Правовые модели привлечения инвестиций в сохранение объектов культурного наследия

Пимоненко Алена Дмитриевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Сохранение культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации является одним из важнейших направлений политики государства в области культуры. Всего в Российской Федерации насчитывается около 140 000 (ста сорока тысяч) объектов культурного наследия, многие из них уникальны и относятся к объектам всемирного наследия. С течением времени многие объекты культурного наследия разрушаются под влиянием природных и антропогенных факторов. Однако для восстановления и поддержания в надлежащем состоянии объектов культурного наследия исключительно бюджетных ресурсов оказывается недостаточно.
В выпускной квалификационной работе предпринята попытка обобщить имеющиеся в российской и зарубежной практике подходы и правовые модели финансирования проектов по сохранению объектов культурного наследия, выделить наиболее эффективные из них и предложить некоторые изменения в отечественное законодательство, способные позитивно повлиять на привлечение инвестиций в объекты культурного наследия.
Основная часть выпускной квалификационной работы состоит из трех глав. В первой главе делается обзор отечественного правового регулирования в сфере охраны объектов культурного наследия: приводится классификация объектов культурного наследия, описываются виды работ по сохранению объектов культурного наследия и основные требования к их осуществлению. Вторая глава содержит описание и анализ правовых моделей, стимулирующих привлечение инвестиций в объекты культурного наследия, исследуются практические особенности и проблемы применения указанных моделей. В третьей главе приводится практика зарубежных стран по привлечению инвестиций в сохранение объектов культурного наследия. В заключении выпускной квалификационной работы приводятся основные выводы и рекомендации, направленные на более эффективное привлечение средств частных инвесторов в проекты по сохранению объектов культурного наследия.

Сохранение культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации является одним из важнейших направлений политики государства в области культуры.
Как указывается в ежегодном докладе об основных направлениях и результатах деятельности Министерства культуры Российской Федерации, культура в Российской Федерации возведена в ранг национальных приоритетов и признана важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России. Сохранение культурного наследия народов Российской Федерации — конституционная обязанность каждого ее гражданина. Раскрытие огромного потенциала объектов культуры, повышение эффективности их использования является одними из главных задач государства в данной сфере, наряду с обеспечением государственной охраны культурного наследия.
На территории России сконцентрировано большое количество памятников истории и культуры. Многие из них уникальны и относятся к объектам всемирного наследия. Всего в Российской Федерации насчитывается около 140 000 (ста сорока тысяч) объектов культурного наследия (далее – ОКН). Только на территории Санкт-Петербурга общее количество объектов культурного наследия федерального значения, по состоянию на 31.12.2019, составляло 3762 объектов, а общее количество объектов культурного наследия регионального значения и выявленных объектов культурного наследия – 5212 объектов.
Несмотря на наличие в Российской Федерации обширной системы нормативных правовых актов, обеспечивающих государственную охрану объектов культурного наследия, значительная часть ОКН (по оценкам экспертов – около 34 000 объектов) находится в неудовлетворительном состоянии. Многие объекты нуждаются в скорейшей реставрации с целью недопущения их полного исчезновения и утраты исторического облика.
Законодательство об объектах культурного наследия не ограничивает возможность нахождения ОКН в государственной или частной собственности. Однако законом и подзаконными актами установлены дополнительные требования и ограничения, обязательные к соблюдению при осуществлении различных видов работ на объектах культурного наследия.
Так, осуществление работ по сохранению объектов культурного наследия осуществляется на основании задания на проведение соответствующих работ и разрешительной документации, выдаваемых уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия. В отношении проектной документации на проведение работ по сохранению ОКН необходимо получение положительного заключения историко-культурной экспертизы, а также согласования уполномоченного органа. Осуществление работ по сохранению ОКН возможно только лицензированными организациями и специалистами. Кроме того, собственники и законные владельцы ОКН обязаны соблюдать требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия, содержащиеся в законе и охранном обязательстве ОКН.
Требования и ограничения, содержащиеся в федеральном и региональном законодательстве, направлены на предотвращение повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика объектов культурного наследия и должны способствовать сохранению объектов культурного наследия и их культурной ценности. Утраты объектов <…> культурного наследия невосполнимы. Любые потери <…> культурного наследия неизбежно отразятся на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества. Они не могут быть компенсированы ни развитием современной культуры, ни созданием новых значительных произведений. Именно поэтому в законодательстве развитых государств уделяется особое внимание охране объектов культурного наследия, в том числе устанавливаются повышенные требования к осуществлению деятельности с использованием таких объектов, ограничения использования объектов культурного наследия в обороте.
Однако подобное ограничительное регулирование имеет и негативные последствия. Содержащиеся в законе требования к использованию, содержанию и проведению работ по сохранению объектов культурного наследия способствуют существенному увеличению расходов на включение в экономическую деятельность объектов культурного наследия в сравнении с иными объектами недвижимости. Как следствие, наличие статуса объекта культурного наследия становится для инвестора, если не препятствием, то фактором, значительно увеличивающим риски вложения инвестиций в подобный объект.
Вместе с тем, привлечение частных инвестиций в сохранение и поддержание в надлежащем состоянии объектов культурного наследия необходимо. Бюджетного финансирования оказывается недостаточно для реставрации и содержания в надлежащем состоянии даже всех объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности. Поэтому проблема разработки и внедрения правовых механизмов, способствующих вложению частных инвестиций в ОКН встает особенно остро. Причем важно не только обеспечивать охрану объектов, находящихся в частной собственности, путем закрепления специальных требований к содержанию и использованию объектов культурного наследия, но и стимулировать включение в оборот объектов культурного наследия, принадлежащих государству.
Актуальность данной проблемы не раз подтверждалась на федеральном уровне. Президент Российской Федерации в пп. «в» п. 1 Поручения от 20 июля 2019 года указал Правительству на необходимость подготовить при участии экспертного сообщества и представить предложения, направленные на стимулирование привлечения инвестиций для финансирования мероприятий по сохранению, содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также на пересмотр требований к сохранению, содержанию и использованию этих объектов.
Вопросы привлечения финансирования в сохранение и содержание ОКН продолжают активно обсуждаться. Так, 24 ноября 2020 в Совете Федерации был проведен круглый стол на тему «Вопросы сохранения объектов культурного наследия, являющихся многоквартирными домами: программный подход».
Организатор круглого стола, Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, представитель от исполнительного органа государственной власти Республики Башкортостан Лилия Гумерова указала, что «по состоянию на 2020 год значительная часть многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, находится в аварийном или неудовлетворительном состоянии. При этом в субъектах Российской Федерации, где имеются многоквартирные дома — ОКН, отсутствуют программы по их капитальному ремонту и реставрации. Чаще всего такие работы производятся в рамках региональных программ капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, а их финансирование осуществляется за счет средств регионального и муниципального бюджетов, средств фондов капитального ремонта, формируемых собственниками помещений многоквартирных домов посредством регулярных взносов».
По итогам проведенного круглого стола в целях обеспечения задач по сохранению (капитальному ремонту и реставрации) многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, было рекомендовано «Правительству Российской Федерации ускорить принятие проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», определяющего порядок выплаты компенсации физическим лицам, являющимися собственниками общего имущества в многоквартирных домах – ОКН, за проведение работ по реставрации предмета охраны объекта культурного наследия – многоквартирного дома в случае, если к указанному предмету охраны относится общее имущество такого дома, а также обеспечить рассмотрение проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и Жилищный кодекс Российской Федерации», предусматривающего порядок финансирования работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации по итогам круглого стола было рекомендовано активизировать работу над законопроектом № 839133–7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», внесенным Правительством Российской Федерации, целью которого является сокращение административных барьеров и оптимизация требований к сохранению объектов культурного наследия, предъявляемых к их собственникам, пользователям и арендаторам. Отметим, что данные рекомендации не являются обязательными к исполнению. Однако проведение подобного круглого стола в Совете Федерации однозначно свидетельствует об актуальности проблемы привлечения частного финансирования в сохранение объектов культурного наследия.
Проблема нехватки бюджетного финансирования в проведение работ по сохранению объектов культурного наследия и необходимости разработки новых правовых и экономических моделей привлечения инвестиций в ОКН также отражена в Концепции по развитию исторических поселений, поддержке и популяризации культурных и туристских возможностей, развитию экономики культурного наследия на период до 2030 года. В Концепции указывается, что за последние десятилетия в исторических центрах городов накопился ряд проблем, связанных с недостаточным бюджетным финансированием работ по сохранению объектов культурного наследия, разрушением памятников, увеличением числа ветхих и аварийных зданий, износом инженерной инфраструктуры, оттоком населения из малых и средних городов, уплотнением ткани городских центров крупных городов и разрушением сложившегося архитектурного облика. Кроме того, Концепция предлагает интегрировать политику охраны наследия в систему общей градостроительной политики развития исторической городской среды, главной целью которой является повышение качества жизни населения. Данные факторы неизбежно вызывают потребность в согласовании различных интересов (законодательства и практики, сохранения и развития, публичного и частного).
Как отмечается в исследовании, проведенном Европейским фондом регионального развития, один из самых трудных вопросов, с которыми сталкиваются те, кто задумывают проекты возрождения культурного наследия, – как их финансировать (то есть какие финансовые инструменты являются наиболее эффективными и какие субъекты способны лучше сформировать бюджет подобных проектов). Эта трудность также связана с недостатком информации о таких инструментах и нехваткой вдохновляющих отраслевых исследований.
В данной работе предпринята попытка обобщить имеющиеся в российской и зарубежной практике подходы и правовые модели финансирования проектов по сохранению объектов культурного наследия, выделены наиболее эффективные из них и предложены некоторые изменения в отечественное законодательство, способные позитивно повлиять на привлечение инвестиций в объекты культурного наследия.
Целью настоящей работы является обзор существующих в российской и зарубежной практике правовых моделей, способствующих привлечению частных инвестиций в сохранение объектов культурного наследия. Задачами исследования являются анализ правового регулирования объектов культурного наследия, выявление правовых норм, направленных на стимулирование инвесторов вкладывать средства в проекты по сохранению объектов культурного наследия, анализ практического применения и определение эффективности таких правовых механизмов.
Для достижения поставленных целей и задач автором осуществляется анализ отечественного правового регулирования объектов культурного наследия: федерального законодательства и нормативных правовых актов субъектов РФ; выявляются тенденции судебной и правоприменительной практики; изучаются особенности нормативного правового регулирования объектов культурного наследия зарубежных стран.

В целях сохранения культурного наследия законодателем накладывается ряд ограничений на осуществление хозяйственной деятельности в отношении объектов культурного наследия. Так, осуществление строительных работ на ОКН допускается исключительно в рамках работ по сохранению объектов культурного наследия, то есть при осуществлении консервации, ремонта, реставрации или приспособления объекта культурного наследия для современного использования. Законодателем устанавливаются специальные требования и ограничения при проведении данных видов работ, влекущие дополнительные расходы на их осуществление. Кроме того, ограничения также налагаются на собственников и иных законных владельцев при использовании объектов культурного наследия. В связи с этим инвесторы зачастую отказываются от реализации инвестиционных проектов в отношении ОКН. Вместе с тем, бюджеты различных уровней испытывают недостаток средств на поддержание объектов культурного в надлежащем состоянии, в связи с чем привлечение частного капитала в сохранение объектов культурного наследия является одной из целей государственной политики в сфере культуры.
В настоящей выпускной квалификационной работе были исследованы правовые модели, стимулирующие привлечение инвестиций в сохранение объектов культурного наследия. Анализ отечественного законодательства позволил выявить следующие правовые модели:
Возможность установления льготной арендной платы после завершения работ по сохранению ОКН, находящихся в федеральной собственности (п. 1 ст. 14 Закона № 73-ФЗ). Данный механизм реализуется на практике, о чем свидетельствуют заключаемые договоры аренды, содержащие указанное условие. В отношении объектов культурного наследия, находящихся в региональной и муниципальной собственности, аналогичное право на установление льготной арендной платы должно содержаться в актах соответствующих регионов и муниципальных образований. Анализ практики заключения договоров аренды в отдельных регионах показал, что на практике данный механизм используется редко, что связано зачастую с отсутствием необходимого регионального регулирования. Во многих субъектах соответствующие нормативные акты не приняты или приняты лишь в отношении ОКН, находящихся в неудовлетворительном состоянии.
Возможность зачета расходов на работы по сохранению объектов культурного наследия в счет арендной платы (п. 2 ст. 14 Закона № 73-ФЗ). Данный механизм предполагает, что порядок и размер соответствующей компенсации должен определяться договором. На практике в договоры не всегда включают такие условия, что влечет неопределённость при применении указанного механизма. Относительно права на компенсацию при отсутствии в договоре соответствующих положений, судебная практика складывается неоднозначно, что влечет для инвестора.
Возможность компенсации собственнику объекта культурного наследия затрат на проведение работ по его сохранению предусмотрена законом (п. 3 ст. 14 Закона № 73-ФЗ), однако фактически не применяется. До 2019 года устанавливался мораторий на применение данной нормы, однако и сейчас, в отсутствие соответствующих расходов бюджета в государственной программе, применить данную норму невозможно.
Возможность установления льготной арендной платы в размере 1 рубля за объект при долгосрочной аренде неиспользуемых объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии и отнесенных к федеральной собственности, с условием проведения работ по сохранению таких объектов (п. 1 ст. 14.1). Данный механизм применяется на практике, если арендуемый объект соответствует критериям ОКН, находящегося в неудовлетворительном состоянии.
Возможность установления льготной арендной платы в размере 1 рубля за квадратный метр при долгосрочной аренде объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии и отнесенных к региональной или муниципальной собственности (п. 7 ст. 14.1 Закона № 73-ФЗ и региональные акты). Успешность применения данного механизма существенно отличается в различных регионах. Одним из первых субъектов, где была введена программа «Рубль за квадратный метр» стала Москва. В настоящий момент по данной программе отреставрировано более 10 памятников. В Санкт-Петербурге аналогичное регулирование появилось позднее, в связи с чем примеров реализованных по данной программе проектов существенно меньше.
Заключение концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве в отношении объектов культурного наследия (Закон № 115-ФЗ, Закон № 224-ФЗ). Проекты ГЧП в отношении объектов культурного наследия реализуются на практике, однако их количество пока немногочисленно. Причиной тому – низкая самоокупаемость подобных проектов, что требует обязательного финансового участия публичной стороны. Данная правовая модель представляется одним из наиболее эффективных способов сохранения объектов культурного наследия: как правило, концессионные соглашения заключаются на длительный срок (от 15 лет), что позволяет возложить на концессионера не только обязанности по приспособлению для современного использования ОКН, но и по поддержанию его в надлежащем состоянии на протяжении всего срока действия соглашения. Кроме того, достоинством проектов ГЧП в отношении объектов культурного наследия является возможность создания комплексного проекта. Например, концессионная модель позволяет не только восстановить объект культурного наследия, но и создать всю требуемую инфраструктуру: дороги, сеть общественного транспорта, объекты гостиничного комплекса и общественного питания. Таким образом, в рамках проекта государственно-частного партнерства возможно создание комплексного культурного центра на базе объекта культурного наследия, обеспеченного необходимой инфраструктурой, что повышает доступность такого объекта населению и улучшает экономику проекта.
Возможность применения налоговых льгот (пп. 15 п. 2 ст. 149, пп. 4 ст. 150, пп. 3 п. 4 ст. 374, пп. 2 п. 2 ст. 389 НК РФ). Данный инструмент актуален в большей степени для особо ценных объектов культурного наследия и объектов культурного наследия федерального значения. В отношении иных объектов возможно освобождение от НДС при осуществлении работ по сохранению объектов культурного наследия. Отдельные налоговые льготы устанавливаются также на региональном уровне. Данный механизм эффективно применяется на практике. Вместе с тем, в практике зарубежных стран палитра налоговых льгот значительно шире, а размер получаемой экономии более ощутим для инвестора.
Возможность использования иных правовых моделей, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов РФ. Примером может служить Закон Санкт-Петербурга от 17.06.2004 № 282-43, который позволяет проводить работы по сохранению объекта культурного наследия на основании инвестиционного договора или договора аренды на инвестиционных условиях.
Анализ существующих законодательных механизмов, практики их применения и их сравнение с отдельными примерами в практике зарубежных стран позволил сделать следующие выводы:
Отечественное законодательство содержит различные правовые механизмы, призванные стимулировать привлечение инвестиций в сохранение объектов культурного наследия. Однако недостаточная разработанность указанных механизмов, отсутствие необходимых подзаконных актов делают некоторые правовые инструменты фактически неприменимыми;
Пробелы в законодательном регулировании порождают различные, зачастую прямо противоположные, подходы в правоприменительной и судебной практике, что повышает риски инвестора при участии в проектах с вовлечением объектов культурного наследия. Кроме того, оценка рисков также производится финансирующими организациями, которые устанавливают более высокую ставку на финансирование подобных проектов, требуют предоставления независимых гарантий в большем размере, что также увеличивает расходную часть проекта.
Правовые механизмы, предполагающие передачу объекта культурного наследия в долгосрочную аренду на льготных условиях, сопровождаются рисками, связанными с возможностью досрочного расторжения таких договоров без компенсации произведенных расходов на работы по сохранению ОКН. Данная проблема представляется одной из наиболее существенных, поскольку указанный риск обладает высокой степенью вероятности наступления и может нивелировать почти все законодательные модели, направленные на привлечение инвестиций.
Резюмируя изложенное, представляется возможным указать на необходимость совершенствования законодательной базы, направленной на стимулирование привлечения инвестиций в сохранение объектов культурного наследия. В частности, рекомендуется принять подзаконные акты, ссылки на которые имеются в нормах федерального законодательства. Также, в целях снижения рисков потенциальных инвесторов, рекомендуется внести изменения в действующее законодательство и предусмотреть порядок определения размера и выплаты компенсации при досрочном прекращении договора аренды объекта культурного наследия, если досрочное прекращение произошло по причинам, не связанным с нарушением арендатором возложенных на него обязательств.

