Правовой режим самовольной постройки, возведенной в охранной зоне
Аннотация Выпускной квалификационной работы Проничевой И. Л. «Правовой режим самовольной постройки, возведенной в охранной зоне». Данная работа посвящена выявлению случаев, при которых лицо, осуществившее строительство, будет лишено возможности приобретения права на возведенный объект по причине того, что такое строительство нарушает охранные зоны (в том числе минимальные расстояния до магистральных газопроводов) промышленных объектов, культурных объектов, аэропортов, военных объектов. Особое внимание будет уделено возможности осуществления проверки того, какие охранные зоны находятся в непосредственной близости к земельному участку, а также тому, имеет ли правовое значение отсутствие такой зоны в публично доступных реестрах (государственном кадастре недвижимости, едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, едином государственном реестре недвижимости). В работе будут затронуты вопросы о том, какова правовая природа ограничения, установленного в отношении земельного участка, на котором расположена охранная зона, а также возможности возмещения ущерба, причиненного сносом самовольной постройки, возведенной в охранной зоне при наличии разрешения на строительство. Для достижения указанной цели необходимо обозначить следующие задачи: – Анализ практики судов по вопросам признания объектов недвижимости, возведенных в охранных зонах, самовольными постройками, и сноса таких построек. – Определение возможности предварительного выявления наличия охранной зоны на территории, на которой планируется строительство. – Оценка значения добросовестности лица, осуществившего строительство, при принятии решения о возможности признании права собственности на самовольную постройку. – Формулирование правил, обеспечивающих снижение рисков при строительстве, осуществляемом на участке, находящемся на территории с высокой вероятностью наличия охранной зоны. – Выявление возможности возмещения убытков, понесенных лицом, осуществившим строительство, от признания объекта недвижимости самовольной постройкой и его сноса. – Обозначение возможности возмещения потерь, вызванных установлением охранной зоны.
Активность бизнеса в области строительства является одним из основных показателей развития экономики государства. В связи с этим необходимо создать законодательную основу, позволяющую обеспечить лицу, осуществляющему строительство, гарантию того, что вложение средств приведет к реализации задуманных бизнес-решений, а в дальнейшем – к получению прибыли и развитию новых проектов. Однако в сложившихся в России условиях во главу угла встает вопрос обеспечения минимизации потерь для лица, осуществившего строительство надлежащим образом и с соблюдением всех известных ему правил, в случае если такое строительство будет признано самовольным и подлежащим сносу. Таким образом, строительство из наименее рискового вложения нередко становится проектом с непредсказуемым результатом. Положение инвестора зависит не только от его финансового обеспечения и деятельности его контрагентов, но и от возможных непредвидимых изменений в публичных документах, влекущих полный или частичный запрет строительства на данной территории. Это касается, в том числе, и строительства жилья, которое затрагивает интересы населения, и обеспечение правовой возможности приобретения права собственности на которое является обязанностью и стратегической задачей государства.
Целью данной работы является выявление случаев, при которых лицо, осуществившее строительство, будет лишено возможности приобретения права на возведенный объект по причине того, что такое строительство нарушает охранные зоны (в том числе минимальные расстояния до магистральных газопроводов) промышленных объектов, культурных объектов, аэропортов, военных объектов. Особое внимание будет уделено возможности осуществления проверки того, какие охранные зоны находятся в непосредственной близости к земельному участку, а также тому, имеет ли правовое значение отсутствие такой зоны в публично доступных реестрах (государственном кадастре недвижимости, едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, едином государственном реестре недвижимости).
Необходимо признать, что данная проблема, являясь совершенно не разработанной в научной литературе, на практике в большинстве случаев решается не в пользу лиц, осуществивших строительство и покупателей недвижимости, то есть потенциальных собственников. В случае нарушения строительных норм и правил применяется специальное регулирование, позволяющее ограничивать право собственности на возведенные объекты, несмотря на государственную регистрацию права собственности. Такое положение дел может быть признано не в полной мере соответствующим основным положениям Конституции РФ (ст. 35), а также международным актам, гарантирующим защиту и уважение права собственности каждого физического или юридического лица (ст. 1 Протокола №1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод). Не вызывает сомнения необходимость разрешения данной проблемы не только на уровне судебной практики, но и на уровне законодательных решений, соответствующих принципам охраны права собственности и права на жилище. Необходимо обеспечить предсказуемость оборота в данной сфере и возможность стабильного развития строительства путем принятия однозначных законодательных решений. В то же время, необходимо принять во внимание принцип добросовестности, служащий основой любой экономической деятельности, и учитывать возможности лица, осуществляющего строительство, по проверке наличия тех или иных ограничений на конкретном земельном участке.
Как известно, право собственности не может быть признано безграничным правом, и его ограничения возможны в определенных пределах и при наличии значимых целей, например, в интересах общества либо публичных интересах. Однако такое ограничение должно быть обосновано, необходимо и соразмерно. Это означает, что достижение публичной цели возможно только путем ограничения права, а само ограничение права не носит чрезмерного характера и не лишает это право всякого смысла. На данный момент ограничения, установленные в законах, в свете их толкования судебной практикой, можно признать несоразмерными, а также неопределенными, что является наиболее опасным для развития строительной отрасли.
Таким образом, для достижения указанной выше цели необходимо обозначить следующие задачи:
– Анализ практики судов по вопросам признания объектов недвижимости, возведенных в охранных зонах, самовольными постройками и сноса таких построек.
– Определение возможности предварительного выявления наличия охранной зоны на территории, на которой планируется строительство.
– Оценка значения добросовестности лица, осуществившего строительство, при принятии решения о возможности признании права собственности на самовольную постройку.
– Формулирование правил, обеспечивающих снижение рисков при строительстве, осуществляемом на участке, находящемся на территории с высокой вероятностью наличия охранной зоны.
– Выявление возможности возмещения убытков, понесенных лицом, осуществившим строительство, от признания объекта недвижимости самовольной постройкой и его сноса.
– Обозначение возможности компенсации потерь, вызванных установлением охранной зоны.
Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что на данном этапе реформирования регистрационной системы, с одной стороны, реализуется тенденция по систематизации информации об объектах недвижимости, их обременениях и обеспечению доступа граждан и юридических лиц к такой информации, а с другой стороны, нивелируется принцип публичной достоверности реестра, который уступает нормам законодательства об установлении охранных зон. С 01 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон РФ от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», основной целью которого является объединение в едином государственном реестре прав на недвижимость функций как единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, так и кадастра недвижимости, что должно привести к устранению противоречий двух публичных систем. Согласно ст. 1 указанного Федерального закона Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений. В то же время, отсутствие в реестре информации об охранной зоне не исключает её наличие, а также наличие ограничений и обременений прав на земельный участок.
Очевидно, что реформирование регистрационной системы произведено лишь частично, что не позволяет обеспечить интересы собственников недвижимости. Необходима последовательная реализация принципа публичной достоверности и принципа внесения в рамках формирования так называемого «регистрационного права», что в результате должно привести к тому, что запись в реестре будет являться необходимым и достаточным юридическим основанием для защиты прав добросовестных участников оборота.
Подводя итог, необходимо отметить, что наличие охраняемого объекта в непосредственной близости от земельного участка ограничивает права собственника такого участка, при этом обязательность соблюдения ограничений во многих случаях не зависит от возможности получения собственником информации о наличии таких ограничений и объектов. Наиболее опасным для собственника участка является наличие в непосредственной близости магистрального газопровода, ограничивающего, а иногда и запрещающего строительство не только в пределах охранной зоны такого газопровода, но и в пределах минимальных расстояний от оси таких газопроводов.
Необходимо заключить, что ограничения в виде таких минимальных расстояний не названы в ЗК РФ и ГрК РФ в качестве зон с особыми условиями использования территорий, а значит не подлежат внесению в публичные реестры. Режим территорий, находящихся в пределах таких минимальных расстояний, законодателем однозначно не определен, поэтому следует признать, что любое строительство, осуществленное в границе такой зоны, может подлежать сносу.
Согласно сложившейся практике, незнание лица о том, что строительство осуществляется в охранной зоне магистрального газопровода или в границах минимальных расстояний до такого объекта, а равно наличие информации о них в публичных реестрах, не имеет правового значения, так же как не имеет правового значения получение разрешения на строительство в такой зоне. Следовательно, собственник участка, не имеющий возможности проверить наличие газопровода по причине его отсутствия в публично доступных документах, градостроительном плане земельного участка, и добросовестно получивший разрешение на строительство, не может стать собственником возведенного объекта. Как было указано в данной работе, собственнику участка, планирующему осуществить строительство, наиболее эффективно снизить риски позволит только обращение к газоснабжающей организации с запросом информации о газопроводах и их охранных зонах или к органам власти за получением плана газификации района.
