Профессиональная адаптация военнослужащих срочной службы

Ковалевский Игорь Денисович
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Данная работа посвящена исследованию индивидуально-психологических особенностей военнослужащих срочной службы на примере курсантов военно-морского института – морской корпус Петра Великого военного учебно- научного центра военно-морского флота «Военно-морская академия». В проведенном исследовании были проанализированы результаты психологического тестирования курсантов военно-морского института и военнослужащих проходящих службу по призыву на начальном этапе воинской службы и через полгода после ее начала. Основная гипотеза исследования содержит предположение о том, что влияние индивидуально-психологических особенностей военнослужащих проходящих службу по призыву на уровень адаптации обнаруживается через полгода после начала воинской службы. Всего было обследовано 222 военнослужащих. Сформированы основная и контрольная выборки, выявлена структура предикторов адаптации: социабельность, вовлеченность, эмоциональная устойчивость, дезадаптация, принятие риска, депрессия, компромиссность, стеничность, спонтанность, удовлетворенность жизнью, атипичность. Полученные выводы обоснованы математическими методами обработки данных (множественный регрессионный анализ). Результаты, полученные в работе, могут быть использованы психологами воинских частей.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..5
Глава 1 Теоретические основы и предпосылки изучения процесса адаптации военнослужащих проходящих службу по призыву……………………………..8
1.1 Понятие адаптации: определения, сущность, функции…………………….8
1.2 Психологическая характеристика категории «профессиональная адаптация военнослужащих»……………………………………………………………29
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………..40
2.1Описание выборки исследования……………………………………………40
2.2 Метод и методики исследования……………………………………………41
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ………………………………………. 48
3.1 Общая характеристика выборки, сравнения основной и контрольной группы по однофакторному дисперсионному анализу………………………. 48
3.2 Предикторы уровня адаптации, разница знаков регрессии……………… 52
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………. 60
Приложения………………………………………………………………………74

Актуальность темы исследования. В связи с уменьшением срока службы по призыву военнослужащих срочной службы с двух до одного года и высокой потребности в квалифицированных кадрах, возникает проблема адаптации данной категории военнослужащих к условиям военно-профессиональной деятельности в предельно короткий срок. Проблема усложняется тем, что молодой человек только, что закончивший школу попадает из привычной ему среды в совсем другую, ему не знакомую. Воинская среда ставит перед еще «вчерашними» школьниками, высокие требования, такие как распорядок дня, дисциплина, невозможность всегда удовлетворить свои потребности, использование сложной военной техники и многие другие. Возникают проблемы адаптации к этой среде, и офицерский состав в место того, чтобы заниматься подготовкой данного контингента к военно-профессиональной деятельности, обучению по специальностям на которые назначены военнослужащие вынужден много времени уделять вопросам адаптации. Из-за короткого срока прохождения службы военнослужащими по призыву, не остается времени для подготовки к специальностям. А так как военная служба сопряжена с опасностями, сложной военной техникой это создает предпосылки к возникновению несчастных случает, сбоям в работе техники, и в конечном счете может подорвать боевую готовность частей. А в связи с тем, что армия России еще не перешла на 100% укомплектование военнослужащими проходящими службу по контракту, которые являются уже специалистами, изучение вопросов адаптации военнослужащих срочной службы остается актуальным.
Объект исследования: курсанты Военного института (военно-морского) филиала военного учебно-научного центра военно-морского флота «Военно-морская академия» и военнослужащие срочной службы проходящие службу в части расположенной районах крайнего севера.
Предмет исследования: адаптационные процессы военнослужащих срочной службы.
Цель исследования: выявить психологические предикторы уровня адаптации на начальных этапах военной службы военнослужащих проходящих военную службу по призыву на примере курсантов Военно-морского института ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия».
Гипотезы:
1. Влияние индивидуально-психологических особенностей военнослужащих на уровень адаптации обнаруживается через шесть месяцев после начала прохождения воинской службы (второй временной срез).
2. Влияние предикторов индивидуально-психологических характеристик на показатели уровня адаптации имеют противоположную направленность военнослужащих с высоким и низким уровнем социальной желательности даваемых ими ответов.
Цель и гипотеза определили постановку следующих задач исследования:
Проанализировать научную литературу, выявить предикторы адаптации.
Сформировать основную и контрольную выборки, провести два замера.
Выявить структуру предикторов адаптации для сформированных выборок испытуемых.
Методы и методики:
Методика «Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (А.Г. Маклаков и С.В. Чермянин)»;
Методика «Индивидуально-типологический опросник «ИТО+» (Л.Н. Собчик в модификации К.В. Сугоняева)»;
Методика «Диагностика психического состояния «ДПС-1» (Л.В. Куликов)»;
Тест «Жизнестойкость» (С. Мади в модификации Д.А. Леонтьева).
Выборку составили:
222 военнослужащих.
171 курсант ВМИ-МКПВ ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия»
51 военнослужащий проходящий службу по призыву.
Структура диссертации включает: введение, три главы, заключение, список литературы, приложения.
Подтвердилась первая гипотеза исследования о влиянии индивидуально-психологических особенностей военнослужащих на уровень адаптации в начальный период воинской службы. Индивидуально-психологические предикторы уровня адаптации обнаруживают свое действие через 6 месяцев после начала воинской службы (второй замер психологического обследования).
Подтверждена также вторая гипотеза о том, что влияние предикторов (индивидуально-психологических характеристик) на показатели уровня адаптации имеет противоположную направленность у военнослужащих с высоким и низким уровнем социальной желательности даваемых ими ответов. Противоположные по знаку коэффициенты линейной множественной регрессии имели такие предикторы уровня адаптации, как социабельность, вовлеченность, эмоциональная устойчивость, дезадаптация, принятие риска, депрессия, компромиссность, стеничность, спонтанность, удовлетворенность жизнью, атипичность.

В результате происходящих реформ в вооруженных силах Российской Федерации, одной из основных проблем требующих новых подходов в решении становится поддержание высокого уровня профессионализма в армии. Требования профессионализма предъявляются и к военнослужащим проходящим военную службу по призыву.
Происходящие несколько лет преобразования в вооруженных силах привели к росту уровня профессионализма у военнослужащих, в том числе и у военнослужащих проходящих военную службу по призыву. Военнослужащие по призыву были освобождены от несвойственных для них задач, что привело к увеличению времени на профессиональную подготовку.
Тем не менее, реалии воинской службы существенно отличаются от социокультурных и экономических условий жизни гражданского населения. Поэтому важно выявить личностный ресурс военнослужащих срочной службы, обеспечивающий успех адаптации, и – особенно – на первых стадиях службы. В работе выявлены индивидуально-психологические предикторы уровня адаптации и показаны систематические смещения в оценке влияния этих предикторов в зависимости от тенденций респондентов к даче социально-желательных ответов.
Данная диссертационная работа не претендует на исчерпывающее решение проблемы профессиональной адаптации военнослужащих срочной службы.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Проактивность как предиктор вовлеченности персонала
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Переживание личностью опыта домашнего насилия
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Менеджер онлайн в Telegram Написать