Правовое регулирование трансграничной поставки природного газа
Целю данной выпускной квалификационной работы является исследование международно-правового регулирования трансграничной поставки природного газа. Для достижения этой цели нужно решить несколько задач: исследовать нормативные правовые акты РФ и зарубежных государств, посвященные данному вопросу; проанализировать особенности международного правового регулирования поставок газа; рассмотреть специфику контрактов в сфере правового регулирования трансграничной поставки газа на современном этапе; исследовать способы трансграничной поставки газа и их эффективность. Основными методами научного познания, используемыми в данной работе, являются: анализ, синтез, системно-структурный метод, формально-логический, формально-юридический, а также сравнительно-правовой метод.
По результатам проведенного исследования выпускной квалификационной работы, были выявлены следующие выводы.
Так, трансграничная поставка природного газа представляет собой процесс, закрепленный соответствующим контрактом, участниками которого являются поставщики и потребители природного газа, заключающийся в его транспортировке через государственную границу как минимум одной страны для его последующей продажи либо передачи в порядке исполнения бартерной сделки.
Многосторонние соглашения, регулирующие, помимо всех прочих аспектов, и трансграничную торговлю природным газом, в большинстве своем базируются на правовых нормах ВТО, регулирующих торговлю товарами. Двусторонние соглашения о поставках природного газа, как правило, основываются на нормах национального законодательства стран-участниц, а также нормах международного права.
Права и обязанности сторон контракта трансграничной поставки природного газа, как правило, не сбалансированы, так как покупатель находится в более зависимом положении, нежели продавец.
Условия, касающиеся пересмотра цены на природный газ, в целом представляются справедливыми и могут быть использованы в целом в качестве ориентира при формулировании условий в контрактах трансграничной поставки природного газа
В правовых системах разных стран оговорки, касающиеся форс-мажорных обстоятельств в области трансграничных поставок природного газа обладают как общими, так и специальными характеристиками.
Переоценить важность энергетического рынка для современной мировой экономики на сегодня просто невозможно. Нельзя не учитывать и роль различных торговых организаций, а также объединений стран поставщиков и потребителей нефти и газа в современном мире. Поэтому сейчас особенно важным становится анализ специфики международных соглашений о поставках нефти и газа, а также особенностей актов международных организаций, которые регулируют данную область, а также изучение проблем, которые проявляются сейчас как в актуальном международном праве, так и на мировом энергетическом рынке. В настоящее время самые значительные разведанные залежи природного газа сконцентрированы только в определенных частях планеты. В частности, крупные его месторождения расположены в России, на Ближнем Востоке, в Персидском заливе, в Северной Америке (включая США), на Дальнем Востоке, в Китае, а также в Африке – Алжире и Нигерии.
Следовательно, месторождений (а значит, и рынков) природного газа в мире всего несколько, поэтому все большую значимость приобретает процесс трансграничной поставки природного газа и его правовое регулирование.
Все эти факторы определяют актуальность темы данной выпускной квалификационной работы.
Целью диссертации является исследование современного международно-правового регулирования трансграничной поставки газа.
Для достижения этой цели нужно решить несколько задач:
– исследовать нормативные правовые акты РФ и зарубежных государств, посвященные данному вопросу;
– проанализировать особенности международного правового регулирования поставок газа;
– рассмотреть специфику контрактов в сфере правового регулирования трансграничной поставки газа на современном этапе;
– исследовать способы трансграничной поставки газа и их эффективность.
Объектом исследования являются международно-правовые отношения, касающиеся вопросов трансграничной поставки газа.
Предметом исследования являются международно-правовые нормы, регулирующие межгосударственные отношения, которые касаются процессов трансграничной поставки газа.
Теоретической основой данной выпускной квалификационной работы являлись исследования многих ученых, уделявших внимание подобным вопросам. Это А.В. Алешина, А.В. Блохина, Е.С. Бирюков, Е.Б. Ганюшкина, А.С. Гуласарян, И.В. Гудков, Н.Г. Доронина, Д.М. Ергин, А.С. Лалетина, А. С. Скаридов, А.Н. Талалаев, О. А. Хлопов, N. Т. Jafee, B. Shaffer, M. Ratner, и многие другие.
Нормативную правовую основу данной работы составили нормативные правовые акты РФ и зарубежных государств, регулирующие правовые отношения в исследуемой сфере, а также материалы судебной практики по данному вопросу.
Основными методами научного познания, используемыми в данной работе, являются: анализ, синтез, системно-структурный метод, формально-логический, формально-юридический, а также сравнительно-правовой метод.
Научная новизна данной выпускной квалификационной работы, а также ее теоретическая значимость заключается в комплексном исследовании правового регулирования процесса трансграничной поставки природного газа, анализе опыта международных организаций в данной области, а также рассмотрении специфики контрактной регламентации данного процесса.
В частности, в данном исследовании сформулирована авторская трактовка понятия «трансграничная поставка природного газа», изучены правоотношения, складывающиеся в данной области, выявлены особенности контрактов, касающихся трансграничной поставки природного газа.
А также вскрыты некоторые недоработки правового регулирования трансграничной поставки природного газа, препятствующие эффективному функционированию данного процесса.
Практическая значимость данной выпускной квалификационной работы состоит в том, что выводы и положения, содержащиеся в ней, в дальнейшем могут быть использованы для устранения выявленных пробелов и недостатков правового регулирования процесса трансграничной поставки природного газа и создания теоретической основы для его совершенствования, а также могут быть применены в последующих научных исследованиях, посвященных данной тематике и использованы при чтении лекций, проведении семинаров и практических занятий по соответствующим темам международного частного права.
Структура данной выпускной квалификационной работы обусловлена ее целями и задачами. Она содержит в себе введение, в котором обусловлена актуальность и теоретическая разработанность темы, три главы, в которых решаются поставленные задачи, заключение, содержащее основные выводы, а также библиографический список.
По результатам проведенного исследования мы приходим к следующим выводам:
1. Трансграничная поставка природного газа представляет собой процесс, закрепленный соответствующим контрактом, участниками которого являются поставщики, потребители, а также покупатели природного газа, заключающийся в его транспортировке через государственную границу как минимум одной страны для его последующей продажи либо передачи в порядке исполнения бартерной сделки.
2. Контракты, касающиеся трансграничной поставки природного газа, могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными. При этом срок, по истечении которого контракт считается долгосрочным, в разных странах отличается: в США этот срок составляет более чем 1 год, в Великобритании – 8-10 лет, а в Европе – от 15 и более лет. Долгосрочных контрактов в мире пока большинство, однако общее время их действия неуклонно снижается.
3. Многосторонние соглашения, регулирующие, помимо всех прочих аспектов, и трансграничную торговлю природным газом, в большинстве своем базируются на правовых нормах ВТО, регулирующих торговлю товарами. Однако, учитывая изменения, происходящие на рынке природного газа (повышение конкуренции, волатильность цен и др.), необходима корректировка многих аспектов данных соглашений для повышения их эффективности. В частности, целесообразно изменение положений ДЭХ с целью более полного отражения в них баланса интересов стран-участниц рынка природного газа.
4. России целесообразно заключать межправительственные соглашения, в том числе и со странами, которые являются конечными покупателями природного газа. Это позволит сделать контракты более стабильными и менее зависящими от политической обстановки.
Некоторые двусторонние соглашения России о поставках природного газа нуждаются в совершенствовании в части конкретизации порядка рассмотрения споров между государствами относительно их толкования. В качестве возможного варианта представляется целесообразным включить в подобные соглашения нормы о возможности разрешения споров в арбитраже ad hoc с указанием порядка его формирования.
5. ЕАЭС мог бы учесть опыт прочих региональных интеграционных объединений, которые регулируют процессы торговли природным газом и его поставку (ЕС и НАФТА). Полагаем, что в рамках ЕАЭС необходимы разработка унифицированной нормативно-правовой базы функционирования газового рынка стран-членов ЕАЭС и создание совместной платформы (к примеру, ежегодного форума), в рамках которой члены ЕАЭС могли бы обмениваться информацией, заниматься экспертной и консультационной работой, а также координировать действия в сфере торговли природным газом.
6. Права и обязанности сторон контракта трансграничной поставки природного газа, как правило, несбалансированы, так как покупатель находится в более зависимом положении, нежели продавец. Исправить это могло бы использование в контрактах различных оговорок (в частности, «Make Up» и «Carry Forward»), позволяющих смягчить жесткие рамки, в которых взаимодействуют стороны контракта, а также учесть фактические потребности покупателя в природном газе.
7. Условия, касающиеся пересмотра цены на природный газ (обстоятельство должно являться экономически существенным; обстоятельство должно быть вне контроля сторон; изменение обстоятельств еще не отражено в существующей цене, установленной контрактом), в целом представляются справедливыми и могут быть использованы в качестве ориентира при формулировании условий в контрактах трансграничной поставки природного газа. Если обстоятельства, которые не зависят от сторон, существенно повлияют на процесс поставки, каждая сторона имеет право на корректировку цен с учетом таких изменений. При этом каждая сторона имеет право потребовать пересмотра цен каждые три года, что позволяет обеспечивать постоянную конкурентоспособность природного газа.
8. В правовых системах разных стран оговорки, касающиеся форс-мажорных обстоятельств (в том числе и в области трансграничных поставок природного газа), обладают как общими, так и специальными характеристиками. Однако в некоторых случаях (экстремально низкие температуры, характерные для Крайнего севера и т.д.) те обстоятельства, которые обычно являются форс-мажором, становятся вполне обыденными и не дают право сторонам контракта не исполнять взятые на себя обязательства.
Характерные именно для контрактов на поставку природного газа форс-мажорные обстоятельства, по нашему мнению, чаще всего это может быть выход из строя либо недоступность морской службы, а также случайное повреждение или неработоспособность танкера с СПГ, серьезное повреждение оборудования, которое напрямую зависит от случайной непреодолимой силы. Причем оборудование это может принадлежать как продавцу, так и покупателю. Пандемия COVID-19 также в некоторых случаях также считается форс-мажорным обстоятельством в контрактах на поставку природного газа, поскольку является не только причиной невыполнения обязательств покупателя и продавца по контракту трансграничной поставки природного газа, но и также негативно воздействует на мировую экономику. Однако будет ли она признана форс-мажорным обстоятельством в каком-либо конкретном случае, зависит от того, было ли конкретное предприятие затронуто ограничительными мерами, принятыми в связи с COVID-19.
9. Процесс разрешения споров в контрактах, касающихся трансграничной поставки природного газа, проходит в несколько этапов. Первоначально сторона, являющаяся инициатором спора, уведомляет о претензиях другую сторону, инициируя процесс переговоров. Если стороны не приходят к соглашению, они либо продолжают выполнять условия контракта, либо одна из сторон расторгает его, либо стороны привлекают для разрешения спора арбитров, в том числе и международного уровня. Однако нередко арбитры выносят решение, которое не удовлетворяет ни одну из сторон. Принимая во внимание это обстоятельство, а также специфику газа как товара, долгосрочный характер договоров на его поставку, особую важность природного газа для государств, полагаем целесообразной разработку конвенции, предусматривающей учреждение специального постоянного арбитража, который мог бы рассматривать споры, вытекающие из контрактов на поставку природного газа.
10. Полагаем, что применение смарт-контрактов в поставках природного газа могло бы минимизировать нарушения в данном процессе, снизить его издержки, а также исключить участие посредников.
Однако использование данной технологии и основные этапы данного процесса должны быть отражены в контракте на поставку природного газа. По нашему мнению, целесообразно применение концепции lex petrolea, согласно которой квалификация в качестве «применимого права» зависит не от санкционирования его государством, а от того, было ли оно одобрено профессиональным сообществом в конкретной отрасли экономики.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!