Проблема субъекта в современной французской философии

Гафурова Екатерина Владимировна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Данная работа посвящена проблеме субъекта в современной французской философии. Исторические события двадцатого века показали кризис рационального мышления. Западноевропейские философы ставят под вопрос многие философские аксиомы, созданные классической рациональностью. Субъект, изначально выйдя из картезианской философии, приобретает значительную популярность среди современных философов, поскольку начинает восприниматься, как прообраз человека современности. В данной работе будет проанализирована взаимосвязь трансформации понятия субъекта в совокупности идейных образований и философских течений, возникших в современную эпоху. Понятие субъекта неразрывно связано с исторической, культурологической и социальной проблематикой. Социальные ориентиры и нравственные установки оказали существенное влияние на формирование концепции субъекта в современной философии. Если в эпоху модернизма целостность личного « Я» не подвергалась сомнению, то постмодернисткая чувствительность само понятие субъект рассматривает в состоянии расщепления и ускользания. Проблема субъекта и процесс производства субъективности ставится в произведениях французских философов – постструктуралистов, таких как: М. Фуко, Ж.Делёз и Ф. Гваттари, Р. Барт, Ж. Батай, Ж. Бодрийяр, Ж. Рансьер и многие другие.

Данная работа посвящена исследованию проблемы субъекта в современной французской философии. Исторические события двадцатого века показали кризис рационального мышления. Западноевропейские философы ставят под вопрос многие философские аксиомы, созданные классической рациональностью. Постструктурализм формирует теоретическую программу, призванную создать новую оптику на важнейшие проблемы человечества, дать адекватную картину человеческой действительности. Если философы – экзистенциалисты пытались перенести акцент с абстрактных структур рационального мышления на неповторимость жизни конкретного человека, на его повседневность, то философы – постструктуралисты предпринимают попытку рассмотреть конструирование человеческой субъективности через языковые и телесные практики.
Эта тема представляет определенный интерес, поскольку постмодернисткие модели и концепции проникли во все сферы человеческой жизни, которая стремительно меняется под воздействием этих идей. Субъект, изначально выйдя из картезианской философии, приобретает значительную популярность среди современных философов, поскольку начинает восприниматься, как прообраз человека современности. Субъект можно обозначить в двух смыслах – как подлежащее от первого лица, и как субъект действия, то есть как человека, который творит пространство идей и смыслов.
Необходимо рассмотреть взаимосвязь трансформации понятия субъекта в совокупности идейных образований и философских течений, возникших в современную эпоху. Понятие субъекта неразрывно связано с исторической, культурологической и социальной проблематикой. Социальные ориентиры и нравственные установки оказали существенное влияние на формирование концепции субъекта в современной философии.
Если в эпоху модернизма целостность личного « Я» не подвергалась сомнению, то постмодернисткая чувствительность само понятие субъект рассматривает в состоянии расщепления и ускользания. Проблему субъекта и процесс производства субъективности ставят в своих произведениях философы – постструктуралисты, такие как : Ж. Делёз и Ф. Гваттари, Р. Барт, Ж. Бодрийяр, Ж. Рансьер, М. Фуко и многие другие.
Актуальность исследования.
Исследование проблемы субъекта в современной французской философии представляет значительный интерес. Во- первых, как не парадоксально, несмотря на очевидную популярность, авторитетных исследований этого явления в русскоязычной научной литературе было проведено незначительное количество. Конечно, проблема субъекта не раз поднималась и изучалась специалистами в области философии и культурологии, но эти исследователи изучали отдельные аспекты проблемы, опуская тем самым многие важные моменты. Во-вторых, изучение проблемы субъекта приобрело дополнительную актуальность в связи с востребованностью исследований по постмодернизму. На примере трансформации понятия субъекта интересно проследить изменение отношения к человеку как к активному деятелю смыслового пространства, поэтому написание данной работы представляется актуальным.
Новизна исследования.
Историко- философский анализ данной темы представляет значительный интерес, поскольку проблема субъекта не потеряла своей актуальности, а даже наоборот переживает всплеск интереса. Исследование данной темы осуществлялось в историко- философской перспективе, при этом опускались важные аспекты проблемы. Отправной точкой для осмысления проблем современности служит критическое рассмотрение этической философии И. Канта, в анализе отношений Я и Другого. Поэтому постмодернисткая оптика нацелена на критический анализ человеческой рациональности как изначально заданной и безусловной. Таким образом, в этой работе предпринимается попытка рассмотреть проблему субъекта через призму человеческого существования как становящегося процесса. Можно заключить, что степень проработанности данной темы невелика. Поэтому проведенный анализ данной темы позволит заново осветить проблему субъекта, проследить динамику формирования моделей субъективности.
Интерпретация данной проблематики вызвала большой интерес, как у зарубежных, так и у российских авторов. В рамках историко- философского анализа мы обращаемся к трудам следующих авторов, таких как: А. С. Колесников и С. Н. Ставцев в работе «Формы субъективности в философской культуре 20 века » рассматривают процесс производства новой субъективности, формирующейся из различных социокультурных фрагментов, А. В. Дьяков в работе « Философия постструктурализма во Франции» и в «Проблема субъекта в постструктурализме : онтологический аспект», а так же в других произведениях анализирует проблему субъекта в философии постструктурализма, делая акцент на онтологической проблематике.
И. П. Ильин в работе: « Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм» разбирает концепцию смерти и воскрешения субъекта во французской философии, а так же в литературных произведениях.
В контексте формирования субъективности через призму постмодернисткой телесности мы обращались к феноменологической работе В. Н. Подороги.
В философских и культурологических статьях к проблеме субъекта в постструктурализме так же обращались данные авторы:
М. Можейко, А. Грицанов, А. Филиппович, В. Абушенко, Л. Мельникова,
В. Долин, В.Шумский, С. Рудковский, С. Ставцев, И. Скоропанова, О.Верещагин, А.Смирнова, Н. Малишевская, Н. Автономова, Л. Филиппов, Д. Кремнѐв, А. Панарин, А. Фатыхов, А. Брузгалин и др.

В данной работе было проанализировано изменение представлений о субъекте в современной французской философии. Проблема субъекта поднималась многими западноевропейскими философами, также к ней отчасти обращались литературоведы и писатели. Постмодернисткие концепции оказали большое влияние на творчество архитекторов, художников и музыкантов.
Можно выделить ряд аспектов, характерных для постмодернисткой чувствительности, таких как: кризис всех форм рационального мышления, конец влияния метанарративов на исторический ход развития человеческого общества, сфера политического растворяется во всех других сферах, иерархические структуры и бинарные оппозиции сменяются плюрализмом, происходит стирание границ между нормой и аномалией.
Образ ускользающего субъекта, который не может больше ни на что влиять, отражает состояние современного общества. Очевидно, что эта тенденция связана с разочарованием во всех формах рационального мышления. Тотальное господство технической рациональности привело к утрате самодостаточности человека, теперь он полностью погружен в систему манипуляции. Возможность освобождения человека от всех форм отчуждения с помощью научного прогресса не состоялась, так как наука и техника не только способствуют капитализму, но и поддерживает его. Капиталистическая система порождает все новые формы господства через репрессию человеческих желаний. Человек теряет индивидуальность, и становится безликой массой, которая может только потреблять. Утрата созидающего начала превращает человека в удобный объект для манипуляции.
Таким образом, личность человека подавляется, а тело его отчуждается от владельца, для того, чтобы потом стать объектом потребления. Новая телесность, транслируемая масс – медиа, полностью разрушает классические представления об идеалах человеческого тела. Исчезновение границ между жизнью и смертью, здоровьем и болезнью, красотой и уродством, создает возможности для формирования новых субъективностей.
В классической рациональной философии не ставилась проблема субъекта, так как его существование принималось за философскую аксиому. Независимость и самотождественность «Я» была основой классической рациональной философии.
