Проблемы и перспективы взаимодействия России и МОК в начале XXI века
Проблемы и перспективы взаимодействия России и МОК в начале XXI века.
В диссертационной работе предпринята попытка исследовать актуальные вопросы взаимодействия Российской Федерации и Международного олимпийского комитета, проанализированы проблемы и будущие возможности их сотрудничества. В данном исследовании рассматриваются теоретические аспекты спортивной и, в частности, олимпийской дипломатии, а также комплексно характеризуется Международное олимпийское движение в его исторической ретросперспективе. В диссертации выявляется роль Олимпийского движения в системе международного гуманитарного сотрудничества, что даёт возможность оценить влияние Олимпизма на мировое сообщество за пределами олимпийских стадионов. Особое внимание уделяется внешней политике РФ, где отмечается взаимосвязь имиджевой политики с Олимпийским движением. В основе работы лежит анализ вышеупомянутых феноменов, на базе которых просматривается актуальное положение дел в сотрудничестве между РФ и МОК. В работе делается вывод, что сотрудничество РФ и МОК на данном этапе неоднозначно, оно имеет как проблемы, осложняющие взаимодействие и требующие незамедлительного решения, в первую очередь, это допинговые скандалы, так и перспективы для укрепления и развития двусторонних связей.
В исследовании широко используются национальные стратегии, планы и аналитические отчеты в области развития спорта, данные международных рейтингов, официальная статистика, материалы СМИ, а также работы российских и зарубежных специалистов в области спорта и олимпийского движения.
Актуальность исследования. Значимость содействия в развитии олимпийского спорта и в целом Олимпийского движения становится явной в современном сложном и изменчивом мире. Современный мир характеризуется рядом трудностей всеобъемлющего характера, с учетом этих особенностей и регулярных модификаций мирового сообщества нужно обеспечить стабильным функционированием олимпийским спорт. Важен постоянный поиск путей сохранения и увеличения популярности и привлечения внимания к Олимпийскому движению и его составляющим, поиск явлений, отрицательно влияющих на его формирование, их предвидения и преодоления. Очевидно, что для этого нужны глубокое изучение истории Олимпийского движения и выяснение условий, которые определяют его авторитет и стабильность, а также установление многочисленных факторов риска, способных привести к появлению внешних и внутренних конфликтов, подорвать социальные и экономические основы олимпийского спорта, снизить его политическую, экономическую и зрелищную привлекательность.
Анализируя и обобщая знания, касающиеся того или иного исторического этапа развития олимпийского спорта и его разных сторон, невозможно не заметить, что эти знания не отличаются надлежащей разносторонностью и сбалансированностью. Одни их составляющие изучены и описаны глубоко и детально, другие — фрагментарно и поверхностно, а некоторые — почти полностью забыты.
В нашей работе мы стремились рассмотреть широкий спектр вопросов, отражающих как проблемы, так и перспективы взаимодействия России и Международного олимпийского комитета (МОК) в начале XXI века. Существует большое поле для исследовательской работы, потому что Международное олимпийское движение, безусловно, представляет собой удивительное явление общественной жизни. Необходимо выделить и охарактеризовать условия его стабильности, определить условия дальнейшего прогресса, а также обозначить проблемы, способные оказывать негативное влияние.
Стоит помнить, что олимпийский спорт несет в себе гуманистический посыл, который как никогда важно реализовывать в современном обществе, привлекать всевозможные силы для реализации спортивного потенциала в мировых масштабах и повсеместном внедрении в умы человечества. Международный олимпийский комитет как посол идей Олимпизма несет на себе очень ответственную роль строгого и непредвзятого арбитра, из года в год он не только способствует проведению международных состязаний, но также сотрудничает со странами по другим отдельным гуманитарным вопросам. Большой объём работы проводит в этом направлении МОК во взаимодействии с Россией, одним из крупнейших и старейших членов этой организации. Гуманитарные вопросы в повестке МОК направлены на благополучие населения стран, внедрение и развитие в них спорта, а также стабилизацию межгосударственных отношений на мировой арене. В неоднозначных условиях развития отношений РФ с другими странами в последние годы становится актуальным вопрос изучения взаимодействия России и МОК. Чтобы выстроить верную и эффективную стратегию мягкой силы современной России, важно узнать, какие новые и старые возможности ее применения использует РФ в своей внешнеполитической деятельности.