Нормативно правовые акты и иные официальные документы
О международных договорах Российской Федерации : федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – № 29. – Ст. 2757. – (ред. от 12 марта 2014 г.). – Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации : федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 26. – Ст. 2519. – (ред. от 30 апр. 2021 г.). – Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : федеральный закон от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 1. – Ст. 1. – (ред. от 30 апр. 2021 г.). – Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
О содействии развитию жилищного строительства : федеральный закон от 24 июля 2008 г. № 161-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008. – № 30 (ч. 2). – Ст. 3617. – (ред. от 30 дек. 2020 г.). – Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
О приостановлении действия абзаца первого пункта 3 статьи 14 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» : федеральный закон от 19 дек. 2016 г. № 431-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
Об утверждении состава и Порядка утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, Порядка приемки работ по сохранению объекта культурного наследия и подготовки акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия и его формы : приказ Мин. культуры Рос. Федерации от 25 июня 2015 г. № 1840. – Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры» : постановление Правительства РФ от 15 апр. 2014 г. № 317. – Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
Об утверждении критериев отнесения объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, к объектам культурного наследия, находящимся в неудовлетворительном состоянии : постановление Правительства РФ от 29 июня 2015 г. № 646. – Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом : постановление Правительства РФ от 28.01.2006 № 47. – Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
Об утверждении Положения о предоставлении в аренду неиспользуемых объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, находящихся в неудовлетворительном состоянии и относящихся к федеральной собственности, и о расторжении договоров аренды таких объектов культурного наследия : постановление Правительства РФ от 11 сентября 2015 г. № 966. – Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
Перечень поручений по итогам пленарного заседания VI медиафорума независимых региональных и местных средств массовой информации «Правда и справедливость» : утв. Президентом РФ 20 июля 2019 г. № Пр-1418. – Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
О перечне отдельных объектов культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляются Минкультуры России : расп. Правительства Рос. Федерации от 1 июня 2009 г. № 759-р. – Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
Об утверждении порядка выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия : приказ Мин. культуры Рос. Федерации от 08 июня 2016 г. № 1278 // Официальный интернет-портал правовой информации. – 2016. – Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
Об утверждении порядка выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия : приказ Мин. культуры Рос. Федерации от 21 окт. 2015 г. № 2625 // Официальный интернет-портал правовой информации. – 2015. – Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
Об утверждении Положения об установлении льготной арендной платы и ее размеров юридическим и физическим лицам, владеющим на праве аренды находящимися в федеральной собственности объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации, вложившим свои средства в работы по их сохранению и обеспечившим выполнение этих работ : постановление Правительства Рос. Федерации от 4 октября 2012 года № 1005 // Официальный интернет-портал правовой информации. – 2012. – Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
Перечень поручений по итогам пленарного заседания VI медиафорума независимых региональных и местных средств массовой информации «Правда и справедливость» : утв. Президентом РФ 20 июля 2019 г. № Пр-1418. – Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
Основы законодательства Российской Федерации о культуре : утв. Верховным Советом Рос. Федерации 9 октября 1992 г. № 3612-1 // Российская газета. – 1992. – № 248. – (ред. от 30 апр. 2021 г.). – Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
Концепция по развитию исторических поселений, поддержке и популяризации культурных и туристских возможностей, развитию экономики культурного наследия на период до 2030 года : утв. Мин. культуры Рос. Федерации. – 2017. – Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
Об утверждении порядка выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия : приказ Мин. культуры Рос. Федерации от 21 окт. 2015 г. № 2625 // Официальный интернет-портал правовой информации. – 2015. – Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
Об утверждении порядка подготовки и согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия : приказ Мин. культуры Рос. Федерации от 5 июня 2015 г. № 1749 // Официальный интернет-портал правовой информации. – 2015. – Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
Разъяснение о проведении работ по фасадам объектов культурного наследия : письмо Мин. культуры Рос. Федерации от 19 июля 2017 г. № 212-01.1-39-ВА. – Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
Государственная программа Санкт-Петербурга «Развитие сферы культуры в Санкт-Петербурге» : постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17 июня 2014 г. № 488. – Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
О проектировании и реконструкции зданий по адресу: Адмиралтейский район, ул. Глинки, д. 4, литера А, под гостиницу с подземной автостоянкой : постановление Правительства Санкт-Петербурга от 11 окт. 2006 г. № 1252. – Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
О включении выявленных объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации : распоряжение Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга от 2 дек. 2009 г. № 10-36. – Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Секьюритизация инфраструктурных проектов
    📅 2019год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Отдельные вопросы признания иностранного судебного решения
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Фальсификация доказательств по уголовному делу
    📅 2019год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Раздел имущества супругов
    📅 2019год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет