Разработка алгоритмов и выбор регуляторов для управления продуктопроводом с большим транспортным запаздыванием

Хасанов, Михаил Александрович Отделение автоматизации и робототехники (ОАР)
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Работа посвящена разработке алгоритмов и выбору регуляторов для управления продуктопроводом с большим транспортным запаздыванием. Произведен анализ существующих алгоритмов управления реальным объектом с большим транспортным запаздыванием, а также исследование и сравнительный анализ предиктора Смита и пропорционально интегрально дифференциальный регулятора.

Введение ……………………………………………………………………………………………………… 13
1 Литературный обзор …………………………………………………………………………………. 16
1.1 Технологические процессы с транспортным запаздыванием …………………… 16
1.2 Идентификация объекта управления ………………………………………………………. 19
1.2.1 Графический метод идентификации с помощью переходной
характеристики ……………………………………………………………………………………………. 21
1.3 Пропорционально-интегро-дифференцирующие регуляторы ………………….. 24
1.4 Методики настройки ПИД-регулятора ……………………………………………………. 28
1.5 Метод Циглера-Никольса ……………………………………………………………………….. 29
1.6 Влияние запаздывания на устойчивость замкнутой системы …………………… 31
1.7 Регулятор Смита для систем с запаздыванием ………………………………………… 39
2 Объект и методы исследования ………………………………………………………………. 43
2.1 Описание стенда физического подобия технологического процесса и
средств исследования…………………………………………………………………………………… 43
3 Экспериментальная часть работы …………………………………………………………… 48
3.1 Идентификация объекта управления ………………………………………………………. 48
3.2 Исследование и моделирование систем с регулятором Смита и ПИД-
регулятором в среде Matlab Simulink ……………………………………………………………. 50
3.3 Исследование моделей с регулятором Смита и ПИД регулятором на стенде
физического подобия технологического процесса с транспортным
запаздыванием …………………………………………………………………………………………….. 53
3.4 Результаты исследование моделей с регулятором Смита и ПИД
регулятором на стенде физического подобия технологического процесса с
транспортным запаздыванием ……………………………………………………………………… 57
3.5 Выводы ………………………………………………………………………………………………….. 62
4 Финансовый менеджмент, ресурсоэффективность и ресурсосбережение … 64
4.1 Оценка коммерческого потенциала и перспективности проведения научных
исследований с позиции ресурсоэффективности и ресурсосбережения …………. 65
4.1 .1 Потенциальные потребители……………………………………………………….. 65
4.1.2 Анализ конкурентных технических решений ……………………………………. 65
4.2 SWOT-анализ …………………………………………………………………………………… 66
4.3 Структура работ в рамках научного исследования ……………………………….. 68
4.4 Определение трудоемкости выполнения работ …………………………………. 69
4.5 Разработка графика проведения научного исследования …………………… 70
4.6 Бюджет научно-технического исследования (НТИ) …………………………… 72
4.7 Расчет материальных затрат НТИ……………………………………………………… 73
4.8 Расчет затрат на специальное оборудование для научных работ ……….. 73
4.9 Расчет амортизационных расходов …………………………………………………… 74
4.10 Заработная плата исполнителей темы ……………………………………………….. 75
4.11 Отчисления во внебюджетные фонды ………………………………………………. 76
4.12 Накладные расходы ………………………………………………………………………….. 76
4.13 Формирование бюджета затрат научно-исследовательского проекта …. 77
4.14 Определение ресурсной (ресурсосберегающей), финансовой,
бюджетной, социальной и экономической эффективности исследования ……… 77
4.15 Выводы по разделу «Финансовый менеджмент»……………………………….. 79
5 Социальная ответственность …………………………………………………………………….. 81
5.1 Аннотация выпускной квалификационной работы по разделу социальная
ответственность …………………………………………………………………………………………… 81
5.2 Правовые и организационные вопросы обеспечения безопасности ……. 81
5.3 Организационные мероприятия при компоновке рабочей зоны …………. 83
5.4 Анализ вредных и опасных факторов, которые может создать объект
исследования……………………………………………………………………………………………….. 86
5.5 Электромагнитное излучение …………………………………………………………… 88
5.6 Электробезопасность………………………………………………………………………… 89
5.7 Превышение уровня шума ………………………………………………………………… 90
5.8 Искусственное освещение ………………………………………………………………… 91
5.9 Нервно-психические перегрузки ………………………………………………………. 96
5.10 Перенапряжение зрительных анализаторов ………………………………………. 97
5.11 Экологическая безопасность …………………………………………………………….. 97
5.12 Безопасность в чрезвычайных ситуациях ………………………………………….. 98
5.13 Техногенная безопасность ………………………………………………………………… 98
5.14 Безопасность при природных чрезвычайных ситуациях ………………….. 101
5.15 Анализ объекта исследования …………………………………………………………. 102
5.16 Анализ вероятных ЧС, которые может инициировать объект
исследований …………………………………………………………………………………………….. 103
5.17 Обоснование мероприятий по предотвращению ЧС и разработка
порядка действия в случае возникновения ЧС ……………………………………………. 104
5.18 Выводы по разделу «Социальная ответственность» ………………………… 105
Заключение ……………………………………………………………………………………………….. 106
Список литературы ……………………………………………………………………………………. 107
Приложение А …………………………………………………………………………………………… 112
Приложение Б ……………………………………………………………………………………………. 113

На сегодняшний день очень трудно представить многообразие видов
промышленных роботизированных производств без средств автоматизации
технологических процессов, поскольку это значительно упрощает и повышает
эффективность управления различными множеством роботизированных
технологических процессов, а также мехатронных роботизированных
конвейерных линий, что в конечном итоге положительно отражается на
экономических показателях производства. Из этого можно сделать вывод, что
создание средств автоматизированных систем является очень актуальной,
важной и сложной задачей.
Актуальность исследуемой темы обусловлена широким
распространением технологических комплексов с транспортным запаздыванием.
Системы автоматизации характеризуются операциями автоматического
управления: измерения, обработки, синхронизации движущегося объекта с
перенесением обработанной информации на пульт управления. Объем и
сложность современных технологических комплексов, их систем и подсистем
автоматизации в совокупности с системами программного обеспечения
постоянно растут. Успешное функционирование автоматизированных систем
зависит от грамотной постановки задачи с указанием функций системы, которые
должны быть автоматизированы, определением интерфейсов человек-
компьютер, описанием способов взаимодействия системы с ее окружением и т.д.
Запаздывание, являющееся результатом движения какого-либо продукта
по длинным продуктопроводам или конвейерным линиям, называется
транспортным запаздыванием, например, движение вещества в
производственном процессе с определенной скоростью, без каких-либо
изменений его свойств, помимо этого, запаздывание может быть и в
производственных системах регулирования где приборы действуют не
постоянно или с какими-либо перебоями в работе. Расчет подобных систем
способен иметь множество особенностей и специфик. Появление звена
запаздывания в технологической системе дает дополнительные сложности в
управлении и регулировании технологическим процессом, уменьшается запас
устойчивости, ухудшаются показатели качества переходных процессов. В
подавляющем большинстве случаев запаздывание негативно влияет на общую
динамику системы, в результате чего возникают трудности с устойчивостью и
качеством управления.
Однако можно привести примеры и положительного влияния
запаздывания на технологический процесс. Если влияние запаздывания на
динамику процесса незначительное, то им очень часто пренебрегают и такие
технологические процессы называют системами со скрытым запаздыванием.
В ряде случаев пренебречь транспортным запаздыванием в объекте
управления нельзя. Поэтому организации, имеющие на своих производствах
запаздывающие технологические процессы вынуждены искать пути выхода из
ситуации. Они находят такие способы регулирования и управления, которые
учитывают особенности систем с транспортным запаздыванием.
Практикой установлено, что большинство ошибок происходит на
начальном этапе проектирования технических систем (ТС), при разработке
имитационной модели.
Вопросам разработки и внедрения автоматизированных технологических
процессов с запаздыванием уделяется внимание в литературных источниках [1-
2]. Следует отметить, что существуют работы в которых рассматривают методы
исследования подобных систем, например, в источнике [3], а детальное и
настоящее положение дел в этих системах в источнике [4].
Целью настоящей магистерской диссертации является:
– анализ существующих алгоритмов и решений управления, и
регулирования реальными объектами с транспортным запаздыванием;
– исследование и сравнительный анализ предиктора Смита (Регулятора
Смита) и ПИД – регулятора, при управлении стендом физического подобия
технологического процесса транспортировки жидкостного материала по трубе.
Исследование проводится на лабораторном стенде физического подобия
технологического процесса с транспортным запаздыванием, в котором в
качестве звена транспортного запаздывания выступает незаполненный
трубопровод для перемещения жидкостного материала.
Для реализации поставленной цели, необходимо выполнить следующие
задачи:
– сформировать видение об работе различных систем с запаздыванием,
способах их управления и регулирования;
– идентифицировать стенд физического подобия, как объект управления
с апериодическим звеном первого порядка с чистым запаздыванием;
– смоделировать работу системы с запаздывание, включающие в себя
регулятор Смита и ПИД регулятор:
– выполнить настройку коэффициентов регулятора и провести натурные
эксперименты на стенде физического подобия технологического процесса с
транспортным запаздыванием;
– разработать программу управления, реализующую предиктор Смита
и ПИД регулятор;
– сравнить результаты и сделать выводы об возможности применения
регуляторов в технологических процессах с транспортным запаздыванием.
1.1 Технологические процессы с транспортным запаздыванием
Значительную долю в промышленности занимают объекты с
транспортным запаздыванием. Таких примеров можно привести множество. В
основном это производства, где составные части технологического процесса,
находятся на расстоянии друг от друга достаточным для того чтобы, в
технологическом процессе появилось звено запаздывания.
Примером технологического процесса с транспортным запаздывание
является процесс транспортировки сыпучих материалов.
В данном случае процесс начинается с погружения материала в бункер,
откуда он попадает через устройство дозатора на ленточный транспортер, в ходе
перемещения материала по ленточному транспортеру материал попадает в
следующий необходимый узел технологического процесса рисунок 1.1 [5].

В ходе выполнения выпускной квалификационной работы проведён
анализ существующих алгоритмов управления реальными объектами с большим
запаздыванием.
Для управления объектом было предложено использование
классического ПИД-регулятора и специального регулятора для объектов с
запаздыванием – предиктора Смита.
Для настройки коэффициентов регулятора произведена идентификация
объекта управления по кривой разгона. Передаточная функция объекта
управления получена в виде апериодического звена первого порядка с чистым
запаздыванием. Эта же модель использовалась для предиктора Смита.
Для сокращения количества экспериментов на реальном объекте было
проведено моделирование замкнутых систем с ПИД-регулятором и предиктором
Смита. В результате моделирования предиктор Смита показал лучшие
качественные показатели, чем ПИД-регулятор.
Эксперименты на реальном объекте подтвердили результаты
моделирования, но уже не так очевидно.
Оба способа могут быть использованы для управления подобными
объектами и имеют резервы для повышения качества. Для настройки ПИД-
регулятора может быть применён новый метод.
Предиктор Смита для управления объектом с запаздыванием может
повысить качество с совершенствованием математической модели объекта
управления. Работы в этом направлении будут продолжены.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Робот для картографирования местности на базе стереокамеры
    📅 2018год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Универсальный мехатронный модуль для мобильного робота
    📅 2020год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Система навигации автономного мобильного робота для работы на Крайнем Севере
    📅 2020год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Искусственные мускулы на основе капиллярной нити
    📅 2018год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Разработка автоматизированной системы обезвешивания на гибком подвесе
    📅 2021год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Система виденья для людей с нарушением зрения
    📅 2021год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Исследование роботизированной мобильной платформы KUKA youBot
    📅 2018год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)