Правовые особенности создания и эксплуатации спортивной инфраструктуры с применением механизмов государственно-частного партнерства
Целями исследования является выявление характерных правовых особенностей создания и эксплуатации спортивной инфраструктуры с применением механизмов ГЧП, анализ существующих проблем и пробелов в правовом регулировании ГЧП в области создания и эксплуатации спортивной инфраструктуры, разработка практических рекомендаций, предназначенных для совершенствования норм законодательства в сфере ГЧП и осуществления профессиональной деятельности в области ГЧП.
Исследовательские задачи:
1. Определить понятие и виды спортивной инфраструктуры;
2. Охарактеризовать ГЧП и его характерные элементы;
3. Проанализировать наиболее распространенные формы реализации ГЧП в области создания и эксплуатации спортивной инфраструктуры (концессионные соглашения, соглашения о государственно-частном, муниципально-частном партнерстве (далее – соглашения о ПЧП);
4. Выявить сходства и различия концессионных соглашений и соглашений о ПЧП;
5. Охарактеризовать юридическое структурирование ГЧП-проектов, направленных на создание и эксплуатацию спортивной инфраструктуры;
6. Проанализировать некоторые существующие проекты ГЧП в области создания и эксплуатации спортивной инфраструктуры и связанную с ними судебную практику.
Выводы, сделанные по результатам исследования:
1. Спортивная инфраструктура относится к социальной инфраструктуре и рассматривается в узком и широком смысле. В широком смысле спортивная инфраструктура представляет собой движимое и недвижимое имущество, предназначенное для занятий физической культурой и спортом. Спортивная инфраструктура в узком смысле представляет собой конкретно определенное недвижимое имущество – объекты спорта и спортивные сооружения.
2. Объект спорта является родовым понятием по отношению к понятию спортивного сооружения, являющемуся видовым. Характерными признаками исследованных понятий является цель использования, собственник, размещение, а также возможность включения во Всероссийский реестр объектов спорта и прохождение добровольной сертификации.
3. ГЧП в широком смысле представляет собой взаимоотношения между публичной властью и частным субъектом, урегулированные нормами различных отраслей права, направленные на достижение общественно-полезных целей – создание, реконструкцию (модернизацию), эксплуатацию инфраструктуры и/или оказание общественно-полезных услуг. ГЧП в узком смысле может рассматриваться с использованием определения механизма ГЧП. Механизм ГЧП – система взаимоотношений между участниками ГЧП, направленных на реализацию проекта ГЧП, включающая в себя порядок взаимодействия участников ГЧП и распределение функций по реализации проекта ГЧП между ними (модель ГЧП), выраженные в договорной или институциональной форме (форма реализации ГЧП).
4. Концессионное соглашение и соглашения о ПЧП являются смежными договорными конструкциями, предназначенными для создания и эксплуатации спортивной инфраструктуры и признаваемыми органами государственной власти в качестве основных форм реализации ГЧП. Характерными критериями сравнения концессионных соглашений и соглашений о ПЧП являются: требования к публичному и частному субъектам; содержание реконструкции и эксплуатации объекта соглашения; права сторон на объект соглашения; возмездность эксплуатации объекта соглашения частным субъектом; предварительная оценка эффективности и сравнительного преимущества; способы финансирования проекта публичной стороной; использование примерных соглашений; изменение существенных условий соглашения: участие антимонопольных органов; минимальный срок действия соглашения.
5. Юридическое структурирование проекта ГЧП является важнейшим этапом подготовки проекта ГЧП к непосредственной реализации, включает в себя выбор правовой формы реализации проекта, подготовку юридической модели реализации проекта и основных условий соглашения, подготовку матрицы рисков, подготовку текста соглашения. Существенную роль в структурировании проекта необходимо отводить выявлению рисков и их возможной минимизации с применением механизма особых обстоятельств.
6. Выбор конкретной формы и модели реализации ГЧП зависит от потребностей и возможностей участников ГЧП. Тем не менее, необходимо учитывать, что концессионное соглашение на данный момент времени является наиболее популярной договорной конструкцией, используемой для создания и эксплуатации спортивной инфраструктуры.
7. Анализ и сравнение положений Закона о КС и Закона о ГЧП, а также судебной практики и опубликованных проектов концессионных соглашений и соглашений о ПЧП позволили выявить существующие пробелы и проблемные вопросы, в связи с чем представляется необходимым внести ряд изменений в действующее законодательство, а именно:
7.1. В целях приобретения частной стороной права собственности на реконструируемый объект спорта, находящийся в собственности публичной стороны, во избежание применения к объектам ГЧП п. 7 ст. 37 Закона о спорте о приватизации объектов спорта, дополнить ст. 7 Закона о ПЧП ч. 2.1. следующего содержания: «Реконструкция частной стороной объекта спорта, находящегося в государственной, муниципальной собственности, не препятствует возникновению у частного партнера права собственности на объект спорта при условии обременения объекта спорта в соответствии с настоящим Федеральным законом».
7.2. Дополнить ст. 5 Закона о КС и ст. 5 Закона о ПЧП положениями относительно допущения множественности лиц на стороне частного и публичного субъектов концессионного соглашения и соглашения о ПЧП.
7.3. Изложить ч. 2 ст. 13 Закона о КС в новой редакции: «Концессионные соглашения могут заключаться в соответствии с примерными соглашениями, предусмотренными частью 4 статьи 10 настоящего Федерального закона, должны включать в себя существенные условия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, и могут включать в себя не урегулированные этими примерными соглашениями и не противоречащие законодательству Российской Федерации и конкурсной документации условия».
7.4. Дополнить ст. 6 Закона о ПЧП частью следующего содержания:
«В целях настоящего Федерального закона к реконструкции объекта соглашения относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта соглашения».
7.5. Изложить ч. 4 ст. 7 Закона о ПЧП в следующей редакции:
«4. Объект соглашения, подлежащий реконструкции, должен находиться в собственности публичного партнера на момент заключения соглашения. Указанный объект на момент его передачи частному партнеру должен быть свободным от прав третьих и может являться объектом незавершенного строительства, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости в качестве объекта недвижимого имущества».
7.6. Дополнить ч. 4 ст. 3 Закона о КС предложением
«Объект концессионного соглашения на момент его передачи частному партнеру может являться объектом незавершенного строительства, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости в качестве объекта недвижимого имущества».
7.7. Дополнить ст. 10 Закона о КС и ст. 12 Закона о ПЧП условиями об особых обстоятельствах.
7.8. Дополнить ст. 10 Закона о КС и ст. 12 Закона о ПЧП положениями о возможном процентном соотношении финансирования проекта ГЧП за счет частного и публичного субъектов.
7.9. Конкретизировать формы бюджетного участия публичного субъекта в реализации ГЧП-проектов. Например, включить в Закон о КС и Закон о ПЧП сложившиеся в деловом обороте и в правоприменительной практике понятия капитального гранта, операционного гранта (платы публичного субъекта) и минимального гарантированного дохода.
8. По итогам проведенного исследования возможно сделать вывод о всевозрастающей роли ГЧП и его склонности к изменениям, в связи с чем указанное направление представляется интересным для осуществления научной и практической деятельности.
В ноябре 2020 года Правительство Российской Федерации установило, что:
– обеспечение стимулирующих экономических и нормативно-правовых условий для использования механизма государственно-частного партнерства (далее – ГЧП) при строительстве, реконструкции, эксплуатации и управлении объектами спортивной инфраструктуры является одним из приоритетных направлений развития физической культуры и спорта на период до 2030 года;
– уровень обеспеченности граждан спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта к 2030 году запланирован в размере 74 %, ежегодный прирост указанного целевого показателя должен составить около 2 %.
