Проблема Южно-Китайского моря во внешней политике Китая: история и современность
В работе анализируется внешняя политика Китая в Южно-Китайском море с 1990-х годов до 2016 года в контексте сложной международной обстановки в Юго-Восточной Азии. Подробно освещаются ключевые вопросы морского права в контесте интересов Китая в Южно-Китайском море, эволюция политики Китая в Южно-Китайском море с учетом спорных юридических моментов о праве стран на территории в этом регионе. На основании проведенного анализа делается прогноз о развитии ситуации в Южно-Китайском море.
Актуальность темы исследования данной работы обусловлена тем, что роль и значение Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в современном мире неуклонно возрастают. Территория – это жизненно важная основа нации и государства. Пограничные споры всегда были источником человеческой войны и возникновения конфликтов, и они также являются одним из наиболее распространенных, сложных и трудных для разрешения споров в мире. Одной из серьезных международных проблем в современной Азии остаются территориальные споры в Южно-Китайском море. Китай является одной из стран с самыми длинными сухопутными границами, самым большим числом соседных стран в мире и самыми сложными граничными положениями в мире и сталкивается с серьезными территориальными спорами.
По сравнению с материком,острова небольшие но очень полезны. Согласно статистике иностранных ученых, в качестве примера используется остров с диаметром всего в 1 милю и площадью около 0,8 квадратных миль. С территориального морского базового уровня вокруг острова можно определить территориальное море шириной 12 морских миль. Обладая площадью 155 квадратных миль в территориальных водах, морской район составляет примерно 190 раз больше площади суши острова. Принимая во внимание за пределами территориального моря, может также очертить межную зону шириной 12 морских миль и исключительную экономическую зону и континентальный шельф в 200 морских миль, то не трудно представить себе важность острова для стран. Вся территория этой морской зоны в общем составляется 820 тыс.кв.км.,в том числе 25 островах , 128 рифов и 77 отмелей. Южно-Китайское море является важным морским транспортным узлом от западной части Тихого океана до Индийского океана. Он всегда был важным международным маршрутом для Восточной Азии, который достигнет Южной Азии, Ближнего Востока, Африки и Европы. Кроме того, Южно-Китайское море богато нефтегазовыми ресурсами и известно как «второй Персидский залив», и обладает богатыми рыбными ресурсами. Поэтому острова Южно-Китайского моря имеют очень важное положение как в экономическом развитии, так и в области национальной обороны всех заинтересованных стран, и будет играть важную роль в содействии будущей модернизации этого региона.
По мере изменений и развития в международной обстановке, геополитическая ситуация Южно-Китайского моря претерпела значительные изменения. Наряду с этим изменением «откладывания противоречий и совместного развития» официально были установлены в качестве руководящого принципа КНР для решения проблемы Южно-Китайского моря. В споре Южно-Китайского моря также участвуют Соединенные Штаты, Япония, Индия и другие крупные государства за пределами региона, и в настоящее время это стало самым сложным из территориальнных вопросов, стоящих перед Китаем. В то же время развитие проблемы Южно-Китайского моря оказало глубокое влияние на развитие тайваньского вопроса, особенно в XXI веке, и создаёт непреодолимые препятствия для реализации Инициативы по морскому шелковому пути. Китайское правительство также сосредоточилось на укреплении строительства законодательства и жесткой силы в области морского суверенитета и провело активные двухсторонние консультации со сторонами в конфликте Южно-Китайского моря на основе равного диалога.
Таким образом, можно видеть, что вопрос Южно-Китайского моря оказывает огромное конструктивное и отрицательное влияние не только на процесс развития Азиатско-тихоокеанского региона, но и влияют на международное положение. Изучение внешней политики Китая по этому вопросу имеет актуальное значение.
Объектом исследования является конфликт в Южно-Китайском море.
Предметом исследования является проблема Южно-Китайского моря во внешней политике Китая.
Целью данного исследования является выявление особенностей проблемы Южно-Китайского моря во внешней политике КНР.
Достижение данной цели представляется возможным при решении следующих задач:
1. Изучить история развития территориальных проблем в Южно- Китайском море.
2. изучить причины проблемах спорных островов.
3. Проанализировать существующего положения в Южно-Китайском море.
4. Изучить внешную политику по этой проблеме.
5. Изучать эволюции политика КНР в Южно-Китайском море
6. Выявлять ключевые направления политики КНР и определение роли ЮКМ в политике КНР.
Методология исследования. В работе использован экспликативный метод, который позволил проанализировать внешные политики Китая в Южно-Китайском море, и даже политическую позицию КНР по всем территориальным вопросам. Также использовался сравнительный метод. Путём этого метод можно сравнивать ситуации обладение островами и разные средства овладания и контроли заинтересованных стран в районе ЮКМ, далее анализировать существующее положение в Южно-Китайском море и поведения китайского правительства. Также применялся статистический метод, он помог эффективно толковать обстановку естественных запасов в Южно-Китайском море и стратегическое значение этого района.
Хронологические рамки исследования охватывают период: с 1970 г. по 2016 г. В этот пореформенный период, по мере быстрого развития экономики в Китае, наблюдался ускоренный усугубление противоречия в Южно-Китайском море в разнообразных сферах. По указанной причине, противоречий обострились с 1970-х годах. В этот пореформенный период территориальный вопрос в этом регионе было много перемен. Появилась возможность мирного решения проблемы Южно-Китайского моря после холодной войны, взаимодействие новых вопросов и нерешенных старых вопросов в период холодной войны, напротив, наоборот, привело к сложности разрешения проблемы Южно-Китайского моря, которая достигла наивысшего уровня. Филиппины в январе 2013 года подали в международный арбитраж иск, в котором просили признать недействительной “девятипунктирную линию”. Однако эффективность решения арбитража пока не очевидно вследствие отказ КНР от принятия этого приговора. Этот период характеризуется повышением внимания китайского руководства к вопросам Южно-Китайского моря.
Научная новизна исследования заключается в ряде моментов: 1) в диссертации определены теоретические и юридические аспекты спора в Южно-Китайском море; 2) в диссертации охарактеризованы основные особенности эволюции внешней политики Китая по вопросу Южно-Китайского моря; 3) в диссертации выявлены основное отношение спора по Южно-Китайскому морю к другим региональным вопросам, таким как тайваньский вопрос, инициативы “Один пояс, один путь”. Все результаты были получены на основе анализа в научный оборот широкого ряда китайских, филиппинских и вьетнамских новейших исследований, ранее не использованных в российской науке.
Степень научной разработанности темы исследования. Интерес к изучению данного вопроса нашел свое отражение в многочисленных исследованиях китайских и зарубежных авторов, как: Милославская Т. П., Локшин Г.М., Ли Цзиньминь, Цзюй Хайлун и Чжан Юй. Их работы содержат фундаментальные основы исследования территориальных споров, особенности эволюции внешней политики Китая по вопросу Южно-Китайского моря, и экономическое, гиополитическое и строгетическое значение островов и аквотории этого региона.
Источниковая база включает официальные документы Китая по вопросу Южно-Китайского моря, такие, как « Документ с изложением позиции КНР по вопросу Южно-китайского моря», «Дкларация действия заинтересованых стран», «Заявление о Сан-Францисском мирном договоре Соединенных Штатов и других стран с Японией», « Заявление о территориального суверенитета и морских интересов правительства Китая по вопросу Южно-китайского моря». В этих документах определены главные цели, направления по вопросу Южно-Китайского моря КНР на каждом периоде. В данную группу источников входят эволюцию, основные особенности внешных политики КНР по этом территориальном вопросу, и Анализ этих документов позволил нам выделить китайсий теоритический аспект по Южно-Китайском морю.
Вторая группа источника представлена различными международными соглашениями и декларации например: «Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву», «Декларация по Южно-Китайскому морю АСЕАН(1992)», «Потсдамская декларация», «Каирская декларация (1943)». Эта группа источник незаменима при изучения вопроса Южно-Китайского моря с международной точки зрение и анализировать международную обстановку,в то же время можно анализировать международную обстановку. В некоторой степени провило эти международных соглашениях и деклараций должны стать нормой поведения Китая по решению территориального проблемы. Анализ этих документов позволил нам выделить ограничительные условия решения даного вопросу для всех заинтересованных стран .
Изучение данной проблемы занимались многие ученые, такие как Милославская Т. П., Локшин Г.М., Carlyle A. Thayer, Will Rogers, Чжан Сюйсан, Гао Цзяньцзюйн. Их работы содержат различные анализируемые аспекты эволюции этого вопроса и особенности внешней политики Китая по территориальным спорам. Таким образом, можно констатировать, что к настоящему времени в литературе достаточно широко представлена идея необходимости интегративного подхода к проблеме Южно-Китайского моря, Однако в общем массиве литературе крайне мало работ эволюцию внешной политики КНР и его причинов.
Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и источников и приложений.
Во введении освещены тема исследования, ее актуальность, объект и предмет исследования, хронологические рамки, цели и задачи исследования, методология и анализ источниковой базы, научная новизна исследования степень научной разработанности темы исследования и структура работы.
В первой главе «Позиция Китая по терриориальном проблемам в Южно-Китайском море» исследуются китайсктй теоритический аспект по вопросу Южно-Китайского моря и юридические аспекты спора в Южно-Китайском море
Во второй главе «Эволюция территориальных проблем в Южно-Китайском море.» рассматриваются развития территориальных проблем в Южно- Китайском море и проанализировать существующего положения в Южно-Китайском море.
В третьей главе «Роль проблем в Южно-Китайском море регионе в китайской политике» рассматриваются причины проблемах спорных островов и выявлять ключевые направления политики КНР и определение роли Южно-Китайского моря в политике КНР.
В заключении подводятся итоги исследования, содержатся основные выводы и обобщения, которые выносятся на защиту.
Данная выпускная магистерская диссертация была посвящена территориальным спорам в Южно-Китайском море, в частности территориальным спорам вокруг Парасельских островов и островов Спратли, а также внешней политике Китая по данному вопросу. Территориальные споры Южно-Китайского моря чрезвычайно сложны и затруднительны для беспрепятственного разрешения, что делает Южно-Китайское море одним из самых спорных морских районов в мире, в который вовлечено наибольшее число стран, и эти проблемы переплетаются с различными факторами внутренней и внешней политики заинтересованних стран.
Проблемы Южно-Китайского моря можно разделить на три периода до сегодняшнего дня: На первом этапе (с 1970-х годов до окончания «холодной войны») Соединенные Штаты, Япония и другие крупные страны за пределами региона не вмешивались в спор Южно-Китайского моря, и проблема Южно-Китайского моря не представляла собой международной повестки. Противоречия с Вьетнамом занимали доминирующее положение в вопросе Южно-Китайского моря. На втором этапе (после окончания холодной войны до 2012 года) вмешательство крупных держав оказало глубокое влияние на ситуацию в Южно-Китайском море. В то же время отношения между Китаем и странами АСЕАН продолжали развиваться. В контексте окончания «холодной войны» политика китайского правительства в отношении Южно-Китайского моря сделала всеобъемлющую и систематическую корректировку. Наиболее важной из них является то, что Китай официально установил «заглаживание противоречий и совместное развитие» в качестве основной внешней политики по Южно-Китайскому морю. Третий этап с 2012 года по настоящее время, ознаменовался «инцидентом острова Хуаньян», вызвав новый раунд конкуренции морских прав и интересов в Южно-Китайском море. Филиппины в январе 2013 года подали в международный арбитраж иск, в котором просили признать недействительной “девятипунктирную линию”, которая определяет границы Китая. Конечным результатом этого инцидента является то, что Китай официально создал город Санша для эффективного контроля над такими морскими районами, как остров Хуаньгянь.
Для Китая острова Южно-Китайского моря обеспечивают стратегический плацдарм и морскую буферную зону, через которую можно защитить материк. Морские ресурсы, а особенно энергетические, в районе этих морских островов также стали важнымии для экономического процветания Китая. Для стран Юго-Восточной Азии его главными природными ресурсами являются нефть и газ. Иностранные инвесторы сов всего мира заинтересованы в этом регионе, в освоении ресурсов континентального шельфа. Продажа нефти и газа была одним из двигателей, обеспечивающих рост и высокие экспортные возможности этих стран. Во времена глобального потребления энергетических ресурсов, Южно-Китайское море имеет большую стратегическую и экономическую ценность для всех заинтересованных стран.
В начале 1980-х годов, Дэн Сяопин создал дипломатическую идеологию неприсоединения на фоне ослабления холодной войны между Соединенными Штатами и Советским Союзом, и новых изменений в отношениях между Китаем и США, которые до сих пор оказывают огромное влияние на базовую позицию дипломатии Китая. Из-за сложности спора и того факта, что совокупная мощь Китая недостаточно сильна, Китай пока не в состоянии разрешить спор Южно-Китайского моря и эффективно реализовать свою претензию на острова Южно-Китайского моря. На этом этапе основной политикой решения проблемы Китая по-прежнему является «заглаживание противоречий и совместное развитие».
Особенности современной внешней политики Китая следующие: 1. Китай придерживается мирного разрешения международных споров. Китай активно выступает за создание механизмов консультаций и сотрудничества, чтобы реализовать цель “совместного развития ”. 2. Не исключает возможности примениния военной силы для разрешения территориальных проблем в Южно-Китайском море. Китай в последние несколько лет непрерывно усиливает военное присутствие на островах Спратли и Парасельских. 3. Инициативность внешней политики усиливается, опираясь на рост совокупной мощи государства. 4. Внешняя политика КНР в разных областях по вопросу Южно-Китайского моря развивается не согласованно. «Заглаживание противоречий и совместное развитие» объективно способно защитить интересы национальной безопасности Китая, но этот принцип не может полностью решить связанные с этим территориальные споры.
На фоне растущей конкуренции ресурсов и нестабильных геополитических ситуаций часто способствовали столкновению соперничающих национализмов между странами, что привело к повторяющимся раундам островного спора. Тем не менее резкое окончание «холодной войны» коренным образом изменило то, как китайские и американские элиты разрабатывают свои стратегии в отношении территориальных и морских споров. Самое главное, что влияние экономической взаимозависимости между Китаем, США и странами АСЕАН все более заметно, что помешало островным проблемам выйти из-под контроля, поскольку после 1991 года стороны нормализовали свои дипломатические отношения, как отношения между Китаем и Вьетнамом.
Главная причина того, что китайское правительство перестаёт более активно преследовать свои суверенные требования, заключается в том, что у него есть более значительная цель. Китай надеется, что экономика будет продолжать расти, выходить на мировые экспортные рынки и объединиться с Тайванем. Это означает, что Пекин должен избегать конфликтов со своими соседями, особенно долговременной враждебности со странами Юго-Восточной Азии. В этом контексте Китай признает, что прямой диалог с АСЕАН не отвечает интересам страны. Поддержание дипломатических отношений между странами региона и бурное развитие экономических отношений в условиях территориальных споров согласуются с целями экономического развития Китая в XXI веке. Китай находится в период социальных преобразований и различных социальных противоречий. Поэтому между внутренними противоречиями и международными разногласиями правительство будет уделять первоочередное внимание разрешению основных внутренних противоречий. Многие факторы влияют на то, что Китай не может решить проблему Южно-Китайского моря силой.
Для Вьетнама и других стран АСЕАН рост Китая неизбежен, и лучшей стратегией предотвращения потенциального деструктивного или властного поведения заключается в вовлечении Китая в более взаимозависимые отношения. Однако еще предстоит выяснить, будет ли Китай стремиться улучшить свои отношения с Вьетнамом и другими странами АСЕАН, ограничив свои собственные гегемонистские амбиции для большей степени регионального сотрудничества.
Таким образом, вопрос о территориальных спорах по-прежнему влияет на развитие отношений между странами Южно-Китайского моря. Однако в контексте подъема Китая и изменения сопоставления региональных сил, углубление экономических отношений проложило путь для решения проблем Южно-Китайского моря. Китаю необходимо обновить собственную концепцию внешней политике по проблеме Южно-Китайского моря для решения новых задач.
Нормативно-правовые документы
Cario Conefrence 1943
URL: http://avalon.law.yale.edu/wwii/cairo.asp
Potsdam Declaration 1945
URL: http://www.ndl.go.jp/constitution/e/etc/c06.html
Treaty of Amity and Cooperation in Southeast Asia Indonesia.-24.02.1976. Article 2(e), article 13
URL:http://asean.org/treaty-amity-cooperation-southeast-asia-indonesia-24-february-1976/
Treaty of Peace with Japan
URL:https://treaties.un.org/doc/publication/unts/volume%20136/volume-136-i-1832-english.pdf
UNITED NATIONS CONVENTION ON THE LAW OF THE SEA. -11.1994. Article 59.
URL: http://www.un.org/Depts/los/convention_agreements/texts/unclos/closindx.htm
United Nations Convention on the Law of the Sea. Article 121. Regime of islands, P63
URL: http://www.un.org/depts/los/convention_agreements/texts/unclos/unclos_e.pdf
日本国と中華人民共和国との間の平和友好条約[Мирный договор между Китайской Народной Республикой и Японией]
URL: http://www.mofa.go.jp/mofaj/area/china/nc_heiwa.html
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!