Разработка программного обеспечения для оценки сонливости водителя
Представлена разработка программного обеспечения для динамического обнаружения сонливости водителя транспортного средства. Распознавание лиц осуществляется на базе алгоритма Виолы Джонса с использованием каскада классификаторов, построенных на вейвлете Хаара.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………………… 14
1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПРОБЛЕМ В СИСТЕМЕ
АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА …………………………………………………. 17
1.1. Анализ. Факторов, влияющих на безопасность на транспорте ……………… 17
1. 2. Социальная политика информирования населения ……………………………… 19
1.3. Аналитический обзор существующих решений в области безопасности на
дорогах …………………………………………………………………………………………………… 20
2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ
СИСТЕМЫ……………………………………………………………………………………………. 38
2.1 Методология разработки программного обеспечения …………………………… 38
2.2 Классический метод определения лица Виолы-Джонса ………………………… 39
2.3 Этап предварительной обработки ……………………………………………………….. 40
2.4 Обобщенная архитектура предлагаемой системы …………………………………. 45
3. ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕТЕКТОРА ЛИЦ ……………………………………………….. 46
3.1. Исследование и оценка вычислительной эффективности классификаторов
на основе каска Хаара ……………………………………………………………………………… 46
3.3 Метод обнаружения лиц на основе моделирования цвета кожи …………….. 49
4. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМА
ОЦЕНКИ СОНЛИВОСТИ ВОДИТЕЛЯ. ………………………………………………. 55
4.1.1 Этап предварительной обработки …………………………………………………….. 55
4.1.2 Стадия определения положения ……………………………………………………….. 55
4.1.3 Этап оценки обнаружения ……………………………………………………………….. 55
4.2 Каркас пользовательского интерфейса прототипа ………………………………… 56
4.3 Графический интерфейс пользователя …………………………………………………. 57
4.4 Диаграмма вариантов использования ………………………………………………….. 58
4.5 Диаграмма деятельности …………………………………………………………………. 59
4.6 Диаграмма классов………………………………………………………………………….. 62
5. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, РЕСУРСОЭФФЕКТИВНОСТЬ И
РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ …………………………………………………………………….. 64
5.1. Предпроектный анализ………………………………………………………………………. 64
5.1.1 Потенциальные потребители результатов исследования …………………….. 64
5.1.2 Анализ конкурентных технических решений …………………………………….. 65
5.1.3 SWOT-анализ ………………………………………………………………………………….. 66
5.1.4 Оценка готовности проекта к коммерциализации …………………………… 68
5.2 Инициализация проекта ……………………………………………………………………… 70
5.2.1 Цели и результаты проект ………………………………………………………………… 70
5.2.2 Организационная структура проекта ………………………………………………… 71
5.2.3 Ограничения и допущения проекта …………………………………………………… 71
5.3 Планирование управления научно-техническим проектом ……………………. 71
5.3.1 План проекта …………………………………………………………………………………… 71
5.4 Бюджет научного исследования ………………………………………………………….. 74
5.4.1 Сырье, материалы, покупные изделия и полуфабрикаты ……………………. 74
5.4.2 Основная заработная плата ………………………………………………………………. 74
5.4.3 Отчисления на социальные нужды ……………………………………………………. 77
5.4.4 Оплата работ, выполняемая сторонними организациями и
предприятиями ……………………………………………………………………………………….. 77
5.4.5 Затраты на электроэнергию ……………………………………………………………… 78
5.4.6 Итоговый бюджет ……………………………………………………………………………. 78
5.4.7 Реестр рисков проекта ……………………………………………………………………… 80
6. СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ……………………………………………. 82
6.1 Производственная безопасность на стадии разработки программного
обеспечения ……………………………………………………………………………………………. 82
6.1.1 Вредные производственные факторы ……………………………………………….. 84
6.1.1.1. Недостаточная освещённость ……………………………………………………….. 84
6.1.1.2. Монотонный режим работы ………………………………………………………….. 85
6.1.1.3 Повышенный уровень шума ………………………………………………………….. 86
6.1.2 Опасные производственные факторы ……………………………………………….. 87
6.1.2.1 Опасность возникновения пожара ………………………………………………….. 87
6.1.2.2 Опасность поражения электрическим током …………………………………… 88
6.2 Экологическая безопасность ………………………………………………………………. 90
6.2.1 Влияние объекта исследования на окружающую среду ……………………… 90
6.2.2 Мероприятия по защите окружающей среды …………………………………….. 90
6.3 Безопасность в чрезвычайных ситуациях …………………………………………….. 91
6.3.1 Основные чрезвычайные ситуации в офисном помещении…………………. 91
6.3.2 Типичные чрезвычайные ситуации …………………………………………………… 92
6.3.2.1 Пожар (возгорание) ………………………………………………………………………. 92
6.3.3 Действия в результате возникновения чрезвычайной ситуации и мер по
ликвидации последствий …………………………………………………………………………. 92
6.4 Правовые и организационные вопросы обеспечения безопасности ……….. 94
6.4.1 Описание правовых норм для работ, связанные с работой на ПЭВМ ….. 94
6.4.2 Влияние реализации системы на конечных пользователей …………………. 97
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………… 101
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………. 102
ПРИЛОЖЕНИЕ А ……………………………………………………………………………….. 106
Вождение автомобиля – сложная, многогранная и потенциально риско-
ванная деятельность, требующая полной мобилизации физиологических и ко-
гнитивных ресурсов для поддержания работоспособности во времени. Любая
потеря этих ресурсов может иметь драматические последствия, включая
несчастные случаи. Более того, обещание автономных транспортных средств
делает еще более важным определение рабочего состояния водителя. Недавно
было проведено большое количество исследований, как с фундаменталь-
ной точки зрения, так и с точки зрения потенциальных применений . Задача
амбициозная: не только выявлять, но и прогнозировать ухудшение рабочего
состояния водителя. Они применяется для перевозки людей, предметов и мно-
гого другого из одного места в другое.
Для перевозки, безопасность должна быть приоритетом номер один.
При перевозке людей или любого другого предмета мы должны думать о за-
щищенности пассажиров транспортного средства, общественных и частных и
общественных объектов. С начала 2018 года на дорогах России в результате
дорожно-транспортных происшествий (ДТП) погибли около 15 тыс. человек.
Эту информацию распространила ГИБДД в воскресенье, 18 ноября[1]. Они
также утверждают, что число зарегистрированных травм на транспорте увели-
чилось с 11 000 до 13 000 за период. 5 лет до 2018 года. Приведенные выше
статистические данные подтверждают, что в автомобильной и транспортной
промышленности должно быть много улучшений для обеспечения безопасно-
сти и благополучия людей, а также безопасности частной и государственной
собственности.
Существуют всевозможные факторы, которые содействуют дорожно-
транспортным травмам и смертельным случаям. Кое-какие из них теряют
контроль над транспортным средством, превышением скорости, алкоголем,
сонливостью водителя, погодными условиями, условиями транспортного
средства и т. д. (Министерство транспорта Российской Федерации, 2018 год).
Большую часть времени водители не заботятся о своем состоянии до вожде-
ния автомобиля. Несмотря на то, что водитель устал, сонлив или употребил
алкоголь, пытается управлять транспортным средством без какого-либо бес-
покойства. В итоге это приводит к дорожно-транспортным происшествиям,
травмам, гибели людей и материальному ущербу. Существует систем, кото-
рые могли бы предсказать условия водителя до тривиального инцидента, ко-
торый мог бы оказать огромную помощь водителю.
Сонное вождение – серьезная проблема безопасности на шоссе. Если
водителей можно предупредить до того, как они станут слишком сонливыми
для безопасного вождения, можно предотвратить некоторые аварии, связан-
ные с сонливостью. Представление своевременных предупреждений, однако,
зависит от надежного обнаружения. На сегодняшний день эффективность ме-
тодов выявления сонливости ограничена их неспособностью учитывать инди-
видуальные различия.
Являясь важной отраслью интеллектуальных сетевых технологий
транспортных средств, интеллектуальная технология обнаружения сонливого
вождения была введена в документ для распознавания усталостного состояния
водителя транспортного средства и предотвращения дорожно-транспортного
происшествия.
Таким образом, этот проект в основном сфокусирован на сонливости
водителя и на том, как его можно определить с помощью компьютерного зре-
ния и черта лица, чтобы обеспечить водителю необходимые предупреждения,
когда это необходимо, в качестве предупреждения, чтобы водитель мог ре-
шить, продолжать движение или нет, и принять активный подход к таким слу-
чаем, а не реактивный подход.
Целью данной работы является разработка удобного, эффективного,
точно и недорогого приложения, использующего алгоритмы обработки изоб-
ражений и видео для обнаружения сонливости водителя, уменьшения дорож-
но-транспортных происшествий и повышения безопасности водителя.