Иная практика, по большей части, сложилась относительно строительства в охранной зоне ЛЭП, установление границ которой в документах кадастрового учета имеет правовое значение для лиц, добросовестно осуществляющих строительство. С учетом того, что охранная зона ЛЭП считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах, а также того, что в свете последних изменений кадастр недвижимости и реестр прав на недвижимое имущество составляют единый государственный реестр недвижимости, можно заключить, что такой порядок полностью соответствует принципу внесения.
Регулирование зон охраны объектов культурного наследия можно сравнить с режимом защиты магистральных газопроводов, информация о которых также может быть не внесена в публичные реестры, однако имеет правовое значение на основании того, что такой объект внесен в реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Кроме того, в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки, документации по планировке территории отображаются только утвержденные зоны охраны объектов культурного наследия и режимы использования земель. Также существует риск в случае если предусмотренные градостроительным законодательством документы не приняты, например, в Москве правила землепользования и застройки были утверждены лишь 28 марта 2017 года.
Таким образом, лицо, планирующее осуществить строительство, находится в ситуации, при которой возникновение права на возводимый объект будет регулироваться не только нормами гражданского права, но и публично-правовыми ограничениями, которые предусмотрены для охраны тех или иных объектов. Представляется, что правила о запрете строительства являются обоснованными и необходимыми для обеспечения безопасности граждан и охраны объектов. Однако положение неопределенности относительно возможности приобретения права собственности, в котором находятся лица, осуществляющие экономическую деятельность, является недопустимым и подлежит законодательной переработке.
Кроме того, необходимо формирование судебной практики, подтверждающей возможность возмещения вреда, причиненного сносом постройки, признанной самовольной, что не представляется возможным без надлежащей активности пострадавших лиц. На данный момент на первый план выходит развитие энергетической инфраструктуры, в частности, разработан и утвержден распоряжением Правительства РФ от 30 июня 2012 года № 1144-р план мероприятий («дорожная карта») «Повышение доступности энергетической инфраструктуры».
Кроме того, наметилась тенденция упрощения оформления прав на земельные участки, на которых будут размещены те или иные линейные объекты (газопроводы, ЛЭП), однако не решается вопрос с уже возведенными объектами и их внесением в публичные реестры и установлением обременений на прилегающие земельные участки. До сих пор в законе не установлено понятие минимальных расстояний от осей магистральных трубопроводов, которые должны рассматриваться как обременения прав на земельные участки, однако на данный момент такие зоны не названы даже зонами с особыми условиями использования территорий.
§1. Международные нормативно-правовые акты:
1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод и протоколы к ней от 4 ноября 1950 года [Электронный ресурс] // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 20. – Ст. 2143. – СПС «КонсультантПлюс».
§2. Нормативно-правовые акты и иные официальные документы Российской Федерации:
2. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. // Рос. газ. – 2009. – 21 янв. – (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 фев. 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июл. 2014 г. № 11-ФКЗ). – СПС «КонсультантПлюс».
3. Правила охраны магистральных трубопроводов [Электронный ресурс] : утверждены Минтопэнерго РФ от 29 апреля 1992 г., Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22 апреля 1994 г. № 9 // (в ред. от 23 ноября 1994 г.). – СПС «КонсультантПлюс».
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс] : федер. закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1994. – № 32. – Ст. 3301. – (в ред. от 29 декабря 2017 г.). – СПС «КонсультантПлюс».
5. Воздушный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1997. – № 12. – Ст. 1383. – (в ред. от 31 декабря 2017 г.). – СПС «КонсультантПлюс».
6. О закреплении лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. № 135 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1998. – № 6. – Ст. 758. – СПС «КонсультантПлюс».
7. О гидрометеорологической службе [Электронный ресурс] : федер. Закон от 19 июля 1998 г. № 113-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1998. – № 30. – Ст. 3609. – (в ред. от 5 апреля 2016 г.). – СПС «КонсультантПлюс».
8. О газоснабжении в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1999. – № 14. – Ст. 1667. – (в ред. от 26 июля 2017 г.). – СПС «КонсультантПлюс».
9. Об утверждении Положения о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 27 августа 1999 г. № 972 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1999. – № 36. – Ст. 4405. – (в ред. от 1 февраля 2005 г.). – СПС «КонсультантПлюс».
10. Об утверждении правил охраны газораспределительных сетей [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2000 г. № 878 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2000. – № 48. – Ст. 4694. – (в ред. от 17 мая 2016 г.). – СПС «КонсультантПлюс».
11. Земельный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2001. – № 44. – Ст. 4147. – (в ред. от 31 декабря 2017 г.). – СПС «КонсультантПлюс».
12. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002. – № 26. – Ст. 2519. – (в ред. от 29 декабря 2017 г.). – СПС «КонсультантПлюс».
13. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2003. – № 40. – Ст. 3822. – (в ред. от 18 апреля 2018 г.). – СПС «КонсультантПлюс».
14. Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований [Электронный ресурс] : Приказ МЧС РФ от 25 октября 2004 г. № 484 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2004. – № 48. – (в ред. от 10 ноября 2016 г.). – СПС «КонсультантПлюс».
15. О государственном кадастре недвижимости [Электронный ресурс] : федер. закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2007. – № 31. – Ст. 4017. – (в ред. от 3 июля 2016 г.). – СПС «КонсультантПлюс».
16. О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. № 160 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2009. – № 10. – Ст. 1220. – (в ред. от 17 мая 2016 г.). – СПС «КонсультантПлюс».
17. Технический регламент о безопасности зданий и сооружений [Электронный ресурс] : федер. закон от 31 декабря 2009 г. № 255-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2010. – № 1. – Ст. 5. – (в ред. от 2 июля 2013 г.). – СПС «КонсультантПлюс».
18. Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 11 марта 2010 г. № 138 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2010. – № 14. – Ст. 1649. – (в ред. от 30 января 2018 г.). – СПС «КонсультантПлюс».
19. Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение доступности энергетической инфраструктуры» [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства РФ от 30 июня 2012 г. № 1144-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2012. – № 28. – Ст. 3940. – (в ред. от 11 ноября 2017 г.). – СПС «КонсультантПлюс».
20. СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85* [Электронный ресурс] : Приказ Госстроя РФ от 25 декабря 2012 г. № 108/ГС // М.: Госстрой, ФАУ «ФЦС». – 2012. – (в ред. от 18 августа 2016 г.). – СПС «КонсультантПлюс».
21. О некоторых вопросах установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 736 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2013. – № 35. – Ст. 4522. – СПС «КонсультантПлюс».
22. Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 5 мая 2014 г. № 405 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014. – № 19. – Ст. 2439. – (в ред. от 27 июля 2017 г.). – СПС «КонсультантПлюс».
23. Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. № 1521 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2015. – № 2. – Ст. 465. – (в ред. от 7 декабря 2016 г.). – СПС «КонсультантПлюс».
24. Об утверждении порядка формирования и ведения перечня выявленных объектов культурного наследия, состав сведений, включаемых в данный перечень [Электронный ресурс] : Приказ Минкультуры России от 2 июля 2015 г. № 1907 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. – 2015. – СПС «КонсультантПлюс».
25. О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 13 июля 2015 г. № 252-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2015. – № 29 (часть 1). – Ст. 4378. – (в ред. от 3 июля 2016 г.). – СПС «КонсультантПлюс».
26. О государственной регистрации недвижимости [Электронный ресурс] : федер. закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2015. – № 29 (часть 1). – Ст. 4344. – (в ред. от 3 апреля 2018 г.). – СПС «КонсультантПлюс».
27. Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2015 г. № 972 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2015. – № 38. – Ст. 5298. – СПС «КонсультантПлюс».
28. О рассмотрении обращения [Электронный ресурс] : Письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии России от 25 марта 2016 г. № 19-00457/16 // СПС «КонсультантПлюс».
29. О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 г. № 524 // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru. – 2016. – (в ред. от 4 июля 2017 г.). – СПС «КонсультантПлюс».
30. О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 3 июля 2016 г. № 373-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2016. – № 27 (часть 2). – Ст. 4306. – (в ред. от 29 декабря 2017 г.). – СПС «КонсультантПлюс».
§3. Акты высших органов судебной власти Российской Федерации, имеющие нормативное содержание:
31. Определение Конституционного Суда РФ от 03.07.2007 № 595-О-П «По запросу Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода о проверке конституционности абзаца второго пункта 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс».
32. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс».
33. Определение Конституционного Суда РФ от 17 января 2012 года № 147-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «БИС» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс».
34. Определение Конституционного суда Российской Федерации от 04.06.2013 № 874-О [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс».
35. Определение Конституционного суда Российской Федерации от 06.10.2015 № 2318-О [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс».
36. Определение Конституционного суда Российской Федерации от 10 ноября 2016 г. № 2372-О [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс».
§4. Материалы судебной практики.
37. Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 9 июля 2009 года № 1034/09 по делу № А65-12664/2007-СГ3-15 [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс».
38. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 7 февраля 2011 года по делу № А57-20862/2009 [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс».
38. Постановление Федерального Арбитражного суда Московского округа от 5 мая 2011 года № КГ-А41/3014-11 по делу № А41-17717/09 [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс».
39. Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 11 октября 2011 года № 6474/11 по делу № А33-7655/2010 [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс».
40. Определение Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № ВАС-16620/11 по делу № А41-15269/09 [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс».
41. Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24 января 2012 года № 12576/11 по делу № А46-14110/2010 [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс».
42. Постановление Федерального Арбитражного суда Московского округа от 23 июля 2012 года по делу № А41-17717/09 [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс».
43. Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда от 24 сентября 2013 № 17867/12 по делу № А41-30054/2011 [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс».
44. Постановление Арбитражного суд Московского округа от 17 декабря 2013 года по делу № А41-7735/13 [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс».
45. Решение Верховного суда Российской Федерации от 23 января 2014 № АКПИ13-1080 [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс».
46. Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 19 марта 2014 года [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс».
47. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 апреля 2014 года по делу № А53-9817/2011 [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс».
48. Апелляционное определение Верховного суда республики Татарстан от 9 июня 2014 года по делу № 33-7828/2014 [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс».
49. Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда по делу № 33-3573/2014 от 18 декабря 2014 года [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс».
50. Определение Верховного суда Российской Федерации от 10 февраля 2015 г. № 305-КГ14-2820.
51. Решение Верховного суда Российской Федерации от 27 мая 2015 № АКПИ15-360 Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пункта 3.16 и таблицы 4* Строительных норм и правил СНиП 2.05.06-85* “Магистральные трубопроводы”, утвержденных Постановлением Государственного строительного комитета СССР от 30.03.1985 № 30 [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс».
52. Решение Городского суда г. Лесное (Свердловская область) от 7 августа 2015 г. по делу № 2-646/2015 [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс».
53. Определение Верховного суда РФ от 18 августа 2015 года № АПЛ15-320 [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс».
54. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 сентября 2015 г. по делу № А03-22308/2014 [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс».
55. Решение Городского суда г. Лесное (Свердловская область) от 5 октября 2015 по делу № 2-925/2015 [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс».
56. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 5 октября 2015 года по делу № А41-11730/14 [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс».
57. Апелляционное Определение Алтайского краевого суда от 27 октября 2015 года по делу № 33-10297/15 [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс».
58. Решение Городского суда г. Лесное (Свердловская область) от 23 ноября 2015 г. по делу № 2-1121/2015 [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс».
59. Решение Городского суда г. Лесное (Свердловская область) от 9 декабря 2015 г. по делу № 2-735/2015 [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс».
60. Апелляционное определение Липецкого областного суда от 14 декабря 2015 года по делу № 33-3592/2015 [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс».
61. Определение Верховного суда Российской Федерации от 19 января 2016 года № 11-КГ15-33 [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс».
62. Апелляционное определение Верховного суда Чувашской республики от 28 марта 2016 года по делу № 33-1302/2016 [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс».
63. Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 марта 2016 года по делу № А51-14425/2015 [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс».
64. Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 30 мая 2016 года по делу № 33-9210/2016 [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс».
65. Апелляционное определение Верховного суда республики Татарстан от 23 июня 2016 года по делу № 33-10569/2016 [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс».
66. Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 30 июня 2016 по делу № 33-3429/2016 [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс».
67. Апелляционное определение Верховного суда республики Татарстан от 4 июля 2016 года по делу № 33-11212/2016 [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс».
68. Апелляционное определение Верховного суда республики Татарстан от 25 июля 2016 года по делу № 33-11286/2016 [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс».
69. Определение Верховного суда Российской Федерации от 15 августа 2016 года № 303-ЭС16-9293 по делу № А51- 14425/2015 [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс».
70. Определение Верховного суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 309-ЭС16-5381 по делу № А71-15106/2014 [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс».
71. Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 14 ноября 2016 года по делу № А23-2100/2015 [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс».
72. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 декабря 2016 года по делу № А03-2218/2016 [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс».
73. Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24 мая 2017 № 08АП-5474/2017 по делу № А46-14017/2016.
74. Решение арбитражного суда города Москвы от 31 мая 2017 года по делу № А40-254135/16-33-2141 [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс».
75. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ от 25 июля 2017 по делу № 304-КГ17-3959 [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс».
76. Постановление арбитражного суда Московского округа от 12 сентября 2017 года по делу № А40-160776/16 [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс».
77. Постановление арбитражного суда Поволжского округа № Ф06-23941/2017 от 26 сентября 2017 [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс».
78. Постановление арбитражного суда Московского округа от 12 октября 2017 № Ф05-14508/2017 по делу № А40-134170/2016 [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс».
79. Определение Арбитражного суда Тюменской области от 27 декабря 2017 по делу № А70-2706/2016 [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс».
80. Определение Верховного суда РФ от 15 января 2018 г. № 305-КГ17-20305 [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс».
§5. Специальная литература.
81. Багаев В. А. «Ижевское раздолье» споткнулось о газопровод // ВС одобрил снос жилого дома, построенного в охранной зоне. Закон.ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
82. Багаев В. А. О непубличности публичных ограничений права собственности // Комментарий к определению Верховного суда. Закон.ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://zakon.ru/blog/2017/01/05/o_nepublichnosti_publichnyh_ogranichenij_prava_sobstvennosti__kommentarij_k_opredeleniyu_verhovnogo_
83. Бевзенко, Р. С. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество: проблемы и пути решения / Р. С. Бевзенко // Вестник гражданского права. – 2011. – № 5 – С. 4-30.
84. Бевзенко, Р. С. Операция «липовые бумажки». К проблеме сноса самовольных построек / Р. С. Бевзенко // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. – 2016. – № 5 – С. 99-108.
85. Бевзенко, Р. С. Принципиальные положения статьи 8.1 Гражданского кодекса РФ о государственной регистрации прав на имущество / Р. С. Бевзенко // Закон. – 2015. – № 4. – С. 29-38.
86. Горошко, Т. Арест недвижимости / Т. Горошко // Жилищное право. – 2016. – № 10. – С. 19 – 40.
87. Горошко, Т. Снос дачных домиков. Споры / Т. Горошко // Жилищное право. – 2016. – № 9. – С. 41 – 55.
88. Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика: сборник памяти С.А. Хохлова / А. Л. Маковский [и др.] ; отв. ред. А. Л. Маковский ; М. : Международный центр финансово-экономического развития, 1998. – 480 с.
89. Губарева, А. В., Латыев, А. Н. Недвижимость за рубежом. Правовые вопросы: учебное пособие. / А. В. Губарева, А. Н. Латыев. М.: Проспект, 2014. – 132 с.
90. Жаркова, О. А. Актуальные проблемы создания нового объекта недвижимости / О. А. Жаркова // Закон. – 2012. – № 1. – С. 137 – 148.
91. Иванов, А. А. Проблемы действия ст. 8.1 ГК РФ в отношении объектов интеллектуальной собственности / А. А. Иванов // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. – 2016. – № 1. – С. 59 – 65.
92. Кобылинский, Н. Д., Лескова, Ю. Г. Самовольная постройка в системе объектов гражданских правоотношений / Н. Д. Кобылинский, Ю. Г. Лескова // Власть Закона. – 2016. – № 2. – С. 31 – 35.
93. Конорева, С. Ошибки сторон при аренде земли / С. Конорева // Жилищное право. – 2017. – № 1. – С. 47 – 57.
94. Марков А. П. Использование земельного участка в охранной зоне магистрального трубопровода. Закон.ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
95. Никитин, А. В. Самовольные постройки: несколько спорных вопросов / А. В. Никитин // Юрист. – 2015. – № 10. – С. 24 – 34.
96. Останина, Е. А. Что разрешает разрешение на строительство? Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 27 сентября 2016 года № 309-ЭС16-5381 / Е. А. Останина // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. – 2016. – № 11. – С. 19 – 23.
97. Рыбалов А. О. Публичный отрицательный сервитут? Закон.ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://zakon.ru/blog/2016/04/26/publichnyj_otricatelnyj_servitut
98. Соколова, Е. В. Понятие «военный объект» в российском праве: вопросы терминологической определенности / Е. В. Соколова // Право в Вооруженных Силах. – 2017. – № 10. – С. 93 – 103.
99. Шумилина, В. О., Шумилин, О. В. Проблемы определения правовой природы зон запрета строительства / В. О. Шумилина, О. В. Шумилин // Вестник Санкт-Петербургского Государственного университета МВД России. – № 3 (71). – 2016. – С. 87-96.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!