Проблемы межрелигиозного взаимодействия в Украине: роль Русской Православной Церкви

Барашков Андрей Евгеньевич
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В выпускной квалификационной работе анализируется деятельность Русской Православной Церкви в Украине. В ходе исследования выявляется роль Русской Православной Церкви в межрелигиозном взаимодействии в современной Украине. В первой главе рассматривается эволюция развития государственно-церковных отношений в Украине. Во второй главе выявляется и анализируются проблемы межцерковного взаимодействия в Украине.

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………….. 3
Глава 1 ИНСТИТУТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В
СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫХ ОТНОШЕНИЙ В
УКРАИНЕ…………………………………………………………………………………………… 12
1.1 Основы взаимодействия Русской Православной Церкви с
государством ……………………………………………………………………………………. 12
1.2 История государственно-церковных отношений в Украине ……. 24
Глава 2 ПРОБЛЕМЫ МЕЖЦЕРКОВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В
УКРАИНЕ…………………………………………………………………………………………… 35
2.1 Деятельность Русской Православной Церкви и других
церковных организаций в Украине ………………………………………………… 35
2.2 Место Русской Православной Церкви после 2014 года …………….. 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………….. 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………………….. 61

Актуальность исследования. В современных мировых
политических процессах все более активную роль играют религиозные
организации. Они становятся влиятельными участниками международных
отношений в глобализирующемся мире. Для современной Украины
проблема межрелигиозного взаимодействия является актуальной.
Исторически так сложилось, что на территории страны сосуществует
несколько крупных объединений людей, приверженных различным
конфессиям и религиозным организациям. В связи с этим тесные
взаимоотношения между ними, частое взаимодействие с ними органов
государственной власти указывают на активную роль этих акторов в
жизнедеятельности граждан Украины. Согласно официальной статистике,
в Украине действуют религиозные организации 55 вероисповедных
направлений, но подавляющее большинство верующих — православные
христиане.

В заключении нужно сказать, что Русская Православная церковь на
всем протяжении истории играла важную роль в жизни общества и
государства. При содействии Церкви оформилось первичное
административное деление всех современных государств, в том числе и
Украины, она имеет непосредственно влияние на формирование
исторического, политического, культурного, социального и, в некоторой
степени, экономического развития страны.

Впрочем, на современном этапе данное влияние ограничилось лишь
культурной составляющей общества, а все остальные сферы заняло
государство. Такая ситуация сложилась с историческим развитием как
церковного аппарата, так и государственного. В Украине фактором влияния
на религиозную ситуацию до обретения независимости являлись внешние
акторы, такие как Польша, Российское, а затем и Советское, государство, в
некотором роде Византия, а затем Османская империя. Данные акторы
непосредственно повлияли на современную религиозную ситуацию в
Украине, где существует территориальное разделение сферы влияния
различных религий, где католичество и греко-католицизм сильны на западе
страны, ислам и иудаизм на юге, а православие на юго-востоке и центре
страны.

Также стоит отметить внутренние факторы развития религиозной
специфики Украины, где постоянное стремление к независимости вылилось
в желание создать собственную Церковь вне влияния зарубежных акторов.
Действительно, именно в Киеве зародилось русское православие, центр
которого затем переместился в Москву. Именно эта идея живет в умах
украинцев и их политической элиты, к чему они постоянно апеллируют.
Хоть и первая попытка создать автокефальную Церковь в Украине
была еще в 20-х годах прошлого века, она не имела успеха в связи с
приходом к советской власти и присоединению к СССР, в котором если и
допускалась возможность существования верований, то только самой
крупной и той, что можно манипулировать, то есть Русской Православной
Церкви.

Вторая попытка получения автокефалии приходится на 90-е годы 20
века, однако она привела лишь к церковному расколу, который усугубил
конфликты украинского общества. Связано это уже с окрепшим влиянием
РПЦ на каноничные для нее территории, а также с либерализацией
политики, как в России, так и в Украине. Церковь была отделена от
государства, а контроль за ней снят, теперь в ее дела государство не могло
вмешиваться, соответственно, вопросы юрисдикции решались только РПЦ
и другими Поместными Церквами. Отказ от предоставления автокефалии
привел к тому, что вместо одного патриархата в Украине появилось два, а
вместо двух православных организаций (УАПЦ и УПЦ МП) – три (еще
УПЦ КП).

После распада Советского Союза РПЦ выступила в качестве
интеграционного начала, под влиянием которого попали все бывшие
республики СССР. Она стала проводить политику доверительных
отношений со светской властью в новых государствах, играя роль
стабилизирующего фактора в стране. В целом, в годы после распада Церкви
удалось наладить отношения с новыми властями, населением и другими
религиозными организациями, вернув часть утраченного в советские годы
имущества и восстановив свой авторитет. Однако в связи с либерализацией
политики в отношении религиозных организаций у РПЦ появились новые
проблемы и конфликты, главным из которых стал конфликт в Украине.
Дальнейшие переговоры по объединению церковных организаций в
Украине не увенчались успехом, как между УПЦ МП и УПЦ КП, так и
между УАПЦ и УПЦ КП. Связано это было с различными целями сторон, а
также путем их достижения. Кроме того, у каждого актора существовали
взаимные претензии друг к другу, а на уступки никто не хотел идти, так как
это несло определенные потери для них. Так, РПЦ потеряли бы свою
каноничную территорию, УАПЦ и УПЦ КП – возможность реализовать
независимость Церкви для Украины без потери своих собственных позиций
и власти. Также стоит отметить, что политическая элита подпитывала эти
разногласия своими действиями, например, посещение кандидатами в
президенты Украины всех религиозных организаций без отдачи
предпочтения какой-либо из них. То есть, со стороны церковных
представителей шла борьба за поддержку государства в своих начинаниях,
что, в целом, нарушает закон о невмешательстве государства в дела
религиозных организаций.

Однако после смены власти в 2014 году, когда руководство страны
окончательно определилось со своим вектором развития в сторону Европы,
изменилось и отношение к религии. В связи с обострением отношений с
Россией вновь заговорили о создании единой и независимой Церкви в
Украине. Хотя данный проект был политическим маневром Петра
Порошенко перед предстоящими выборами, он был реализован вопреки
критике самой крупной религиозной организации в Украине УПЦ МП, а
также вопреки результатам различных исследований, в которых говорилось
о возможном ухудшении не только религиозной ситуации в стране, но и
социальной.

Проект, в итоге, был реализован при поддержке
Константинопольского Патриархата, который, в свою очередь,
поддерживало руководство США, считая, что таким образом сумеет
выдавить идеологическое влияние России из Украины, в частности, и
пошатнет ее позиции в мире, в целом. Также Константинополь преследовал
свои цели: вернуть в свою сферу влияния Украину, при этом оторвав ее от
РПЦ, и вывести свой статус на принципиально новый уровень в отношении
остальных Поместных Церквей, став последней судебной инстанцией в
церковных спорах.

Однако данные цели не реализовались полностью. Так, позиции РПЦ
и России пошатнулись в Украине и в мире, но это произошло скорее из-за
других причин нежели из-за создания ПЦУ. Идеологическое влияние
России и РПЦ на ряд территорий Украины не изменилось, в некотором роде
даже усилилось. Константинополь, предоставляя Томос об автокефалии
ПЦУ, указывала на преодоление церковного раскола в Украине и
восстановление исторической справедливости. Но из-за данного действия
раскол вышел за рамки одного государства и Поместной Церкви, став
международным феноменом в мире православия. Так, ряд Церквей
высказался против решения Патриарха Варфоломея, указав, что для
принятия столь сложного и важного указа, нужно было созвать Вселенский
Собор, решив проблему всеми Церквами, а не решением только одной, хоть
и самой первой и уважаемой во всех диптихах.

Кроме того, данный Томос выявил опасные как для Церквей, так и для
государств тенденции к возможности получения независимости и
автокефалии. Например, как в Грузии с вопросом об Абхазской Церкви, в
Сербской Православной Церкви с вопросом об Македонской Православной
Церковью, а также возможностью всплеска национальной агрессии в
Польше со стороны проживающих там украинцев. Также это частично
затрагивает вопрос сепаратизма в самих государствах.

Что касается деятельности РПЦ в Украине через УПЦ МП, то ее роль
в межрелигиозном взаимодействии сводится к тому, чтобы не допустить
потерю влияния в государстве и не допустить дальнейшей эскалации
конфликта во всех его проявлениях. При этом она старается выступать в
качестве объединительной силы, отмечая, что все действия УАПЦ, УПЦ
КП, Константинополя, стран Западной Европы и США являются
разрушительными, так как приводят к эскалации конфликта в Украине,
стараясь при помощи религии пошатнуть позиции России на мировой
арене.

При этом после избрания президентом В.А. Зеленского установился
статус-кво, при котором РПЦ и УПЦ МП будут удерживать свои позиции,
стараясь добиться непризнания каноничности и правомочия Томоса, а ПЦУ
и ее сторонники – усиливать свои позиции и, в отличие от РПЦ, пытаться
добиться их признания другими Поместными Церквами. В целом, из-за
вмешательства власти в дела религиозных организаций и превращения
ПЦУ в инструмент манипуляции многое будет зависить от политики В.А.
Зеленского и его аппарата управления.

1. Баранов, Н.А. Русская православная церковь как актор сетевого
взаимодействия. / Н.А. Баранов // Человек. Сообщество.
Управление. Научно-информационный журнал, Краснодар, 2013.
– №1. – С.58-69.
2. Бартош, Г. Отношение к «украинскому Томосу» Поместных
Церквей. URL: https://spzh.news/ru/zashhita-very/56388-otnoshenije-
k-ukrainskomu-tomosu-pomestnyh-cerkvej-polozhenije-na-oktyabry.
3. Безбородов, М. И. Международная деятельность Русской
ПравославнойЦеркви:внешнеполитическиепозициии
сотрудничество с государством // Социум и власть. 2010. №3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnaya-deyatelnost-
russkoy-pravoslavnoy-tserkvi-vneshnepoliticheskie-pozitsii-i-
sotrudnichestvo-s-gosudarstvom
4. Безнюк, Д.К. Постсоветское пространство: религия как
социально-политический проект. // Социология. – 2011. – N 1. – С.
68-74.
5. БудкинВ.Государствоирелигиянапостсоветском
пространстве. // Журнал Кавказ и глобализация, No5, 2007. //
Научнаяэлектроннаябиблиотека“Киберленинка“.URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvo-i-religiya-na-
postsovetskom-prostranstve
6. Васильева, О.Ю. Русская Православная Церковь. XX век. /
О.Ю. Васильева, А.Л. Беглов, А.В. Журавский – Сретенский
монастырь, 2015. – 800 с.
7. Васильева, О.Ю. Русская Православная Церковь в политике
Советского государства в 1943-1948 гг.: дисс. док. ист. наук:
07.00.02 / О.Ю. Васильева – Москва, 1998. – 294 с.
8. Верховский А. М. Политическое православие: Русские
православные националисты и фундаменталисты, 1995–2001 гг. //
Александр Верховский. — М.: Центр «Сова», 2003. – 316 с.
9. Вовченко, Б.В. Церковь и государство в социальной концепции
Русской Православной церкви / Б.В. Вовченко // Государственное
управление. Электронный вестник. – 2010. – № 23. 17 с.
10.Знаменский, П.В. История Русской Церкви. / П.В.
Знаменский,Москва,1998.URL:
https://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenskij/istorija-russkoj-tserkvi-
znamenskij.
11.Иларион, митрополит Волоколамский. Миротворческая
деятельность Русской Православной Церкви: межрелигиозные и
межконфессиональные аспекты //Официальный сайт Московской
Патриархии. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4258596.html
12.Катин, В.И. Типология взаимоотношений церкви и
государства./В.И.Катин//ИзвестияИркутского
государственногоуниверситета.Серия:Политология.
Религиоведение. 2015. С.181-185
13.Кирилл,архиеп.СмоленскийиКалининградский.
Церковь в отношении к обществу в условиях перестройки //
Журнал Московской Патриархии. 1990, No 2. С. 32.
14.Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси.
Об основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве,
свободе и правах человека. // Русская Православная Церковь:
Официальный сайт Московской Патриархии. 2008. 26 июня. URL:
http://www.patriarchia.ru/db/text/428391.html
15.Королев, А.А. Государственно-церковные отношения в
постсоветской России (1991–2000 гг.) / А.А. Королев, О.В.
Мельниченко // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. – 2012. – №27.
– С.725-731.
16.Косенок А., Чернышева Е., Шкуренко О., Козичев Е. Что
нужно знать о расколе православной церкви на Украине. URL:
https://www.kommersant.ru/doc/3485919?fbclid=IwA
R02XMQjnnF2ATxjXi3QQybNFvC7mU4xtWK0luX
TpPgJUsskPRNVsjWUJeU#id1653212
17.Ксенофонтов, В. В. Русский мир и его православное
