Проблемы правового статуса арбитража
Целью данной работы является изучение правового статуса арбитража, выявление проблем правового статуса арбитража и выявление проблем арбитрабельности арбитража. предметом рассмотрения данного исследования в большинстве своем будет наиболее проблемный момент, а именно проблемы арбитрабельности. Для достижения вышеуказанных целей были поставлены следующие задачи: рассмотрение общей характеристики понятия правового статуса, исследование правового статуса постоянно действующего арбитражного учреждения и отличие от правового статуса третейского суда, анализ правового положения третейского суда в судебной системе РФ, рассмотрение проблем компетенции третейского суда в целом, а также анализ конкретных случаев неарбитрабельности арбитража. Одной из самых актуальных проблем, которой посвящена работа является арбитрабельность. С принятием нового закона и проведением реформы арбитража появилась определенная систематизация арбитрабельных и неарбитрабельных споров, которой не было до этого. Подведомственность дел, которые могут быть разрешены в рамках третейского судопроизводства, ограничена областью частного права. В сферу компетенции третейских судов входит разрешение споров, возникающих между частными лицами по вопросам, которые не затрагивают публично-значимых отношений Реформа арбитража укрепила институт третейского разбирательства на законодательном уровне и дала возможность предпринимателям быть более уверенными при обращении в третейский суд за правосудием.
Осуществление прав и свобод гражданина по своему усмотрению, не должны нарушать права и законные интересы других лиц. Судебная защита на сегодняшний день, одна из самых распространенных форм защиты. Суды переполнены исковыми заявления по самым разным основаниям, начиная с разводов, заканчивая делами о банкротстве. Для того, чтобы разгрузить работу государственных судов, а также основываясь на опыте иностранных государств, в гражданском и процессуальном законодательстве Российской Федерации появляется такой институт, как третейский суд.
Актуальность данного исследования обусловлена развитием рыночной экономики, увеличением числа предпринимателей на рынке. В связи с этим все больше контрактов заключается каждый день, подписывается все больше договоров и совершается все больше сделок между контрагентами. Естественно, как в всегда происходит, чем больше возникает договоренностей между сторонами, тем большее количество споров возникает между ними. Государственные суды сегодня имеют огромную загрузку, дела рассматриваются годами, в связи с чем возникает потребность в институте судопроизводства, не относящегося к государственной власти, который будет быстро и четко выполнять свою работу, в рамках правового поля. Законодатель обеспечил сторонам такую возможность – обращаться в третейский суд, который будет быстро, профессионально и по существу рассматривать гражданско-правовые споры. В мировой практике, такого рода суды имеют большое значение в системе правосудия многих стран.
Так же тема работы актуальна так как идет реформирование судебной системы РФ. И много появляется нерешенных вопросов (например, расширение круга участников правоотношений за счет таких квазиправосубъектных образований, как собрания и органы юридического лица). С развитием общественных отношений и совершенствованием их правового регулирования будут возникать и оформляться новые участники отношений, снова на качественно новом уровне будет ставиться вопрос о правосубъектности. Но это не должно входить в противоречие с основными положениями права и нарушать принцип внутреннего единства, увеличивать число дефектов права. Рассмотрим правовой статус субъектов, которые осуществляют арбитраж (третейское разбирательство) и обеспечивают арбитраж.
Целью данной работы является изучение правового статуса арбитража, выявление проблем правового статуса арбитража и выявление проблем арбитрабельности арбитража. Третейский суд имеет большое количество преимуществ, однако проблемы есть практически в каждом институте. Арбитрабелен ли конкретный спор третейскому суду является дискуссией многих лет. В виду необходимости проведения реформы третейского разбирательства, законодатель принял Федеральный закон «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации», который во многом разъяснил многие проблемные вопросы. Однако даже произошедшая реформа не смогла ответить на ряд давно волнующих вопросов, касающихся арбитрабельности третейского разбирательства.
Объектом данного исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с правовым статусом арбитража, а также компетенция третейского суда.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регулирующие правовой статус арбитража. До момента проведения реформы в 2016 году, в литературе можно было часто найти справедливое замечание о том, что законодателю в полной мере необходимо определить категорию дел, которые компетентны третейскому суду. Специалисты писали, что необходимо установить исчерпывающий перечень дел, которые подведомственны третейскому суду. Проводя реформу третейского разбирательства, законодатель попытался ответить на эти вопросы, однако все равно все вопросы решены не были и сейчас все еще ведется много дискуссий по данной проблеме, хотя придание устойчивости чрезвычайно важно для третейского суда, как института в целом.
Проблемы правового статуса арбитража достаточно велики, чтобы их можно было изложить в одной работе. Именно поэтому предметом рассмотрения данного исследования в большинстве своем будет наиболее проблемный момент, а именно проблемы арбитрабельности.
Для достижения вышеуказанных целей были поставлены следующие задачи: рассмотрение общей характеристики понятия правового статуса, исследование правового статуса постоянно действующего арбитражного учреждения и отличие от правового статуса третейского суда, анализ правового положения третейского суда в судебной системе РФ, рассмотрение проблем компетенции третейского суда в целом, а также анализ конкретных случаев неарбитрабельности арбитража.
Теоретической базой исследования послужили: Конституция Российской Федерации, нормативно-правовые акты Российской Федерации, федеральные законы РФ, диссертационные исследования, в том числе докторские и кандидатские диссертации, научные труды правоведов, правовые статьи, учебная литература, научные журналы.
Методологическую основу магистерской диссертации составляют общенаучные методы познания, такие как метод системного анализа, историко-правовой метод, логический метод, сравнительно-правовой метод, а также формально-юридический метод.
Структура магистерской диссертации соответствует ее объему, предмету, целям и задачам и состоит из введения, двух глав, включающих всего семь параграфов, заключения и списка используемой литературы.
Итак, раскрывая правовой статус субъекта, рассматривается:
1) правовые основы его деятельности;
2) при каких условиях лицо становится субъектом (в первую очередь речь должна идти о вопросах создания данного субъекта);
3) правосубъектность данного лица;
4) условия прекращения его деятельности.
Правовой статус (положение) является стержнем статутных отношений, и только при наличии признаваемой и предоставляемой государством правосубъектности возможно участие в правоотношениях.
В первой главе работы было рассмотрено общее понятие правового статуса. По итогам рассмотрения разных точек зрения ученых, мы пришли к выводу, что единого понятие «правового статуса» у ученых нет. Каждый правовед раскрывают понятие «правового статуса» по-разному.
Второй параграф первой главы был посвящен правовому статусу постоянно действующего арбитражного учреждения. По рассматриваемому вопросу мы пришли к выводу о том, что ПДАУ создаются только при некоммерческих организациях, также описали процедуру получения статуса ПДАУ.
В третьем параграфе первой мы приходим к выводу, что Закон разграничивает понятия «третейский суд» и «постоянно действующее арбитражное учреждение».
Под первым понимаются единоличный арбитр или коллегия арбитров (п. 16 ст. 2 ФЗ N 382). Они осуществляют арбитраж (третейское разбирательство), т.е. «процесс разрешения спора третейским судом и принятия решения третейским судом (арбитражного решения)» (п. 2 ст. 2 ФЗ N 382).
Под вторым – «подразделение некоммерческой организации, выполняющее на постоянной основе функции по администрированию арбитража» (п. 9 ст. 2 ФЗ N 382), т.е. «по организационному обеспечению арбитража, в том числе по обеспечению процедур выбора, назначения или отвода арбитров, ведению делопроизводства, организации сбора и распределения арбитражных сборов, за исключением непосредственно функций третейского суда по разрешению споров» (п. 3 ст. 2 ФЗ N 382).
Аналогия с элементами судебной системы, где выделяются суды как таковые и их аппараты, не вполне уместна, так как там это происходит именно в рамках одного правосубъектного образования, с которым физические лица связаны служебными и трудовыми отношениями.
Вторая глава работы посвящена проблемам третейского судопроизводства. Одной из самых актуальных проблем, которой посвящена работа является арбитрабельность. С принятием нового закона появилась определенная систематизация арбитрабельных и неарбитрабельных споров, которой не было до этого.
Подведомственность дел, которые могут быть разрешены в рамках третейского судопроизводства, ограничена областью частного права. В сферу компетенции третейских судов входит разрешение споров, возникающих между частными лицами по вопросам, которые не затрагивают публично-значимых отношений. Если одной из сторон в споре является представитель публичной власти, либо спор вытекает из отношений, имеющих публично-правовой характер, то третейский суд не вправе разрешать такой спор.
Во второй главе был рассмотрен вопрос арбитрабельности корпоративных споров. Корпоративные споры могут быть арбитрабельны третейскому суду при соблюдении определенных условий. Что касается вопроса рассмотрения спора о недвижимости, то можно сделать вывод, что Конституционный суд своим Постановлением поставил точку в дискуссия по поводу арбитрабельности споров о недвижимости, указав на правомерность рассмотрения третейскими судами исков о признании права собственности на недвижимое имущество.
Реформа арбитража укрепила институт третейского разбирательства на законодательном уровне и дала возможность предпринимателям быть более уверенными при обращении в третейский суд за правосудием.
Вопросы, рассмотренные в данной работе, являются только частью проблем, которые существуют в третейском разбирательстве. Однако автор посчитал их наиболее актуальными и интересными. Задачи, поставленные в работе, были полностью раскрыты, цели достигнуты.
Нормативно-правовые акты и иные официальные документы Российской Федерации:
Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, N 30, ст. 3012.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, N 46, ст. 4532.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 09.03.2015, N 10, ст. 1391.
Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, N 7, ст. 898.
Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.01.1997, N 1, ст. 1.
Федеральный закон от 29.12.2015 N 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 04.01.2016, N 1 (часть I), ст. 2.
Закон РФ от 07.07.1993 N 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже» // Российская газета, N 156, 14.08.1993.
Приказ Министерства юстиции РФ от 27 декабря 2016 г. N 312 «Об утверждении Порядка размещения постоянно действующим арбитражным учреждением на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации, предусмотренной Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации: www.pravo.gov.ru
Приказ Министерства юстиции РФ от 14 октября 2016 г. N 236 «Об утверждении перечня научных специальностей, ученые степени по которым должны иметь не менее одной трети арбитров, включенных в рекомендованный список арбитров постоянно действующего арбитражного учреждения» // Официальный интернет-портал правовой информации: www.pravo.gov.ru
Правила предоставления права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2016 г. N 577 // СЗ РФ. 2016. N 27 (ч. III). Ст. 4478.
Постановление Конституционного Суда РФ от 18.11.2014 N 30-П // Собрание законодательства РФ, 24.11.2014, N 47, ст. 6634.
Постановление Пленума ВАС РФ от 23.03.2012 N 15 «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе» // Вестник ВАС РФ, N 5, май, 2012.
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.12.2010 по делу N А56-40000/2010 // СПС «КонсультантПлюс.
Информационное письмо Арбитражного третейского суда г. Москвы от 18 ноября 2016 г. N 614 «О возможности привлечения в качестве арбитров лиц, имеющих высшее юридическое образование, подтвержденное документами иностранных государств» // СПС «КонсультантПлюс».
Специальная литература:
Книги:
Акмалова А.А., Капицын В.М. Понятие правового статуса субъекта // Теория государства и права: вопросы и ответы: Учеб. пособ. М.: Юриспруденция, 2006. С. 164.
Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 т. Т.2. М., 1982.
Альхименко В.В., Выручаев А.А., Гишковец А.А. и др. Административное право России: Учебник / Отв. ред. Н.Ю. Хаманеева. М.: Проспект, 2011. С. 50.
Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. М.: Эксмо, 2008. С. 177.
Большая советская энциклопедия: в 30 т. / под. Ред. А.М. Прохорова. Т. 24, ч. 1. М., 1976. С. 461
Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Конституционное право России: Учебник для вузов. М.: Дашков и Ко, 2007. С. 178
Комментарий к Федеральному закону «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» (постатейный, научно-практический) / В.Н. Ануров, К.В. Егоров, А.В. Замазий и др.; под ред. О.Ю. Скворцова, М.Ю. Савранского. М.: Статут, 2016. С. 87.
Конин Н.М. Административное право России в вопросах и ответах: Учеб. пособ. М.: Проспект, 2010. С. 23.
Курочкин С.А. Третейское разбирательство и международный коммерческий арбитраж. М.: Статут, 2017. С. 32.
Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. 2-е изд., перераб. И доп. М, 2004 с.592
Нерсесянц В.С. Теория права и государства. М., 2001. С. 239
Поляков А.В., Тимошина Е.В. Общая теория права: учебник. СПб., 2005
Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник. М.: Норма, 2009. С. 207.
Четвериков В.С. Административное право. Ростов н/Д: Феникс, 2004. С. 12.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!