Если для философов экзистенциалистов было важным преодоление абстрактности рациональной философии, и обращение к жизни конкретного человека, то для философов – постструктуралистов бытие человека растворяется в многочисленных машинериях. Неповторимость и трагизм судьбы человека, волнующий философов экзистенциалистов, полностью отвергается и обесценивается философами – постструктуралистами. Так как человеческие поступки и предпочтения начинают рассматриваться не как свободные и волевые, а как детерминированные логикой спектакля капиталистического общества. Мрачная повседневность и обреченность человеческого существования сменяется радостью от бесконечного потребления и комфорта. Модусы подлинности и неподлинности сменяются пребыванием в гиперреальности. Поэтому социальный и культурный контекст является важным для понимания трансформации роли субъекта в философии.
Постмодернисткая философия поднимает вопрос о месте субъекта в высказывании философского суждения. Философы – постструктуралисты рассматривают саму концепцию субъекта через призму различных социально- культурных практик. Нами были проанализированы проблемы, затронутые современными французскими философами, прослежены истоки формирования данного типа философствования. Так же проблема ускользания субъекта неразрывно связана с трансформацией образа человека. Человек утрачивает роль творческого деятеля, теперь он оказывается встроенным в многочисленные симуляции.
Капиталистическая система создает всевозможные формы субъективности, заполняет досуг многочисленными образами, которые создаются средствами масс – медиа. Современные французские философы предлагают практики освобождения от репрессивного давления капитализма. Если философы классического марксизма видели освобождение от всех форм эксплуатации через революционную борьбу, то философы – постструктуралисты видят способ революционной борьбы с капитализмом через децентрализацию человеческих желаний.
Для Ж. Делёза и Ф. Гваттари освобождающей практикой является микрополитика желания, постоянное конструирование кочующих идентичностей. М. Фуко видит выход в « заботе о себе». Р. Барт рассматривает различные общественные мифы, выход из которых невозможен, так как миф можно преодолеть только новым мифом.
Ж. Рансьер анализирует растворение сферы политического в других сферах, исчезновение политики, а значит замещение ее эстетизацией во всех сферах человеческой жизни. Г. Дебор отмечает важность осознания себя созидающим субъектом истории, которое возможно только через классовое сознание.
Ж. Батай видит выход в реабилитации сферы сакрального в области социального . Б. Латур погружает человека в акторно- сетевую цепь, лишая его при этом главенствующей роли. Ж.-М. Шеффер критикует картезианскую философскую установку, предлагает рассматривать человека как единицу биологической популяции.
Итак, проанализировав проблему субъекта в современной французской философии, можно сделать ряд выводов:
Во- первых, субъект в философии постструктурализма это не нечто автономное и изначальное, а формирующиеся в процессе определенного дискурса; во- вторых, субъект не обладает цельностью и монолитностью, а находится в стадии постоянного ускользания и расщепления на многочисленные социокультурные элементы. В- третьих, постмодернисткий субъект конструируется с помощью репрессивных практик капиталистической системы. В-четвертых, постструктуралисткое осмысление места субъекта оказало существенное влияние на формирование человеческой идентичности в современном обществе.
Таким образом, мы рассмотрели, как трансформируются представления о месте субъекта в произведениях современных французских философов.

Источники:
Барт Р. Мифологии/ Пер. с фр. вступ. Ст. и коммент. С. Зенкина.- М.: Академический Проспект, 2010
Барт Р. От науки к литературе. / Избранные работы: Семиотика. Поэтика. – [ электронный ресурс]- Режим доступа.- URL:- ( дата обращения 04.04.2018)
Барт Р. Смерть автора / Избранные работы: Семиотика. Поэтика. – [ электронный ресурс]- Режим доступа.- URL:- ( дата обращения 04.04.2018)
Барт Р. Удовольствие от текста / Избранные работы: Семиотика. Поэтика. – [ электронный ресурс]- Режим доступа.- URL: – ( дата обращения 04.04.2018)
Барт Р. Фрагменты речи влюбленного . – [электронный ресурс]- Режим доступа.- URL:– ( дата обращения 01.04.2018)
Батай Ж. Внутренний опыт – [электронный ресурс]- Режим доступа.- URL:( дата обращения 03.03.2018)
Батай Ж. Сумма атеологии.  Философия и мистика. – М.: Ладомир, 2016.-566с.  
Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального. – [электронный ресурс]- Режим доступа.- URL: – ( дата обращения 04.04.2018)
Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть- 5-е изд.-М.: «Добросвет», Изд-во « КДУ»,2015.-392с.
Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции / Ж. Бодрийяр ;[ пер. с фр. А.Качалова].-М.: Изд. дом «ПОСТУМ»,2015.-240с.
Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. – [электронный ресурс]- Режим доступа.- URL:( дата обращения 05.04.2018)
Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. – М., 2006
Бодрийяр Ж. Фатальные стратегии / Пер. с фр. А. Качалова, науч. ред. текста к.ф н .Д. Дамте.- М.: РИПОЛ классик, 2017.-288с.
Вирильо П. Машина зрения. – [электронный ресурс]- Режим доступа.- URL: –( дата
обращения 31.03.2018)
15. Гваттари Ф. Язык, сознание и общество. — Логос, кн. 1. — Ленинград. 1991. — С. 153
16.Дебор Г. Общество спектакля / Пер. с фр. / Перевод C. Офертаса и М.Якубович. М.: Издательство “Логос” 1999. – 224с.
17.Делёз Ж. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения/ Жиль Делёз,Феликс Гваттари; пер. с фр.и посл.Д.Кралечкина; науч.ред. В.Кузнецов.-Екатеринбург: У – Фактория,2008.-672 с.
18.Делёз Ж. Логика смысла/ Пер. с фр.Я.И.Свирского.-2-е изд.-М.: Академический проект,2015.-472с.
19.Делёз Ж. Тысяча плато: Капитализм и шизофрения/ Жиль Делёз,Феликс Гваттари; пер. с фр.и посл.Свирского; науч.ред. В.Ю.Кузнецов.-Екатеринбург: У – Фактория; М.: Астрель,2010
20.Делёз Ж. Эмпиризм и субъективность: опыт о человеческой природе по Юму. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза: Пер. с фр.- М.: ПЕР СЭ,2001.-480с.
21. Деррида Ж. Голос и феномен. – [электронный ресурс]- Режим доступа.- URL: ( дата обращения 04. 04.2018)
22. Жирар. Р. Насилие и священное. – [электронный ресурс]- Режим доступа.- URL: – ( дата обращения 04.04.2018)
23.Латур Б. Пастер. Война и мир микробов. С приложением “Несводимого”./ Пер. с фр. А.В. Дьякова.- СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге,2015.-316с.
24.Латур Б. Нового времени не было. Эссе по симметричной антропологии. Пер. с фр. Д. Калугина – СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге,2006.-240с.
25. Рансьер Ж. На краю политического/ Пер. с франц. Б. М.Скуратова. – М.: Праксис, 2006.-240 с.
26.Фейербах Л. Сущность христианства. Соч.: в 2 т. Т. 2. М.: Наука, 1995.
27.Фуко М. Археология знания / Пер. с фр. М.Б. Раковой, А. Ю. Серебрянниковой; вступ. ст. А. С. Колесникова.- СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия»; Университетская книга,2004.-416 с.
28.Фуко М. История безумия в классическую эпоху/ Пер. И. К. Стаф, Санкт-
Петербург, 1997.-576 с.
29.Фуко М. История сексуальности 3. Забота о себе. – [электронный ресурс]- Режим доступа.- URL: l – ( дата обращения 03.04.2018)
30. Фуко М. Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2015.- 416 с.
31.Фуко М. Рождение клиники/ Пер. с фр. А. Ш. Тхостова.- 2-е изд.-М.: Академический проект, 2014.-263 с.
32.Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. Пер. с фр. В. П. Визгина, Н. С. Автономовой. – СПб.: A-cad, 1994. 
33.Фуко М. Что такое автор? // Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. – М., 1996.
34.Шеффер Ж.-М. Конец человеческой исключительности/ Пер.с фр. С.Н.Зенкина.- М.: Новое литературное обозрение,2010.-392с.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету

    История античной философии в российских журналах XIX века
    📅 2020год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Время после холокоста: как работает нарратив памяти
    📅 2020год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Философия политики и права Фихте
    📅 2018год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Трансформация гуманизма в пространстве постмодерна
    📅 2018год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет