Проект разработки цифрового продукта по профориентации школьников
Объектом исследования является проект разработки цифрового продукта по профессиональной ориентации школьников.
Цель работы – формирование проекта разработки профориентации школьников на основе инновационных технологий.
Был проведен анализ рынка образовательных технологий и программных продуктов в сфере профориентации, сформирован портрет целевой аудитории и определены основные мероприятия по разработке программного продукта и продвижению его на рынок.
Разработка программного продукта будет осуществляться на основе плана, составленного в работе. Результаты работы будут использованы при создании программного продукта как самостоятельного стартап-проекта.
Введение ……………………………………………………………………………………………… 10
1 Теоретические основы профессиональной ориентации и профессионального
самоопределения старшеклассников ………………………………………………………… 13
1.1 Профессиональная ориентация как система, понятие и сущность
профессионального самоопределения ………………………………………………………. 13
1.2 Особенности профессиональной ориентации и профессионального
самоопределения старшеклассников ………………………………………………………… 18
1.3 Анализ влияния профессиональной ориентации на профессиональное
самоопределение ……………………………………………………………………………………… 22
2 Анализ существующих подходов к процессу профориентации школьников27
2.1 Определение критериев эффективности профориентации ……………………. 27
2.2 Основные организационные принципы профориентационной работы …. 33
2.3 Анализ основных подходов к профориентационной работе …………………. 35
3 Формирование проекта разработки цифрового продукта по профориентации
школьников ……………………………………………………………………………………………… 43
3.1 Концепция разработки программного продукта «UseeU»…………………….. 43
3.2 Перспективы коммерциализации программного продукта «UseeU» …….. 52
3.2.1 Объем и емкость рынка продукта, анализ современного состояния и
перспектив развития отрасли, в которой реализуется проект …………………….. 52
3.2.2 Сравнение технико-экономических характеристик создаваемого
инновационного продукта с зарубежными и отечественными аналогами ….. 59
3.2.3 Проектирование бизнес-модели проекта …………………………………………… 66
3.3 План реализации проекта ……………………………………………………………………. 80
3.4 Финансовый план ……………………………………………………………………………….. 88
3.4.1 Финансирование проекта …………………………………………………………………. 88
3.4.2 Основные плановые экономические показатели реализации проекта … 91
4 Социальная ответственность …………………………………………………………………. 97
Заключение ……………………………………………………………………………………………. 111
Список используемых источников ………………………………………………………….. 113
Приложение А The program of professional orientation for school children based
on innovation technologies………………………………………………………………………… 118
Приложение Б Рейтинг РБК …………………………………………………………………… 131
Актуальность проблемы профориентации подрастающего поколения
присутствовала на любом этапе развития общественных структур.
Профориентация является одним из факторов профессионального
самоопределения, соотносясь с последним как внешнее с внутренним.
Профессиональное самоопределение означает процесс индивидуального
выбора субъекта, а профориентация выступает внешним фактором, влияющим
на этот выбор
В условиях быстроменяющихся трендов и цифровой индустрии,
необходимы кадры, способные адаптироваться к любым условиям, диктуемым
рынком, необходимы гибкие и мобильные специалисты, для которых не будет
составлять труда переобучиться и постоянно совершенствоваться. В связи с
этим, возникает необходимость взвешенного и стратегически правильного
выбора профессии, что является одним из главных вопросов для
старшеклассников и их родителей. Отсутствие понятной, логично
выстроенной информации, алгоритма действии и т.д. являются триггерами
ошибочно выбранной траектории профессионального развития, а это, в
совокупности с неосведомленностью и не полными знаниями о будущей
профессии, порождает неудовлетворённость полученной специальностью,
которая, в свою очередь, отражается на текучести кадров, низкой
производительности труда и, как итог, смене трудовой деятельности.
В условиях, когда каждый второй выпускник высших учебных
заведений не работает по своей специальности, мы не можем говорить о том,
что профориентационные мероприятия в системе школьного образования не
работают должным образом. Ретроспектива пути к образованию такого
выпускника вуза, скорее, всего, покажет, что он не реализовал себя либо по
причине того, что неправильно оценил свои силы и не осознал свои истинные
интересы, либо его финансовые и профессиональные ожидания от
специальности не соотносились с реальным положением на рынке труда.
Кроме того, необходимо подчеркнуть, что важность данного
направления осознается в России и на государственном уровне, так как
социальный капитал является стратегическим ресурсом страны «внутри» и на
геополитическом пространстве. В настоящее время в нашем обществе
происходят стремительные изменения – ежегодно появляются десятки новых
профессий, изменяются формы ведения бизнеса. Пандемия оптимизировала
экономическое пространство, сделав его ещё более информационно-
ориентированным, что позволяет внедрять во всем образовательные процессы
цифровые инструменты. И задача профориентации – добиться того, чтобы
выпускник школы хорошо осознавал собственные профессиональные
интересы, возможности и способности, знал, как применить их в поле
открывающихся перед ним возможностей.
В настоящее время вопросы разработки и внедрения эффективных
моделей профориентации активно поднимаются в научных исследованиях и в
педагогической практике. Соответственно, существует достаточно большое
количество подходов к профориентации и ее роли в профессиональном
самоопределении старшеклассников. Выбор подхода на практике определяет
методические разработки профориентационной работы и, соответственно,
напрямую влияет на будущую профессиональную судьбу выпускников школ.
Объектом исследования является проект разработки цифрового
продукта по профессиональной ориентации школьников.
Предметом исследования является процесс создания и
коммерциализации программного продукта.
Цель работы – формирование проекта разработки профориентации
школьников на основе инновационных технологий.
Задачи:
1. Проанализировать профессиональную ориентацию как систему,
понятие и сущность профессионального самоопределения;
2. Проанализировать существующие подходы к процессу
профориентации школьников и определить основные принципы
профориентации;
3. Разработка бизнес-модели цифрового продукта по
профориентации школьников. Оценка экономической эффективности
проекта.
Создание программного продукта для профессиональной ориентации
школьников как новый продукт для рынка нуждается в тщательном анализе
рынка и целевой аудитории. Разработанный программный продукт помогает
школьникам в их профессиональном самоопределении и выборе карьерного
пути.
В ходе работы был проведен анализ рынка образовательных
технологий и программных продуктов в сфере профессиональной, составлен
портрет целевой аудитории и определены основные мероприятия по
разработке программного продукта и продвижению его на рынок, составлен
план.
Разработка программного продукта будет осуществляться на основе
плана, составленного в работе. Привлечение финансирования для реализации
продукта будет осуществлено с применением указанной в работе грантовой
программы.
Методы исследования: общетеоретические (анализ, синтез, сравнение,
обобщение научных исследований и практического профориентационного
опыта).
Новизна исследования и разрабатываемого проекта заключается в
применении технологии Искусственного Интеллекта в разрабатываемом
программном продукте. Результаты работы будут использованы при создании
программного продукта как самостоятельного стартап-проекта. Выполнение
всех поставленных задач позволит оценить экономический эффект от
реализации проекта по внедрению программного продукта для
профориентации школьников.
В рамках выпускной квалификационной работы был сформирован
проект разработки профориентации школьников на основе инновационных
технологий, который представляет собой мобильное приложение с
применением технологий Искусственного Интеллекта.
На начальном этапе работы было внимание к изучению
профессиональной ориентации. Рассмотрены понятия профессионального
самоопределения и профориентации, факторы, влияющие на выбор
современных подростков, представлена классификация подходов и проведен
их сравнительный анализ, выделены критерии эффективности и принципы
профориентационной работы с учащимися школ. На основе изученной
информации был сформирован концепт программы профессиональной
ориентации школьников с учетом современных тенденций развития рынка
образовательных услуг.
Предложенная в рамках данной работы программа представляет собой
программный продукт в виде мобильного приложения «UseeU». Данный
программный продукт предлагает решение важной проблемы – он призван
помочь школьнику выявить направления для дальнейшего профессионального
развития, предложить различные задания для получения практических
представлений о профессиях, предложить направления для развития «мягких»
навыков и обеспечить поддержку со стороны профессионалов и
преподавателей.
Продукт будет «упакован» в удобную для ребенка форму мобильно
приложения, что позволит исключить факт отторжения школьником
предлагаемого задания, поскольку игровая и развлекательная форма позволит
мотивировать пользователя к прохождению курса.
Рынок образования является растущим и привлекательным для
частного бизнеса, доля которого с каждым годом увеличивается. Ежегодно
производятся инвестиции в десятки образовательных стартапов, что говорит о
привлекательности данного рынка. К тому же, приложения по
профориентации находятся на стадии «формирующегося» спроса – это
означает, что рынок еще не переполнен. Анализ конкурентов выявил, что
подобных комплексных решений с указанными в проекте функциональными
возможностями на рынке пока нет. Существующие на рынке решения имеют
ряд своих недостатков и не содержат в своем функционале предложенных в
текущем проекте характеристик.
Целевая аудитория проекта – родители школьников, активно
привлекающие своего ребенка в различные образовательные кружки, школы
и секции. Такие родители готовы приобрести подписку на приложение в
случае, если их ребенок будет максимально заинтересован. Школьник в таком
случае выступает непосредственно пользователем самого приложения и
инициатором покупки подписки, поскольку основной таргет будет направлен
именно на ребенка.
Для обеспечения необходимого уровня продаж важно предложить
активные меры по продвижению продукта. Принимая во внимания
особенности интересов современных школьников и многообразие
существующих методов продвижения продуктов и услуг, был предложен ряд
мер для продвижения программного продукта на рынок. Модель продвижения
сформирована при помощи инструмента AIDA. Предложенные меры
включают в себя продвижение в социальных сетях, как одно из популярных
увлечений школьников.
Анализ экономической эффективности проекта демонстрирует срок
окупаемости проекта через один год с момента начала коммерциализации.
Предложенный программный продукт является потенциально эффективным
для выведения на рынок, поскольку показатель чистой приведенной прибыли
равен 8 940 693, 3 руб., а индекс рентабельности составляет 2,36. Таким
образом, разработанная программа профориентации школьников
рекомендуется к реализации и экономически целесообразна.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!