Проблемы эффективности информационной политики Европейского союза в контексте общеевропейской внешней политики
В данной работе исследуется информационная политика Европейского союза как часть общей европейской внешней политики. Исследование сосредоточено на выявлении проблем в системе информационной безопасности и определении перспектив ее развития. Актуальность обусловлена повышением значимости информационных сообщений в мировой политике и внимания к безопасности в информационной сфере. Опыт Европейского союза в этой области является успешным и поэтому представляет ценность. Проведен анализ информационной политики Европейского союза в отношении Украины на ранних этапах кризиса и оценены дальнейшие возможные варианты ее изменения на фоне новой обстановки в мировой политике. Приведена оценка успехов и перспектив для улучшения в стратегических коммуникациях Европейского союза. Проанализированы приоритеты в информационной политике на ранних этапах ее становления и за последние несколько лет. В исследовании используются такие категории, как информационная политика, информационный суверенитет, информационное противоборство, информационная безопасность, стратегические коммуникации.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1 Концептуальная основа категории информационной политики
§1.1 Понятийные подходы к информационной политике……………………7
§1.2 Анализ национальной и союзной концепций…………………….………10
§1.3 Приоритеты информационной политики в рамках общей европейской внешней
политики……………………………………………………………………………….19
Глава 2 Практические аспекты современной информационной политики
Европейского союза
§2.1 Развитие информационной политики в документах и учреждениях
Европейского союза……………………………………………………………………27
§2.2 Эффективность стратегических коммуникаций Европейского союза в
информационном противостоянии…………………………………………………..35
§2.3 Политический аспект информационной сферы……………………….39
Глава 3 Информационная политика Европейского союза по украинскому
кризису
§3.1 Европейское восприятие ситуации в информационном поле по вопросу
украинского кризиса и присоединения Крыма………………………………………..42
§3.2 Российская оценка стратегических коммуникаций Европейского союза по
вопросу украинского кризиса………………………………………………………….46
§3.3 Перспективы развития информационной политики
в отношении Украины………………………………………………………………….51
Заключение………………………………………………………………………54
Список источников и литературы……………………………………………..58
В мировой политике сегодня особое развитие получают отношения в
информационной сфере. Эта область все чаще становится полем взаимодействия и
противостояния. Информация и массовые коммуникации все больше становятся ресурсом
влияния. Для акторов в международных отношениях стало очевидным, что коммуникации
могут быть самостоятельным средством по достижению своих целей. Проблема
безопасности стала важным вопросом в информационной политике стран и объединений.
Информационное пространство дало расширенные возможности взаимодействия между
собой людям, государственным и наднациональным учреждениям, коммерческим и
некоммерческим организациям.
Хорошим примером развития информационной политики является Европейский
союз. Эта сфера особенно развивалась в союзе с начала 2000-х и имела разные направления
на протяжении 20 лет. Это связано с возникавшими в разное время внутренними и
внешними вызовами. Сфера внешней информационной политики получила сильный
стимул к развитию в результате неудачи в информационном противостоянии с Россией по
вопросу украинского кризиса. Украина является сферой столкновения интересов России и
Европейского союза. В данной работе рассмотрен информационный аспект. Это также
интересный пример отношений государства и объединения государств в конкретном
сегменте – информационном. В работе проводится кейс-стади, где разбираются подходы
Европейского союза и России к действиям в информационном пространстве. В связи с этим
также необходимо оценить, насколько это равнозначные акторы. Дальнейшее развитие этой
сферы – хороший пример ответа интеграционного объединения на информационные
угрозы и адаптации к новым условиям.
На повестке в последние годы возник вопрос вмешательства третьих сторон в
европейские процессы, а главным инициатором вмешательства называют Россию. Развитие
информационных технологий, появление огромного числа каналов трансграничных
массовых коммуникаций привело не только к облегчению и разнообразию полезных
коммуникаций, но и возможности использования информационной среды для оказания
скрытого влияния в целях достижения внешнеполитических интересов. Объекты
критической информационной инфраструктуры, избирательные системы, убеждения
населения, сферы социальной напряженности – все это угрожаемые области, которые могут
подвергаться воздействию через средства коммуникации.
Проблема информационной безопасности актуальна для всех стран-членов союза.
Поэтому предотвращение информационных угроз является задачей не только отдельных
государств, но и наднациональных органов. С этой целью развиваются и функционируют
общеевропейские учреждения кибербезопасности, стратегических коммуникаций и
защиты от гибридных угроз. Членство большинства стран Европейского союза в НАТО
обеспечивает безопасность от непосредственно военных действий, однако операции по
влиянию информационными средствами к таковым не относятся, но могут нанести
значительный ущерб в социально-политическом отношении. Европейский союз стал
развивать собственные структуры информационной безопасности, сотрудничая при этом с
НАТО в обмене опытом и информацией об угрозах. Остается актуальным вопрос,
насколько возможно использование этой системы за границами союза для оказания
влияния.
Тема актуальна ввиду повышения интереса в мировой политике к возможности
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!