Целью диссертационного исследования является определение текущего состояния сотрудничества РФ и МОК в XXI веке и оценка дальнейших перспектив взаимодействия.
Для достижения поставленной цели был поставлен ряд задач:
Изучить феномен международного спортивного движения;
Дать характеристику основным этапам развития олимпийского движения в мире и в России;
Рассмотреть основные направления практики применения спортивного потенциала как ресурса мягкой силы для реализации внешнеполитического курса РФ;
Проанализировать влияние спорта и олимпийского движения на внешнеполитический имидж России;
Ознакомиться с основными уже существующими практическими путями сотрудничества России и МОК и выявить их основные сферы;
На основе полученных данных в ходе работы определить проблемы и перспективы взаимодействия РФ и МОК на современном этапе.
Объект исследования — Олимпийское движение и олимпийский спорт как инструменты развития международных отношений.
Предмет исследования — политика РФ в области Олимпийского движения в контексте сотрудничества с МОК.
Методология исследования. В основу методологии исследований были положены различные научные методы: диалектический метод как общий метод познания, основанный на признании универсальной связи всех явлений и процессов в общей взаимосвязи, взаимообусловленности и развитии; совокупность знаний, накопленных в сфере олимпийского спорта, Олимпийских игр, Олимпийского движения; комплекс знаний из смежных отраслей (истории, культуры, образования, политики, экономики и т.п.), связанных с тематикой исследования.
Диалектический метод как общенаучный метод познания, в основе которого лежит адекватное отображение действительности в соответствии с принципами, категориями и законами диалектики, использовался для формирования общего подхода к процессу познания.
В процессе исследования была использована совокупность методов исторического познания, которые позволяют воссоздать историю олимпийского спорта в органической взаимосвязи с различными историческими эпохами, с учетом внешних факторов, взглядов, представлений и результатов деятельности их наиболее выдающихся представителей.
Стоит отметить и метод прогнозирования, который был применен для обозначения динамики развития сотрудничества России и МОК, а также в целом выделения тенденций продвижения олимпийского движения.
Организация исследования. Согласно поставленным задачам, исследование было разделено на самостоятельные этапы, объединенные общей методологией, которая соответствует основной идее и логике построения диссертационной работы.
Научная новизна исследования заключается в выявлении основных тенденций и перспектив развития сотрудничества РФ и МОК, а также определении возможных путей разрешения сложностей их международного взаимодействия в кризисных условиях.
Теоретическая и практическая значимость проведенных исследований заключается в дополнении уже существующих знаний о месте и роли спорта как на государственном уровне, а также и на международной арене, также в возможности использования полученных результатов для оптимизации деятельности всех составляющих Международной олимпийской системы — Международного олимпийского комитета, национальных олимпийских комитетов, международных спортивных федераций; для расширения содержания и повышения качества подготовки специалистов в области физической культуры и спорта на всех уровнях профессионального образования; для совершенствования системы олимпийского образования, распространение философии и ценностей олимпизма; для оптимизации экономического механизма саморазвития современного олимпийского спорта и социальной направленности его экономических программ; для расширения сфер деятельности и повышение роли выдающихся спортсменов в жизни общества, воспитании здорового подрастающего поколения; для оформления спорта высших достижений как профессии и социальной защите выдающихся спортсменов. Стоит отдельно отметить, что полученное исследование может быть полезно с точки зрения разработки новых и обновления уже существующих имиджевых стратегий РФ с использованием потенциала спортивной сферы.
Источниковая база работы представлена целым рядом разнообразных материалов, в том числе нормативными актами, статистическими данными, документами общественных организаций и спортивных федераций, а также материалами СМИ.
Основные теоретические позиции таких феноменов как «спортивная дипломатия» и «олимпийская дипломатия» возможно понять только при рассмотрении основного документа Международного Олимпийского движения – Олимпийской хартии Международного Олимпийского комитета. Благодаря этому документу удалось понять какую позицию занимают Игры в международном сообществе на сегодняшний день, какие обязанности несут на себе страны, давая обет соблюдения основ изложенных в документе положений. Хартия вот уже многие годы несет в себе описание фундаментальных принципов Олимпизма, деятельности МОК и Национальных Олимпийских комитетов. Также был использован документ МОК «Олимпийская повестка 2020» (2014), в котором изложено видение миссии МОК в начале XXI века, отражены новые вызовы, стоящие перед Международным олимпийским движением, и стратегия МОК по взаимодействию с ними.
Особое значение имеют рассмотренные резолюции Генеральной Ассамблеи ООН об олимпийских идеалах. Они рассматривают спорт и его растущий вклад в обеспечение прогресса в области международного развития, более того, Генеральная Ассамблея считает, что спортивная сфера несет в себе огромный миротворческий потенциал. Увеличение потенциала спортивных «мощностей» в государствах, повышение роли спорта путем проведения большего количества международных соревнований, помощь в обеспечении необходимыми финансовыми и материально-техническими ресурсами – это одни из главных положений, подчеркиваемых Ген. Ассамблеей в резолюциях и обращениях к государствам-членам ООН.
Кроме того, с помощью официальных документов были исследованы позиции международного сообщества по вопросам использования спорта. Речь, в первую очередь, идет о таких всеобъемлющих документах, как Международная Хартия физического воспитания и спорта, Декларация тысячелетия ООН. Важным источником стала Резолюция о дальнейшем укреплении сотрудничества между МОК и ООН путем возрождения Олимпийского перемирия.
Еще одна актуальная область сотрудничества — гуманитарное сотрудничество. Для рассмотрения этого аспекта взаимодействия РФ и МОК были рассмотрены такие программы как «Спорт для гуманитарной деятельности», которая должна учитывать и уважать десять принципов, содержащихся в Кодексе поведения Международного движения Красного Креста, Красного Полумесяца и НПО по оказанию помощи в случае стихийных бедствий; Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, принятая Генеральной Ассамблеей в резолюции 70/1 от 25 сентября 2015 года, в которой признается спорт как «важный фактор, способствующий укреплению мира и взаимопонимания». Еще одна актуальная область сотрудничества между Организацией Объединенных Наций и МОК — поддержка беженцев во всем мире. Хотя МОК более 20 лет сотрудничает с Управлением Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ).
Ключевую роль при исследовании динамики изменения роли спорта во внешней политике РФ сыграл анализ следующей группы источников. В том числе рассмотрение нормативно-правовых документов РФ таких как «Концепция внешней политики Российской Федерации», «Тезисы ”Внешняя культурная политика России – год 2000”» и «Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества Российской Федерации», сыграло важную роль при определении и анализе внешнеполитического курса государства и оценке места и роли спорта в системе ценностей самой страны.
Кроме того, для исследования актуальных проблем противодействия допингу были рассмотрены документы антидопингового агентства ВАДА и РУСАДА — Всемирный антидопинговый кодекс, Общероссийские антидопинговые правила.
Для изучения основных направлений деятельности Олимпийского комитета России (в редакции 2018 г.) мы обращались к его основному документу – Уставу, чтобы потом соотнести эти направления с деятельностью МОК.
При освещении Олимпиады в Сочи мы провели комплексное исследование, обращаясь как к данным ВЦИОМ, которые показали, что в первоначальная внутренняя реакция на Олимпиаду имела положительный эффект. Так, рейтинг популярности президента В.В. Путина во время Олимпиады вырос на несколько процентов. Также мы обращались и к иностранным СМИ, чтобы показать восприятие Олимпиады в негативном ключе (The Washington Post, The Wall Street Journal) и проанализировать, имеют ли негативные публикации реальные основания.
Для полного исследования в работе также были использованы статистические данные, к примеру, данные об участниках соревнований, завоеванные медали, а также некоторые социологические опросы, проведенные с целью узнать отношение россиян к проходящим в мире крупным спортивным мероприятиям.
Важную роль для исследования сыграл выбор научной литературы. В зарубежной и отечественной литературе написано уже немало работ на тему спорта, его места в современном мире и его роли в межгосударственных отношениях. В ходе исследования теоретических и практических аспектов спортивной дипломатии основную роль среди зарубежных трудов сыграли следующие: Дж. Магуайера, Г. Солдберга, Б.Сандерса, Ст. Мюррея и других иностранных исследователей в области международного спортивного движения. Нужно отметить, что рассмотрение спортивной деятельности в данной работе идет через призму «мягкой силы», базис которой описал американский политолог Дж. Най мл. Среди российских исследователей важную роль для понимания значения спорта, его потенциала, а также рассмотрения основ российской спортивной дипломатии необходимо выделить труды В. И. Вишневского, В.И. Столярова, В.Г. Федосова и др. Исследователи выделяют особую гуманистическую роль спорта и в особенности олимпийского движения в международных отношениях. Для более подробного исследования уже состоявшегося феномена «спортивной дипломатии» мы обратились к трудам С.Е. Мартыненко и Д.В. Стафеева, которые характеризуют его как сближающий и объединяющий фактор на международной арене. Также подчеркивают, что современный этап развития человечества при возможности использования информационных технологий дает получить максимальные выгоды от проведения международных спортивных мероприятий.
Труды Н. М. Боголюбовой, Ю. В. Николаевой, А.Э. Галумова в частности делают акцент на анализе гуманитарного, дипломатического и культурного аспектов спорта. Эти особенности раскрываются на международной арене посредством внедрения и грамотного использования спортивного потенциала странами.
Важно отметить очевидную нехватку, дефицит исследований в области олимпийской дипломатии и ее роли в межгосударственных отношениях. По мере осознания того, какой огромный потенциал имеет спорт, какие возможности укрепления и устойчивого развития мира несет в себе спортивная дипломатия, а также неоспоримо высокая роль олимпийского движения, то становится очевидным факт необходимости более тщательного изучения данной темы. Этот факт стал одним из определяющих при выборе темы данной диссертации.
В ходе исследования также ключевую роль сыграло обращение к материалам отечественных и зарубежных СМИ, благодаря которым можно воедино собрать наиболее актуальную и свежую информацию из мира спорта, получить более полную картину происходящих событий путем сбора, анализа представленных мнений и отзывов.
Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы и источников. Первая глава диссертационной работы посвящена зарождению олимпийского движения в мире, где также рассмотрены предпосылки и причины становления спорта в качестве инструмента публичной дипломатии. Симбиоз дипломатии и олимпийского движения привел к образованию нового мощного движения — олимпийской дипломатии. Кроме того, в главе отдельно упомянуто о влиянии участия олимпийского движения в системе международного гуманитарного сотрудничества. Вторая глава данной работы посвящена становлению и развитию олимпийского движения уже непосредственно в России. Рассматриваются особенности процессов до распада СССР, а также современной России как отдельно взятых периодов. В третьей главе рассматривается олимпийское движение с точки зрения одного из важнейших ресурсов внешней политики современной России. При этом акцент сделан на опыте и задачах РФ в мягкой силе, а конкретнее, в области имиджевой политики. В заключительной главе диссертации основное внимание уделено динамике и перспективам развития активной политики РФ в области спорта в рамках сотрудничества с МОК по актуальным вопросам: гуманитарного взаимодействия и проблемам допинга.
Хронологические рамки исследования. Поскольку в рамках диссертационного исследования нас интересуют взаимоотношения РФ и МОК в XXI веке, то основная часть работы относится к современности. Однако в отдельных частях работы, особенно для понимания сущности Олимпизма, исследование охватывает период с момента зарождения Олимпийского движения и до современности (с ограничением взяты первые месяцы 2020 года для того, чтобы успеть сделать анализ принятых решений и вносимых изменений на международной арене). В этом случае исследования начинается с того периода, когда стало зарождаться Олимпийское движение для того, чтобы проследить, как оно изменялось на протяжении тысячелетий и какие основы смогло пронести сквозь время.
Апробация результатов исследования. По одному из направлений темы диссертационной работы было проведено исследование, впоследствии представленное на конференции с международным участием «Межкультурный диалог в современном мире». Конференция была организована Санкт-Петербургским государственным университетом совместно с Санкт-Петербургской ассоциацией международного сотрудничества. В представленном докладе, а далее опубликованной статье отражен анализ основных форм, тенденций и проблем организации крупных спортивных мероприятий разного уровня в осложнившихся реалиях мирового сотрудничества.
Публикация:
Гиренкова А. В. Влияние глобализационных процессов на организацию международных спортивных мероприятий // Межкультурный диалог в современном мире. Материалы международной научной конференции. СПб.: Скифия-Принт, 2019. С. 60-67.
К сегодняшнему дню мы можем с точностью сказать, что спортивная сфера имеет определенное влияние на то, как складываются международные отношения. Одними из основных функций, которыми обладает спорт можно назвать сокращение напряженности между государствами, создание миролюбивых условий, стремление к дальнейшему сотрудничеству. Организация спортивной деятельности любого вида так или иначе стимулирует сотрудничество между странами.
С начала прошлого столетия начинает активно укрепляться связь между политикой и спортом. Постепенно нарастая, эта связь представляет собой уже хорошо сложившийся механизм по оказанию влияния на внутреннюю жизнедеятельность государства (влияние на общество, путем восприятия им тех или иных событий), а также выступает стратегическим фактором, воздействующим на внешнеполитический курс. Особое внимание начинает занимать «развитие мягкой силы», инструментом которой становится спорт. Впоследствии зарождается такой феномен как «спортивная дипломатия», получившая повсеместное распространение и принятие в качестве одного из главных ресурсов стран. Широко употребимыми и многим знакомыми стали такие понятия как «футбольная дипломатия», «пинг-понговая дипломатия», «крикетная дипломатия».
Помимо оказываемого влияния спортом на политическую сферу, он начинает быть все более популярным в жизни обычного человека. Страны делают все больший упор для активизации «спортивной силы», это становится не только популярно, но и актуально, здесь не исключением будет и Россия. На международной арене одним из главных спортивных арбитров и вершителей в настоящее время выступает МОК. Международный Олимпийский комитет отвечает не только за организацию спортивных мероприятий, но и непосредственно оказывает некоторое, в какой-то степени значительное, влияние на политику стран, проводимую в области спорта.
Важно заметить и тот факт, что «сила спорта» давно ассоциируется с гуманистическими идеалами, которые без исключения претворяются в жизнь. Бесспорное претворение в жизнь — это достаточно оспариваемый факт. Как было отмечено выше, международный спорт имеет разные последствия, а сила спорта иногда применяется для извлечения определенных выгод. На международном уровне, а в частности, элитный спорт, могут отличаться и компрометировать себя «коррупцией, финансовыми злоупотреблениями, допинговыми скандалами или последствиями экологического загрязнения», к примеру. Таким образом, если в спортивном движении уже замечены такие проблемы и сложности, то он автоматически перестает быть примером, несущим исключительно благоприятное и мирное влияние.
Мероприятия гуманитарного присутствия России должны быть максимально вписаны в местный контекст государства пребывания, привязаны не только к российским, но и к локальным фигурам, событиям и датам. Но стоит отметить и пользу, который приносит спорт при правильном использовании его ресурсов в гуманитарной сфере, такой благоприятный эффект весьма разнообразен. Спорт — это мощное и эффективное средство достижения целей, сочетающее в себе нескольких основных прав (здоровье, образование, развитие, досуг). Он может служить инструментом миростроительства (на этапе урегулирования, примирения и восстановления); к тому же спорт является инструментом предотвращения уязвимости через расширение прав и возможностей общин и повышение их устойчивости.
К сожалению, говоря о сотрудничестве России и МОК, нельзя обойти стороной и вопросы антидопинговой политики. В последние годы сборная России была уличена в использовании допинга. Но на данный момент можно говорить о том, что Россия пытается сотрудничать с WADA, и страна заинтересована в том, чтобы устранить все недочеты, связанные с антидопинговыми вопросами, чтобы эта тема навсегда осталась в прошлом, и, конечно, делает всё, чтобы никто не подвергался дискриминации по политическим мотивам. Также стоит отметить, что все шаги, принятые Россией, были встречены полной поддержкой иностранных коллег, современное сотрудничество по всем вопросам носит конструктивный характер. И по сей день НОК РФ принимает всевозможные шаги для регулирования возникающих вопросов в пользу российских спортсменов.
Таким образом, считаем, что современный мир олимпийского спорта слишком сложен. Вместо того чтобы создавать искусственные барьеры или изобретать новые средства массовой информации, самый продуктивный способ — это совместно работать с МОК и вести открытый диалог с иностранными коллегами. Необходим обмен опытом, страны всегда могут чему-то научиться друг у друга, и никогда не должны забывать, что такой обмен знаниями — это не данность и за него нужно бороться. В целях развития спорта во всех странах мира, на благо каждого человека Россия должна принять дополнительные меры по выработке согласованных позиций относительно дальнейшего развития межправительственных организаций, международных спортивных организаций на основе норм и принципов международного права, обеспечить более тесное взаимодействие с МОК.
Развитие международных отношений Российской Федерации в сфере физической культуры и олимпийского спорта является неотъемлемой частью политики государства на международной арене. Взаимовыгодное международное сотрудничество в сфере физической культуры и спорта имеет важное значение не только для достижения основополагающих целей и повышения эффективности внешней политики России, а также и при рассмотрении его внутригосударственного значения.
В эпоху глобализации Олимпийский спорт претерпевает трансформацию из культурно-исторического явления в социально-политическое. Отличительной чертой олимпийского спорта в современном мире является его очевидная институционализация в условиях рыночной экономики и информационного общества. Фактически олимпийский спорт становится новой исторической формой институционализации социально-экономических процессов.
Международное спортивное сотрудничество способно оказать существенное влияние на поддержание престижа государства и создание его позитивного имиджа в мире, внести немалый вклад в укрепление межкультурного диалога. Соответственно, сотрудничество России с другими странами и международными организациями, в основе которого лежит спорт, должно быть расценено как неотъемлемая и полноценная часть стратегии действий во внешней политике. При таких условиях, особой поддержки и внимания заслуживает Олимпийское и Паралимпийское движения, а также необходимо обеспечить абсолютное и беспрепятственное участие российских спортсменов и всего тренерского штаба в любых мировых турнирах и соревнованиях. Ещё одной вехой в укреплении и развитии спортивного сотрудничества на разных уровнях (международном, региональном и национальном) между различными акторами независимо от их масштабов (федерации, клубы, общества и т.д.) может послужить регулярный обмен делегациями, спортсменами, командами, тренерами и специалистами в области спортивной подготовки, их участие в международных соревнованиях и учебно-тренировочных сборах, независимо от места проведения данных мероприятий: в России или за рубежом.
В ближайшей перспективе достаточное внимание в спортивной сфере должно быть уделено не только сотрудничеству с МОК, а также направлено на взаимодействие с рядом других организаций, таких как ЮНЕСКО, Совета Европы, Всемирным антидопинговоым агентством. Таким образом РФ удастся добиться позитивных результатов сразу по нескольким направлениям, а именно повысить уровень развития физической культуры и спорта в государстве с опорой на успешный опыт других стран и поспособствовать укреплению ведущей роли в международном спортивном сотрудничестве.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!