В феврале 2021 года Счетной палатой Российской Федерации был опубликован Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Оценка доступности в 2018–2019 годах и истекшем периоде 2020 года физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг», согласно которому рекомендовано поручить Министерству спорта Российской Федерации реализовать дополнительные меры по привлечению внебюджетных инвестиций для создания объектов спортивной инфраструктуры.
По сведениям Счетной палаты Российской Федерации, содержащимся в вышеуказанном отчете, ни один из регионов не достиг уровня обеспеченности спортивными сооружениями в размере 100 %. В 23 субъектах Российской Федерации данный показатель ниже 50 %, при этом минимальный уровень обеспеченности объектами спортивной инфраструктуры выявлен в Республике Ингушетия (16,6 %), Республике Дагестан (28,5 %), Московской области (30,4 %) и Республике Крым (32,5 %). По мнению Счетной палаты Российской Федерации расширение применения практики ГЧП для создания спортивных объектов позволит не только обеспечить ввод новых объектов спорта, повысить уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями, но также создаст условия для доступности спортивных объектов и услуг для льготных категорий населения.
Вышеизложенное свидетельствует об актуальности темы исследования.
Степень научной разработанности темы. Вопросы ГЧП в отечественной правовой науке были исследованы многими видными учеными и практикующими юристами, среди которых можно назвать имена А.В. Белицкой, Г.А. Борщевского, В.Г. Варнавского, Н.А. Дятловой, Д.А. Жмулиной, А.О. Казакова, Д.В. Качкина, В.В. Килинкарова, А.Н. Лукиной, В.Ф. Попондопуло.
Объектом исследования являются урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие в связи с созданием и эксплуатацией спортивной инфраструктуры с применением механизмов ГЧП.
Предмет исследования составляет содержание норм законодательства Российской Федерации, регулирующих создание и эксплуатацию спортивной инфраструктуры с применением механизмов ГЧП, правоприменительная практика, складывающаяся на основании применения таких норм, а также соглашения о государственно-частном, муниципально-частном партнерстве и концессионные соглашения, опубликованные в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Целями исследования является выявление характерных правовых особенностей создания и эксплуатации спортивной инфраструктуры с применением механизмов ГЧП, анализ существующих проблем и пробелов в правовом регулировании ГЧП в области создания и эксплуатации спортивной инфраструктуры, разработка практических рекомендаций, предназначенных для совершенствования норм законодательства в сфере ГЧП и осуществления профессиональной деятельности в области ГЧП.
Для достижения целей исследования представляется необходимым поставить следующие исследовательские задачи:
– определить понятие и виды спортивной инфраструктуры;
– охарактеризовать ГЧП и его характерные элементы;
– проанализировать наиболее распространенные формы реализации ГЧП в области создания и эксплуатации спортивной инфраструктуры (концессионные соглашения и соглашения о государственно-частном, муниципально-частном партнерстве);
– выявить сходства и различия концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном, муниципально-частном партнерстве;
– охарактеризовать юридическое структурирование ГЧП-проектов, направленных на создание и эксплуатацию спортивной инфраструктуры;
– проанализировать некоторые существующие проекты ГЧП в области создания и эксплуатации спортивной инфраструктуры и связанную с ними судебную практику.
Научная новизна исследования обусловлена тем, что автор с учетом последних изменений в законодательстве и особенностей правоприменительной практики осуществил комплексное исследование особенностей создания и эксплуатации спортивной инфраструктуры с применением механизмов ГЧП,
а также внес ряд конкретных предложений по совершенствованию правового регулирования указанной сферы общественных отношений.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования заключается в том, что содержащиеся в нем положения и рекомендации могут быть использованы в нормотворческой и практической деятельности, направленной на реализацию проектов в области ГЧП в сфере физической культуры и спорта.
Методологическую основу исследования составляет совокупность научных приемов и методов исследования явлений и процессов: метод анализа, системный метод, метод классификации, сравнительно-правовой метод, метод юридического толкования норм права.
Нормативную основу исследования составляют федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения, связанные с созданием и эксплуатацией спортивной инфраструктуры с применением механизмов ГЧП.
Эмпирическую основу исследования образуют материалы судебной практики Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, арбитражных судов различных инстанций, а также опубликованные в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» проекты концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном, муниципально-частном партнерстве.
Указанные выше цели и задачи исследования обусловили структуру выпускной квалификационной работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
На основании проведенного исследования возможно сделать следующие выводы и предложения:
1. Спортивная инфраструктура относится к социальной инфраструктуре и рассматривается в узком и широком смысле. В широком смысле спортивная инфраструктура представляет собой движимое и недвижимое имущество, предназначенное для занятий физической культурой и спортом. Спортивная инфраструктура в узком смысле представляет собой конкретно определенное недвижимое имущество – объекты спорта и спортивные сооружения.
2. Объект спорта является родовым понятием по отношению к понятию спортивного сооружения, являющемуся видовым. Характерными признаками исследованных понятий является цель использования, собственник, размещение объекта спорта, а также возможность включения во Всероссийский реестр объектов спорта и прохождение добровольной сертификации.
3. ГЧП в широком смысле представляет собой взаимоотношения между публичной властью и частным субъектом, урегулированные нормами различных отраслей права, направленные на достижение общественно-полезных целей – создание, реконструкцию (модернизацию), эксплуатацию инфраструктуры и/или оказание общественно-полезных услуг.
ГЧП в узком смысле может рассматриваться с использованием определения механизма ГЧП. Механизм ГЧП – система взаимоотношений между участниками ГЧП, направленных на реализацию проекта ГЧП, включающая в себя порядок взаимодействия участников ГЧП и распределение функций по реализации проекта ГЧП между ними (модель ГЧП), выраженные в договорной или институциональной форме (форма реализации ГЧП).
4. Концессионное соглашение и соглашения о ПЧП являются смежными договорными конструкциями, предназначенными для создания и эксплуатации спортивной инфраструктуры и признаваемыми органами государственной власти в качестве основных форм реализации ГЧП. Характерными критериями сравнения концессионных соглашений и соглашений о ПЧП являются: требования к публичному и частному субъектам; содержание реконструкции и эксплуатации объекта соглашения; права сторон на объект соглашения; возмездность эксплуатации объекта соглашения частным субъектом; предварительная оценка эффективности и сравнительного преимущества; способы финансирования проекта публичным субъектом; использование примерных соглашений; изменение существенных условий соглашения: участие антимонопольных органов; минимальный срок действия соглашения.
5. Юридическое структурирование проекта ГЧП является важнейшим этапом подготовки проекта ГЧП к непосредственной реализации, включает в себя выбор правовой формы реализации проекта, подготовку юридической модели реализации проекта и основных условий соглашения, подготовку матрицы рисков, подготовку текста соглашения. Существенную роль в структурировании проекта необходимо отводить выявлению рисков и их возможной минимизации с применением механизма особых обстоятельств.
6. Выбор конкретной формы и модели реализации ГЧП зависит от потребностей и возможностей участников ГЧП. Тем не менее, необходимо учитывать, что концессионное соглашение на данный момент времени является наиболее популярной договорной конструкцией, используемой для создания и эксплуатации спортивной инфраструктуры.
7. Анализ и сравнение положений Закона о КС и Закона о ПЧП, а также судебной практики и опубликованных проектов концессионных соглашений и соглашений о ПЧП позволили выявить существующие пробелы и проблемные вопросы, в связи с чем представляется необходимым внести ряд изменений
в действующее законодательство.
8. По итогам проведенного исследования возможно сделать вывод о всевозрастающей роли ГЧП и его склонности к изменениям, в связи с чем указанное направление представляется интересным для осуществления научной и практической деятельности.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!