Проблема формирования внешнеполитического имиджа Республики Крым в условиях международных санкций

Бахрина Анастасия Александровна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В представленной работе отражена эволюция внешнеполитического имиджа Республики Крым, начиная с периода ее вхождения в независимое государство Украина. В первой главе магистерской диссертации рассмотрены теоретические аспекты таких понятий, как «имидж», «внешнеполитический имидж», «маркетинг территорий» и «брендинг». Во второй главе представлен имиджевый потенциал Крыма, сравнительный анализ этапов формирования его внешнеполитического имиджа, определено современное положение полуострова в системе международных отношений, особенности и проблемы развития его внешнеполитического имиджа, а также дальнейшие перспективы развития. Полученные результаты исследования позволили сформулировать основные направления и практические рекомендации по улучшению восприятия Республики Крым за рубежом.
Основой исследования послужили нормативно-правовые акты органов государственной власти Украины и России, официальные заявления зарубежных политиков, а также данные социологических опросов.

В начале 2014 г. под давлением серьезных социально-экономических проблем на территории Украины произошел политический кризис, в результате которого произошла насильственная смена власти и, как следствие, потеря части территории – Автономной республики Крым. Жители Крыма, находясь под угрозой политических репрессий со стороны новых украинских властей, в одностороннем порядке приняли Декларацию о независимости и выразили намерение присоединиться к Российской Федерации. Таким образом, основываясь на результатах Общекрымского референдума и договора, заключенного между Россией и Крымом, Республика Крым и город федерального значения Севастополь стали двумя новыми субъектами РФ.
Присоединение Крыма к Российской Федерации не является прецедентным случаем в мировой истории, когда часть территории суверенного государства, воспользовавшись одним из базовых принципов ООН, приняла решение о самоопределении. Тем не менее, это событие стало определяющим фактором, оказавшим негативное влияние на современное состояние отношений между Россией и Западом, преимущественно США и странами Европейского Союза. В результате, начиная с 2014г., как со стороны ЕС и США, так и со стороны России были введены многочисленные политические и экономические санкции, под действие которых попали ключевые сферы внешних связей Крыма. Территория полуострова оказалась в ситуации международно-политической изоляции, при которой были приостановлены торговые, политические, дипломатические и культурные связи с Крымом.
В текущих геополитических условиях, когда всяческие контакты с Западом, в особенности с европейскими государствами, частично или полностью прерваны, возникает необходимость в изучении проблемы формирования внешнеполитического имиджа Республики Крым и поиска кардинально новых подходов с учетом современных, глобальных требований. Этим и обусловлена высокая степень актуальности представленного исследования.
Целью работы является определение современного положения Крыма в системе международных отношений, а также особенностей формирования его внешнеполитического имиджа и связанных с этим проблем.
Предметом исследования является внешнеполитический имидж Крыма в контексте международных санкций.
Объект – регион Крым и проблема формирования его внешнеполитического имиджа.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
Исследование теоретических подходов к определению понятий «имидж», «внешнеполитический имидж территории», а также «маркетинг территории» и «брендинг», их особенности и основные различия.
Выявление имиджевого потенциала Крыма в качестве основы его территориального брендинга.
Проведение сравнительного анализа этапов формирования внешнеполитического имиджа Республики Крым, а именно период нахождения Крыма в составе Украины и современный – в составе России; определение основных проблем, закономерностей, а также дальнейших перспектив развития.
Основной массив теоретической базы данной работы составляют монографии и научные статьи, посвященные следующим предметным областям: основы имиджелогии. (Е.Б. Шестопал, И. С. Важенина, М. А. Беляева и М. А. Самкова и др.), построение внешнеполитического имиджа государства (Н. М. Боголюбова и Ю.В. Николаева, Э.А. Галумов, И. А. Василенко), территориальный маркетинг (И. А. Панкрухин, Т.В. Сачук и Ф. Котлер), а также брендинг территорий (К. Динни и С. Анхольт).
Пионером исследований имиджей территориальных образований и основоположником теории маркетинга территорий стал американский маркетолог Ф. Котлер. В конце 1990-х гг., под влиянием таких явлений, как глобализация, децентрализация, увеличение роли негосударственных акторов в международных контактах, появляется его труд «Маркетинг мест», в котором ученый описывает само понятие «маркетинг мест» и причины его зарождения, виды территориальных имиджей, а также подробно излагает способы и технологии продвижения территорий на международный рынок. Теоретическая часть исследования подкреплена примерами успешного продвижения европейских территорий. Кроме этого, в данной работе были использованы и другие труды ученого, а именно «The marketing of nations: a strategic approach to building national wealth», 1997 и «Marketing», 2015. При помощи представленных книг нами были достигнуты следующие исследовательские задачи: дано определение понятиям «маркетинг», «маркетинг территорий», с точки зрения теории описаны виды имиджа территорий, маркетинговые стратегии продвижения, а также классификация потребителей территории.
Впоследствии развивается самостоятельное направление маркетинга – «брендинг территорий», основоположником которого является британский специалист в области бренд-имиджа современных государств С. Анхольт. Он впервые ввел в научное обращение понятие «брендинг мет», а также стал автором комплексной и диверсифицированной концепции территориального брендинга, т.н. «шестиугольник Анхольта» – совокупность элементов, на базе которых происходит формирование брендов; (теория излагается в работе How Does the World See America?2005 ).
Основы теории «брендинга территорий» получили дальнейшее развитие в книге одного из крупнейших специалистов в области брендинга К. Динни «Брендинг территорий», 2017. Автор представляет широкое многообразие походов брендинга мест, способы их применения на практике, подкрепляя теорию многочисленными как успешными, так и несостоявшимися примерами мировых практик брендинга мест. Работы обоих авторов были использованы нами для теоретического описания «брендинга территорий», его значимости и стратегий применения.
Теоретические изыскания по вопросу имиджей на постсоветском пространстве начинаются только в конце 1990-х гг. Большой вклад в отечественную науку сделал Э.А. Галумов, который первым в России дал определение понятию «имидж государства» («Имидж против имиджа», 2005), а также создал подробную и всеобъемлющую классификацию факторов формирования имиджа («Международный имидж России», 2003). Ценность представленных монографий заключатся также в том, что в них описаны особенности и проблемы восприятия России за рубежом, а также излагаются способы и пути формирования благоприятного имиджа государства, учитывая его национальные интересы. Теоретические достижения автора были использованы нами для конкретизации понятия «имидж», «имидж государства» и выявления их качественных характеристик.
Для российской науки характерно разграничение понятий «имидж» и «образ». Исследовательская задача по толкованию каждого из терминов и выявлению их отличительных особенностей была решена при помощи труда «Межкультурная коммуникация» (2018) Н.М. Боголюбовой и Ю.В. Николаевой. В данной книге излагаются определение понятий, обозначенных выше, их характеристики, а также отличительные особенности. Более того, в работе освещен широкий круг вопросов, касающихся особенностей межкультурной коммуникации, ее основных форм и направлений.
Основная литература по теме формирования внешнеполитического имиджа Республики Крым представлена, главным образом, коллективными исследованиями и научными статьями и сосредоточена на изучении туристической отрасли полуострова и ее отдельных аспектов, таких как: туристический потенциал как основа имиджа полуострова (В. Шарафутдинов, А.Е. Бузни, А.С. Рогаченко и др.), а также имиджеформирующие факторы и проблемы развития (А. Б. Швец, В. М. Ячменева, А. З. Абдулхаиров и др.). Определенное значение для настоящего исследования имели информационно-справочные материалы с многочисленных туристических порталов и сообщения СМИ, посвященных наиболее популярным туристическим достопримечательностям Крыма, выдающимся личностям, оставившим свой след в истории полуострова, его культуре и традициям, событийно-фестивальному туризму современного Крыма
Анализ литературы, используемой нами в представленной работе, свидетельствует о том, что тема построения внешнеполитических имиджей появилась в науке совсем недавно и является довольно новой, поэтому степень ее изученности в научной литературе остается сравнительно невысокой. Что же касается проблемы формирования внешнеполитического имиджа Крыма, то это абсолютно новое направление научных исследований, возникшее в связи с внезапным изменением геополитических условий. Стоит, однако, отметить увеличивающийся научный интерес к данной проблематике и рост темпов ее исследования в связи актуальностью такого явления, как имидж и бренд территории/ страны.
Источниковая база предложенной работы состоит из: нормативно-правовых актов органов государственной власти России таких, как Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым от 18.03.2014г., Конституция Республики Крым от 11 апреля 2014г., Государственная программа развития курортов и туризма Республики Крым на 2017-2020 годы, Стратегия экономического и социального развития Автономной Республики Крым на 2011-2020 гг. и др. Также нами использовался ряд нормативно-правовых актов Украины: Конституция Украины от 28 июня 1996 года, Конституция Автономной Республики Крым 1998 г., Законы Украины «О статусе Автономной Республики Крым» от 29 апреля 1992 г. и «О разграничении полномочий между органами государственной власти Украины и Республики Крым» от 30 июня 1992г. Кроме этого, нами была использована информация в виде отзывов и комментариев иностранных отдыхающих, посещавших Крым в украинский период, собранная в тематическом разделе «Crimea» Туристического портала TripAdvisor, а также материалы с сайта Министерства курортов и туризма Республики Крым о структуре и функциях учреждения. Одним из важнейших источников сведений о Крыме в представлении зарубежной общественности стали заявления зарубежных политиков, отражающие официальную позицию важнейших антагонистов России по Крымскому вопросу – ЕС и США, и сообщения СМИ иностранных издательств, играющие ключевую роль в формировании имиджа Крыма на Западе. Мы также обращались к материалам социологических опросов, чтобы установить, считают ли иностранцы Крым российским, а также количество иностранных туристов в Крыму в настоящее время и цели их визитов. Вся информация, полученная из этих источников, позволил составить комплексное представление о туристическом потенциале Республики Крым, а также охарактеризовать современное состояние региона и дальнейшие перспективы его развития.
Методологический аппарат настоящей работы представлен следующими методами:
Теоретический анализ литературы, посвященной построению внешнеполитического имиджа государства.
Сравнительный анализ документов, регламентирующих политико-правовое положение Крыма на разных этапах формирования его внешнеполитического имиджа, выделение и обобщение основных характеристик и проблем.
Метод наблюдения и синтеза для определения имиджевого потенциала полуострова, его отличительных особенностей и характеристик, а также метод прогнозирования – для выявления перспектив развития внешнеполитического имиджа Республики Крым.
Теоретическое значение представленного исследования заключается в том, что нами было определено и систематизировано этапы формирования внешнеполитического имиджа Республики Крым и проведен их сравнительный анализ. В этом также заключается и новизна данной работы ввиду того, что подобная классификация в проведенных ранее исследованиях отсутствует.
Практическое значение, в свою очередь, обусловлено обоснованием необходимости разработки комплексной стратегии по формированию позитивного внешнеполитического имиджа Республики Крым и разработкой ряда предложений по улучшению восприятия полуострова.
Хронологические рамки исследования: за точку отсчета взят период с момента распада СССР и нахождения Крыма в составе самостоятельного государства Украина, т.к. именно с переходом от плановой к рыночной экономике и открытия границ появляется необходимость в изучении имиджей государств и территорий. Логичное завершение анализа проблемы – настоящее время, когда произошло воссоединение полуострова с Российской Федерацией.
Работа состоит из введения, основной части, включающей в себя две главы, заключения, списка источников и литературы и двух приложений.

В результате проделанной нами работы удалось оценить современное состояние внешнеполитического имиджа Республики Крым и сформулировать следующие выводы:
Анализ теоретических подходов к определению понятия «имидж» позволил выявить его ключевые особенности и установить концептуальное отличие от понятия «образ», которое заключается в следующем: имидж – явление целенаправленно конструируемое, которое в отличие от образа имеет свойство идеализации субъекта имиджа, подчеркивая исключительно его положительные характеристики. Теоретически, исследуемый нами внешнеполитический имидж территории, т.е. Республики Крым является одной из разновидностей имиджей, а практическая значимость его изучения обусловлена современными геополитическими тенденциями, такими как: глобализация всех сфер человеческой жизни и повсеместная информатизация. В этих условиях внешнеполитический имидж становится важным конкурентным преимуществом территории в борьбе за привлечение капиталовложений. Категория «внешнеполитический имидж территории» полнее раскрывается через такие понятия как «маркетинг территорий» и «брендинг», которые отражают, в первом случае, технологии и, во втором случае, совокупность мероприятий, направленных на продвижение территории среди потенциальных потребителей и увеличение привлекательности региона.
Республика Крым обладает богатым потенциалом для развития ее туристического бренда. Полуостров представляет собой уникальный природно-географический и историко-культурный объект. На его территории сочетаются разнообразные ландшафты и мягкий благоприятный климат, предоставляющие широкие возможности для развития лечебно-оздоровительного туризма и различных видов активного отдыха, таких как пешие походы по горам, скалолазание, каньонинг, дайвинг, вело- и фототуризм и мн.др. Кроме этого, Крым является неповторимым местом с точки зрения синтеза многообразных культур и традиций. На полуострове сохранились древнейшие памятники скифской, генуэзской, древнегреческой и многих других культур. Велико значение Крыма в истории Российского государства: полуостров неразрывно связан с появлением христианства в Древней Руси, воинской славой Российской империи в многочисленных боевых сражениях, с именами выдающихся представителей российской культуры, такими как А.П. Чехов, И.К. Айвазовский, М.А. Волошин и членами императорской династии Романовых. Более того, Крым – это уникальная культура виноделия, берущая свои истоки еще со времен античных греков.
На современном этапе развития формирование внешнеполитического имиджа Крыма можно разделить на два этапа: период вхождения Крыма в качестве автономной республики в состав Украины (1991-2014 гг.) и присоединение Крыма к Российской Федерации (2014г. – до настоящего времени).
Первый этап характеризовался отсутствием плановой работы над имиджем Крыма: как на региональном, так и на правительственном уровне не было комплексной стратегии по формированию и продвижению его имиджа, а представления о Крыме складывались стихийно, исходя из уже существующей советской традиции, когда Крым имел репутацию «всесоюзного курорта». Также к этому относятся такие проблемы, как чрезмерная централизация управления в туристической сфере, несмотря на официально закрепленную за Крымом автономию, проблемы отношений центр – периферия, дефицит модернизаций и инноваций в отрасли, отсутствие диверсификации туристского продукта, низкий уровень комфортности и сервиса. Вследствие этого – неблагоприятный инвестиционный климат, слабая конкурентоспособность крымского отдыха и его несоответствие международным стандартам, низкая популярность среди иностранных туристов.
Отличительной особенностью второго этапа стало сочетание двух противоречивых тенденций: с одной стороны, как на региональном, так и на центральном уровнях власти правительством стали активно предприниматься усилия по решению накопившихся проблем и комплексному развитию внешнеполитического имиджа Крыма. В настоящее время над задачей комплексного развития туристско-рекреационного потенциала интенсивно работают Министерство курортов и туризма, а также Министерство экономического развития Крыма в рамках «Государственной программы развития курортов и туризма Республики Крым на 2017-2020 годы». Тем не менее, все еще отсутствует единая концепция продвижения внешнеполитического и туристического имиджа Крыма.
И, с другой стороны, международно-политическая изоляция полуострова, в которой он оказался после воссоединения с Россией, в результате введения санкций большинством западных государств. В настоящий момент проблема формирования внешнеполитического имиджа Крыма связана именно с его неустойчивым положением в системе международных отношений, которое характеризуется резким сокращением числа зарубежных партнеров, частичным или полным прекращением торгового и делового сотрудничества со странами ЕС, разрывом дипломатических и культурных сношений с Крымом многих западных государств и др.
В настоящее время отчетливо прослеживается тенденция смены негативной риторики в отношении Крыма в сторону его положительного восприятия. Многими европейскими государствами предпринимаются попытки по налаживанию дипломатических и деловых контактов с полуостровом: в последние годы участились визиты зарубежных делегаций в Крым, расширилась география участников ведущего делового мероприятия полуострова – Ялтинского международного экономического форума (ЯМЭФ), растет число торговых и экономических партнеров Крыма.
Таким образом, в текущих геополитических условиях представляется необходимым создание комплексной программы по формированию внешнеполитического имиджа полуострова и его грамотному продвижению. На наш взгляд, она должна быть направлена на всестороннее развитие туристского продукта с особым акцентом на наиболее перспективные и востребованные туристические направления, такие как культурно-событийный, лечебно-оздоровительный и этнографический туризм, а также на повышение комфортности и технологичности инфраструктурных объектов, улучшение качества предоставляемых услуг и сервиса. В настоящий момент бренд Крыма формируется на основе широкой популяризации ряда мероприятий и объектов:
Событийный туризм, включающий в себя разнообразные фестивали культурной, спортивной, этнографической и др. тематики.
Проекты всероссийского значения, такие как строительство Крымского моста и проведение Ялтинского международного экономического форума, входящего в число крупнейших экономических форумов России.
Детский оздоровительный отдых на базе МДЦ «Артек».
Винно-гастрономический туризм.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что Республика Крым обладает всем необходимым для создания привлекательного внешнеполитического имиджа. Единственным препятствием на этом пути являются международные санкции, однако, с другой стороны, это служит стимулом для разработки и продвижения имиджа полуострова, формирования его положительного восприятия в глазах зарубежной общественности. На наш взгляд, позитивный имидж Крыма, в основе которого будут положены его уникальные и интересные особенности может стать эффективным инструментом мягкой силы и поспособствовать, в конечном итоге, смене отношения к полуострову как к политически стабильному региону и современному, высокотехнологичному курорту.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Анна Н. Государственный университет управления 2021, Экономика и ...
    0 (13 отзывов)
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уни... Читать все
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уникальности с нуля. Все работы оформляю в соответствии с ГОСТ.
    #Кандидатские #Магистерские
    0 Выполненных работ
    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету