Проблемы межрелигиозного взаимодействия в Украине: роль Русской Православной Церкви
В выпускной квалификационной работе анализируется деятельность Русской Православной Церкви в Украине. В ходе исследования выявляется роль Русской Православной Церкви в межрелигиозном взаимодействии в современной Украине. В первой главе рассматривается эволюция развития государственно-церковных отношений в Украине. Во второй главе выявляется и анализируются проблемы межцерковного взаимодействия в Украине.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………….. 3
Глава 1 ИНСТИТУТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В
СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫХ ОТНОШЕНИЙ В
УКРАИНЕ…………………………………………………………………………………………… 12
1.1 Основы взаимодействия Русской Православной Церкви с
государством ……………………………………………………………………………………. 12
1.2 История государственно-церковных отношений в Украине ……. 24
Глава 2 ПРОБЛЕМЫ МЕЖЦЕРКОВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В
УКРАИНЕ…………………………………………………………………………………………… 35
2.1 Деятельность Русской Православной Церкви и других
церковных организаций в Украине ………………………………………………… 35
2.2 Место Русской Православной Церкви после 2014 года …………….. 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………….. 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………………….. 61
Актуальность исследования. В современных мировых
политических процессах все более активную роль играют религиозные
организации. Они становятся влиятельными участниками международных
отношений в глобализирующемся мире. Для современной Украины
проблема межрелигиозного взаимодействия является актуальной.
Исторически так сложилось, что на территории страны сосуществует
несколько крупных объединений людей, приверженных различным
конфессиям и религиозным организациям. В связи с этим тесные
взаимоотношения между ними, частое взаимодействие с ними органов
государственной власти указывают на активную роль этих акторов в
жизнедеятельности граждан Украины. Согласно официальной статистике,
в Украине действуют религиозные организации 55 вероисповедных
направлений, но подавляющее большинство верующих — православные
христиане.
В заключении нужно сказать, что Русская Православная церковь на
всем протяжении истории играла важную роль в жизни общества и
государства. При содействии Церкви оформилось первичное
административное деление всех современных государств, в том числе и
Украины, она имеет непосредственно влияние на формирование
исторического, политического, культурного, социального и, в некоторой
степени, экономического развития страны.
Впрочем, на современном этапе данное влияние ограничилось лишь
культурной составляющей общества, а все остальные сферы заняло
государство. Такая ситуация сложилась с историческим развитием как
церковного аппарата, так и государственного. В Украине фактором влияния
на религиозную ситуацию до обретения независимости являлись внешние
акторы, такие как Польша, Российское, а затем и Советское, государство, в
некотором роде Византия, а затем Османская империя. Данные акторы
непосредственно повлияли на современную религиозную ситуацию в
Украине, где существует территориальное разделение сферы влияния
различных религий, где католичество и греко-католицизм сильны на западе
страны, ислам и иудаизм на юге, а православие на юго-востоке и центре
страны.
Также стоит отметить внутренние факторы развития религиозной
специфики Украины, где постоянное стремление к независимости вылилось
в желание создать собственную Церковь вне влияния зарубежных акторов.
Действительно, именно в Киеве зародилось русское православие, центр
которого затем переместился в Москву. Именно эта идея живет в умах
украинцев и их политической элиты, к чему они постоянно апеллируют.
Хоть и первая попытка создать автокефальную Церковь в Украине
была еще в 20-х годах прошлого века, она не имела успеха в связи с
приходом к советской власти и присоединению к СССР, в котором если и
допускалась возможность существования верований, то только самой
крупной и той, что можно манипулировать, то есть Русской Православной
Церкви.
Вторая попытка получения автокефалии приходится на 90-е годы 20
века, однако она привела лишь к церковному расколу, который усугубил
конфликты украинского общества. Связано это уже с окрепшим влиянием
РПЦ на каноничные для нее территории, а также с либерализацией
политики, как в России, так и в Украине. Церковь была отделена от
государства, а контроль за ней снят, теперь в ее дела государство не могло
вмешиваться, соответственно, вопросы юрисдикции решались только РПЦ
и другими Поместными Церквами. Отказ от предоставления автокефалии
привел к тому, что вместо одного патриархата в Украине появилось два, а
вместо двух православных организаций (УАПЦ и УПЦ МП) – три (еще
УПЦ КП).
После распада Советского Союза РПЦ выступила в качестве
интеграционного начала, под влиянием которого попали все бывшие
республики СССР. Она стала проводить политику доверительных
отношений со светской властью в новых государствах, играя роль
стабилизирующего фактора в стране. В целом, в годы после распада Церкви
удалось наладить отношения с новыми властями, населением и другими
религиозными организациями, вернув часть утраченного в советские годы
имущества и восстановив свой авторитет. Однако в связи с либерализацией
политики в отношении религиозных организаций у РПЦ появились новые
проблемы и конфликты, главным из которых стал конфликт в Украине.
Дальнейшие переговоры по объединению церковных организаций в
Украине не увенчались успехом, как между УПЦ МП и УПЦ КП, так и
между УАПЦ и УПЦ КП. Связано это было с различными целями сторон, а
также путем их достижения. Кроме того, у каждого актора существовали
взаимные претензии друг к другу, а на уступки никто не хотел идти, так как
это несло определенные потери для них. Так, РПЦ потеряли бы свою
каноничную территорию, УАПЦ и УПЦ КП – возможность реализовать
независимость Церкви для Украины без потери своих собственных позиций
и власти. Также стоит отметить, что политическая элита подпитывала эти
разногласия своими действиями, например, посещение кандидатами в
президенты Украины всех религиозных организаций без отдачи
предпочтения какой-либо из них. То есть, со стороны церковных
представителей шла борьба за поддержку государства в своих начинаниях,
что, в целом, нарушает закон о невмешательстве государства в дела
религиозных организаций.
Однако после смены власти в 2014 году, когда руководство страны
окончательно определилось со своим вектором развития в сторону Европы,
изменилось и отношение к религии. В связи с обострением отношений с
Россией вновь заговорили о создании единой и независимой Церкви в
Украине. Хотя данный проект был политическим маневром Петра
Порошенко перед предстоящими выборами, он был реализован вопреки
критике самой крупной религиозной организации в Украине УПЦ МП, а
также вопреки результатам различных исследований, в которых говорилось
о возможном ухудшении не только религиозной ситуации в стране, но и
социальной.
Проект, в итоге, был реализован при поддержке
Константинопольского Патриархата, который, в свою очередь,
поддерживало руководство США, считая, что таким образом сумеет
выдавить идеологическое влияние России из Украины, в частности, и
пошатнет ее позиции в мире, в целом. Также Константинополь преследовал
свои цели: вернуть в свою сферу влияния Украину, при этом оторвав ее от
РПЦ, и вывести свой статус на принципиально новый уровень в отношении
остальных Поместных Церквей, став последней судебной инстанцией в
церковных спорах.
Однако данные цели не реализовались полностью. Так, позиции РПЦ
и России пошатнулись в Украине и в мире, но это произошло скорее из-за
других причин нежели из-за создания ПЦУ. Идеологическое влияние
России и РПЦ на ряд территорий Украины не изменилось, в некотором роде
даже усилилось. Константинополь, предоставляя Томос об автокефалии
ПЦУ, указывала на преодоление церковного раскола в Украине и
восстановление исторической справедливости. Но из-за данного действия
раскол вышел за рамки одного государства и Поместной Церкви, став
международным феноменом в мире православия. Так, ряд Церквей
высказался против решения Патриарха Варфоломея, указав, что для
принятия столь сложного и важного указа, нужно было созвать Вселенский
Собор, решив проблему всеми Церквами, а не решением только одной, хоть
и самой первой и уважаемой во всех диптихах.
Кроме того, данный Томос выявил опасные как для Церквей, так и для
государств тенденции к возможности получения независимости и
автокефалии. Например, как в Грузии с вопросом об Абхазской Церкви, в
Сербской Православной Церкви с вопросом об Македонской Православной
Церковью, а также возможностью всплеска национальной агрессии в
Польше со стороны проживающих там украинцев. Также это частично
затрагивает вопрос сепаратизма в самих государствах.
Что касается деятельности РПЦ в Украине через УПЦ МП, то ее роль
в межрелигиозном взаимодействии сводится к тому, чтобы не допустить
потерю влияния в государстве и не допустить дальнейшей эскалации
конфликта во всех его проявлениях. При этом она старается выступать в
качестве объединительной силы, отмечая, что все действия УАПЦ, УПЦ
КП, Константинополя, стран Западной Европы и США являются
разрушительными, так как приводят к эскалации конфликта в Украине,
стараясь при помощи религии пошатнуть позиции России на мировой
арене.
При этом после избрания президентом В.А. Зеленского установился
статус-кво, при котором РПЦ и УПЦ МП будут удерживать свои позиции,
стараясь добиться непризнания каноничности и правомочия Томоса, а ПЦУ
и ее сторонники – усиливать свои позиции и, в отличие от РПЦ, пытаться
добиться их признания другими Поместными Церквами. В целом, из-за
вмешательства власти в дела религиозных организаций и превращения
ПЦУ в инструмент манипуляции многое будет зависить от политики В.А.
Зеленского и его аппарата управления.
1. Баранов, Н.А. Русская православная церковь как актор сетевого
взаимодействия. / Н.А. Баранов // Человек. Сообщество.
Управление. Научно-информационный журнал, Краснодар, 2013.
– №1. – С.58-69.
2. Бартош, Г. Отношение к «украинскому Томосу» Поместных
Церквей. URL: https://spzh.news/ru/zashhita-very/56388-otnoshenije-
k-ukrainskomu-tomosu-pomestnyh-cerkvej-polozhenije-na-oktyabry.
3. Безбородов, М. И. Международная деятельность Русской
ПравославнойЦеркви:внешнеполитическиепозициии
сотрудничество с государством // Социум и власть. 2010. №3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnaya-deyatelnost-
russkoy-pravoslavnoy-tserkvi-vneshnepoliticheskie-pozitsii-i-
sotrudnichestvo-s-gosudarstvom
4. Безнюк, Д.К. Постсоветское пространство: религия как
социально-политический проект. // Социология. – 2011. – N 1. – С.
68-74.
5. БудкинВ.Государствоирелигиянапостсоветском
пространстве. // Журнал Кавказ и глобализация, No5, 2007. //
Научнаяэлектроннаябиблиотека“Киберленинка“.URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvo-i-religiya-na-
postsovetskom-prostranstve
6. Васильева, О.Ю. Русская Православная Церковь. XX век. /
О.Ю. Васильева, А.Л. Беглов, А.В. Журавский – Сретенский
монастырь, 2015. – 800 с.
7. Васильева, О.Ю. Русская Православная Церковь в политике
Советского государства в 1943-1948 гг.: дисс. док. ист. наук:
07.00.02 / О.Ю. Васильева – Москва, 1998. – 294 с.
8. Верховский А. М. Политическое православие: Русские
православные националисты и фундаменталисты, 1995–2001 гг. //
Александр Верховский. — М.: Центр «Сова», 2003. – 316 с.
9. Вовченко, Б.В. Церковь и государство в социальной концепции
Русской Православной церкви / Б.В. Вовченко // Государственное
управление. Электронный вестник. – 2010. – № 23. 17 с.
10.Знаменский, П.В. История Русской Церкви. / П.В.
Знаменский,Москва,1998.URL:
https://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenskij/istorija-russkoj-tserkvi-
znamenskij.
11.Иларион, митрополит Волоколамский. Миротворческая
деятельность Русской Православной Церкви: межрелигиозные и
межконфессиональные аспекты //Официальный сайт Московской
Патриархии. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4258596.html
12.Катин, В.И. Типология взаимоотношений церкви и
государства./В.И.Катин//ИзвестияИркутского
государственногоуниверситета.Серия:Политология.
Религиоведение. 2015. С.181-185
13.Кирилл,архиеп.СмоленскийиКалининградский.
Церковь в отношении к обществу в условиях перестройки //
Журнал Московской Патриархии. 1990, No 2. С. 32.
14.Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси.
Об основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве,
свободе и правах человека. // Русская Православная Церковь:
Официальный сайт Московской Патриархии. 2008. 26 июня. URL:
http://www.patriarchia.ru/db/text/428391.html
15.Королев, А.А. Государственно-церковные отношения в
постсоветской России (1991–2000 гг.) / А.А. Королев, О.В.
Мельниченко // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. – 2012. – №27.
– С.725-731.
16.Косенок А., Чернышева Е., Шкуренко О., Козичев Е. Что
нужно знать о расколе православной церкви на Украине. URL:
https://www.kommersant.ru/doc/3485919?fbclid=IwA
R02XMQjnnF2ATxjXi3QQybNFvC7mU4xtWK0luX
TpPgJUsskPRNVsjWUJeU#id1653212
17.Ксенофонтов, В. В. Русский мир и его православное
основание // Социально-политические науки. 2018. №3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/russkiy-mir-i-ego-pravoslavnoe-
osnovanie
18.Кузнецов, В. А. Русская Православная Церковь и
политическое противостояние осенью 1993 года. // Журнал
Церковь и Время, No 59. URL: https://mospat.ru/church-and-
time/1312
19.Куницын,И.А.Правовойстатусрелигиозных
объединенийвсистемегосударственно-конфессиональных
отношений России / И.А. Куницын // Государство и религиозные
объединения.–М.,2007.URL:
http://cddk.ru/gos_i_religia/analit/land/005.htm.
20.Курылев, К. П., Станис, Д. В. Церковный раскол на
Украине как следствие государственного переворота в феврале
2014 г // Постсоветские исследования. 2019. №2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/tserkovnyy-raskol-na-ukraine-kak-
sledstvie-gosudarstvennogo-perevorota-v-fevrale-2014-g
21.
Лункин, Р.Н. Церковь и внешняя политика: от “русского мира”
кглобализации//НаучныеведомостиБелгородского
государственного университета. Серия: История. Политология.
2018.№1.URL:https://cyberleninka.ru/article/n/tserkov-i-
vneshnyaya-politika-ot-russkogo-mira-k-globalizatsii
22.Митр. Макарий. История Русской Церкви / Митр.
Макарий–Москва,1994.URL:
https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/istorija-russkoj-tserkvi.
23.Митрохин,Н.А.РПЦ:современноесостояниеи
актуальные проблемы. // Изд. Новое литературное обозрение, М.
2004 с. 648.
24.Никольский, Н.М. История русской церкви. / Н.М.
Никольский – Издательство политической литературы: Москва,
1983. – 483 с.
25.Одинцов, В.И. Церковно-государственные отношения в
России. / В.И. Одинцов – Москва, 1995.
26.Палинчак,Н.М.Моделигосударственно-церковных
отношений в странах Центрально-Восточной Европы: основные
особенности и динамика изменений / Н.М. Палинчак // Научный
диалог. – 2013. – № 12 (24) : Общественные науки. – С. 157–167.
27.Паращевин,М.А.Конфесcиональныеособенности
геополитических ориентаций населения Украины // Мониторинг.
2016.№5(135).URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/konfescionalnye-osobennosti-
geopoliticheskih-orientatsiy-naseleniya-ukrainy
28.Радзиевский, В. А. Томос раскола как «троянский конь» //
Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. 2019.
№2-2.URL:https://cyberleninka.ru/article/n/tomos-raskola-kak-
troyanskiy-kon
29.Сенюшкин Е. А. Внутриправославные противоречия на
Украине: через инструментализацию религии – к геополитизации
конфликта // АНИ: экономика и управление. 2019. №1 (26). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/vnutripravoslavnye-protivorechiya-na-
ukraine-cherez-instrumentalizatsiyu-religii-k-geopolitizatsii-konflikta
30.Снежкова,И.А.Современнаяконфессиональная
ситуация на Украине: межконфессиональные проблемы и поиски
компромиссов//Власть.2019.№4.URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-konfessionalnaya-
situatsiya-na-ukraine-mezhkonfessionalnye-problemy-i-poiski-
kompromissov
31.Степакова,И.В.Толерантностьиформы
межконфессиональных отношений в современной России / И.В.
Степакова // Каспийский регион: политика, экономика, культура.
Научный журнал, 2007. – № 1 (10). С.78-84.
32.Торшин, А.П. История государственной политики СССР
и России в отношении религиозных организаций в 1985 – 1999 гг.
/ А.П. Торшин – Москва, ОЛМА Медиа Групп, 2010
33.Чаплин, В. А. Состояние и актуальные вопросы церковно-
государственных и церковно-общественных отношений. URL:
http://www.patriarchia.ru/db/text/428423.html
34.Церпицкая, О.Л. Международная деятельность Русской
православной церкви в контексте внешней политики Российской
Федерации в условиях глобализации. // Диссертация., канд.
полит.наук : 23.00.04: Санкт-Петербург, 2003 // Электронная
библиотекаВеда.URL:http://www.lib.ua-
ru.net/diss/cont/126772.html
35.Цыпин, В.А. История Русской Церкви. 1917-1997 / В.А.
Цыпин // Православная электронная библиотека. – 1998. URL:
http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4120.
36.Цыпин, В.А. История Русской Церкви (Синодальный
период) / В.А. Цыпин // Православная электронная библиотека. –
1998.URL:https://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsypin/istorija-
russkoj-tserkvisinodalnyj-period/.
37.Губенко, А. Верховный суд разрешил УПЦ Московского
патриархата сохранить название. / Деловое информационное
пространствоРБК.URL:
https://www.rbc.ru/society/16/12/2019/5df7b2639a79472250d51bb3
38.35% граждан Украины поддерживают создание единой
поместной православной церкви, – Центр Разумкова. URL:
https://risu.org.ua/RU/INDEX/ALL_NEWS/COMMUNITY/SOCIAL
_ QUESTIONING/72529
39.Патриарх Ириней: «Сербский» Афон поддерживает
каноническуюУПЦ.URL:https://spzh.news/ru/news/59919-
patriarkh-irinej-serbskij-afon-podderzhivajet-kanonicheskuju-upc
40.«Томос» стало словом 2018 года в Украине. URL:
https://newsone.ua/news/society/tomos-nazvali-slovom-2018-hoda-v-
ukraine.html
41.Эксклюзив:ДиалогВарфоломея–Кириллапо
украинскомувопросу.Режимдоступа:
https://orthodoxia.info/news/эксклюзив-диалогварфоломея-
кирилла/
42.Кодексадминистративногосудопроизводства
Российской Федерации от 8 марта 2015 г. // Официальный
интернет-портал правовой информации. 2015. 9 марта. URL:
http://www.pravo.gov.ru
43.Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 г. //
Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 4
44.Конституция Украины 28 июня 1996 г. // Ведомости
Верховной Рады Украины (ВВР Украины). 1996. № 30. ст. 141
45.Об общественных объединениях: Закон Украины от 22
марта 2012г. // Голос Украины. 2012. №70
46.Об особенностях пользования Андреевской церковью
Национального заповедника “София Киевская”: Закон Украины от
18 октября 2018 г. // Голос Украины. 2018.
47.Об утверждении Положения о Государственном комитете
Украины по делам национальностей и религий: Постановление
Кабинета министров Украины от 14 февраля 2007 г. //
Официальный вестник Украины. 2007. №12. ст. 419
48.Об утверждении Порядка принятия федеральными
государственнымигражданскимислужащимиФедерального
агентстваРоссийскойФедерацииподеламсодружества
независимых государств, соотечественников, проживающих за
рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству,
на которых распространяются запреты, установленные пунктом 11
части 1 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-
ФЗ”ОгосударственнойгражданскойслужбеРоссийской
Федерации”, почетных и специальных званий (кроме научных),
наград иностранных государств, международных организаций,
политических партий, иных общественных объединений, в том
числе религиозных, и других организаций: Приказ Министерства
иностранных дел Российской Федерации от 16 марта 2017 г. //
Официальный интернет-портал правовой информации. 2017. 25
мая. URL: http://www.pravo.gov.ru
49.ОбутвержденииСтандартапредоставления
административной услуги по регистрации устава (положения)
религиознойорганизациииизмененийкнему:Приказ
Министерства культуры Украины от 18 апреля 2012 г. //
Официальный вестник Украины. 2012. №66, ст. 2721
50.Об утверждении форм отчетности некоммерческих
организаций:ПриказМинистерстваюстицииРоссийской
Федерации от 16 августа 2018 г. // Официальный интернет-портал
правовойинформации.2018.6сентября.URL:
http://www.pravo.gov.ru
51.О внесении изменений в некоторые законы Украины
относительноподчиненностирелигиозныхорганизацийи
процедурыгосударственнойрегистрациирелигиозных
организаций со статусом юридического лица: Закон Украины от
17 января 2019 г. // Голос Украины. 2019.
52.О налогообложении религиозных организаций: Письмо
Главной государственной налоговой инспекции Украины от 24
ноября 1994 г. // Сайт Законодательства стран СНГ. 1994. 24
ноября. URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=32148
53.О передаче религиозным организациям имущества
религиозного назначения, находящегося в государственной или
муниципальной собственности: Федеральный закон Российской
Федерации от 23 июня 2014 г. // Российская газета. 2014.
54.О переименовании религиозных организаций: Закон
Украины от 26 декабря 2018 г. // Голос Украины. 2018
55.О свободе совести и о религиозных объединениях:
Федеральный закон Российской Федерации от 26 сентября 1996 г.
// Российская газета. 1997. №190
56.О свободе совести и религиозных организациях: Закон
Украины от 23 апреля 1991 г. // Ведомости Верховного Совета
Украинской ССР. 1991. №25. Ст.283
57.Основы социальной концепции Русской Православной
Церкви. // Официальный сайт Московской Патриархии. 2008. 9
июня. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html
58.Основные принципы отношения Русской Православной
Церкви к инославию. // Официальный сайт Московской
Патриархии.2008.7июня.URL:
http://www.patriarchia.ru/db/text/418840.html
59.Положение о церковном суде Русской Православной
Церкви (Московского Патриархата). // Официальный сайт
МосковскойПатриархии.2017.2декабря.URL:
http://www.patriarchia.ru/db/text/5082532.html
60.УставРусскойПравославнойЦеркви.//Русская
ПравославнаяЦерковь:ОфициальныйсайтМосковской
Патриархии. URL: http://www.patriarchia.ru/db/document/133114/
61.Бурега, В.В. Церква та держава на постсоціалістичному
просторі: у пошуках парадигми відносин. // Бурега В.В.
ІнформаційнеагентствоУнiан.URL:
https://religions.unian.ua/state/240182-tserkva-ta-derjava-na-
postsotsialistichnomu-prostori-u-poshukah-paradigmi-vidnosin.html
62.Постельжук,О.П.,Кондратюк,М.М.Релігійна
толерантність як засіб запобігання конфесійних протистоянь в
Україні. – Панорама політологічних студій, 2012
63.Преловська, І. Історія Української Православної Церкви
1686-2000. – К., 2010. – 443 с.
64.Рибачук, М. Україна і Росія: спектр міжконфесійних
відносин // Украина и Россия в новом геополитическом
пространстве: Материалы «Круглого стола». К.: Ассоциация
«Україно», 1995. С.138-144.
65.Турiй, О.Ю. Греко-католики, латинники і православні в
Україні: хто є хто? // Поступ, № 182 (626), 4 лист. 2000 р., с. 9.
66.Турiй, О.Ю. Православ’я і греко-католицизм — дві
українські церкви // Макарчук С.А., Турій О.Ю. Український етнос
(історичний розвиток). Тексти лекцій. — Львів: ЛДУ, 1990. —
С.32-50.
67.Турiй, О.Ю. Традиційні Церкви в незалежній Україні:
проблема ідентичности // Ї. Незалежний культурологічний часопис
22, 2001. — С.115—132.
68.Яроцький, П. Свобода буття релігії вконтексті викликів
тоталітаризму і нетолерантності / П. Яроцький // Релігійна
свобода: науковий щорічник / гол. ред. А. М. Колодний. – № 15. –
Київ : УАР, 2010. – С. 161–167.
69.Archbishop Daniel Participates in Synaxis of Hierarchs of The
EcumenicalPatriarchateofConstantinople.URL:
https://www.uocofusa.org/news_180901_1.html
70.Duncan, Peter J.S. Russian Messianism: Third Rome,
Revolution, Communism and After. / Peter J.S. Duncan // Routledge; 1
edition, 2002. – 262 p.
71.Ecumenical Patriarch Bartholomew: “As the Mother Church,
it is reasonable to desire the restoration of unity for the divided
ecclesiasticalbodyinUkraine”.URL:
https://www.patriarchate.org/news-archives/-
/asset_publisher/N2gTPQxXwPlE/content/oikoumenik os-patriarches-
einai-logikon-na-epithymomen-osmeter-ekklesia-ten-apokatastasin-
tes-enotetos-tou-enoukrania-dieremenou-
ekklesiastikousomat?_101_INSTANCE_N2gTPQxXwPlE_languageI
d =en_US
72.Knox, Z. Church, State, and Belief in Post-Soviet Russia / Z.
Knox//TheRussianReview,V.1.URL:
https://proxy.library.spbu.ru:2060/10.1111/j.1467-9434.2012.00645.x
73.Tomka, M. Religion, Church, State and civil Society in
Eastern-Central Europe / M. Tomka // Church-State Relations in
Central and Eastern Europe / ed. by I. Borowik. – Cracow : Nomos,
1999. – P. 42–62
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!