Принципы передачи фразеологических единиц при переводе с английского и итальянского языка на русский

Фиораванти Массимилиано
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Данная диссертация нацелена на рассмотрение одного из самых сложных аспектов в сфере переводоведения и лингвистики, то есть на анализ фразеологических единиц и разные способы их перевода с английского и итальянского языков на русский язык. Фразеологические единицы, или фразеологизмы, являются стилистически окрашенными выражениями, значение которых не зависит от суммы значений составляющих их компонентов, а зависит от целого выражения. Например, идиоматические выражения, пословицы, поговорки, крылатые выражения, клише, и так далее представляют собой фразеологические единицы. Мы разделили нашу работу на две части, то есть на теоретическую и практическую часть. В первой части данной диссертации мы описали самые распространенные классификации фразеологических единиц, выяснили предмет, объект и объем фразеологии, отличили фразеологизмы от слова, сравнили теорию перевода с фразеологией, уточнили трудности для переводчика при передаче на другом языке таких стилистически окрашенных выражений и определили разные способы для передачи фразеологических единиц при переводе с английского и итальянского языков на русский язык. Во второй части этой диссертации мы проанализировали фразеологические единицы, использованные английскими и итальянскими политическими деятелями во время своих выступлений, и их перевод на русский язык. В качестве примеров мы рассмотрели речи Трампа, Обамы, Байдена и посла Италии в России Паскуале Терраччано и перевод с английского и итальянского языков на русский язык ими использованных фразеологических единиц, осуществленный разными телепередачами, веб-сайтами, синхронистами, Youtube-каналами и так далее.

Введение ……………………………………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Теоретические основы изучения фразеологии
1.1 Предмет и объект фразеологии……………………………………………………………… 7

1.2 Объем фразеологии ………………………………………………………………………………. 9

1.3 Фразеологическая единица и слово…………………..………………………15
Выводы по Главе 1. ………………………………………………………………………………… 19

Глава 2. Аспекты перевода фразеологических единиц

2.1 Развитие теории перевода …………………………………………………………………… 21

2.2 Вопрос эквивалентности и адекватности перевода ………………………………. 30

2.3 Трансформации в переводе …………………………………………………………………. 36

Выводы по Главе 2 ………………………………………………………………………………… .40

Глава 3. Основные трудности и способы перевода фразеологических единиц
3.1 Способы передачи ФЕ с английского и итальянского языков на русский
язык…………………………………………………………………………………43
3.2 Трудности переводчика при переводе фразеологических единиц………..51
Выводы по Главе 3…………………………………………………………….56
Заключение теоретической части …………………………………………………………. …..57

Практическая часть………………………………………………………………60

Заключение практической части………………………………………………………………..92

Список использованной литературы……………………………………………………….. ..95

Список источников материалов исследования…………………………………97

Список источников справочного и энциклопедического характера………….99

Настоящая работа посвящена особенностям перевода фразеологических единиц с английского и итальянского языков на русский язык. Сложность данной темы определяется разными лингвистическими и экстралингвистическими факторами, и нам представляется необходимым кратко определить значение термина «фразеологическая единица», являющегося предметом этого исследования. Фразеологические единицы – это устойчивые сочетания слов, значение которых зависит от целого выражения, а не от суммы значений входящих в них слов.
С нашей точки зрения, важность этого исследования заключается в необходимости раскрыть сложность этой темы в сфере переводоведения и рассмотреть основные трудности, с которыми сталкивается переводчик при работе с фразеологизмами.
Многочисленные исследования, проведенные по теме «Фразеология и ее роль в сфере переводоведения», свидетельствуют об актуальности и важности данной темы: ученые по всему миру осознают значительность этой тематики и подробно рассматривают фразеологию в самых разных сферах. Так, например, было проведено множество исследований относительно критериев понимания фразеологических единиц, влияния культуры на перевод фразеологизмов, процесса преподавания и изучения фразеологических единиц, модификации фразеологических единиц, создания двуязычных фразеологических словарей, перевода фразеологических единиц в определенных сферах. Некоторые исследования заслуживают отдельного упоминания: Р.А. Аюпова первой рассмотрела влияние родного языка переводчика (русского языка) на процесс передачи фразеологических единиц при переводе с одного иностранного языка (с английского языка) на другой иностранный язык (на татарский язык). Аюпова подчеркивает отрицательное влияние русского
3
языка на перевод на татарский язык в случаях, когда перевод является калькированием с русского языка, не существующим в ПЯ (в татарском языке), а переводчик пренебрегает существованием эквивалента в ПЯ. Все эти примеры, кратко описывающие разнообразность проведенных по теме исследований, служат доказательствами значительности и актуальности данной тематики и подтверждают ее сложность.
В России (в прошлом веке на всей территории СССР) ученые подробно исследуют фразеологию с целью подробного изучения и развития данной лингвистической сферы. Например, в прошлом веке В.Н. Комиссаров, А.В. Кунин, Н.Ф. Смирнова, В.В. Виноградов и многие другие лингвисты внесли большой вклад в фразеологию, уделили немало внимания переводу фразеологических единиц и разработали разнообразные классификации видов фразеологизмов и способы их перевода на русский язык. Это свидетельствует о значимости данного вопроса в России, но этой тематике посвящены работы ученых и из других стран. Например, в последнее время многие студенты из Узбекистана все чаще выбирают фразеологию и способы перевода фразеологических единиц с разных иностранных языков на узбекский язык в качестве темы исследования своих бакалаврских и магистерских диссертаций.
Цель данной диссертации – описать разные методы передачи фразеологических единиц при переводе с английского и итальянского языков на русский язык.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) определить предмет,объект и объем фразеологии.
2) рассмотреть основные аспекты эквивалентности, адекватности и
трансформаций в переводе.
3) рассмотреть способы передачи ФЕ с английского и итальянского
языков на русский язык и оценить основные трудности их перевода. 4

4) оценить качество перевода фразеологических единиц с английского и итальянского языков на русский.
Новизна данной работы определяется одновременным обращением к переводу фразеологизмов как в романских языках – итальянский, так и в языках других подгрупп – славянской и германской (русский и английский).
Структура работы определяется целями и задачами, поставленными в работе. Работа состоит из введения, трех глав с выводами по каждой главе, заключения и списка литературы.
Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, определяются основные цели и задачи исследования.
Теоретическая часть работы состоит из трех глав. В первой главе мы представим тему исследования и рассмотрим теоретические основы фразеологии; во второй главе мы рассмотрим развитие теории перевода фразеологических единиц, вопрос эквивалентности и адекватности перевода и трансформации при переводе. В третьей главе мы детально опишем сложности передачи фрезеологических единиц и разные способы перевода этих лингвистических элементов с английского и итальянского языков на русский язык. Методологически теоретическая часть этого исследования основывается, главным образом, на классификации, разработанной А.В. Куниным, но одновременно анализирует и учитывает варианты, предложенные другими выдающимися лингвистами.
В практической части работы мы постарались учесть специфику образовательной программы «Иностранные языки в сфере международных отношений» и, основываясь на теории фразеологии, решили рассмотреть фразеологизмы, использованные политическими деятелями во время их выступлений на анлийском и итальянском языках и варианты их перевода на русский язых. Мы также уделили внимание опыту выдающихся устных переводчиков, таких как, например, Андрей Фалалеев, долгое время
5

работающих в сфере устного перевода и не раз высказывавшихся о трудностях перевода фразеологических единиц. Мы также проанализируем перевод фразеологических единиц, предложенный переводчиками и их ошибки, подчеркнем высокую степень сложности передачи на другой язык этих выражений.
Данное исследование проводится методом сопоставительного анализа речевых контекстов на исходном и переводящих языках.
В Заключении излагаются основные результаты и подводятся общие итоги исследования.

1. Архипова A.C. Фольклор: семиотика и/или психоанализ. М., 2003;
2. Бжевская И. В., Колмакова О. А. Язык, культура, наука и техника страны
изучаемого языка. Иркутск, 2015;
3. Виноградов В.С. Лексические вопросы перевода художественной прозы.
М., 1978;
4. Влахов С., Флорин С. Непереводимое в переводе. М., 1980;
5. Ганиева Ф. Ф. Фразеологические единицы как объект исследования в
трудах отечественных исследователей. М., 2015;
6. Гафарова А. С. Пословицы vs поговорки. М., 2017;
7. Двойнина Е. В. Фразеологические выражения как средство усиления
аттракции заголовков рекламных объявлений (на материале англоязычной
таможенной прессы). М., 2020;
8. Иванова Е. В. Мир в английских и русских пословицах. Спб., 2006;
9. Илюшкина М. Ю. Теория перевода: основные понятия и проблемы.
Екатеринбург, 2015;
10. Кабанова И. Н. Основы лексикологии английского языка для студентов
V курса заочного отделения. Нижний Новгород, 2013;
11. Ковшова М.Л. Культурно-национальная специфика фразеологизмов и
вопросы эксликации их культурных смыслов. М., 2016;
12. Комиссаров В. Н. Лингвистика перевода. М., 1980;
13. Комиссаров В. Н. Слово о переводе: (очерк лингвистического учения о
переводе). М., 1973;
14. Комиссаров В.Н. Современное переводоведение. М., 1999;
15. Крупнов В.Н. Практикум по переводу с английского языка на русский.
М., 2006;
16. Кулемина К. В. Основные виды переводческих трансформаций.
Астрахань, 2007;
17. Кунин А. В. Курс фразеологии современного английского языка. М.,
1996;
18. Кунин А. В. Основные понятия фразеологической стилистики //
Проблемы лингвистической стилистики: Тез. докл. науч. конф. / 1-й МГПИИЯ.
М., 1969;
19. Кунин А. В. Фразеологические интенсификаторы в современном
английском языке // ИЯШ., 1966, N1, с.12-19;
20. Медведева М. И. Особенности употребления одно – и двухвершинных
фразеологических единиц в произведении c.colfer «the land of stories: the wishing
spell». Уфа, 2017;
21. Медведев Ю. В. Фразеологические единицы в английских поэтических
текстах и их русских переводах. Казань, 2007;
22. Повесма Н. А. Структурно-грамматический и семантический анализ
фразеологизмов с антропоморфным компонентом в английском языке.
Екатеринбург, 2016;
23. Попов И.А. Сборник тезисов докладов научно-практической
конференции студентов курганского государственного университета. Курган,
2016;
24. Сукиасян А. А. Психологические и педагогические основы
интеллектуального развития. Уфа, 2018;
25.ШамоваН.В.Разграничениепонятий«эквивалентность»и
«адекватность» в переводе. М., 2005;
26. Шарипова Р. Т. Особенности перевода научно-технических текстов.
Казань, 2015;
27. Швелидзе Н. Б. Особенности сочетаемости и валентностные свойства
глагольных фразеологизмов со значением поведения лица. М., 2014;
Список источников материалов исследования

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Видовые различия в русской речи польских и чешских студентов
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Фразеологические единицы в политическом дискурсе
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет