Проблема субъекта в современной французской философии

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Гафурова Екатерина Владимировна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Данная работа посвящена проблеме субъекта в современной французской философии. Исторические события двадцатого века показали кризис рационального мышления. Западноевропейские философы ставят под вопрос многие философские аксиомы, созданные классической рациональностью. Субъект, изначально выйдя из картезианской философии, приобретает значительную популярность среди современных философов, поскольку начинает восприниматься, как прообраз человека современности. В данной работе будет проанализирована взаимосвязь трансформации понятия субъекта в совокупности идейных образований и философских течений, возникших в современную эпоху. Понятие субъекта неразрывно связано с исторической, культурологической и социальной проблематикой. Социальные ориентиры и нравственные установки оказали существенное влияние на формирование концепции субъекта в современной философии. Если в эпоху модернизма целостность личного « Я» не подвергалась сомнению, то постмодернисткая чувствительность само понятие субъект рассматривает в состоянии расщепления и ускользания. Проблема субъекта и процесс производства субъективности ставится в произведениях французских философов – постструктуралистов, таких как: М. Фуко, Ж.Делёз и Ф. Гваттари, Р. Барт, Ж. Батай, Ж. Бодрийяр, Ж. Рансьер и многие другие.

Данная работа посвящена исследованию проблемы субъекта в современной французской философии. Исторические события двадцатого века показали кризис рационального мышления. Западноевропейские философы ставят под вопрос многие философские аксиомы, созданные классической рациональностью. Постструктурализм формирует теоретическую программу, призванную создать новую оптику на важнейшие проблемы человечества, дать адекватную картину человеческой действительности. Если философы – экзистенциалисты пытались перенести акцент с абстрактных структур рационального мышления на неповторимость жизни конкретного человека, на его повседневность, то философы – постструктуралисты предпринимают попытку рассмотреть конструирование человеческой субъективности через языковые и телесные практики.
Эта тема представляет определенный интерес, поскольку постмодернисткие модели и концепции проникли во все сферы человеческой жизни, которая стремительно меняется под воздействием этих идей. Субъект, изначально выйдя из картезианской философии, приобретает значительную популярность среди современных философов, поскольку начинает восприниматься, как прообраз человека современности. Субъект можно обозначить в двух смыслах – как подлежащее от первого лица, и как субъект действия, то есть как человека, который творит пространство идей и смыслов.
Необходимо рассмотреть взаимосвязь трансформации понятия субъекта в совокупности идейных образований и философских течений, возникших в современную эпоху. Понятие субъекта неразрывно связано с исторической, культурологической и социальной проблематикой. Социальные ориентиры и нравственные установки оказали существенное влияние на формирование концепции субъекта в современной философии.
Если в эпоху модернизма целостность личного « Я» не подвергалась сомнению, то постмодернисткая чувствительность само понятие субъект рассматривает в состоянии расщепления и ускользания. Проблему субъекта и процесс производства субъективности ставят в своих произведениях философы – постструктуралисты, такие как : Ж. Делёз и Ф. Гваттари, Р. Барт, Ж. Бодрийяр, Ж. Рансьер, М. Фуко и многие другие.
Актуальность исследования.
Исследование проблемы субъекта в современной французской философии представляет значительный интерес. Во- первых, как не парадоксально, несмотря на очевидную популярность, авторитетных исследований этого явления в русскоязычной научной литературе было проведено незначительное количество. Конечно, проблема субъекта не раз поднималась и изучалась специалистами в области философии и культурологии, но эти исследователи изучали отдельные аспекты проблемы, опуская тем самым многие важные моменты. Во-вторых, изучение проблемы субъекта приобрело дополнительную актуальность в связи с востребованностью исследований по постмодернизму. На примере трансформации понятия субъекта интересно проследить изменение отношения к человеку как к активному деятелю смыслового пространства, поэтому написание данной работы представляется актуальным.
Новизна исследования.
Историко- философский анализ данной темы представляет значительный интерес, поскольку проблема субъекта не потеряла своей актуальности, а даже наоборот переживает всплеск интереса. Исследование данной темы осуществлялось в историко- философской перспективе, при этом опускались важные аспекты проблемы. Отправной точкой для осмысления проблем современности служит критическое рассмотрение этической философии И. Канта, в анализе отношений Я и Другого. Поэтому постмодернисткая оптика нацелена на критический анализ человеческой рациональности как изначально заданной и безусловной. Таким образом, в этой работе предпринимается попытка рассмотреть проблему субъекта через призму человеческого существования как становящегося процесса. Можно заключить, что степень проработанности данной темы невелика. Поэтому проведенный анализ данной темы позволит заново осветить проблему субъекта, проследить динамику формирования моделей субъективности.
Интерпретация данной проблематики вызвала большой интерес, как у зарубежных, так и у российских авторов. В рамках историко- философского анализа мы обращаемся к трудам следующих авторов, таких как: А. С. Колесников и С. Н. Ставцев в работе «Формы субъективности в философской культуре 20 века » рассматривают процесс производства новой субъективности, формирующейся из различных социокультурных фрагментов, А. В. Дьяков в работе « Философия постструктурализма во Франции» и в «Проблема субъекта в постструктурализме : онтологический аспект», а так же в других произведениях анализирует проблему субъекта в философии постструктурализма, делая акцент на онтологической проблематике.
И. П. Ильин в работе: « Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм» разбирает концепцию смерти и воскрешения субъекта во французской философии, а так же в литературных произведениях.
В контексте формирования субъективности через призму постмодернисткой телесности мы обращались к феноменологической работе В. Н. Подороги.
В философских и культурологических статьях к проблеме субъекта в постструктурализме так же обращались данные авторы:
М. Можейко, А. Грицанов, А. Филиппович, В. Абушенко, Л. Мельникова,
В. Долин, В.Шумский, С. Рудковский, С. Ставцев, И. Скоропанова, О.Верещагин, А.Смирнова, Н. Малишевская, Н. Автономова, Л. Филиппов, Д. Кремнѐв, А. Панарин, А. Фатыхов, А. Брузгалин и др.

В данной работе было проанализировано изменение представлений о субъекте в современной французской философии. Проблема субъекта поднималась многими западноевропейскими философами, также к ней отчасти обращались литературоведы и писатели. Постмодернисткие концепции оказали большое влияние на творчество архитекторов, художников и музыкантов.
Можно выделить ряд аспектов, характерных для постмодернисткой чувствительности, таких как: кризис всех форм рационального мышления, конец влияния метанарративов на исторический ход развития человеческого общества, сфера политического растворяется во всех других сферах, иерархические структуры и бинарные оппозиции сменяются плюрализмом, происходит стирание границ между нормой и аномалией.
Образ ускользающего субъекта, который не может больше ни на что влиять, отражает состояние современного общества. Очевидно, что эта тенденция связана с разочарованием во всех формах рационального мышления. Тотальное господство технической рациональности привело к утрате самодостаточности человека, теперь он полностью погружен в систему манипуляции. Возможность освобождения человека от всех форм отчуждения с помощью научного прогресса не состоялась, так как наука и техника не только способствуют капитализму, но и поддерживает его. Капиталистическая система порождает все новые формы господства через репрессию человеческих желаний. Человек теряет индивидуальность, и становится безликой массой, которая может только потреблять. Утрата созидающего начала превращает человека в удобный объект для манипуляции.
Таким образом, личность человека подавляется, а тело его отчуждается от владельца, для того, чтобы потом стать объектом потребления. Новая телесность, транслируемая масс – медиа, полностью разрушает классические представления об идеалах человеческого тела. Исчезновение границ между жизнью и смертью, здоровьем и болезнью, красотой и уродством, создает возможности для формирования новых субъективностей.
В классической рациональной философии не ставилась проблема субъекта, так как его существование принималось за философскую аксиому. Независимость и самотождественность «Я» была основой классической рациональной философии.
Если для философов экзистенциалистов было важным преодоление абстрактности рациональной философии, и обращение к жизни конкретного человека, то для философов – постструктуралистов бытие человека растворяется в многочисленных машинериях. Неповторимость и трагизм судьбы человека, волнующий философов экзистенциалистов, полностью отвергается и обесценивается философами – постструктуралистами. Так как человеческие поступки и предпочтения начинают рассматриваться не как свободные и волевые, а как детерминированные логикой спектакля капиталистического общества. Мрачная повседневность и обреченность человеческого существования сменяется радостью от бесконечного потребления и комфорта. Модусы подлинности и неподлинности сменяются пребыванием в гиперреальности. Поэтому социальный и культурный контекст является важным для понимания трансформации роли субъекта в философии.
Постмодернисткая философия поднимает вопрос о месте субъекта в высказывании философского суждения. Философы – постструктуралисты рассматривают саму концепцию субъекта через призму различных социально- культурных практик. Нами были проанализированы проблемы, затронутые современными французскими философами, прослежены истоки формирования данного типа философствования. Так же проблема ускользания субъекта неразрывно связана с трансформацией образа человека. Человек утрачивает роль творческого деятеля, теперь он оказывается встроенным в многочисленные симуляции.
Капиталистическая система создает всевозможные формы субъективности, заполняет досуг многочисленными образами, которые создаются средствами масс – медиа. Современные французские философы предлагают практики освобождения от репрессивного давления капитализма. Если философы классического марксизма видели освобождение от всех форм эксплуатации через революционную борьбу, то философы – постструктуралисты видят способ революционной борьбы с капитализмом через децентрализацию человеческих желаний.
Для Ж. Делёза и Ф. Гваттари освобождающей практикой является микрополитика желания, постоянное конструирование кочующих идентичностей. М. Фуко видит выход в « заботе о себе». Р. Барт рассматривает различные общественные мифы, выход из которых невозможен, так как миф можно преодолеть только новым мифом.
Ж. Рансьер анализирует растворение сферы политического в других сферах, исчезновение политики, а значит замещение ее эстетизацией во всех сферах человеческой жизни. Г. Дебор отмечает важность осознания себя созидающим субъектом истории, которое возможно только через классовое сознание.
Ж. Батай видит выход в реабилитации сферы сакрального в области социального . Б. Латур погружает человека в акторно- сетевую цепь, лишая его при этом главенствующей роли. Ж.-М. Шеффер критикует картезианскую философскую установку, предлагает рассматривать человека как единицу биологической популяции.
Итак, проанализировав проблему субъекта в современной французской философии, можно сделать ряд выводов:
Во- первых, субъект в философии постструктурализма это не нечто автономное и изначальное, а формирующиеся в процессе определенного дискурса; во- вторых, субъект не обладает цельностью и монолитностью, а находится в стадии постоянного ускользания и расщепления на многочисленные социокультурные элементы. В- третьих, постмодернисткий субъект конструируется с помощью репрессивных практик капиталистической системы. В-четвертых, постструктуралисткое осмысление места субъекта оказало существенное влияние на формирование человеческой идентичности в современном обществе.
Таким образом, мы рассмотрели, как трансформируются представления о месте субъекта в произведениях современных французских философов.

Источники:
Барт Р. Мифологии/ Пер. с фр. вступ. Ст. и коммент. С. Зенкина.- М.: Академический Проспект, 2010
Барт Р. От науки к литературе. / Избранные работы: Семиотика. Поэтика. – [ электронный ресурс]- Режим доступа.- URL:- ( дата обращения 04.04.2018)
Барт Р. Смерть автора / Избранные работы: Семиотика. Поэтика. – [ электронный ресурс]- Режим доступа.- URL:- ( дата обращения 04.04.2018)
Барт Р. Удовольствие от текста / Избранные работы: Семиотика. Поэтика. – [ электронный ресурс]- Режим доступа.- URL: – ( дата обращения 04.04.2018)
Барт Р. Фрагменты речи влюбленного . – [электронный ресурс]- Режим доступа.- URL:– ( дата обращения 01.04.2018)
Батай Ж. Внутренний опыт – [электронный ресурс]- Режим доступа.- URL:( дата обращения 03.03.2018)
Батай Ж. Сумма атеологии.  Философия и мистика. – М.: Ладомир, 2016.-566с.  
Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального. – [электронный ресурс]- Режим доступа.- URL: – ( дата обращения 04.04.2018)
Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть- 5-е изд.-М.: «Добросвет», Изд-во « КДУ»,2015.-392с.
Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции / Ж. Бодрийяр ;[ пер. с фр. А.Качалова].-М.: Изд. дом «ПОСТУМ»,2015.-240с.
Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. – [электронный ресурс]- Режим доступа.- URL:( дата обращения 05.04.2018)
Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. – М., 2006
Бодрийяр Ж. Фатальные стратегии / Пер. с фр. А. Качалова, науч. ред. текста к.ф н .Д. Дамте.- М.: РИПОЛ классик, 2017.-288с.
Вирильо П. Машина зрения. – [электронный ресурс]- Режим доступа.- URL: –( дата
обращения 31.03.2018)
15. Гваттари Ф. Язык, сознание и общество. — Логос, кн. 1. — Ленинград. 1991. — С. 153
16.Дебор Г. Общество спектакля / Пер. с фр. / Перевод C. Офертаса и М.Якубович. М.: Издательство “Логос” 1999. – 224с.
17.Делёз Ж. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения/ Жиль Делёз,Феликс Гваттари; пер. с фр.и посл.Д.Кралечкина; науч.ред. В.Кузнецов.-Екатеринбург: У – Фактория,2008.-672 с.
18.Делёз Ж. Логика смысла/ Пер. с фр.Я.И.Свирского.-2-е изд.-М.: Академический проект,2015.-472с.
19.Делёз Ж. Тысяча плато: Капитализм и шизофрения/ Жиль Делёз,Феликс Гваттари; пер. с фр.и посл.Свирского; науч.ред. В.Ю.Кузнецов.-Екатеринбург: У – Фактория; М.: Астрель,2010
20.Делёз Ж. Эмпиризм и субъективность: опыт о человеческой природе по Юму. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза: Пер. с фр.- М.: ПЕР СЭ,2001.-480с.
21. Деррида Ж. Голос и феномен. – [электронный ресурс]- Режим доступа.- URL: ( дата обращения 04. 04.2018)
22. Жирар. Р. Насилие и священное. – [электронный ресурс]- Режим доступа.- URL: – ( дата обращения 04.04.2018)
23.Латур Б. Пастер. Война и мир микробов. С приложением “Несводимого”./ Пер. с фр. А.В. Дьякова.- СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге,2015.-316с.
24.Латур Б. Нового времени не было. Эссе по симметричной антропологии. Пер. с фр. Д. Калугина – СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге,2006.-240с.
25. Рансьер Ж. На краю политического/ Пер. с франц. Б. М.Скуратова. – М.: Праксис, 2006.-240 с.
26.Фейербах Л. Сущность христианства. Соч.: в 2 т. Т. 2. М.: Наука, 1995.
27.Фуко М. Археология знания / Пер. с фр. М.Б. Раковой, А. Ю. Серебрянниковой; вступ. ст. А. С. Колесникова.- СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия»; Университетская книга,2004.-416 с.
28.Фуко М. История безумия в классическую эпоху/ Пер. И. К. Стаф, Санкт-
Петербург, 1997.-576 с.
29.Фуко М. История сексуальности 3. Забота о себе. – [электронный ресурс]- Режим доступа.- URL: l – ( дата обращения 03.04.2018)
30. Фуко М. Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2015.- 416 с.
31.Фуко М. Рождение клиники/ Пер. с фр. А. Ш. Тхостова.- 2-е изд.-М.: Академический проект, 2014.-263 с.
32.Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. Пер. с фр. В. П. Визгина, Н. С. Автономовой. – СПб.: A-cad, 1994. 
33.Фуко М. Что такое автор? // Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. – М., 1996.
34.Шеффер Ж.-М. Конец человеческой исключительности/ Пер.с фр. С.Н.Зенкина.- М.: Новое литературное обозрение,2010.-392с.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать «Проблема субъекта в современной французской философии»

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ
    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Дмитрий М. БГАТУ 2001, электрификации, выпускник
    4.8 (17 отзывов)
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал стать... Читать все
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал статьи, патенты, кандидатскую диссертацию, преподавал. Занимаюсь этим с 2003.
    #Кандидатские #Магистерские
    19 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету

    История античной философии в российских журналах XIX века
    📅 2020 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Время после холокоста: как работает нарратив памяти
    📅 2020 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Философия политики и права Фихте
    📅 2018 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Трансформация гуманизма в пространстве постмодерна
    📅 2018 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет