Проблема формирования внешнеполитического имиджа Республики Крым в условиях международных санкций
В представленной работе отражена эволюция внешнеполитического имиджа Республики Крым, начиная с периода ее вхождения в независимое государство Украина. В первой главе магистерской диссертации рассмотрены теоретические аспекты таких понятий, как «имидж», «внешнеполитический имидж», «маркетинг территорий» и «брендинг». Во второй главе представлен имиджевый потенциал Крыма, сравнительный анализ этапов формирования его внешнеполитического имиджа, определено современное положение полуострова в системе международных отношений, особенности и проблемы развития его внешнеполитического имиджа, а также дальнейшие перспективы развития. Полученные результаты исследования позволили сформулировать основные направления и практические рекомендации по улучшению восприятия Республики Крым за рубежом.
Основой исследования послужили нормативно-правовые акты органов государственной власти Украины и России, официальные заявления зарубежных политиков, а также данные социологических опросов.
В начале 2014 г. под давлением серьезных социально-экономических проблем на территории Украины произошел политический кризис, в результате которого произошла насильственная смена власти и, как следствие, потеря части территории – Автономной республики Крым. Жители Крыма, находясь под угрозой политических репрессий со стороны новых украинских властей, в одностороннем порядке приняли Декларацию о независимости и выразили намерение присоединиться к Российской Федерации. Таким образом, основываясь на результатах Общекрымского референдума и договора, заключенного между Россией и Крымом, Республика Крым и город федерального значения Севастополь стали двумя новыми субъектами РФ.
Присоединение Крыма к Российской Федерации не является прецедентным случаем в мировой истории, когда часть территории суверенного государства, воспользовавшись одним из базовых принципов ООН, приняла решение о самоопределении. Тем не менее, это событие стало определяющим фактором, оказавшим негативное влияние на современное состояние отношений между Россией и Западом, преимущественно США и странами Европейского Союза. В результате, начиная с 2014г., как со стороны ЕС и США, так и со стороны России были введены многочисленные политические и экономические санкции, под действие которых попали ключевые сферы внешних связей Крыма. Территория полуострова оказалась в ситуации международно-политической изоляции, при которой были приостановлены торговые, политические, дипломатические и культурные связи с Крымом.
В текущих геополитических условиях, когда всяческие контакты с Западом, в особенности с европейскими государствами, частично или полностью прерваны, возникает необходимость в изучении проблемы формирования внешнеполитического имиджа Республики Крым и поиска кардинально новых подходов с учетом современных, глобальных требований. Этим и обусловлена высокая степень актуальности представленного исследования.
Целью работы является определение современного положения Крыма в системе международных отношений, а также особенностей формирования его внешнеполитического имиджа и связанных с этим проблем.
Предметом исследования является внешнеполитический имидж Крыма в контексте международных санкций.
Объект – регион Крым и проблема формирования его внешнеполитического имиджа.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
Исследование теоретических подходов к определению понятий «имидж», «внешнеполитический имидж территории», а также «маркетинг территории» и «брендинг», их особенности и основные различия.
Выявление имиджевого потенциала Крыма в качестве основы его территориального брендинга.
Проведение сравнительного анализа этапов формирования внешнеполитического имиджа Республики Крым, а именно период нахождения Крыма в составе Украины и современный – в составе России; определение основных проблем, закономерностей, а также дальнейших перспектив развития.
Основной массив теоретической базы данной работы составляют монографии и научные статьи, посвященные следующим предметным областям: основы имиджелогии. (Е.Б. Шестопал, И. С. Важенина, М. А. Беляева и М. А. Самкова и др.), построение внешнеполитического имиджа государства (Н. М. Боголюбова и Ю.В. Николаева, Э.А. Галумов, И. А. Василенко), территориальный маркетинг (И. А. Панкрухин, Т.В. Сачук и Ф. Котлер), а также брендинг территорий (К. Динни и С. Анхольт).
Пионером исследований имиджей территориальных образований и основоположником теории маркетинга территорий стал американский маркетолог Ф. Котлер. В конце 1990-х гг., под влиянием таких явлений, как глобализация, децентрализация, увеличение роли негосударственных акторов в международных контактах, появляется его труд «Маркетинг мест», в котором ученый описывает само понятие «маркетинг мест» и причины его зарождения, виды территориальных имиджей, а также подробно излагает способы и технологии продвижения территорий на международный рынок. Теоретическая часть исследования подкреплена примерами успешного продвижения европейских территорий. Кроме этого, в данной работе были использованы и другие труды ученого, а именно «The marketing of nations: a strategic approach to building national wealth», 1997 и «Marketing», 2015. При помощи представленных книг нами были достигнуты следующие исследовательские задачи: дано определение понятиям «маркетинг», «маркетинг территорий», с точки зрения теории описаны виды имиджа территорий, маркетинговые стратегии продвижения, а также классификация потребителей территории.
Впоследствии развивается самостоятельное направление маркетинга – «брендинг территорий», основоположником которого является британский специалист в области бренд-имиджа современных государств С. Анхольт. Он впервые ввел в научное обращение понятие «брендинг мет», а также стал автором комплексной и диверсифицированной концепции территориального брендинга, т.н. «шестиугольник Анхольта» – совокупность элементов, на базе которых происходит формирование брендов; (теория излагается в работе How Does the World See America?2005 ).
Основы теории «брендинга территорий» получили дальнейшее развитие в книге одного из крупнейших специалистов в области брендинга К. Динни «Брендинг территорий», 2017. Автор представляет широкое многообразие походов брендинга мест, способы их применения на практике, подкрепляя теорию многочисленными как успешными, так и несостоявшимися примерами мировых практик брендинга мест. Работы обоих авторов были использованы нами для теоретического описания «брендинга территорий», его значимости и стратегий применения.
Теоретические изыскания по вопросу имиджей на постсоветском пространстве начинаются только в конце 1990-х гг. Большой вклад в отечественную науку сделал Э.А. Галумов, который первым в России дал определение понятию «имидж государства» («Имидж против имиджа», 2005), а также создал подробную и всеобъемлющую классификацию факторов формирования имиджа («Международный имидж России», 2003). Ценность представленных монографий заключатся также в том, что в них описаны особенности и проблемы восприятия России за рубежом, а также излагаются способы и пути формирования благоприятного имиджа государства, учитывая его национальные интересы. Теоретические достижения автора были использованы нами для конкретизации понятия «имидж», «имидж государства» и выявления их качественных характеристик.
Для российской науки характерно разграничение понятий «имидж» и «образ». Исследовательская задача по толкованию каждого из терминов и выявлению их отличительных особенностей была решена при помощи труда «Межкультурная коммуникация» (2018) Н.М. Боголюбовой и Ю.В. Николаевой. В данной книге излагаются определение понятий, обозначенных выше, их характеристики, а также отличительные особенности. Более того, в работе освещен широкий круг вопросов, касающихся особенностей межкультурной коммуникации, ее основных форм и направлений.
Основная литература по теме формирования внешнеполитического имиджа Республики Крым представлена, главным образом, коллективными исследованиями и научными статьями и сосредоточена на изучении туристической отрасли полуострова и ее отдельных аспектов, таких как: туристический потенциал как основа имиджа полуострова (В. Шарафутдинов, А.Е. Бузни, А.С. Рогаченко и др.), а также имиджеформирующие факторы и проблемы развития (А. Б. Швец, В. М. Ячменева, А. З. Абдулхаиров и др.). Определенное значение для настоящего исследования имели информационно-справочные материалы с многочисленных туристических порталов и сообщения СМИ, посвященных наиболее популярным туристическим достопримечательностям Крыма, выдающимся личностям, оставившим свой след в истории полуострова, его культуре и традициям, событийно-фестивальному туризму современного Крыма
Анализ литературы, используемой нами в представленной работе, свидетельствует о том, что тема построения внешнеполитических имиджей появилась в науке совсем недавно и является довольно новой, поэтому степень ее изученности в научной литературе остается сравнительно невысокой. Что же касается проблемы формирования внешнеполитического имиджа Крыма, то это абсолютно новое направление научных исследований, возникшее в связи с внезапным изменением геополитических условий. Стоит, однако, отметить увеличивающийся научный интерес к данной проблематике и рост темпов ее исследования в связи актуальностью такого явления, как имидж и бренд территории/ страны.
Источниковая база предложенной работы состоит из: нормативно-правовых актов органов государственной власти России таких, как Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым от 18.03.2014г., Конституция Республики Крым от 11 апреля 2014г., Государственная программа развития курортов и туризма Республики Крым на 2017-2020 годы, Стратегия экономического и социального развития Автономной Республики Крым на 2011-2020 гг. и др. Также нами использовался ряд нормативно-правовых актов Украины: Конституция Украины от 28 июня 1996 года, Конституция Автономной Республики Крым 1998 г., Законы Украины «О статусе Автономной Республики Крым» от 29 апреля 1992 г. и «О разграничении полномочий между органами государственной власти Украины и Республики Крым» от 30 июня 1992г. Кроме этого, нами была использована информация в виде отзывов и комментариев иностранных отдыхающих, посещавших Крым в украинский период, собранная в тематическом разделе «Crimea» Туристического портала TripAdvisor, а также материалы с сайта Министерства курортов и туризма Республики Крым о структуре и функциях учреждения. Одним из важнейших источников сведений о Крыме в представлении зарубежной общественности стали заявления зарубежных политиков, отражающие официальную позицию важнейших антагонистов России по Крымскому вопросу – ЕС и США, и сообщения СМИ иностранных издательств, играющие ключевую роль в формировании имиджа Крыма на Западе. Мы также обращались к материалам социологических опросов, чтобы установить, считают ли иностранцы Крым российским, а также количество иностранных туристов в Крыму в настоящее время и цели их визитов. Вся информация, полученная из этих источников, позволил составить комплексное представление о туристическом потенциале Республики Крым, а также охарактеризовать современное состояние региона и дальнейшие перспективы его развития.
Методологический аппарат настоящей работы представлен следующими методами:
Теоретический анализ литературы, посвященной построению внешнеполитического имиджа государства.
Сравнительный анализ документов, регламентирующих политико-правовое положение Крыма на разных этапах формирования его внешнеполитического имиджа, выделение и обобщение основных характеристик и проблем.
Метод наблюдения и синтеза для определения имиджевого потенциала полуострова, его отличительных особенностей и характеристик, а также метод прогнозирования – для выявления перспектив развития внешнеполитического имиджа Республики Крым.
Теоретическое значение представленного исследования заключается в том, что нами было определено и систематизировано этапы формирования внешнеполитического имиджа Республики Крым и проведен их сравнительный анализ. В этом также заключается и новизна данной работы ввиду того, что подобная классификация в проведенных ранее исследованиях отсутствует.
Практическое значение, в свою очередь, обусловлено обоснованием необходимости разработки комплексной стратегии по формированию позитивного внешнеполитического имиджа Республики Крым и разработкой ряда предложений по улучшению восприятия полуострова.
Хронологические рамки исследования: за точку отсчета взят период с момента распада СССР и нахождения Крыма в составе самостоятельного государства Украина, т.к. именно с переходом от плановой к рыночной экономике и открытия границ появляется необходимость в изучении имиджей государств и территорий. Логичное завершение анализа проблемы – настоящее время, когда произошло воссоединение полуострова с Российской Федерацией.
Работа состоит из введения, основной части, включающей в себя две главы, заключения, списка источников и литературы и двух приложений.
В результате проделанной нами работы удалось оценить современное состояние внешнеполитического имиджа Республики Крым и сформулировать следующие выводы:
Анализ теоретических подходов к определению понятия «имидж» позволил выявить его ключевые особенности и установить концептуальное отличие от понятия «образ», которое заключается в следующем: имидж – явление целенаправленно конструируемое, которое в отличие от образа имеет свойство идеализации субъекта имиджа, подчеркивая исключительно его положительные характеристики. Теоретически, исследуемый нами внешнеполитический имидж территории, т.е. Республики Крым является одной из разновидностей имиджей, а практическая значимость его изучения обусловлена современными геополитическими тенденциями, такими как: глобализация всех сфер человеческой жизни и повсеместная информатизация. В этих условиях внешнеполитический имидж становится важным конкурентным преимуществом территории в борьбе за привлечение капиталовложений. Категория «внешнеполитический имидж территории» полнее раскрывается через такие понятия как «маркетинг территорий» и «брендинг», которые отражают, в первом случае, технологии и, во втором случае, совокупность мероприятий, направленных на продвижение территории среди потенциальных потребителей и увеличение привлекательности региона.
Республика Крым обладает богатым потенциалом для развития ее туристического бренда. Полуостров представляет собой уникальный природно-географический и историко-культурный объект. На его территории сочетаются разнообразные ландшафты и мягкий благоприятный климат, предоставляющие широкие возможности для развития лечебно-оздоровительного туризма и различных видов активного отдыха, таких как пешие походы по горам, скалолазание, каньонинг, дайвинг, вело- и фототуризм и мн.др. Кроме этого, Крым является неповторимым местом с точки зрения синтеза многообразных культур и традиций. На полуострове сохранились древнейшие памятники скифской, генуэзской, древнегреческой и многих других культур. Велико значение Крыма в истории Российского государства: полуостров неразрывно связан с появлением христианства в Древней Руси, воинской славой Российской империи в многочисленных боевых сражениях, с именами выдающихся представителей российской культуры, такими как А.П. Чехов, И.К. Айвазовский, М.А. Волошин и членами императорской династии Романовых. Более того, Крым – это уникальная культура виноделия, берущая свои истоки еще со времен античных греков.
На современном этапе развития формирование внешнеполитического имиджа Крыма можно разделить на два этапа: период вхождения Крыма в качестве автономной республики в состав Украины (1991-2014 гг.) и присоединение Крыма к Российской Федерации (2014г. – до настоящего времени).
Первый этап характеризовался отсутствием плановой работы над имиджем Крыма: как на региональном, так и на правительственном уровне не было комплексной стратегии по формированию и продвижению его имиджа, а представления о Крыме складывались стихийно, исходя из уже существующей советской традиции, когда Крым имел репутацию «всесоюзного курорта». Также к этому относятся такие проблемы, как чрезмерная централизация управления в туристической сфере, несмотря на официально закрепленную за Крымом автономию, проблемы отношений центр – периферия, дефицит модернизаций и инноваций в отрасли, отсутствие диверсификации туристского продукта, низкий уровень комфортности и сервиса. Вследствие этого – неблагоприятный инвестиционный климат, слабая конкурентоспособность крымского отдыха и его несоответствие международным стандартам, низкая популярность среди иностранных туристов.
Отличительной особенностью второго этапа стало сочетание двух противоречивых тенденций: с одной стороны, как на региональном, так и на центральном уровнях власти правительством стали активно предприниматься усилия по решению накопившихся проблем и комплексному развитию внешнеполитического имиджа Крыма. В настоящее время над задачей комплексного развития туристско-рекреационного потенциала интенсивно работают Министерство курортов и туризма, а также Министерство экономического развития Крыма в рамках «Государственной программы развития курортов и туризма Республики Крым на 2017-2020 годы». Тем не менее, все еще отсутствует единая концепция продвижения внешнеполитического и туристического имиджа Крыма.
И, с другой стороны, международно-политическая изоляция полуострова, в которой он оказался после воссоединения с Россией, в результате введения санкций большинством западных государств. В настоящий момент проблема формирования внешнеполитического имиджа Крыма связана именно с его неустойчивым положением в системе международных отношений, которое характеризуется резким сокращением числа зарубежных партнеров, частичным или полным прекращением торгового и делового сотрудничества со странами ЕС, разрывом дипломатических и культурных сношений с Крымом многих западных государств и др.
В настоящее время отчетливо прослеживается тенденция смены негативной риторики в отношении Крыма в сторону его положительного восприятия. Многими европейскими государствами предпринимаются попытки по налаживанию дипломатических и деловых контактов с полуостровом: в последние годы участились визиты зарубежных делегаций в Крым, расширилась география участников ведущего делового мероприятия полуострова – Ялтинского международного экономического форума (ЯМЭФ), растет число торговых и экономических партнеров Крыма.
Таким образом, в текущих геополитических условиях представляется необходимым создание комплексной программы по формированию внешнеполитического имиджа полуострова и его грамотному продвижению. На наш взгляд, она должна быть направлена на всестороннее развитие туристского продукта с особым акцентом на наиболее перспективные и востребованные туристические направления, такие как культурно-событийный, лечебно-оздоровительный и этнографический туризм, а также на повышение комфортности и технологичности инфраструктурных объектов, улучшение качества предоставляемых услуг и сервиса. В настоящий момент бренд Крыма формируется на основе широкой популяризации ряда мероприятий и объектов:
Событийный туризм, включающий в себя разнообразные фестивали культурной, спортивной, этнографической и др. тематики.
Проекты всероссийского значения, такие как строительство Крымского моста и проведение Ялтинского международного экономического форума, входящего в число крупнейших экономических форумов России.
Детский оздоровительный отдых на базе МДЦ «Артек».
Винно-гастрономический туризм.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что Республика Крым обладает всем необходимым для создания привлекательного внешнеполитического имиджа. Единственным препятствием на этом пути являются международные санкции, однако, с другой стороны, это служит стимулом для разработки и продвижения имиджа полуострова, формирования его положительного восприятия в глазах зарубежной общественности. На наш взгляд, позитивный имидж Крыма, в основе которого будут положены его уникальные и интересные особенности может стать эффективным инструментом мягкой силы и поспособствовать, в конечном итоге, смене отношения к полуострову как к политически стабильному региону и современному, высокотехнологичному курорту.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!