Проект разработки профориентационного центра для школьников в Томске
Разработка проекта профориентационного центра для школьников в г. Томске, формирование перечня услуг, продвижение центра и оценка эффективности его реализации.В результате исследования разработан проект по созданию профориентационного центра для школьников в г. Томске.
Проект находится на стадии формировании дорожной карты.
Научная новизна состоит в формировании комплексного личностного
подхода к построению карьерного пути школьника.
Введение……………………………………………………………………………………….. 11
1 Теоретические основы профориентации ……………………………………… 14
1.1 Профориентация старшеклассников: сущность, понятия,
характеристики …………………………………………………………………………………….. 14
1.2 Формы и методы молодежной профориентации. ………………… 23
1.3 Существующие системы профориентации.
Проблемы российской системы ……………………………………………………………. 25
1.4 Инновационные подходы к профориентации,
использование инновационных технологий…………………………………………… 28
2 Проект разработки профорриентационного центра в Томске ………. 38
2.1 Актуальность проблемы профориентации школьников …………. 38
2.2 Маркетинговый анализ …………………………………………………………. 44
2.3 Конкурентный анализ …………………………………………………………… 48
2.4 Целевая аудитория ……………………………………………………………….. 50
2.5 Продвижение ……………………………………………………………………….. 57
2.6 Финансовая модель ………………………………………………………………. 59
3. Социальная ответственность ……………………………………………………… 66
3.1 Правовые и организационные вопросы
обеспечения безопасности…………………………………………………………………….. 67
3.2 Факторы внутренней и внешней социальной ответственности . 70
3.3 Производственная безопасность …………………………………………… 72
3.4 Экологическая безопасность ………………………………………………… 77
3.5 Безопасность в чрезвычайных ситуациях ……………………………… 78
Заключение …………………………………………………………………………………… 81
Список использованных источников ……………………………………………… 84
Приложение А. PESTLE анализ …………………………………………………….. 88
Приложение Б. Финансовая модель ……………………………………………….. 91
Приложение В. Раздел ВКР, выполненный на иностранном языке …. 93
В современном мире, в котором постоянно меняются и расширяются
виды деятельности человека, одним из самых главных решений является вы-
бор будущего профессионального вектора. Рождаясь, человек каждый день
сталкивается с многочисленным количеством профессий: от врача в поли-
клинике до продавца в супермаркете, от дворника до ютуб-блогера. Жизнен-
ное пространство предоставляет огромное разнообразие профессиональной
деятельности, среди которого необходимо выбрать именно свое, подходящее
по темпераменту, личностным ориентациям, знаниям, умениям, навыкам.
Выбор профессии как явление возник относительно недавно. Истори-
ческие данные показывают, что у молодых людей совершенно не было выбо-
ра профессиональной деятельности – им приходилось продолжать дело,
начатое их предками, исключая службы в армии или других непредвиденных
обстоятельств или социальных перемен, которые значительно изменяли
структуру общества и делали часть профессий устаревшими и ненужными.
Многие века существовала социально-классовая иерархия, которая вынужда-
ла большинство населения быть загнанным в узкие рамки и практически не
оставляла шанса для того, чтобы не продолжать ремесло родителя, а начать
новое, совсем не изведанное.
Современный этап развития социума показал, что основной из важ-
нейших задач профориентации и профотбора является подготовка высоко-
классных специалистов, которые смогут конкурировать в рамках рыночной
экономики. Тот факт, что большинство населения не всегда соответствует
критериям и требованиям рыночной конкуренции позволяет сделать вывод о
том, что состоянию профориентационной работы в образовательных учре-
ждениях уделяется недостаточно внимания, отсутствуют в штате специали-
сты, которые отвечали бы за этот фронт психологической и социально-
педагогической работы. Сегодня назрела необходимость поставить остро во-
прос не только о внедрении таких специалистов в образовательные учрежде-
ния, а также об активизации и обновлении системы профориентации в шко-
лах.
Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она являет-
ся неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и
ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, тру-
довым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим со-
вершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-
воспитательного процесса. Таким образом, можно сделать вывод о том, что
профориентация является важным моментом как в развитии каждого челове-
ка, так и в функционировании общества в целом [1].
Проблематикой профориентационной работы занимались отечествен-
ные ученые ̶ К. Гуревич, А. Голомшток, Е. Климовым, Т. Кудрявцев, Б. Ло-
мов, А. Маркова, К. Платонов, Н. Пряжников, М. Ретивых, В. Симоненко, С.
Чистякова и другие.
Зарубежная наука, связанная с проблемами профессиональной ориен-
тации учеников ощеобразовательных учреждений, располагает исследовани-
ями Ф. Парсонса, З. Фрейда, А. Маслоу, К. Роджерса, У. Джейда, Д. Сьюпе-
ра, А. Анастази, Л. Тайлора, Д. Голланда и др.
Профессиональной трудовой деятельности предшествует правильный
выбор направления. И это очень значимый этап, так как заключается в широ-
ком выборе возможностей.
В России существующая система профессиональной ориентации утра-
тила свою актуальность, так профоиентационные тестирования в большин-
стве случаев были написаны для советской экономики. С тех пор экономика
изменилась, изменились и востребованные специальности, технологический
прогресс продвинулся дальше. Все это накладывает ограничения на исполь-
зование старой системы профориентации.
Объект исследования – проект по созданию профориентационного
центра. Предмет исследования – профориентация и профотбор.
Целю выпускной квалификационной работы является создание проек-
та по разработке профориентационного центра в Томске. Для достижения по-
ставленной цели необходимо решить следующие задачи:
провести анализ рынка профориентационных услуг в России;
провести конкурентный анализ;
сформировать портрет целевой аудитории;
сформировать стратегию продвижения;
разработать план проекта;
сформировать финансовый план дать оценку его эффективности.
В исследовании были использованы следующие методы: PPETLE-
анализ, SNW-анализ, конкурентный анализ, маркетинговые исследование,
социальный опрос, сравнение и т.д.
Научная новизна состоит в формировании комплексного личностного
подхода к построению карьерного пути школьника. Практическая значи-
мость заключается в том, что работа представляет собой план по реализации
бизнес идеи, готовой к реализации.
Работа была представлена перед экспертами Свободной экономиче-
ской зоны, получены положительные отзывы и рекомендации по реализации.
Исследуя тему профориентации можно сделать вывод, что это поня-
тие является многоаспектной, целостной системой научно-практической дея-
тельности общественных институтов, ответственных за подготовку подрас-
тающего поколения к выбору профессии.
Профориентация находится на стыке многих наук таких, как социоло-
гия, педагогика, психология, экономика и многих других, и нуждается в ком-
плексном подходе для более эффективного разрешения своей главной задачи ̶
помощи населению, в целом, и личности, в частности, в нахождении себя как
профессионала.
За период своего существования в профориентации как научной дис-
циплине и практической деятельности появились собственные методы и
формы работы: как традиционные, так и инновационные, которые помогают
не только предоставить информацию по вопросу самоопределения, но и
практически подобрать соответствующую личностным характеристикам че-
ловека профессию и специализацию.
Реалии современности требуют внесение изменений в подходы к про-
фориентационной работе. Необходимо разумное сочетание в решении кон-
кретных задач, а также и задач, ориентированных на будущее, использование
разных форм и методов работы, постоянное повышение квалификации, по-
вышение готовности самоопределяющейся личности к самостоятельному и
осознанному решению своих карьерных вопросов.
В «век научно-технического прогресса» развитие прикладной науки
происходит очень быстро. Вследствие чего, в повседневную жизнь, бизнес,
производство постоянно внедряются все новые и новые достижения, упро-
щающие и упраздняющие человеческий труд. Из-за чего ситуация на рынке
труда также стремительно меняется. Государство, как один из главных
стейкхолдеров рынка труда, должно регулировать как сферу профессиональ-
ного образования, так и обеспечивать достаточным количеством информации
школьников, стоящих перед выбором профессионального пути. Молодёжи
необходимо понимание, в каком направлении двигаться, какие профессии
востребованы и как долго они будут оставаться таковыми.
Многие школьники не знают, в каком направлении двигаться, куда
поступать, да и в целом не осведомлены о том, какие профессии существуют.
Неосознанный выбор профессионального пути приводит к тому, что 40% вы-
пускников ВУЗов не работают по профессии, многие или недовольны рабо-
той, или меняют профессию.
Возрастает роль мягких навыков. Работодатель готов самостоятельно
обучить соискателя фундаментальным знаниям, отдав предпочтение канди-
дату с более развитыми мягкими навыками. Дополнительные умения стано-
вятся конкурентным преимуществом.
Рынок дополнительного образования продемонстрировал значитель-
ный спад во время пандемии. Однако рынок онлайн дополнительного обра-
зования только вырос. Следовательно, потребность в дополнительных навы-
ках стала возрастать. Эксперты полагают, что за 2021 год рынок полностью
восстановится, и будет стабильно расти.
Цель создания профориентационного центра в том, что он будет вы-
ступать в роли помощника для школьника. Задача центра не только напра-
вить ребенка по подходящему профессиональному пути, но и предоставить
возможность получить навыки, позволяющие раскрыть свой профессиональ-
ный потенциал.
В Томске нет организаций, оказывающих комплексную профориента-
ционную поддержку. Есть организации, устраивающие мероприятия, расши-
ряющие представления детей о мире профессий. Также у томского школьни-
ка, есть возможность пройти профориентационное тестирование и получить
какие-то результаты. Но будут ли эти результаты релевантны действитель-
ным предпочтениям школьника большой вопрос. К тому же, используемые
методы тестирования устарели еще в прошлом веке. Так же стоит отметить,
что профориентационное тестирование – это не одноразовая процедура, по-
сле который расписан весь профессиональный и карьерный путь. профори-
ентация – это процесс, в котором важно отслеживать изменение предпочте-
ний, характера, изменения уровня владения навыками и т.д.
Активно интересуются сферой дополнительного образования родите-
ли, которые заинтересованы в гармоничном развитии ребенка, которые в вы-
боре дополнительной секции или кружка доверяют желанию ребенка. В си-
туации, когда ребенка не ограничивают в выборе и тем более не принуждают
к обучению, он сам заинтересован в подходящем способе развития. Это и яв-
ляется приоритетной целевой аудиторией центра.
Удачным способом взаимодействия с целевой аудиторией является
сотрудничество со школами. Провести классный час или выступить на роди-
тельском собрании хороший способ проинформировать и сразу ответить на
возникшие вопросы. В такой ситуации можно сразу отработать возражения и
получить обратную связь о потребностях родителей. Тем не менее, реклам-
ный бюджет на апробацию интернет каналов продвижения также заложен.
Проведение профориентационного тестирование и дальнейшее обще-
ние со специалистом необходимо проводить очно. Поэтому потребуется по-
мещение для проведения очных встреч.
В разработке финансовой модели учтены следующие расходы: разра-
ботка трех курсов по развитию мягких навыков, разработка профориентаци-
онного тестирования, зарплата специалиста по профориентации, преподава-
телей курса, стоимость разработки логотипа и другое.
Расчет окупаемости сделан исходя из того, что разработка курсов и
начало их преподавания начнется не одновременно. По результатам расчетов
вложенные инвестиции окупятся на пятый месяц функционирования центра,
при условии, что расчет сделан с учетом минимальной загрузки центра.
Один из важнейших критериев оценки инвестиционного проекта –
индекс прибыльности составляет 2,21. Что характеризует проект с положи-
тельной стороны и проект может быть рекомендован инвестору.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!