Правовые проблемы осуществления налогового контроля в отношении налоговых агентов
Санкт-Петербургский государственный университет
Юридический факультет
Кафедра административного и финансового права
АННОТАЦИЯ
Магистерской диссертации
Студента магистратуры
По программе «Налоговое право»
Зайчиковой Ольги Михайловна
Тема диссертации:
Правовые проблемы осуществления налогового контроля в отношении налоговых агентов
Цели и задачи исследования:
– изучение и анализ института налоговых агентов, его места в системе налогового права, определение условий возникновения статуса налогового агента;
– выявление на основе анализа правоприменительной практики проблем, связанных с осуществлением налогового контроля в отношении налоговых агентов, а именно в связи с возникновением у лица обязанностей налогового агента;
– определение особенностей правоотношений с участием налоговых агентов при осуществлении налогового контроля;
– предложение путей совершенствования законодательства о налогах и сборах Российской Федерации в части положений, регулирующих правовой статус налогового агента.
Выводы, сделанные по результатам исследования:
– Правовое регулирование статуса налоговых агентов является недостаточно определенным и системным, что приводит к отсутствию единообразного подхода к толкованию положений законодательства о налогах и сборах Российской Федерации и постоянным изменениям правовых позиций судов. В свою очередь для участников гражданского оборота, выступающих в качестве налоговых агентов, налогоплательщиков, данная ситуация порождает невозможность планирования своих хозяйственных операций на длительный промежуток времени и, соответственно, осуществления долгосрочного налогового планирования.
– Наибольшее количество правовых проблем в правоприменительной практике, связанных с осуществлением налогового контроля в отношении налоговых агентов, возникает при трансграничном налогообложении при решении вопроса о возникновении у лица статуса налогового агента.
– Статус налоговых агентов все чаще нивелируется правоприменительной практикой и во многих случаях фактически сводится к статусу налогоплательщика, что, проявляется, в частности, в допущении судами взыскания неудержанных при выплате денежных средств иностранному лицу сумм налога и пени с налоговых агентов, доначисления сумм налога налоговому агенту в отсутствии установленного фактического получателя дохода и т. д. В то же время налогоплательщики – иностранные организации, не осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, зачастую не допускаются к участию в судебном разбирательстве в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, что значительно усложняет защиту ими своих прав. В связи с этим защита имущественных прав налоговых агентов и налогоплательщиков при трансграничных операциях становится все более затруднительной.
– Таким образом, выявленные проблемы свидетельствуют о необходимости уточнения в законодательстве о налогах и сборах статуса налоговых агентов, систематизации в отдельных главах особенной части Налогового кодекса Российской Федерации условий и случаев, при которых суммы налога исчисляются, удерживаются и перечисляются в бюджетную систему Российской Федерации налоговыми агентами.
Внесение законодателем положений в Налоговый кодекс Российской Федерации, регулирующих вопросы допустимости взыскания с налогового агента неудержанных сумм налога при выплате денежных средств иностранному лицу, соответствовало бы надлежащему правовому регулированию института налоговых агентов в указанной части и способствовало бы возникновению правовой определенности. Вместе с тем, необходимо определить и правовые параметры процессуального участия налогоплательщиков с целью защиты их имущественных прав при оспаривании налоговыми агентами решений налоговых органов, вынесенных в отношении них.
В последние годы вносятся многочисленные изменения в законодательство о налогах и сборах, в том числе, в отдельные главы особенной части Налогового кодекса Российской Федерации, которые, прежде всего, обусловлены политикой «деофшоризации» и реализацией плана действий по борьбе с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения, разработанного Организацией экономического сотрудничества и развития. В связи с этим повышается уровень налогового администрирования, усложняется регламентация отношений, связанных с трансграничным налогообложением, применением концепции бенефициарного собственника, контролируемой задолженности, расширяется и усложняется регулирование отношений с участием налоговых агентов и т. д.
Вместе с тем, указанные изменения зачастую вносятся обособленно, затрагивая лишь отдельные аспекты налоговых отношений и отдельные налоги. При этом правоприменительная практика также не всегда успевает адекватно реагировать на вносимые изменения и созданные ими новые правовые и экономические реалии.
Это создает дополнительные трудности в истолковании и реализации норм Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующих институт налоговых агентов, учитывая существующие правовые проблемы регулирования отношений с их участием. Так, до сих пор дискуссионным остается вопрос о правовой природе статуса налогового агента так же, как отсутствует и системное регулирование прав и обязанностей налоговых агентов в Налоговом кодексе Российской Федерации. При этом правовая регламентация отношений по исполнению конституционной обязанности по уплате налогов (статья 57 Конституции Российской Федерации) с вовлечением в них налоговых агентов значительно усложняется и порождает правовые проблемы, обусловленные их взаимодействием с налогоплательщиками и налоговыми органами.
Все это требует глубокого осмысления отношений с участием налоговых агентов и их правовой природы, выявления и критической оценки проблем действующего правового регулирования и правоприменительной практики, а также выработки предложений по их совершенствованию.
Решение этой задачи возможно лишь на основе комплексного анализа законодательного регулирования отношений с участием налоговых агентов, доктринальных подходов в понимании этого правового института и правоприменительной практики, в том числе правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации.
Проведенный комплексный правовой анализ законодательства о налогах и сборах Российской Федерации, правоприменительной практики и доктринальных подходов к пониманию института налоговых агентов приводит к выводу о том, что правовое регулирование статуса налоговых агентов является недостаточно определенным и несколько бессистемным. Подобное положение дел приводит к возникновению в правоприменительной практике абсолютно различного толкования одних и тех же положений Налогового кодекса Российской Федерации судами, к кардинальной смене правовых позиций высших судов при отсутствии для этого каких-либо законодательных предпосылок.
В свою очередь для участников гражданского оборота, налоговых агентов и налогоплательщиков, данная ситуация порождает невозможность планирования своих хозяйственных операций на длительные периоды времени и, соответственно, осуществления долгосрочного налогового планирования, что в конечном итоге замедляет гражданский оборот и создает неблагоприятную экономическую конъектуру в Российской Федерации.
Кроме того, как следует из проанализированной судебной практики защита прав налоговых агентов и налогоплательщиков при трансграничных операциях становится все более затруднительной. Статус налоговых агентов в доктринальном понимании и в понимании действующего законодательного регулирования все чаще нивелируется правоприменительной практикой и во многих случаях фактически сводится к статусу налогоплательщика, что, проявляется, в частности, в допущении судами взыскания неудержанных при выплате денежных средств иностранному лицу сумм налога и пени с налоговых агентов, доначисления сумм налога налоговому агенту в отсутствии установленного фактического получателя дохода и т. д.
В то же время зачастую налогоплательщики – иностранные организации, не осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, не допускаются к участию в судебном разбирательстве в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, что значительно усложняет защиту ими своих прав.
Выявленные проблемы свидетельствуют о необходимости, во-первых, уточнения в законодательстве о налогах и сборах статуса налоговых агентов, в частности, систематизации применительно к отдельным главам особенной части Налогового кодекса Российской Федерации условий и случаев, при которых суммы налога исчисляются, удерживаются и перечисляются в бюджетную систему Российской Федерации налоговыми агентами.
Во-вторых, необходимо внесение законодателем правовой определенности в вопрос о допустимости (недопустимости) взыскания с налогового агента неудержанных сумм налога. В случае если законодатель посчитает, что сложность налогового администрирования иностранных организаций – налогоплательщиков требуют введения исключения в виде возможности взыскивать с налоговых агентов суммы неудержанного с налогоплательщика – иностранной организации налога и пени, то такие положения должны быть введены законодателем в Налоговый кодекс Российской Федерации. В случае если воля законодателя не направлена на вышеуказанное, то необходимо установить запрет на взыскание с налогового агента неудержанных сумм налога.
В-третьих, необходимо определить и правовые параметры процессуального участия налогоплательщиков с целью защиты их имущественных прав при оспаривании налоговыми агентами решений налоговых органов, вынесенных в отношении них.
Таким образом, в рамках исследования правовых проблем осуществления налогового контроля в отношении налоговых агентов были выявлены существующие в правоприменительной практике проблемы, изучены доктринальных подходы к понимаю статуса налоговых агентов, определены условия возникновения указанного статуса, а также выявлены пути дальнейшего развития и совершенствования правового регулирования, которое позволит сделать его более системным, а также позволит устранить имеющуюся правовую неопределенность.
Евтушенко В.Ф. Налоговые агенты как субъекты налоговых правоотношений / под общ. ред. И. И. Кучерова. М.: ИД «Юриспруденция», 2006. С. 347.
Коломеец Д. С. Правовое положение налогового агента в российском и зарубежном законодательстве: автореф., дис. канд. юрид. наук. М., 2011.
Земцов А.А. Институт налоговых агентов в Российской Федерации необходимо ликвидировать // Проблемы учета и финансов. 2011. № 2. С. 32.
Кузнеченкова В.Е. Особенности процессуального статуса налоговых агентов // Журнал «Финансовое право». – 2006. – № 4.
Якуб С. В. Институт налоговых агентов нуждается в реформировании // Журнал «Финансовое право». – 2010, № 8.
Озерова Т. А. Налоговый агент как субъект налогового процесса // Пробелы в российском законодательстве. – 2011. № 6.
Тютин Д.В., Налоговое право. Курс лекций [Электронный ресурс] // СПС «Система Гарант». – 2017.
Худяков А. И., Бродский М. Н., Бродский Г. М. Основы налогообложения. СПб.: Европейский дом, 2002.
Толстопятенко Г. П., Федотова И. Г. Налоговое право США. Терминология // US TAX Regulation and Tax Terminology. – М.: Анкил, 1996.
Семенихин В. В. Налоговые проверки (издание четвертое, переработанное и дополненное). – М.: «ИД «Гросс-Медиа»: РОСБУХ», 2018. – 373 с.
Ногина О.А., Судебная защита прав налогоплательщика – иностранной организации в налоговых спорах // Журнал «Актуальные проблемы российского права». – 2018. – № 1 (86) январь.
Гидирим В. А. Основы международного корпоративного налогообложения / В. А. Гидирим. – М.: ШАПОВАЛОВ ПЕТРОВ, 2017 – 1088 с.
Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Часть первая. 2-е изд., перераб. и доп. / Под общей ред. В.И. Слома и А.М. Макарова. М.: Статут, 2000.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!