Процесс оценки уровня освоения профессиональных компетенций бакалавров на примере специальности «Землеустройство и кадастры»
В процессе исследования проводился анализ процесса формирования профессиональных компетенций бакалавров, разработка тестовых заданий для измерения профессиональных компетенций бакалавров, измерение профессиональных компетенций бакалавров.
В результате исследования выявлены проблемы в процессе оценке уровня сформированности профессиональных компетенций бакалавров.
Введение ……………………………………………………………………………………………………… 12
1 Понятийная база и изученность проблемы исследований …………………………… 16
1.1 Понятийная база проблемы исследований ……………………………………………. 16
1.2 Анализ развития нормативно-правовой базы в области требований к
компетенциям обучающихся по программам высшего профессионального
образования и процессу их формирования…………………………………………………. 19
1.3 Подходы к оценке компетенций …………………………………………………………… 29
2 Разработка универсальных профессиональных компетенций для направлений
инженерной подготовки ………………………………………………………………………………. 36
2.1 Анализ компетенций по направлению 21.03.02 Землеустройство и
кадастры …………………………………………………………………………………………………… 36
2.2 Разработка универсальных инженерных компетенций …………………………. 48
3 Оценка уровня освоения профессиональных компетенций студентами вуза . 56
3.1 Анализ процесса формирования профессиональных компетенций для
направления 21.03.02 Землеустройство и кадастры ……………………………………. 56
3.2 Анализ существующего процесса оценки уровня освоения
профессиональных компетенций бакалавров в Томском политехническом
университете …………………………………………………………………………………………….. 63
3.3 Выбор подходов к оценке уровня компетенций студентов вуза ……………. 66
3.4 Выбор стратегий оценивания уровня компетенций студентов вуза ……….. 68
3.5 Требования к процессу оценки уровня сформированности
профессиональных компетенций у студентов ……………………………………………. 71
3.6 Шкала измерения уровня сформированности компетенций ………………….. 75
3.7. Измерение уровня сформированности профессиональных компетенций у
бакалавров направления 21.03.02 “Землеустройство и кадастры” ………………. 77
3.8 Рекомендации, направленные на совершенствование процесса
формирования профессиональных компетенций бакалавров направления
21.03.02 “Землеустройство и кадастры” …………………………………………………….. 79
4 Социальная ответственность ……………………………………………………………………… 83
4.1 Корпоративная социальная ответственность вуза …………………………………. 83
4.2 Внутренняя и внешняя корпоративная социальная ответственность вуза 84
4.3 Внутренние и внешние стейкхолдеры корпоративной социальной
ответственности университета…………………………………………………………………… 84
4.4 Влияние диссертационного исследования на стейкхолдеров ……………….. 86
4.5 Нормативные документы регулирования корпоративной социальной
ответственности ТПУ ……………………………………………………………………………….. 88
Заключение………………………………………………………………………………………………….. 90
Список использованных источников ……………………………………………………………. 92
Приложение А ………………………………………………………………………………………….. 99
(справочное) ……………………………………………………………………………………………… 99
Профессиональная подготовка студентов проводится на основе
Федеральных государственных образовательных стандартов высшего
образования (ФГОС ВО), определяющих требования к процессу и результатам
обучения.
С 1 июля 2016 года вступили в силу поправки в Трудовой кодекс об
особенностях применения профессиональных стандартов (далее
«профстандарты») (№ 122-ФЗ от 2 мая 2015 г.). С этого времени, в
соответствии со ст. 195.3 ТК РФ от 1 июля 2016 г., работодатели должны
применять требования профстандартов к сотрудникам, занимающим должности
и выполняющим определенные трудовые функции, которые отражены в
профстандартах. Следовательно, вузы должны готовить студентов,
компетенции которых не просто соответствуют ФГОС ВО, ООП, но и
профстандартам, которые определяют деятельность специалистов в той или
иной области профессиональной деятельности.
Очевидно, что организация оценки сформированности профессиональных
компетенций у студентов, еще во время обучения в вузе, должна стать одним из
обязательных условий в системе высшего профессионального образования.
Оценка уровня компетентности студентов, при этом, должна объективно
показывать степень их профессиональных компетенций в решении задач из
областей будущей профессиональной деятельности. Такой подход вносит свои
коррективы в систему оценки качества обучения в вузе. При этом, должно
происходить смещение акцентов с контроля усвоения отдельных учебных
дисциплин на контроль степени сформированности требуемых для профессии
компетенций. Проблема оценки профессиональных компетенций в контексте
компетентностного подхода к высшему образованию возникла сравнительно
недавно и является одним из вызовов современного общества. Можно сказать,
что в настоящее время отсутствует методика оценки профессиональных
компетенций студентов. Отдельные вопросы измерения и шкалирования
профессиональных компетенций рассмотрены в работах И.Н. Елисеева, И.А.
Зимней, В.Н. Михелькевича, И.В. Сибикиной, Ю.Г. Татура, А.В. Хуторского и
других. Но в целом данный вопрос является еще недостаточно проработанным.
В связи с этим, целью магистерской работы является совершенствование
процесса оценки уровня сформированности профессиональных компетенций у
студентов бакалавриата направления 21.03.02 «Землеустройство и кадастры».
Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ понятийной и нормативно-правовой базы,
определяющей и регламентирующей требования к компетенциям бакалавров,
процессам их формирования и оценивания.
2. Провести анализ соответствия компетенций по направлению
21.03.02 «Землеустройство и кадастр» требованиям организаций по
международной и профессионально-общественной аккредитации.
3. Разработать укрупненные профессиональные компетенции для
направлений инженерной подготовки.
4. Провести анализ существующего процесса оценки
профессиональных компетенций бакалавров направления 21.03.02
«Землеустройство и кадастры» в Томском политехническом университете.
5. Разработать рекомендации к совершенствованию процесса оценки
уровня сформированности профессиональных компетенций студентов
бакалавриата направления 21.03.02 «Землеустройство и кадастры».
6. Провести оценку уровня сформированности профессиональных
компетенций студентов бакалавриата направления 21.03.02 “Землеустройство и
кадастры”.
7. Разработать рекомендации, направленные на совершенствование
процесса формирования профессиональных компетенций студентов
бакалавриата направления 21.03.02 “Землеустройство и кадастры”.
Объектом исследования является оценка профессиональных компетенций
студентов бакалавриата.
Предмет исследования – процесс оценки сформированности
профессиональных компетенций студентов бакалавриата.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы
исследования:
– теоретические: анализ литературных источников и нормативных
документов;
– эмпирические методы: тестирование, анализ результатов тестирования
студентов, педагогический эксперимент;
– статистические непараметрические методы обработки данных.
Перечисленные методы исследования, взятые в совокупности,
обеспечивают достоверность полученной информации.
Экспериментальная база исследования: учебные планы, основные
образовательные программы, студенты направления 21.03.02 «Землеустройство
и кадастры» с 1 по 4 курс.
Результаты исследования будут внедрены в оценку профессиональных
компетенций студентов бакалавриата Отделения геологии Инженерной школы
природных ресурсов Национального исследовательского Томского
политехнического университета.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в
использовании деятельностного и междисциплинарного подходов при оценке
уровня сформированности профессиональных компетенций студентов
бакалавриата.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в
совершенствовании существующего процесса оценки уровня
сформированности профессиональных компетенций, который позволит
оценивать профессиональные компетенции студентов в процессе их обучения и
адаптировать образовательный процесс для повышения качества обучения.
Степень внедрения: разработанная система оценки профессиональных
компетенций бакалавров была апробирована на студентах направления 21.03.02
«Землеустройство и кадастры» с 1 по 4 курс.
Область применения: результаты магистерской работы планируется
использовать для совершенствования процесса формирования
профессиональных компетенций бакалавров направления 21.03.02
“Землеустройство и кадастры”.
1 Понятийная база и изученность проблемы исследований
1.1 Понятийная база проблемы исследований
Исследования, проведенные в магистерской диссертации, позволяют
сделать следующие выводы:
1. Анализ понятий “компетенция”, “компетентность”,
“профессиональные компетенции” показал, что в эти понятия авторы
вкладывают различный смысл. При проведении диссертационного
исследования в понятие “профессиональная компетенция” вкладывается опора
на реальную жизненную практическую деятельность, комплексность и
проблемность.
2. Анализ ФГОС показал, что в данном документе отсутствуют
требования к процессу оценки профессиональных компетенций студентов и
выпускников. Переход на новую редакцию ФГОС требует совершенствования
процесса оценки профессиональных компетенций.
3. Анализ компетенций по направлению 21.03.02 “Землеустройство и
кадастр” показал их несоответствие требованиям международной и
профессионально-общественной аккредитации.
4. Нами разработаны укрупненные профессиональные компетенции
для направлений инженерной подготовки, которые соответствуют требованиям
международной и профессионально-общественной аккредитации.
5. Анализ существующего процесса оценки профессиональных
компетенций бакалавров направления 21.03.02 “Землеустройство и кадастры”
показал его несовершенство, так как он направлен только на оценку знаний,
умений и навыков, сформированных по отдельным дисциплинам, такой подход
невозможно использовать для оценки сформированности профессиональных
компетенций у студентов.
6. Разработаны рекомендации к совершенствованию процесса оценки
уровня сформированности профессиональных компетенций бакалавров
направления 21.03.02 “Землеустройство и кадастры”, которые основаны на
деятельностном подходе и непрерывном мониторинге их формирования в
течение всего образовательного процесса в вузе.
7. Оценка уровня сформированности профессиональных компетенций
бакалавров направления 21.03.02 “Землеустройство и кадастры” коррелирует с
кредитными весами (объемом времени) по курсам учебного плана по
направлению 21.03.02 “Землеустройство и кадастры”.
8. Предложены рекомендации, направленные на совершенствование
процесса формирования профессиональных компетенций бакалавров
направления 21.03.02 “Землеустройство и кадастры”, которые заключаются:
в последовательности и поэтапности обучения (в учебном плане
должна прослеживаться междисциплинарная связь и
преемственность учебных дисциплин);
непрерывном мониторинге, результатов, достигнутых студентами;
в случае необходимости, проведения корректировки
образовательного процесса с выстраиванием индивидуальных
образовательных траекторий.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!