основание // Социально-политические науки. 2018. №3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/russkiy-mir-i-ego-pravoslavnoe-
osnovanie
18.Кузнецов, В. А. Русская Православная Церковь и
политическое противостояние осенью 1993 года. // Журнал
Церковь и Время, No 59. URL: https://mospat.ru/church-and-
time/1312
19.Куницын,И.А.Правовойстатусрелигиозных
объединенийвсистемегосударственно-конфессиональных
отношений России / И.А. Куницын // Государство и религиозные
объединения.–М.,2007.URL:
http://cddk.ru/gos_i_religia/analit/land/005.htm.
20.Курылев, К. П., Станис, Д. В. Церковный раскол на
Украине как следствие государственного переворота в феврале
2014 г // Постсоветские исследования. 2019. №2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/tserkovnyy-raskol-na-ukraine-kak-
sledstvie-gosudarstvennogo-perevorota-v-fevrale-2014-g
21.
Лункин, Р.Н. Церковь и внешняя политика: от “русского мира”
кглобализации//НаучныеведомостиБелгородского
государственного университета. Серия: История. Политология.
2018.№1.URL:https://cyberleninka.ru/article/n/tserkov-i-
vneshnyaya-politika-ot-russkogo-mira-k-globalizatsii
22.Митр. Макарий. История Русской Церкви / Митр.
Макарий–Москва,1994.URL:
https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/istorija-russkoj-tserkvi.
23.Митрохин,Н.А.РПЦ:современноесостояниеи
актуальные проблемы. // Изд. Новое литературное обозрение, М.
2004 с. 648.
24.Никольский, Н.М. История русской церкви. / Н.М.
Никольский – Издательство политической литературы: Москва,
1983. – 483 с.
25.Одинцов, В.И. Церковно-государственные отношения в
России. / В.И. Одинцов – Москва, 1995.
26.Палинчак,Н.М.Моделигосударственно-церковных
отношений в странах Центрально-Восточной Европы: основные
особенности и динамика изменений / Н.М. Палинчак // Научный
диалог. – 2013. – № 12 (24) : Общественные науки. – С. 157–167.
27.Паращевин,М.А.Конфесcиональныеособенности
геополитических ориентаций населения Украины // Мониторинг.
2016.№5(135).URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/konfescionalnye-osobennosti-
geopoliticheskih-orientatsiy-naseleniya-ukrainy
28.Радзиевский, В. А. Томос раскола как «троянский конь» //
Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. 2019.
№2-2.URL:https://cyberleninka.ru/article/n/tomos-raskola-kak-
troyanskiy-kon
29.Сенюшкин Е. А. Внутриправославные противоречия на
Украине: через инструментализацию религии – к геополитизации
конфликта // АНИ: экономика и управление. 2019. №1 (26). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/vnutripravoslavnye-protivorechiya-na-
ukraine-cherez-instrumentalizatsiyu-religii-k-geopolitizatsii-konflikta
30.Снежкова,И.А.Современнаяконфессиональная
ситуация на Украине: межконфессиональные проблемы и поиски
компромиссов//Власть.2019.№4.URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-konfessionalnaya-
situatsiya-na-ukraine-mezhkonfessionalnye-problemy-i-poiski-
kompromissov
31.Степакова,И.В.Толерантностьиформы
межконфессиональных отношений в современной России / И.В.
Степакова // Каспийский регион: политика, экономика, культура.
Научный журнал, 2007. – № 1 (10). С.78-84.
32.Торшин, А.П. История государственной политики СССР
и России в отношении религиозных организаций в 1985 – 1999 гг.
/ А.П. Торшин – Москва, ОЛМА Медиа Групп, 2010
33.Чаплин, В. А. Состояние и актуальные вопросы церковно-
государственных и церковно-общественных отношений. URL:
http://www.patriarchia.ru/db/text/428423.html
34.Церпицкая, О.Л. Международная деятельность Русской
православной церкви в контексте внешней политики Российской
Федерации в условиях глобализации. // Диссертация., канд.
полит.наук : 23.00.04: Санкт-Петербург, 2003 // Электронная
библиотекаВеда.URL:http://www.lib.ua-
ru.net/diss/cont/126772.html
35.Цыпин, В.А. История Русской Церкви. 1917-1997 / В.А.
Цыпин // Православная электронная библиотека. – 1998. URL:
http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4120.
36.Цыпин, В.А. История Русской Церкви (Синодальный
период) / В.А. Цыпин // Православная электронная библиотека. –
1998.URL:https://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsypin/istorija-
russkoj-tserkvisinodalnyj-period/.
37.Губенко, А. Верховный суд разрешил УПЦ Московского
патриархата сохранить название. / Деловое информационное
пространствоРБК.URL:
https://www.rbc.ru/society/16/12/2019/5df7b2639a79472250d51bb3
38.35% граждан Украины поддерживают создание единой
поместной православной церкви, – Центр Разумкова. URL:
https://risu.org.ua/RU/INDEX/ALL_NEWS/COMMUNITY/SOCIAL
_ QUESTIONING/72529
39.Патриарх Ириней: «Сербский» Афон поддерживает
каноническуюУПЦ.URL:https://spzh.news/ru/news/59919-
patriarkh-irinej-serbskij-afon-podderzhivajet-kanonicheskuju-upc
40.«Томос» стало словом 2018 года в Украине. URL:
https://newsone.ua/news/society/tomos-nazvali-slovom-2018-hoda-v-
ukraine.html
41.Эксклюзив:ДиалогВарфоломея–Кириллапо
украинскомувопросу.Режимдоступа:
https://orthodoxia.info/news/эксклюзив-диалогварфоломея-
кирилла/
42.Кодексадминистративногосудопроизводства
Российской Федерации от 8 марта 2015 г. // Официальный
интернет-портал правовой информации. 2015. 9 марта. URL:
http://www.pravo.gov.ru
43.Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 г. //
Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 4
44.Конституция Украины 28 июня 1996 г. // Ведомости
Верховной Рады Украины (ВВР Украины). 1996. № 30. ст. 141
45.Об общественных объединениях: Закон Украины от 22
марта 2012г. // Голос Украины. 2012. №70
46.Об особенностях пользования Андреевской церковью
Национального заповедника “София Киевская”: Закон Украины от
18 октября 2018 г. // Голос Украины. 2018.
47.Об утверждении Положения о Государственном комитете
Украины по делам национальностей и религий: Постановление
Кабинета министров Украины от 14 февраля 2007 г. //
Официальный вестник Украины. 2007. №12. ст. 419
48.Об утверждении Порядка принятия федеральными
государственнымигражданскимислужащимиФедерального
агентстваРоссийскойФедерацииподеламсодружества
независимых государств, соотечественников, проживающих за
рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству,
на которых распространяются запреты, установленные пунктом 11
части 1 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-
ФЗ”ОгосударственнойгражданскойслужбеРоссийской
Федерации”, почетных и специальных званий (кроме научных),
наград иностранных государств, международных организаций,
политических партий, иных общественных объединений, в том
числе религиозных, и других организаций: Приказ Министерства
иностранных дел Российской Федерации от 16 марта 2017 г. //
Официальный интернет-портал правовой информации. 2017. 25
мая. URL: http://www.pravo.gov.ru
49.ОбутвержденииСтандартапредоставления
административной услуги по регистрации устава (положения)
религиознойорганизациииизмененийкнему:Приказ
Министерства культуры Украины от 18 апреля 2012 г. //
Официальный вестник Украины. 2012. №66, ст. 2721
50.Об утверждении форм отчетности некоммерческих
организаций:ПриказМинистерстваюстицииРоссийской
Федерации от 16 августа 2018 г. // Официальный интернет-портал
правовойинформации.2018.6сентября.URL:
http://www.pravo.gov.ru
51.О внесении изменений в некоторые законы Украины
относительноподчиненностирелигиозныхорганизацийи
процедурыгосударственнойрегистрациирелигиозных
организаций со статусом юридического лица: Закон Украины от
17 января 2019 г. // Голос Украины. 2019.
52.О налогообложении религиозных организаций: Письмо
Главной государственной налоговой инспекции Украины от 24
ноября 1994 г. // Сайт Законодательства стран СНГ. 1994. 24
ноября. URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=32148
53.О передаче религиозным организациям имущества
религиозного назначения, находящегося в государственной или
муниципальной собственности: Федеральный закон Российской
Федерации от 23 июня 2014 г. // Российская газета. 2014.
54.О переименовании религиозных организаций: Закон
Украины от 26 декабря 2018 г. // Голос Украины. 2018
55.О свободе совести и о религиозных объединениях:
Федеральный закон Российской Федерации от 26 сентября 1996 г.
// Российская газета. 1997. №190
56.О свободе совести и религиозных организациях: Закон
Украины от 23 апреля 1991 г. // Ведомости Верховного Совета
Украинской ССР. 1991. №25. Ст.283
57.Основы социальной концепции Русской Православной
Церкви. // Официальный сайт Московской Патриархии. 2008. 9
июня. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html
58.Основные принципы отношения Русской Православной
Церкви к инославию. // Официальный сайт Московской
Патриархии.2008.7июня.URL:
http://www.patriarchia.ru/db/text/418840.html
59.Положение о церковном суде Русской Православной
Церкви (Московского Патриархата). // Официальный сайт
МосковскойПатриархии.2017.2декабря.URL:
http://www.patriarchia.ru/db/text/5082532.html
60.УставРусскойПравославнойЦеркви.//Русская
ПравославнаяЦерковь:ОфициальныйсайтМосковской
Патриархии. URL: http://www.patriarchia.ru/db/document/133114/
61.Бурега, В.В. Церква та держава на постсоціалістичному
просторі: у пошуках парадигми відносин. // Бурега В.В.
ІнформаційнеагентствоУнiан.URL:
https://religions.unian.ua/state/240182-tserkva-ta-derjava-na-
postsotsialistichnomu-prostori-u-poshukah-paradigmi-vidnosin.html
62.Постельжук,О.П.,Кондратюк,М.М.Релігійна
толерантність як засіб запобігання конфесійних протистоянь в
Україні. – Панорама політологічних студій, 2012
63.Преловська, І. Історія Української Православної Церкви
1686-2000. – К., 2010. – 443 с.
64.Рибачук, М. Україна і Росія: спектр міжконфесійних
відносин // Украина и Россия в новом геополитическом
пространстве: Материалы «Круглого стола». К.: Ассоциация
«Україно», 1995. С.138-144.
65.Турiй, О.Ю. Греко-католики, латинники і православні в
Україні: хто є хто? // Поступ, № 182 (626), 4 лист. 2000 р., с. 9.
66.Турiй, О.Ю. Православ’я і греко-католицизм — дві
українські церкви // Макарчук С.А., Турій О.Ю. Український етнос
(історичний розвиток). Тексти лекцій. — Львів: ЛДУ, 1990. —
С.32-50.
67.Турiй, О.Ю. Традиційні Церкви в незалежній Україні:
проблема ідентичности // Ї. Незалежний культурологічний часопис
22, 2001. — С.115—132.
68.Яроцький, П. Свобода буття релігії вконтексті викликів
тоталітаризму і нетолерантності / П. Яроцький // Релігійна
свобода: науковий щорічник / гол. ред. А. М. Колодний. – № 15. –
Київ : УАР, 2010. – С. 161–167.
69.Archbishop Daniel Participates in Synaxis of Hierarchs of The
EcumenicalPatriarchateofConstantinople.URL:
https://www.uocofusa.org/news_180901_1.html
70.Duncan, Peter J.S. Russian Messianism: Third Rome,
Revolution, Communism and After. / Peter J.S. Duncan // Routledge; 1
edition, 2002. – 262 p.
71.Ecumenical Patriarch Bartholomew: “As the Mother Church,
it is reasonable to desire the restoration of unity for the divided
ecclesiasticalbodyinUkraine”.URL:
https://www.patriarchate.org/news-archives/-
/asset_publisher/N2gTPQxXwPlE/content/oikoumenik os-patriarches-
einai-logikon-na-epithymomen-osmeter-ekklesia-ten-apokatastasin-
tes-enotetos-tou-enoukrania-dieremenou-
ekklesiastikousomat?_101_INSTANCE_N2gTPQxXwPlE_languageI
d =en_US
72.Knox, Z. Church, State, and Belief in Post-Soviet Russia / Z.
Knox//TheRussianReview,V.1.URL:
https://proxy.library.spbu.ru:2060/10.1111/j.1467-9434.2012.00645.x
73.Tomka, M. Religion, Church, State and civil Society in
Eastern-Central Europe / M. Tomka // Church-State Relations in
Central and Eastern Europe / ed. by I. Borowik. – Cracow : Nomos,
1999. – P. 42–62

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету