Разработка и тестирование бизнес-модели для развития стартапа на примере проекта «Онлайн ЦТО»
В работе приведены теоретические основы построения бизнес-моделей и оценки их эффективности. Исследована сфера онлайн-касс, выявлены проблемы и перспективы. На основе проведенной работы была проведена разработка и тестирование бизнес-модели стартап-проекта “Онлайн ЦТО”.
В результате была описана концепция данного проекта, практическая значимость которой заключается в дальнейшем запуске стартапа автоматизированной консультации по онлайн-кассам “Онлайн ЦТО”. Методы исследования включают в себя: конкурентный анализ, анализ научной и бизнес литературы, изучение актуальной практики, сравнение, а также customer development, инвестиционный анализ и unit-экономику.
Введение…………………………………………………………………………………………………. 9
1 Теоретические основы построения бизнес-модели …………………………………. 12
1.1 Современные концепции построения бизнес-модели………………………… 12
1.2 Методология построения бизнес-модели ………………………………………….. 17
1.3 Оценка эффективности бизнес-модели …………………………………………….. 22
2 Анализ сферы онлайн-касс в России: проблемы и перспективы развития .. 32
2.1 Применение онлайн-касс в рамках системы государственного контроля
за оборотом товаров в РФ ……………………………………………………………………… 32
2.2 Особенности онлайн-касс при расчетах с покупателем …………………….. 38
2.3 Возможные сценарии развития сферы онлайн-касс…………………………… 43
3 Разработка, тестирование и оценка эффективности бизнес-модели стартап-
проекта «Онлайн ЦТО» ……………………………………………………………………………. 49
3.1 Описание проекта «Онлайн ЦТО» ……………………………………………………. 49
3.2 Разработка и тестирование бизнес-модели проекта «Онлайн ЦТО» ….. 58
3.3 Оценка эффективности бизнес-модели проекта «Онлайн ЦТО» ……….. 62
4 «Социальная ответственность» ……………………………………………………………… 72
5 «Концепция стартап-проекта» ……………………………………………………………….. 89
Заключение ……………………………………………………………………………………………. 105
Список публикаций студента (магистранта) ……………………………………………. 108
Список использованных источников ………………………………………………………. 109
Приложение А. Раздел ВКР, выполненный на иностранном языке ………….. 115
Приложение Б. Канва бизнес-модели стартап-проекта «Онлайн ЦТО» ……. 132
Приложение В. Анкета глубинного интервью по модели «разовой
консультации» ……………………………………………………………………………………….. 133
Приложение Г. Анкета глубинного интервью по «подписной модели». …… 134
Приложение Д. Скриншот версии сайта «Онлайн ЦТО» …………………………. 135
Приложение Е. Продукт проекта: разовые консультации и подписки ……… 136
Приложение Ж. Расчет unit-экономики проекта «Онлайн ЦТО» ……………… 138
Современный период во многом характеризуется непрерывными
изменениями и неопределённостью. Происходят масштабные преобразования
в экономике, которые характеризуются применением высоких технологий, в
т.ч. информационных. Наиболее сильное развитие получает и сфера услуг. Все
это потребовало создание гибкого и универсального инструмента управления
и разработки продуктов, который позволяет быстро реагировать на внешние
изменения, оставаться конкурентоспособным и предоставлять продукт,
который действительно необходим целевой аудитории, решает его боль.
Таким инструментом становится бизнес-модель. Бизнес-модель является
одним из ключевых факторов успеха продукта и компании в целом.
Конкуренция отходит от сравнений характеристик продукта к более
совершенной бизнес-модели. Суть процесса – замена устаревших моделей на
современные. Появление новых бизнес-моделей на рынке делают прежние
подходы неконкурентоспособными. Быстрый темп изменений вызывает
необходимость постоянного мониторинга и актуализации бизнес-модели.
Кроме самой бизнес-модели очень важным является представление бизнес-
модели в графическом виде, так как в этом случае она становится важным
когнитивным инструментов для управленческих решений.
В России остается множество рынков, которые в течение долгого
времени не испытывают радикальных преобразований. Устройство таких
рынков, бизнес-модели не меняются очень давно. Однако, очень часто
причиной изменений на таких рынках является полная смены
законодательного поля. К таким рынкам можно отнести рынок онлайн-касс и
сопутствующих услуг. До изменений в 54-ФЗ «О применении контрольно-
кассовой техники» в 2016 году рынок ККТ являлся нишевым рынком с
неизменным составом участников, традиционными каналами продаж, уровнем
и количеством сервисов. После революционных изменений в
законодательстве, по сути, появился крупный рынок физических устройств и
широкого спектра ИТ-услуг. Развивается сотрудничество различных
участников рынка, на рынок заходят те компании, которые до этого никак не
соприкасались сданной сферой (например, Яндекс). Из полностью офлайн-
сферы за меньше, чем 4 года она стала практически полностью онлайн-сферой.
При этом, остаются старые проблемы – например, низкое качество
клиентского сервиса, в т.ч. из-за возрастающей монополизации. новой,
реально действующей, бизнес-модели рынку до сих пор не предложено. Новое
законодательство сильно ударило по малому и среднему бизнесу, так как
вырос CAPEX на приобретение оборудования и OPEX на текущее
обслуживание и комиссии. Очень сильно влияет на компании и возникающие
при работе с онлайн-кассами ошибки – это приносит большие убытки, т.к.
продажа без отправки данных в ФНС может грозить штрафами и остановкой
деятельности. Именно по этим причинам появилась необходимость в создании
специализированного сервиса для помощи в решении проблем с онлайн-
кассой «Онлайн ЦТО».
Для того, чтобы бизнес-модель была реально действующей и
масштабируемой, необходимо оценить на начальном этапе. Это необходимо
сделать до этапа, когда будут совершены значительные инвестиционные
вложения в проект. Именно здесь понадобятся современные методики, а
именно, customer development для верификации бизнес-модели и unit-
экономики для оценки эффективности.
Объектом исследования является стартап-проект «Онлайн ЦТО».
Предметом исследования является бизнес-модель онлайн-сервиса
автоматизированной консультации по работе онлайн-касс «Онлайн ЦТО».
Цель работы – разработка и тестирование бизнес-модели проекта
стартапа «Онлайн ЦТО» на рынке онлайн-касс.
Задачи, которые необходимо решить для достижения цели:
1. выявить основы построения бизнес-моделей, провести анализ
инструментов разработки, тестирования и оценки бизнес-модели;
2. проанализировать применение онлайн-касс и проблем этой сфере;
3. разработать и протестировать бизнес-модель стартапа «Онлайн
ЦТО»;
4. оценить бизнес-модель стартапа «Онлайн ЦТО».
В качестве инструментов разработки бизнес-модели были использованы
концепции Александра Остервальдера, а также Н. Ферра и Дж. Даера.
Изучение рынка и потребителей было проведено с помощью методологии
Customer development. Для оценки эффективности бизнес-модели
использовались методы Unit-экономики и инвестиционного анализа. Также,
методы исследования включают в себя конкурентный анализ, анализ научной
и бизнес литературы, изучение актуальной практики, сравнение.
Научная новизна заключается в исследовании рынка онлайн-касс, его
проблем и перспектив развития, в результате чего была выявлена
необходимость создания сервиса автоматизированной консультационной
поддержки.
Практическая значимость результатов данного исследования
выражается в запуске проекта «Онлайн ЦТО» в формате стартапа.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!