Проект «Один пояс-один путь» в системе публичной дипломатии Российской Федерации и КНР

Цюй Чан
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В исследовании выявляются возможности использования инструментов публичной дипломатии Россией и Китаем в процессе их взаимодействия в проекте «Один пояс – один путь». Автором выявлены внешние вызовы, контрмеры и перспективы дальнейшего российско-китайского сотрудничества в рамках проекта «Один пояс – один путь».
В работе рассматриваются теоретическая значимость публичной дипломатии и других схожих концепций, а также всесторонне анализируются культурные, политические и экономические обмены между Китаем и Россией в период с 2013 по 2019 годы, чтобы определить значение использованных Россией и Китаем методов публичной дипломатии для российско-китайских отношений и развития проекта «Один пояс – один путь». В исследовании широко используются российско-китайские двусторонние соглашения, совместные заявления, совместные коммюнике руководителей России и Китая, документы национального уровня России и Китая, данные авторитетного китайского информационного агентства «Синьхуа», официального информагентства правительства КНР, и публикации на страницах газеты «Жэньминь жибао» и других периодических изданий КНР. В исследовании делается вывод о том, что российско-китайские отношения на современном этапе находятся на исключительно высоком уровне, всеобъемлющее стратегическое партнерство Китая и России совершенствуется с каждым годом, и в долгосрочной перспективе китайско-российское сотрудничество в рамках проекта «Один пояс – один путь» приведет к экономическим, политическим и культурным изменениям в регионе. У масштабного китайского мегапроекта есть ряд вызовов и проблем, которые в ближайшее время предстоит решить. Это и слабая инфраструктура региона, и недостаточно разработанные способы сообщения, и культурные различия стран-участниц проекта, и многое др. Тем не менее, на данный момент Россия и Китай не собираются замораживать сотрудничество в рамках инициативы. Напротив, стороны стремятся наращивать стратегическое партнерство и выводить двусторонние отношения на новый уровень.

“Стратегический проект «Один пояс – один путь» — это самый масштабный мегапроект Китая, предложенный мировому сообществу за последние несколько лет. Проект был оформлен в 2013 г. и сразу собрал вокруг себя внимания около 100 государств и международных организаций. Более сорока стран подписали с Китаем соглашения о сотрудничестве.”
Проект сразу начал набирать популярность, потому что базу инициативы составляют принципы открытости, толерантности и взаимной выгоды. Глава государства регулярно стремился отразить в своих выступлениях нежелание КНР становиться региональным лидером. Государство не мыслило категориями доминирования и превосходства. Также Китай не желал навязывать другим странам своё видение геополитики или экономики. Пекин стремился дистанцироваться и от исключительно идеологического подхода в рамках стратегической инициативы, т. к. понимал, что встретится со шквалом критики в свой адрес. “Таким образом, китайское руководство по сей день формирует благоприятный, равноправный и взаимовыгодный образ своего проекта «Один пояс – один путь».”
У российско-китайских отношений богатая история. В своём развитии двусторонние связи государств прошли множество этапов. “На сегодняшний день сотрудничество между Россией и Китаем достигло уровня всеобъемлющего равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия.”
Последние несколько лет в российско-китайских отношениях утвердилась тенденция к наращиванию взаимодействия. Об этом свидетельствуют многочисленные перекрёстные формы взаимодействия, например, «Год русского языка в Китае» (2009) и «Год китайского языка в России» (2010), «Годы обменов российских и китайских СМИ» (2016), «Китайско-Российский фестиваль молодежной культуры и искусства» (2019).
В рамках проекта «Один пояс – один путь» Россия стала важным партнером Китая. Российско-китайское сотрудничество в этой сфере обещает государствам множество преференций: в области энергетики, логистики, инфраструктуры, торговли, инвестиций и освоения ресурсов.
Укрепление отношений с Китаем стало необходимостью для России. В условиях кризисных 2014-2015 гг. государство нуждалось в поисках новых международных партнеров. Китайская экономика является одной из самых сильных в мире. Поэтому экономические контакты с таким партнером крайне выгодны для России. К тому же у двух государств сложился похожий взгляд на современную международную арену: на западные государства, международные организации и мировых лидеров. В этой ситуации сотрудничество России и Китая – явление геополитической важности.
Ряд западных государств тревожно относится к стратегической инициативе «Один пояс – один путь» и укреплению российско-китайских отношений. Тем не менее, последние несколько лет страны Европейского Союза стремятся найти своё место в рамках реализации китайского мегапроекта: регулярно ведутся переговоры об участии ЕС в Новом Шелковом Пути.
Актуальность диссертационного исследования: трудно переоценить международное значение китайского мегапроекта: геополитика евразийского региона в случае реализации инициативы может значительно измениться. Более того, важно понимать, какие внешние вызовы опасны для проекта и почему. Помимо этого, следует учитывать и перспективы проекта. Поэтому анализ российско-китайских отношений в данной сфере видится крайне актуальным и необходимым.
Объект диссертационного исследования: методы публичной дипломатии, принятые Россией и Китаем в рамках проекта «Один пояс – один путь».
Предмет диссертационного исследования: методы и инструменты публичной дипломатии, используемые Российской Федерацией и Китаем в рамках проекта «Один пояс – один путь», а также внешние вызовы, контрмеры и перспективы инициативы.
Цель диссертационного исследования: хронологизация и систематизация использования Россией и Китаем методов публичной дипломатии, выявление внешних вызовов проекта, контрмер и перспектив дальнейшего сотрудничества.
Задачи, выделенные в данной работе:
Охарактеризовать сущность понятия «публичная дипломатия» в научном дискурсе, в частности, в китайско-русском политическом дискурсе;
Проанализировать использование публичной дипломатии Россией и Китаем в хронологическом порядке в рамках проекта «Один пояс – один путь», а именно: использование “пиар-дипломатии”, “медиа-дипломатии” и “гуманитарного сотрудничества”;
Определить значение использованных Россией и Китаем методов публичной дипломатии для российско-китайских отношений и развития проекта «Один пояс – один путь»;
Определить перспективы использования методов публичной дипломатии для проекта «Один пояс – один путь» и российско-китайских отношений;
Выявить внешние вызовы проекта «Один пояс – один путь» и контрмеры по отношению к ним;
В рамках инициативы «Один пояс – один путь» сформулировать рекомендации по использованию публичной дипломатии Россией и Китаем.
Хронологические рамки работы – 2013-2019 гг. Данный период выбран потому, что в 2013 г. Китай объявил всему миру о своём мегапроекте. В это же время появляется первая реакция России на китайскую стратегическую инициативу. С 2013 г. по 2019 г. осуществляется кооперация государств в рамках проекта «Один пояс – один путь». Более того, именно этот период характерен стабильным улучшением российско-китайских отношений.
Обзор источников. Источниковая база работы включает разнообразные источники. Во-первых, это российско-китайские двусторонние соглашения, которые определяют правовые рамки межгосударственного сотрудничества и регламентируют механизмы взаимодействия стран, в том числе в проекте «Один пояс – один путь». Эти документы способствовали постепенному созданию правовой платформы российско-китайского взаимодействия в проекте «Один пояс – один путь», в них обозначены важнейшие направления политического, экономического и гуманитарного обмена между двумя государствами.
Во-вторых, документы по развитию Евразийского экономического союза были также важны при изучении взаимодействия РФ и КНР в проекте «Один пояс – один путь».
В-третьих, большое значение имеют совместные заявления, совместные коммюнике руководителей России и Китая, в которых отражен достигнутый консенсус и обозначены новые перспективы российско-китайского сотрудничества. “Эти источники были полезны для изучения позиций России и Китая по вопросам сотрудничества в рамках проекта «Один пояс – один путь» и использования в нем возможностей публичной дипломатии.”
В-четвертых, мы использовали в качестве источников документы национального уровня России и Китая, определяющие их внешнеполитические курсы. Эти документы позволяют понять, какую роль вопросы мягкой силы и публичной дипломатии занимают во внешней политике каждого государства, насколько они разработаны и на решение каких задач направлены.
В-пятых, немаловажное значение имели выступления руководителей КНР и Российской Федерации по вопросам развития проекта «Один пояс – один путь». В этих источниках отражены итоги совместной деятельности стран, содержатся оценки достигнутого, намечаются перспективы сотрудничества.
Также учитывались данные авторитетного китайского информационного агентства «Синьхуа», официального информагентства правительства КНР, и публикации на страницах газеты «Жэньминь жибао», посвященные реализации проекта «Один пояс – один путь», в частности, сотрудничеству России и Китая в этом проекте. Ценным источником явилась и другая китайская периодика, в том числе такие издания, как «Светлая газета» и «Ци Ши», освещающие проект «Один пояс – один путь».
Степень научной разработки темы. С начала проекта «Один пояс – один путь» китайскими учеными было опубликовано довольно значительное число исследований, посвященных этой теме. В этих исследованиях дается всесторонний анализ истории и современного состояния проекта «Один пояс – один путь», выявляется его значение для будущего развития Китая и международных отношений в целом. “Задачи и проблемы, стоящие перед проектом «Один пояс – один путь», рассмотрены, в частности, в работах таких китайских исследователей, как Г. Чен, К. Ву, Л. Хуэй.” Авторы анализируют современную экономическую и политическую ситуацию, на основе которой определяются причины этой масштабной инициативы и раскрываются ее преимущества для КНР и других участников. “По мере углубления сотрудничества России и Китая в рамках проекта «Один пояс – один путь» китайские исследователи все чаще стали обращаться к этой теме в целом или к ее отдельным аспектам, например, взаимодействию в области образования, культуры, СМИ. Такие подходы представлены, в частности, в публикациях исследователей Б. Вана и Г. Ци.”
“Статья китайских ученых Ш. Ван и Ц. Вань затрагивает весьма актуальную проблему возможной конкуренции между проектами «Один пояс – один путь» и ЕАЭС. В статье также рассматриваются изменения в дипломатических отношениях Китая с другими странами-участниками обоих проектов.”
Среди российских ученых также заметен рост интереса к проекту «Один пояс – один путь». “Российские специалисты исследуют разные аспекты российско-китайского взаимодействия в рамках проекта «Один пояс – один путь», в том числе, обращаются к его эволюции, проблемам и перспективам.” “В работе известного исследователя из СПбГУ Я.В. Лексютиной, например, дан анализ первых результатов российско-китайского взаимодействия в рамках осуществления инициативы «Один пояс – один путь».” “Заметен интерес российских исследователей к специфике китайской мягкой силы, публичной дипломатии и народной дипломатии.” Например, при изучении возможности использования инструментов публичной дипломатии в проекте «Один пояс – один путь» мы обращались к статье эксперта Центра Азиатско-тихоокеанских исследований А.В Ломанова, в которой он высказывает идею о том, что Китай стремится использовать проект «Один пояс – один путь» для усиления своего влияния в мире. В целом, российские исследователи довольно часто обращаются не только к изучению актуальных вопросов российско-китайского сотрудничества, но и к их взаимодействию в формате инициативы «Один пояс – один путь».
По сравнению с китайскими и российскими учеными, западные ученые имеют относительно немного возможностей для решения этой темы. Большинство из них обеспокоены экономическим ростом Китая и его влиянием на мировую экономику. Некоторые страны не оценивают государственную дипломатию Китая и проекты «Один пояс – один путь» как высокодипломатические. Среди них некоторые западные страны имеют очень узкое понимание сущности проекта «Один пояс – один путь»: они либо расценивают его как возрождение древнего Шелкового пути, либо просто рассматривают его как инфраструктурный проект, которому не хватает глубокого понимания. Другие страны обеспокоены тем, что «Один пояс – один путь» не соответствует существующим стандартам и правилам, что он нанесет ущерб их собственным интересам и потрясет международную систему. Фактически «Один пояс – один путь» открыт, инклюзивен, прозрачен: Китаю не нужно «начинать новую битву», чтобы свергнуть западные правила. Перед лицом фактов и возможностей все больше и больше западных стран, таких как Великобритания и Франция, активно участвуют в сотрудничестве.
Исследований, посвященных проекту, довольно много, так же, как и работ, посвященных российско-китайским отношениям в рамках этого мегапроекта. В отличие от них исследований, в которых бы содержался анализ применения инструментария публичной дипломатии Россией и Китаем в рамках проекта «Один пояс – один путь», относительно мало. Вопросы публичной дипломатии, изучены довольно хорошо как в западной науке, так и в российской. “Труды таких ученых как С. Мюррей, А. Долинский и др. составили теоретический фундамент при обращении к понятию публичной дипломатии.” Однако в этих работах практически не освещены вопросы использования публичной дипломатии Китая и России, участвующих в проекте «Один пояс – один путь».
Как показывает обзор имеющихся исследований по проблематике проекта «Один пояс – один путь», разработка вопроса о применении Россией и Китаем инструментов публичной дипломатии для его реализации остается пока еще в начальном состоянии, что определило новизну темы. Новизна исследования подтверждается и тем, что до настоящего времени работ как западных ученых, так и китайских, и российских, в которых бы анализировалась роль инструментов публичной дипломатии в проекте «Один пояс – один путь», немного.
В ходе работы применялись следующие методы исследования:
Метод контент-анализа применялся при изучении основных документов и договоров, регулирующих функционирование проекта «Один пояс – один путь». Метод компаративного анализа применялся для сопоставления позиций и интересов России и Китая в рамках проекта «Один пояс – один путь», а также того, как Россия и Китай используют публичную дипломатию. Системный метод позволяет сформировать комплексное видение проекта «Oдин пояс – один путь» в рамках современных международных отношений. Функциональный и институциональный методы применялись для изучения механизмов и институтов публичной дипломатии РФ и КНР. Прогностический метод позволил сформулировать рекомендации и предложения по использованию публичной дипломатии в строительстве проекта «Один пояс – один путь».
Теоретические и практические значение исследования. Данная работа посвящена изучению возможностей применения методов публичной дипломатии в ходе российско-китайского взаимодействия в рамках проекта «Один пояс – один путь». Результаты исследования и выводы позволят уточнить точки совпадения и несовпадения российской и китайской сторон на публичную дипломатию и ее применение в современных международных отношениях. Также в данной работе содержатся новейшие материалы для исследования российско-китайского сотрудничества в проекте «Один пояс – один путь». Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего развития отношений между Китаем и Россией в ряде культурных и экономических аспектов, а также для оптимизации методов, принятых Китаем и Россией в публичной дипломатии.
Структура работы. В Главе 1 рассматривается понятие публичной дипломатии в российском и китайском политическом дискурсе, а также дается оценка дипломатического потенциала проекта «Один пояс – один путь». Глава 2 раскрывает возможности использование методов публичной дипломатии Российской Федерацией и Китаем в проекте «Один пояс – один путь», а именно: пиар-дипломатии, медиа-дипломатии и дипломатии гуманитарных обменов. В главе 3 представлена эволюция участия России в проекте «Один пояс – один путь» в контексте российско-китайских отношений и изучаются перспективы использования методов публичной дипломатии в строительстве проекта «Один пояс – один путь». В главе 4 выявляются внешние вызовы, с которыми сталкиваются российско-китайские отношения в рамках проекта «Один пояс – один путь», и формулируются возможные способы их преодоления с использованием потенциала публичной дипломатии. В Заключении сформулированы основные выводы из проведенного исследования.

Публичная дипломатия – это один из наиболее эффективных инструментов внешней политики современного государства. Сегодня на международной арене именно методы публичной дипломатии играют, зачастую, самую весомую роль.
Российско-китайские отношения на современном этапе находятся на крайне высоком уровне. Всеобъемлющее стратегическое партнерство Китая и России совершенствуется с каждым годом: регулярно заключаются новые соглашения и контракты, осуществляются деловые визиты лидеров, проводятся круглые столы, заседания, совещания и форумы.
Наиболее тесное сотрудничество Китая и России началось в 2010-х гг. Методами публичной дипломатии, культурных и гуманитарных обменов удалось добиться крайне высокого уровня сотрудничества, что, безусловно, положительно отразилось на политическом и экономическом взаимодействии государств.
Масштабная стратегическая китайская инициатива «Один пояс – один путь» стала важной вехой в российско-китайских отношениях, т. к. в рамках кооперации по проекту Россия и Китай добились большого количества соглашений, самое важное из которых – о сопряжении Нового Шелкового Пути с ЕАЭС. Сотрудничество между двумя странами важно не только с экономической точки зрения при реализации масштабных проектов: во многом, решение о создании нового торгового пути должно изменить политическую и экономическую карту Евразии, установить новые торговые связи, увеличить роль Китая и России в регионе. С этой точки зрения можно сделать вывод, что в долгосрочной перспективе китайско-российское сотрудничество в рамках проекта «Один пояс – один путь» приведет к экономическим, политическим и культурным изменениям в регионе.
У масштабного китайского мегапроекта есть ряд вызовов и проблем, которые в ближайшее время предстоит решить. Это и слабая инфраструктура региона, и недостаточно разработанные способы сообщения, и культурные различия стран-участниц проекта, и многое др. Тем не менее, на данный момент Россия и Китай не собираются замораживать сотрудничество в рамках инициативы. Напротив, стороны стремятся наращивать стратегическое партнерство и выводить двусторонние отношения на новый уровень.
Проект «Один пояс – один путь» является одним из наиболее значительных событий последних лет: как для российско-китайских отношений, так и для мира в целом. Стратегическая инициатива в долгосрочной перспективе может значительно изменить геополитический баланс, установить на международной арене новых лидеров и кардинально переменить существующие торговые связи. Тем не менее, на данный момент проект находится в стадии реализации, поэтому, сторонам ещё предстоит встретиться с большим количеством трудностей, которые могут быть преодолены с помощью конструктивного диалога между странами-участницами инициативы.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    Анна Н. Государственный университет управления 2021, Экономика и ...
    0 (13 отзывов)
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уни... Читать все
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уникальности с нуля. Все работы оформляю в соответствии с ГОСТ.
    #Кандидатские #Магистерские
    0 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету