данные отношения;
– Сложность правового регулирования в сфере недропользования связана с рядом специфических особенностей: невозобновляемый характер природных ресурсов, государственная собственность на недра, публичная значимость участка, используемого для добычи полезных ископаемых, неотделимость участка недр от окружающей среды, повышенные экологические риски добычи, хранения и транспортировки газа;
– были рассмотрены различные подходы исследователей на правовую природу отношений по транспортировке газа посредством системы трубопроводов;
– Сформированная на сегодняшний день нормативная база, посвященная регулированию отношений, связанных с экспортом газа состоит из небольшого числа актов, регулирование в данной сфере несовершенно и требует еще много внимания, доработки и упорядочивания.
Актуальность темы исследования определяется, прежде всего, возрастающими
процессами трансформации и реорганизации как мирового, так и национального
энергетического рынков, что выражается в появлении на рынках конкурентоспособных
сильных игроков, имеющих долгосрочные перспективы развития, в перераспределении
баланса экспорта/импорта газа как важного энергетического ресурса между
транснациональными энергетическими компаниями. Процессы диверсификации
источников газа как энергоресурса влекут за собой соответственно и диверсификацию
направлений поставки газа производителями, а также развитие условий транспортной
инфраструктуры с целью расширения доступа к энергоресурсу, что в свою очередь
приводит к изменению существующего преимущественно локального характера
региональных нефтегазовых рынков.
Однако несмотря на достаточно глубокую изученность основных вопросов
развития нефтегазового рынка, государственной политики в сфере обеспечения
энергетической безопасности, а также устойчивого развития газового рынка и
основных аспектов международного сотрудничества в газово-энергетической сфере,
вопросы защиты и реализации конкурентных преимуществ России при экспортных
поставках газа можно считать недостаточно разработанными. Связано это с тем, что
экспортные поставки газа регламентируются нормативно-правовыми актами как на
государственном, так и на международном уровне, которые не всегда соответствуют
друг другу, так как правовое регулирование газовой отрасли в нашей стране довольно
запутано по причине стихийного характера формирования нормативно-правовой базы
по мере необходимости.
Сказанное выше свидетельствует о необходимости выявления возможностей
совершенствования правового механизма, регулирующего важную для нашей страны
отрасль экономики.
Оценка нормативно-правовых документов в нефтегазовой сфере позволяет
выявить недоработки действующего законодательства, которые препятствуют
развитию эффективных отношений государства и недропользователя.
Актуальность темы исследования определила цель – провести исследование
механизмов правового регулирования экспортных поставок газа.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
– рассмотреть тенденции развития газовой отрасли;
– исследовать нормативно-правовое регулирование газовой отрасли;
– выявить особенности организации экспортных поставок газа;
– изучить правовое обеспечение экспортных поставок газа на государственном и
международном уровнях;
– проанализировать правовое регулирование экспорта газа по системе
магистральных газопроводов в Российской Федерации;
– сформулировать проблемы и возможности снятие неопределенности в
регулировании экспорта газа.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере экспорта
газа.
Предметом исследования выступают нормы права, регулирующие отношения,
складывающиеся в связи с транспортировкой и экспортом газа.
Методологическая основа исследования представлена частнонаучными и
общенаучными методами познания: нормативно-логическим, сравнительного
правоведения, аналитическим, синтеза, системно-правовой и др.
Научно-теоретическую базу составили труды таких ученых как В.К. Андреев,
В.В. Блажеев, А.П. Вершинин, О.А. Городов, П.Г. Лахно, А.Г. Лисицын – Светланов,
В.Ф. Попондопуло, В.В. Романова, Р.Н. Салиева, В.Ф. Яковлев и другие.
Структура работы соответствует цели и задачам исследования. Работа состоит из
введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
В настоящем исследовании рассмотрено правовое регулирование в сфере
экспорта газа на примере Российской Федерации. Характерным отличием правового
регулирования отношений в газовой отрасли является отсутствие специального
законодательного акта, который бы регулировал данные отношения. В газовой отрасли
существует специализированный закон, однако он содержит существенные пробелы и
не охватывает весь необходимый объем отношений, возникающих при добыче,
транспортировке газа в Российской Федерации. Большая нагрузка по регулированию
данной отрасли также лежит на подзаконных актах, которые отображаются в
специальных постановлениях и правилах, но и они не помогают восполнить
существующие пробелы.
Сложность правового регулирования в сфере недропользования связана с рядом
специфических особенностей: невозобновляемый характер природных ресурсов,
государственная собственность на недра, публичная значимость участка,
используемого для добычи полезных ископаемых, неотделимость участка недр от
окружающей среды, повышенные экологические риски добычи, хранения и
транспортировки газа.
Сравнительно-правовой анализ российского и зарубежного законодательства
позволяет увидеть отличия и схожие черты правового регулирования в сфере
недропользования. Так, было выявлено, что зарубежные страны, особенно это касается
стран-поставщиков энергоресурсов, имеют утвержденные соответствующими
органами отраслевые законы, что невыгодно отличает Россию, где данного закона пока
нет.
В ходе исследования были рассмотрены различные подходы исследователей на
правовую природу отношений по транспортировке газа посредством системы
трубопроводов.
Сложившаяся сегодня правовая база, которая посвящена регулированию
отношений по транспортировке газа посредством системы трубопроводов,
включает некоторое количество актов. В целом регулирование в данной сфере
несовершенно и требует многих преобразований, доработок и упорядочивания.
Недостаточность нормативно-правового регулирования сферы транспортировки
газа, доминирующее положение монополий, которые обладают возможностью в
одностороннем порядке воздействовать на общие условия организации
транспортировки газа, создали проблему сверхмерного властного регулирования
частноправовых отношений, что не всегда является оправданным.
Совершенствование нормативно-правовый базы в данном направлении должно
осуществляться в рамках современных концепций по развитию норм
гражданского законодательства и энергетического законодательства в России.
Научная новизна исследования состоит, в первую очередь, в уникальности
проведенного анализа действующего законодательства в сфере добычи, хранения и
транспортировки газа в Российской Федерации, в результате которого было выявлено
недоработки действующего законодательства. В качестве решения указанной
проблемы предложены изменения в действующее законодательство, которое будет
способствовать более четкому и понятному механизму осуществления и регулирования
экспорта газа. Также были обнаружены и обозначены возможные риски, предложены
варианты их избежания и минимизации.
В работе последовательно решены задачи, поставленные перед научным
исследованием, поставленные цели реализованы, рассмотрен международный опыт,
проведен сравнительный анализ, сделаны предложения по совершенствованию
законодательства.
Нормативно-правовые акты.
1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 25.12.1993.
2. Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров от
11 апреля 1980 г. //Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации.1994. № 14.
3. Конвенция от 22.06.1993 о предотвращении крупных промышленных
аварий//Бюллетень международных договоров.2013. № 4.
4. Соглашение от 24.04.2010 между Правительством Российской Федерации
и Правительством Австрийской Республики о сотрудничестве при
создании и эксплуатации газопровода на территории Австрийской
Республики//Бюллетень международных договоров.2011. № 9;
5. Соглашение от 18.01.2008 между Правительством Российской Федерации
и Правительством Республики Болгарии о сотрудничестве при создании
газопровода для транзита природного газа через территорию Республики
Болгарии; Бюллетень международных договоров. 2008. № 7;
6. Соглашение от 28.11.2001 между Правительством Российской Федерации
и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в газовой
отрасли// Бюллетень международных договоров.2002. № 2;
7. Соглашение от 17.10.2006 между Правительством Российской Федерации
и Правительством Республики Корея о сотрудничестве в области газовой
промышленности // Бюллетень международных договоров.2007. № 2.
8. Таможенный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства
РФ. 13.12.2010. N 50. Ст. 6615
9. Налоговый кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства
РФ. 03.08.1998. N 31. Ст. 3824; Собрание законодательства РФ. 07.08.2000.
N 32. Ст. 3340.
10. Федеральный Закон от 08.12.2003 №164 «Об основах государственного
регулированиявнешнеторговойдеятельности»//Собрание
законодательства РФ. 15.12.2003. N 50. Ст. 4850.
11. Федеральный Закон от 18.07.2006 №117-ФЗ «Об экспорте газа» //
Собрание законодательства РФ. 24.07.2006. N 30.
12. Федеральный закон “Об электроэнергетике” от 26.03.2003 N 35-ФЗ // СЗ
РФ. 2003. № 13. Ст. 1177.
13. Федеральный закон от 30.11.1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе
Российской Федерации» // СЗ РФ.1995. № 49. ст.4694
14. Федеральный закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в
Российской Федерации» // CЗ РФ.1999. № 14. Ст.1667.
15. Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной
безопасности опасных производственных объектов» // СЗ РФ.1997. № 30.
ст.3588.
16. Федеральный закон от № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-
энергетического комплекса» // СЗ РФ.2011. № 30 (ч. I).4604.
17. Федеральный закон от 18.07.2006 № 117-ФЗ «Об экспорте газа» // CЗ
РФ.2006. № 30. Ст.3293
18. Федеральный закон от 30.11.2013 № 318-ФЗ «О внесении изменений в
статьи 13 и 24 Федерального закона «Об основах государственного
регулирования внешнеторговой деятельности» и статьи 1 и 3
Федерального закона «Об экспорте газа» // CЗ РФ.2013. № 48. Ст.6166.
19. Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» // Российская
газета.1993. 5 июня.
20. Закон РФ “О недрах” от 21.02.1992 N 2395-1 // СЗ РФ.1995. № 10. ст.823.
21. Постановление Правительства РФ от 17.05.2002 № 317 «Об утверждении
Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в
Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 20.
22. Постановление Правительства РФ от 05.02.1998 № 162 «Об утверждении
Правил поставки газа в Российской Федерации» // СЗ РФ.1998. № 6.ст. 770.
23. Постановление Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 «Об утверждении
Правил подключения (технологического присоединения) объектов
капитального строительства к сетям газораспределения, а также об
изменении и признании утратившими силу некоторых актов
Правительства Российской Федерации»// СЗ РФ.2014. № 2, (ч.I). ст.137.
24. Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 323 «О реализации
природного газа на товарных биржах и внесении изменений в акты
Правительства Российской Федерации по вопросам государственного
регулирования цен на газ и доступа к газотранспортной системе открытого
акционерного общества «Газпром»// CЗ РФ.2012. № 17. Ст.1997.
25. Постановление Правительства РФ от 31.12.2010 № 1205 «О
совершенствовании государственного регулирования цен на газ»// CЗ
РФ.2011. № 8. Ст.1109.
26. Постановление Правительства РФ от 29.10.2010 № 870 «Об утверждении
технического регламента о безопасности сетей газораспределения и
газопотребления»// СЗ РФ.2010. №45. Ст.5853.
27. Постановление Правительства РФ от 29.10.2010 № 872 «О стандартах
раскрытияинформациисубъектамиестественныхмонополий,
оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам»// CЗ
РФ.2010. ст.5855.
28. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2010 г.
N 291 «О ставках вывозных таможенных пошлин при поставках газа с
территории Российской Федерации на территорию Украины” // Собрание
законодательства РФ. 10.05.2010. N 19. Ст. 2322.
29. Постановление Правительства РФ от 21.12.2009 N 1039 “О порядке
подключения нефтеперерабатывающих заводов к магистральным
нефтепроводами(или)нефтепродуктопроводамиучета
нефтеперерабатывающих заводов в Российской Федерации” // СЗ РФ.
2009. № 52 (ч. 1). Ст. 6569.
30. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года // Собрание
законодательства РФ. 30.11.2009. N 48. Ст. 5836.
31. Приказ Минэнерго России от 16.12.2002 № 448 «Об утверждении
нормативных актов, необходимых для реализации Правил пользования
газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской
Федерации»// Бюллетень нормативных актов федеральных органов
исполнительной власти. 2003. № 13.
32. Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному надзору от 22.11.2013 № 561 «Об утверждении федеральных
норм и правил в области промышленной безопасности «Правила
безопасности подземных хранилищ газа»// Бюллетень нормативных актов
федеральных органов исполнительной власти. 2014. № 7.
33. Приказ Госстроя РФ от 21.04.2000 N 92 “Об утверждении организационно-
методических рекомендаций по пользованию системами коммунального
теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской
Федерации” // Бюллетень строительной техники. 2000. № 7.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!