Правовые проблемы сделок по слиянию и поглощению публичных акционерных обществ (сравнительный анализ законодательства Российской Федерации и Европейского союза)
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ АННОТАЦИЯ магистерской диссертации студента магистратуры по программе «Проблемы предпринимательского права» Галиевой Ольги Сергеевны Тема магистерской диссертации: «Правовые проблемы сделок по слиянию и поглощению публичных акционерных обществ (сравнительный анализ законодательства Российской Федерации и Европейского союза)» Цель исследования: Изучение особенностей правового регулирования механизмов, с помощью которых осуществляются сделки по слиянию и поглощению публичных акционерных общества в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Европейского союза. Задачи исследования: – определить правовую сущность сделок, проанализировав доктринальные дефиниции понятий «слияние» и «поглощение» юридических лиц, существующие на сегодняшний день как в западной, так и в отечественной доктрине; – проанализировать особенности процедур слияний и поглощений публичных акционерных обществ, определить правовое регулирование, а также оценить риски и последствия для каждой из сторон, участвующей в конкретной процедуре, – изучить законодательство Европейского союза на предмет регулирования различных механизмов слияний и поглощений; – провести сравнительно-правовой анализ законодательства Российской Федерации и Европейского союза с целью определения перспектив совершенствования правового регулирования. Выводы, сделанные по результатам исследования: 1. Базовая терминология в сфере слияний и поглощений не отвечает одному из важнейших требований, предъявляемых ко всякой терминологии, – требованию определенности. 2. Слияние и поглощение – это формы объединения компаний. В данном случае слово “объединение” использовано в значении процесса, но не состояния. При слиянии и при поглощении происходит объединение компаний как юридических лиц или объединение контроля над одной или несколькими компаниями или их активами. объединение компаний может достигаться различными правовыми средствами, в частности путем реорганизации, приобретения акций (долей), а также большей части имущества компании, поскольку никаких требований применительно к юридической форме не указано 3. В системе законодательства Российской Федерации не имеется единого унифицированного акта, который регулировал бы основные способы слияний и поглощений, предусматривал возможность защиты от рейдерских захватов, предоставлял гарантии кредиторам и акционерам. 4. Основными процедурами, которые используются российскими компаниями при осуществлении слияния и поглощения являются реорганизация публичного общества, покупка активов и приобретение акций. 5. Наиболее распространенным способом приобретения корпоративного контроля является покупка акций, поскольку она является более быстрой процедурой, но в то же время в отношении данной процедуры установлены императивные требования законодателя, предусмотренные главой XI.I ФЗ «Об акционерных обществах». 6. Законодатель при реформировании процедуры, регулирующей порядок поглощения публичного общества путем приобретения крупного пакета акций, ориентировался на опыт Европейского союза, поскольку заимствованы и продублированы основополагающие принципы процедуры поглощения: правило обязательного предложения, принцип равенства, правило равной выкупной цены, предусмотрено право требования выкупа акций у оставшихся акционеров в случае приобретения более 95 % акций, закреплено «правило невмешательства», позволяющее вводить особый порядок принятия решений относительно хозяйственной деятельности компании. 7. Директивы и Регламенты Европейского союза представляют собой наиболее полную регламентацию всех аспектов процедур поглощения, в отличие от российского законодательства. В частности, подробно регулируют содержание письменных документов, которые используются в рамках сделки: установлены минимальные требования к содержанию письменного предложения, к содержанию отчета, предоставляемого в контролирующий орган, к содержанию проекта поглощения и слияния с требованием о необходимой конкретизации причин и перспектив объединения капиталов. 8. Одной из особенностей процедуры слияния публичных обществ в соответствии с директивами ЕС является возможность участия работников при решении вопроса об экономической целесообразности объединения капиталов. Так, работники имеют право знакомиться с проектом слияния компаний, а общее собрание акционеров не вправе выносить на голосование вопрос о предстоящей сделки без учета мнения работников (представителя работников). 9. Отличительной чертой процедуры поглощения по правилам, предусмотренным директивами ЕС, также является максимальная осведомленность и информированность акционеров, поскольку установлены требования в отношении широкого круга сведений, которые могут повлиять на принятие решения о согласии на выкуп. 10. Представляется целесообразным при совершенствовании законодательства Российской Федерации учитывать положения права ЕС в отношении обеспечения защиты интересов участников реорганизуемых коммерческих организаций и установить требования к информации, которая должна им предоставляться для принятия решения о реорганизации. 11. Весьма спорным на сегодняшний день является вопрос о реорганизации в форме слияния публичного акционерного общества и юридического лица иной организационно-правовой формы. Законодателю предлагается расширить возможности реорганизации и предусмотреть процедуру реорганизации корпораций различного вида в акционерные общества.
Введение……………………………………………………………………………4
Глава I. Теоретико-правовые аспекты совершения сделок по слияниям и поглощениям
1.1. Теоретические подходы к определению понятий «слияние» и «поглощение»………………………………………………………………………8
1.1.1. Позиции представителей западной доктрины………………………8
1.1.2. Позиции представителей отечественной доктрины………………..11
1.2. Общая характеристика законодательства, регулирующего вопросы слияний и поглощений компаний…………………………………………………13
Выводы по первой главе……………………………………………………15
Глава II. Правовое регулирование механизмов слияний и поглощений публичных акционерных обществ по российскому законодательству
2.1. Процедуры, используемые при слиянии и поглощении публичных обществ……………………………………………………………………………….16
2.2. Реорганизация публичных обществ…………………………………..18
2.3.Покупка активов публичного общества………………………………21
2.4.Приобретение акций публичного общества…………………………..22
2.4.1. Особенности приобретения более 30 % акций……………………..30
2.4.2. Особенности приобретения более 95 % акций……………………..33
Выводы по второй главе……………………………………………………36
Глава III. Правовое регулирование механизмов слияний и поглощений публичных акционерных обществ по законодательству Европейского союза
3.1. Общая характеристика правового регулирования……………………39
3.2. Нормативные акты наднационального права…………………………40
3.3. Основные правила и гарантии при реализации процедур слияния и поглощения………………………………………………………………………..45
Выводы по третьей главе…………………………………………………..48
Глава IV. Сравнительно-правовой анализ механизмов регулирования сделок по слиянию и поглощению публичных акционерных обществ
4.1. Сходства и различия моделей правового регулирования: по законодательству Российской Федерации и по законодательству Европейского союза……………………………………………………………………………….50
4.2. Предложения по совершенствованию российского законодательства……………………………………………………………………..52
Выводы по четвертой главе………………………………………………..53
Заключение………………………………………………………………………54
Список использованной литературы………………………………….……..56
Необходимость изучения механизма правового регулирования того или иного института предпринимательского права чаще всего обусловлена его реальной ролью в развитии экономической системы в целом. Современная экономика весьма динамична, и в определенный момент почти любая компания сталкивается с необходимостью внести определенные изменения в организацию своего бизнеса, чтобы подстроиться под изменения среды ее функционирования. Одним из широко используемых путей реорганизации бизнеса сегодня является осуществление сделки по слиянию или поглощению с другой компанией (mergers and acquisions – англ., сокращенно – M&A).
Появление и развитие крупных российских коммерческих организаций, усиление конкуренции с западными корпорациями, работающими в России, вынуждают организации выбирать наиболее эффективные стратегии роста и развития, в том числе путем слияний и поглощений. Указанные обстоятельства свидетельствуют об увеличении инвестиционной привлекательности России, о стабилизации экономических процессов, что в свою очередь предполагает высокий уровень развития правовых средств и методов регулирования экономического оборота, а также необходимость приведения законодательства в соответствие с условиями развития рыночных отношений, международными стандартами защиты прав и законных интересов личности.
В последние годы наблюдается рост количества сделок по слияниям и поглощениям. Кроме того, вовлекается все больше участников из разных стран, что подтверждает необходимость подробного анализа этой сферы правового регулирования с позиции интересов бизнеса. В современном мире продуманная и грамотно организованная сделка по слиянию может значительно улучшить дальнейшее благополучие компании, а иногда и спасти ее от банкротства и ликвидации.
Современная тенденция объединения активов и концентрации бизнеса среди российских компаний свидетельствует о необходимости наличия хорошего и эффективного правового регулирования слияний и поглощений, которое способно защитить интересы добросовестных участников корпоративных отношений, а юридическому сообществу, в свою очередь, гарантировать качественное правовое обеспечение.
Для российского права институт рассматриваемых сделок является весьма неоднозначным с точки зрения именно законодательного регулирования, поскольку ни в одном нормативно-правовом акте отечественный законодатель не употребляет словосочетание «слияние и поглощение», однако в научном сообществе данная тема достаточно давно стала объектом различных правовых и экономических дискуссий.
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008) одной из задач в области инвестиционной политики является оптимизация процедур слияний и поглощений компании, что свидетельствует о том, что государство в том числе проявляет интерес ко всем процессам, преследующими цель увеличения капитала, и не остается равнодушным, предпринимая попытки регулировать на законодательном уровне данные реалии бизнес сообщества.
В последнее время все большее количество научных работ посвящено исследованию регулирования сделок по слиянию и поглощению: исследуются модели регулирования данных сделок законодательством иностранных государств, проводится сравнительный анализ правового регулирования, предлагаются идеи по совершенствованию российского законодательства с целью обеспечения защиты и интересов участников корпораций. Таким образом, многие представители научного сообщества последние несколько лет активно исследуют институт сделок по слиянию и поглощению, однако на сегодняшний день законодателем, тем не менее, не используется терминологически данная правовая конструкция.
На протяжении последних нескольких лет бесспорными лидерами в области инвестиционной и корпоративной политики являются страны Европейского союза. Правовые модели, регулирующие отношения, связанные с приобретением капитала юридических лиц, признаются наиболее привлекательными, отличаются правовой стабильностью и определенностью. Наибольший научный и практический интерес вызывает именно то, каким образом страны Европейского союза (как пример сложно организованной и многоступенчатой системы правового регулирования), решают тот объем проблем, который имеет место быть в рамках регулирования в том числе трансграничных слияний и поглощений, поэтому представляется целесообразным провести комплексный сравнительно-правовой анализ, позволяющий выявить достоинства или недостатки, в частности, российской модели правового регулирования.
Кроме того, ЕС является одним из важных партнеров, поэтому анализ и реформирование законодательства с целью сближения правовых моделей является необходимой мерой для трансграничных сделок и формирования благоприятного инвестиционного климата в РФ для европейских компаний.
Целью данной работы является изучение особенностей правового регулирования механизмов, с помощью которых осуществляются сделки по слиянию и поглощению публичных акционерных общества в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Европейского союза.
В рамках поставленной цели необходимо, во-первых, определить правовую сущность данных сделок, проанализировать доктринальные дефиниции понятий «слияние» и «поглощение» юридических лиц, существующие на сегодняшний день как в западной, так и в отечественной доктрине; во-вторых, проанализировать особенности процедур слияний и поглощений публичных акционерных обществ, определить правовое регулирование, а также оценить риски и последствия для каждой из сторон, участвующей в конкретной процедуре, в-третьих, изучить законодательство Европейского союза на предмет регулирования различных механизмов слияний и поглощений; в-четвертых, провести сравнительно-правовой анализ законодательства Российской Федерации и Европейского союза с целью определения перспектив совершенствования правового регулирования.
Публичные акционерные общества взяты за основу исследования, поскольку они представляют собой наибольшие по размерам и по экономической важности для рыночной экономики субъекты хозяйственной деятельности.
Слияние и поглощение коммерческих организаций в целом и публичных обществ в частности, является эффективным способ концентрации капитала в руках наиболее крупных компаний на рынке, что безусловно способствует его устойчивому развитию и наращиванию экономического потенциала в условиях конкурентной борьбы.
На основании проведенных исследований автор данной работы рассмотрел определение слияний и поглощений, проанализировал позиции представителей западной доктрины и отечественной, выявил общие характеристика, определил широкое и узкое понимание данных терминов. Главная специфика исследуемого объекта заключается в том, что базовая терминология в сфере слияний и поглощений не отвечает одному из важнейших требований, предъявляемых ко всякой терминологии, – требованию определенности: не существует единого целостного теоретического понимания сделок по слиянию и поглощению ни в западной доктрине, ни в отечественной. Тем не менее, можно выделить комплексное регулирование данного института в законодательстве некоторых государств, что свидетельствует о возможности унификации несмотря на отсутствие единой теоретической базы.
Во второй главе проведен анализ способов слияний и поглощений публичных акционерных обществ, проанализированы правовые проблемы, которые создают препятствия для развития эффективного регулирования корпоративных отношений. Особое внимание уделено наиболее распространённому, но наиболее проблематичному способу «поглощения» компании – путем покупки крупного пакета акции. В рамках второй главы также проанализирована судебная практика на предмет того, каким образом суды определяют баланс интересов миноритарных акционеров и преобладающих акционеров в ходе разрешения корпоративных споров относительно выкупной цены и при решении вопросов об обоснованности требований о возмещении убытков в пользу миноритарных акционеров.
Третья глава настоящего исследования посвящена анализу законодательства Европейского союза, а именно выявлены существенные особенности правового регулирования, проведено комплексное изучение всех Директив и Регламентов, обязательных для государств-членов ЕС, проанализированы основные правила, соблюдение которых гарантирует защиту прав всех участников сделки и обеспечивает баланс интересов.
В четвертой главе автор делает выводы на основе сопоставления двух моделей регулирования сделок по слиянию и поглощению: по законодательству РФ и законодательству ЕС. В ходе анализа автор пришел к выводу об идентичности некоторых основополагающих правил, которые закрепляют минимальный набор гарантий для соблюдения баланса интересов. Между тем законодательство ЕС представляет собой более комплексную регламентацию многих аспектов, касающихся этапов проведения процедур по слиянию и поглощению, в частности, в ходе приобретения крупного пакета акций публичного акционерного общества.
Таким образом, на сегодняшний день можно говорить о наличии ряда проблем, связанных с правовым обеспечением механизмов слияния и поглощения публичных акционерных обществ. Данные проблемы вызваны, прежде всего, недостаточно эффективной законодательной базой, регламентирующей указанные правовые проблемы, что приводит к затягиванию сделок по слияниям и поглощениям, ограничению прав и свобод субъектов хозяйственной деятельности, а также нарушению прав акционеров и иных лиц, заинтересованных в сделках по слияниям и поглощениям публичных акционерных обществ.
Нормативные акты:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017);
2. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об акционерных обществах»;
3. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
4. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О защите конкуренции»;
5. Третья директива Совета от 09 октября 1978 г., основанная на ст. 54 Договора о слияниях акционерных обществ (78/855/ЕЭС);
6. Шестая директива Совета от 17 декабря 1982, основанная на ст. 54 Договора о разделении акционерных обществ (82/891/ЕЭС)
7. Директива 2004/25/ЕС Европейского парламента и Совета от 21 апреля 2004 г. о предложениях о поглощении;
8. Регламент Совета (ЕС) № 139/2004 от 20.01.2004 о контроле за концентрацией предприятий (Регламент ЕС о слияниях)
9. Письмо Банка России от 18 августа 2014 г. N 06-52/6680 «О некоторых вопросах, связанных с применением отдельных положений Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»;
10. Приказ ФСФР РФ от 21 ноября 2006 г. N 06-130/пз-н «О разграничении полномочий по осуществлению государственного контроля за приобретением акций открытого акционерного общества между Федеральной службой по финансовым рынкам и ее территориальным органами»;
11. Приказ Минэкономразвития РФ от 29 сентября 2006 г. N 303 «Об утверждении Положения о порядке проведения экспертизы отчета об оценке ценных бумаг, требованиях и порядке выбора саморегулируемой организации оценщиков, осуществляющей проведение экспертизы».
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!