Для достижения поставленной цели выделены и реализованы следую-
щие задачи:
1. Изучить выявленные области, имеющие отношение к проекту, и
подготовить обзор литературы. Обзор литературы по проекту состоит из су-
ществующих систем безопасности водителя и их функциональных возможно-
стей, а также сравнительной таблицы существующих систем.
2. Разработать архитектуру системы в соответствии с собранной ин-
формацией исследования.
3. Внедрить доработанный дизайн предложенной системы.
4. Протестировать, и оцените внедренную систему.
5. Представить результаты вовремя.
Объектом исследования данной работы является система контроля
сонливости водителя.
Результаты данной работы могут быть использованы в организациях,
осуществляющие услуги междугородних пассажирских перевозок, таксопар-
ки, а в перспективе, на крупных предприятиях, осуществляющие перевозку не
только людей, но и транспортировку различных грузов.
1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПРОБЛЕМ В СИСТЕМЕ АВТОМО-
БИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
1.1. Анализ. Факторов, влияющих на безопасность на транспорте
Международная статистика показывает, что четверть всех дорожно-
транспортное происшествие в разных странах произошли из-за сонливости
водителей. Сонный водитель, как и пьяный, на дороге чрезвычайно опасен. С
каждым годом число автокатастроф, вызванных засыпанием за рулем, растет
во всем мире. Проведенный в России опрос выяснил, что 1 из 12 водителей
автомобилей в течение года хотя бы раз засыпал, ведя машину.
Многие факторы могут привести к сонливости, такие как
сон гигиена , время суток , возраст, физические , и употребление алкоголя.
Например, водители, у которых произошел сбой, связанный с сонливостью,
чаще имели плохое качество сна, имели несколько рабочих мест и ездили в
течение более длительного времени. Ночное вождение может быть в 3-6 раз
более опасным, чем вождение в дневное время. Помимо плохой видимости во
время вождения в ночное время, в течение 2–7 часов утра наблюдается тен-
денция к увеличению сна и снижение когнитивных функций независимо от
графика сна.
Чрезмерная уверенность в уровне бдительности может также усилить
риск сонного вождения. Водители часто недооценивают, насколько они сон-
ливы. Большинство взрослых пытаются компенсировать недостаток сна, ис-
пользуя различные методы, например, пить кофе , но переоценивают эффек-
тивность этих методов.
Симптомы сонливости водителя за рулем:
с трудом фокусирует зрение;
часто моргает;
чувствует, что веки отяжелели;
трудно держать голову прямо;
часто зевает;
проезжает мимо дорожных знаков, не обращая на них внимание;
часто съезжает со своей полосы;
трудно удерживать дистанцию;
задеваете шумовую полосу на обочине.
В данный момент для отмечание множества факторов, приводящий к
нарушение профессиональной деятельности, используют слова «утомление»
или «сонливость». Утомление – гипотетическая концепция, связывающая ряд
факторов, которые служат причиной развития усталости, вызывающей нару-
шение безопасности водителей. Надеяться, что развитие утомления соединено
с тремя основными показателями:
1)малое количество сна, определяемый длительностью предшествую-
щего бодрствования и сна;
2) время суток (циркадианный ритм);
3) характер работы (длительность, интенсивность, сложность).
Главной причиной нарушения любой профессиональной деятельности
является дремота, которая, в свою очередь, приводит к нарушению выполняе-
мой деятельности. К сонливости происходит медленно, постепенно ослабляя
способность водителя полноценно управлять транспортным средством. Сон-
ливость умешает бдительность и внимание на трассе, что приведет, может к
аварийной ситуации. Однако причины появление утомления и сонливости мо-
гут быть разными, их исход довольно сходны – понижение умственной и фи-
зической работоспособности.
Из важнейших аспектов человеческой жизнедеятельности является 24-
часовая структурированность сна и бодрствования – циркадианная ритмика.
Риск засыпания и последующая продолжительность сна значительно изменя-
ются в течение суток, что в существенной степени обусловлено мозговыми
эндогенными часами. Итоговый анализ многих публикаций показал, что пик
вероятность аварий наблюдался существенно раньше, чем наибольший уро-
вень сонливости, а именно между 2:00 и 3:00 часами ночи. Следует также от-
метить время с момента начала бодрствования, время с момента начала поезд-
ки, перерывы на отдых и т.д. [2].
При анализе влияния длительности времени работы на развитие утом-
ления важным является вопрос связи его со временем дня. В результате анали-
за больших объемов данных (80 водителей, 200 тыс. миль в пути) с тестирова-
нием многих показателей деятельности и уровня бодрствования, было уста-
новлено, что показатели утомляемости более связаны со временем дня, а не с
длительностью работы (нахождения за рулем).
Наиболее массовым видом человеческой деятельности, чувствитель-
ным к дефициту сна, является вождение автомобиля. Известно, что 10–20%
серьезных дорожных происшествий связано с засыпанием водителей за рулем.
Именно поэтому и контрмеры для обеспечения безопасности водителей разра-
ботаны наиболее тщательно. К рассмотрению приведен комплекс рекоменду-
емых мер для обеспечения транспортной безопасности, приведенный в обзоре
Европейской комиссии по транспорту и энергии 2009 г., посвященном утом-
лению и контрмерам для предотвращения дорожных происшествий [3].
Контрмеры должны представлять собой комплексное решение, направленное
на водителя, транспортные компании, дороги и автомобили. А именно:
водителей следует обучать и объяснять опасность и последствия
утомления и повышенного уровня сонливости (желания спать);
компании должны проводить постоянное информирование водителей
об опасности вождения в дремотном состоянии и создавать условия для рабо-
ты с правильным режимом труда и отдыха;
дороги необходимо оборудовать виброшумовыми бордюрами на обо-
чине и разделительной полосе, которые снижают аварийность за счет актива-
ции водителя в сонном состоянии и в ночное время;
автомобили следует оборудовать системами, способными обнаружи-
вать изменения физиологического уровня бодрствования и параметров вожде-
ния, характерных для утомленного водителя.
1. 2. Социальная политика информирования населения
Необходимым этапом для предотвращения серьезных дорожных про-
исшествий, связанных с засыпанием водителей за рулем, является широко-
масштабное информирование общественности об опасности вождения при
сниженном уровне бодрствования и повышенной сонливости. Для проведения
такой информационной компании рекомендуются следующие темы:
1. Избегать алкоголя и лекарств, которые вызывают сонливость как п
бочный эффект;
2. Потреблять кофеин. Эквивалент двух чашек кофе может увеличить
бдительность на несколько часов;
3. Оценка риска вождения в утомленном состоянии как личная ответ-
ственность водителя по отношению к окружающим;
4. Информирование общественности о необходимости минимума сна и
признаках наступающего утомления;
5. Избегайте вождения в то время, когда вы обычно спите.
В странах Западной Европы часто можно видеть слоган «Don’t drive
tired», который можно перевести «Не рули усталым». Надо сформулировать
такое же выражение на русском языке, которое можно будет размещать в виде
плакатов в общественных местах. Однако, как показывает опыт, для выработ-
ки у частных водителей понимания опасности вождения в дремотном состоя-
нии такого рода компаний недостаточно. Для профессиональных водителей
также существует путь законодательного определения необходимого режима
длительности работы, сна и отдыха, что уже сделано во многих странах [5].
1. Охранатруда.Основыбезопасностижизнедеятельности//
www.Grandars.ru.URL:http://www.grandars.ru/shkola/bezopasnost-
zhiznedeyatelnosti/ohrana-truda.html (дата обращения: 11.03.2019).
2. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. Санитарно-эпидемиологические правила и
нормы. Гигиенические требования к персональным электронно- вычислитель-
ным машинам и организации работы // Электронный фонд правовой и норма-
тивно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/901865498
(дата обращения: 10.03.2019).
3. СНиП 23-05-95. Естественное и искусственное освещение. – М.:
Центр проектной продукции в строительстве, 2011. – 70 с.
4. Борьба с шумом на производстве: Справочник / Е.Я. Юдин, Л.А. Бо-
рисов; Под общ. ред. Е.Я. Юдина – М.: Машиностроение, 1985. – 400с.
5. ГОСТ 12.1.003-83. ССБТ. Общие требования безопасности. – М.: Из-
дательство стандартов, 2002. – 13 с.
6. СНиП 23-03-2003. Защита от шума. – М.: Госстрой России, 2004. –
34 с.
7. Попов В.М. Психология безопасности профессиональной деятельно-
сти: учебное пособие / В. М. Попов; Новосибирский государственный техни-
ческий университет. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского государственно-
го технического университета, 1996 г. – 155 с.
8. Чрезвычайные ситуации при работе с ПЭВМ // Студопедия — Ваша
школопедия. URL: http://studopedia.ru/8_107307_osveshchenie- pomeshcheniy-
vichislitelnih-tsentrov.html (дата обращения: 16.03.2019).
9. ГОСТ 12.2.032-78 ССБТ. Рабочее место при выполнении работ сидя.
Общие эргономические требования // Электронный фонд правовой и норма-
тивно-техническойдокументации.URL:
http://docs.cntd.ru/document/1200003913 (дата обращения: 17.03.2019).
10. Постановление Правительства РФ от 03.09.2010 N 681 (ред. от
01.10.2013) “Об утверждении Правил обращения с отходами производства и
потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадле-
жащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование
и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью
граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде // Консультант
Плюс.2015.URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_104420/e1b31c36ed1083efeb
6cd9c63ed12f99e2ca77ed/#dst100007(датаоб-
ращения: 03.04.2019).
11. Как утилизировать люминесцентную лампу?
12. http://eco63.ru/lampalum.html (дата обращения: 03.04.2019).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ существующих решений показал, что имеющиеся системы кон-
троля сонливости водителя не могут адекватно оценивать состояние водителя
и правильно реагировать на его действия и изменения показателей. А также
эти прототипы неудобные и очень дорогие не каждый водитель могут себе
позволит. В связи с этим, на данный момент является актуальным разработка
системы контроля сонливости водителя. В дипломном проекте разработаны
алгоритмы работы системы контроля сонливости водителя.
В рамках дипломного проекта были решены следующие задачи:
1. Выполнен анализ существующих решений
2. Произведено функциональное моделирование предметной области с
использованием методологии IDEFIX и UML диаграмм.
3. Разработана система оценки сонливости водителя, где хранятся по-
казателя водителя.
4. Проведен анализ информационной безопасности.
5. Рассчитана эффективность системы и приведено её экономическое
обоснование .
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Asp Technology Ltd. (2018). Anti Sleep Pilot. Retrieved from amazon:
https://www.amazon.co.uk/Asp-Technology-Ltd-ASP001-Sleep/dp/B005C3EC18м
2. Awais, M., Drieberg, M., & Badruddin, N. (2014). Driver drowsiness
detection using EEG power spectrum analysis. Retrieved from ResearchGate:
https://www.researchgate.net/publication/271481486_Driver_drowsiness_detection
_using_EEG_power_spectrum_analysis
3. Beck, K., Beedle, M., Bennekum, A. v., Cockburn, A., Cunningham, W.,
Fowler, M., . . . Thomas, D. (2001). Manifesto for Agile Software Development.
Retrieved from agilemanifesto: http://agilemanifesto.org/
4. Bosch, R. (2012). Preventing microsleep Bosch Driver Drowsiness
Detection.RetrievedfromBoschChina:
http://microsite.bosch.com.cn/life/en/invented-for-life/citizen/bosch-driver-
drowsiness-detection.html
5. Cottingham, D. (2018). Technology to keep you driving in your lane: lane
departurewarning&lanekeepassist.Retrievedfrom Drivingtests:
https://www.drivingtests.co.nz/resources/technology-to-keep-you-driving-in-your-
lane-lane-departure-warning-lane-keep-assist/
6. Coxworth, B. (2011, January 4). Anti Sleep Pilot detects drowsy drivers.
Retrieved from NEW ATLAS: https://newatlas.com/anti-sleep-pilot-monitors-
driver-fatigue/17439/
7. cPRIME. (2018). WHAT IS AGILE? WHAT IS SCRUM? Retrieved
from cprime: https://www.cprime.com/resources/what-is-agile-what-is-scrum/
8. Howard, B. (2017, February 27). How does lane departure warning work?
Retrieved from ExtremeTech: https://www.extremetech.com/extreme/165320-what-
is-lane-departure-warning-and-how-does-it-work
9. Jae-young, K. (2008, February 22). I do not have a hand, I just play with
mymind.Retrievedfromlaxtha:
http://www.laxtha.com/PCMinfView.asp?minf_idx=837&Brand_Name=QEEG-
8&Model_Name=LXE3208&Info_Type=3
10. Ministry of Transport New Zealand. (2018, April 12). Monthly road
crash statistics update – March 2018. Retrieved from Ministry of Transport:
https://www.transport.govt.nz/resources/road-safety-
resources/roadcrashstatistics/monthlyoverviewofcrashstatistics/monthly-road-crash-
statistics-update-march-2018/
11. sinnaps. (2018). AGILE PROJECT MANAGEMENT: THE SPRINT
METHODOLOGY. Retrieved from sinnaps: https://www.sinnaps.com/en/project-
management-blog/agile-project-management-sprint-methodology
12. StopSleep Pty Ltd. (2017). About: StopSleep® – Electronic Anti-Sleep
Alarm. Retrieved from stopsleep: http://www.stopsleep.com.au/about-3/
13. Stopsleep Pty Ltd. (2018). Anti Sleep Alarm for Drivers. Warns up to 5
Minutes Before Drowsiness. Beep and Vibration Doze Alert. Car Truck Safety
Driving Warning Device. Stay Awake Nap Detector Technology Alertness System.
Retrieved from amazon: https://www.amazon.com/Drivers-Drowsiness-Vibration-
Technology-Alertness/dp/B00A33APOU
14. Tesla Inc. (2018). Full Self-Driving Hardware on All Cars. Retrieved
from tesla: https://www.tesla.com/en_NZ/autopilot
15. Thorslund, B. (2003). Electrooculogram Analysis and Development of a
System for Defining Stages of Drowsiness. Linköping, Sweden. Retrieved from
https://www.diva-portal.org/smash/get/diva2:673960/FULLTEXT01.pdf
16. Verma, H. (2015, August 23). Scrum Framework. Retrieved from
KnowledgeBlob: http://knowledgeblob.com/agile/scrum-framework/
17. 17. Системаконтролясостоянияводителя. URL:
http://systemsauto.ru/active/ monitoring-condition-driver.html. Датаобращения
08.02.19
18. 18. Williamson A., Lombard D.A., Folkard S., Stutts J., Courtney T.K.,
Connor J. L. The link between fatigue and safety. Accid. Anal. Prev. 2011. 43: 498
–515. 5 Nabi H., Gueguen A., Chiron M., Lafont S., Zins M., Lagarde E. Awareness
of driving while sleepy and road traffic accidents: prospective study in GAZEL
cohort. Br. Med. J. 2006. 333: 75 -98
19. 19. De Pinho R.S., da Silva-Junior F.P., Bastos J.P.C., Maia W.S., de
Mello M.T., de Bruin V.M., de Bruin P.F.C. Hypersomnolence and accidents in
truck drivers: across -sectional study. Chronobiol. Int. 2006. 23: 963 – 971.
20. Maycock G. Sleepiness and driving: the experience of UK car drivers.
J. Sleep Res. 1996. 5: 229–237.
21. Fatigue –Web text Project co-financed by the European Commission,
DirectorateGeneralTransportandEnergy16/10/2009.
http://ec.europa.eu/transport/road_safety/specialist/knowledge/pdf/fatigue.pdf
22. СистемаконтроляусталостиводителяURL:
http://systemsauto.ru/active/drowsiness_detection_system.html. Дата обращения
07.05.18
23. АвариинадорогахРоссии,статистика.URL:
http://www.1gai.ru/autonews/514631-avarii-na-dorogah-rossii-statistika.html.
Дата обращения 07.05.18.
24. UML. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/UML. Дата обращения
03.05.15
25. Системы с базами данных. URL: http://life-prog.ru/1_22996_baza-
dannih.html. Дата обращения 06.05.18.
26. Аппаратноеипрограммноеобеспечение. URL:
http://studopedia.ru/7_172590_apparatnoe-obespechenie.html. Датаобращения
13.05.18
27. Управлениеинформационнымирисками.URL:
http://fd.ru/articles/4380-upravlenie-informatsionnymi-riskami. Дата обращения
17.05.18
28. Парадигмаинформационныхрисков. URL: http://fa-
kit.ru/main_dsp.php?top_id=591. Дата обращения 18.05.15.19.Анализрисков
иуправлениеинформационнымирисками. URL: http://itsec.by/analiz-
riskov-i-upravlenie-informacionnymi-riskami/. Дата обраще-ния 09.05.18
29. Анализпричинииследствийдорожно-транспортных
происшествий.URL:
http://www.statsoft.ru/solutions/ExamplesBase/tasks/detail.php?ELEMENT_ID=70
2/Датаобращения 02.06.18
30. СтатистикаДТПвРоссии.URL:http://anti-
gai.nilbug.ru/blog/statistika-dtp-v-rossii/. Дата обращения 04.06.18
31. Статистика зарегистрированных транспортных средств по итогу
2014года.URL:http://www.1gai.ru/publ/514260-skolko-avtomobiley-
zaregistrirovano-v-rossii.html#sel=6:41,6:42. Дата обращения 13.04.19
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!