Разработка системы стратегического маркетинга в компании

Бузулеева Мария Дмитриевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Многие вызовы и проблемы деятельности современного предприятия выходят за рамки традиционного маркетинга, при этом попадая в поле стратегического подхода, так как его специфика заключается в учете внешней среды при разработке управленческих решений. Стратегический маркетинг активно трансформируется под воздействием процессов цифровизации экономики: современные экономические и маркетинговые тренды способствуют развитию научной области стратегического маркетинга, что определяет высокий уровень актуальности регулярного пересмотра теоретических и методологических основ, их модернизацию и развитие для актуализации современным условиям функционирования хозяйственных субъектов.
Цель исследования состоит в разработке системы стратегического маркетинга в компании в условиях цифровизации для повышения эффективности маркетинговой деятельности.
В качестве главных результатов исследования можно выделить разработку собственной методологии формирования системы стратегического маркетинга и разработки маркетинговой стратегии, как ключевого элемента системы. Кроме того автор осуществил систематизацию и обновление теоретических основ стратегического маркетинга, а именно: проанализировал термины, формирующие категориальный аппарат стратегического маркетинга, определил, как соотносятся между собой категории данного научного направления, выявил базовые и актуальные принципы стратегического маркетинга, этапы стратегического планирования, функции стратегического маркетинга, произведен анализ опыта применения современных маркетинговых стратегий зарубежными компаниями, выявлены современные подходы к формированию маркетинговой стратегии и т.д.
Теоретическую значимость исследования определяет анализ упомянутых ранее, и некоторых других теоретических аспектов, в контексте цифровой трансформации экономики.
Кроме того, автор провел критический анализ и актуализацию существующих теоретических и методологических основ формирования системы стратегического маркетинга.
В заключительной части исследования проведен анализ рынка крупного рогатого скота, при помощи инструментов стратегического анализа и маркетингового аудита, сформирована информационная база, на основе которой в дальнейшем производится разработка системы стратегического маркетинга компании агросектора.

Современные реалии рыночной системы диктуют ее субъектам неизбежность постоянного соперничества и стремления к прогрессу, необходимость опережать потенциальных конкурентов и укреплять свои позиции в краткосрочной и долгосрочной перспективах. Осведомленность о том, что происходит на рынке, готовность к реорганизации и адаптации бизнеса, способность принимать стратегические решения быстрее других – основы конкурентоспособности любого предприятия. При этом важно учитывать, что в нынешним условиях динамизма, любым экономическим и в частности маркетинговым трендам и тенденциям присуще стремительное моральное устаревание, а так как маркетинговая деятельность выстраивается на основе предварительного стратегического анализа и маркетингового аудита, необходимо регулярно пересматривать и актуализировать разработанные элементы маркетинговой деятельности – стратегия, маркетинговый комплекс и т.д. При этом краткосрочное планирование не является панацеей в сфере маркетинга, наоборот, возрастает актуальность стратегического подхода к маркетинговой деятельности, учитывающего долгосрочные цели развития компании.
Важным элементом современной системы стратегического управления является стратегический маркетинг. Многие вызовы и проблемы деятельности современного предприятия выходят за рамки традиционного маркетинга, при этом попадая в поле стратегического подхода, так как его специфика заключается в учете внешней среды при разработке управленческих решений.
Для маркетинговой деятельности на практике наиболее свойственно фокусирование на стратегическом управлении, а для финансовой и производственной – на оперативном. В России компании зачастую концентрируются на текущем управлении, ставя в приоритет операционные маркетинговые задачи. В то же время, стратегический маркетинг выступает в роли активного процесса, опирающегося на долгосрочное планирование, который нацелен на формирование результатов выше, чем в среднем по рынку, посредством реализации системной политики предложения продукции, несущей потребительскую ценность для покупателей выше, чем у конкурирующих структур.
При этом стратегический маркетинг активно трансформируется под воздействием процессов цифровизации экономики. В мировом хозяйстве расширяется число процессов, которые требуют разработки и применения новейших подходов и пересмотра взглядов на маркетинговую деятельность. Распространение умных технологий, прогресс информационного общества, явлений глобализации ставят задачу применения цифрового маркетинга, в то же время в целом парадигма цифрового маркетинга находится в процессе непрерывного развития, что формирует условия для эффективного развития и конкурентного позиционирования компаний на рынке. Наличие данных открывает перед компаниями новые возможности для поиска новых идей в целях развития их бизнеса.
В таких условиях необходимо чётко определить сущность стратегического маркетинга, основы применения системного подхода к его построению, а также выявить аспекты влияния процессов цифровизации на стратегический маркетинг и трансформацию компании в целом, в результате чего будет возможно перейти к построению системы стратегического маркетинга с применением цифровых технологий и процессов цифровой трансформации для отечественных компаний на современном этапе экономического и технологического развития.
Следовательно, современные экономические и маркетинговые тренды способствуют развитию научной области стратегического маркетинга, что определяет высокий уровень актуальности регулярного пересмотра теоретических и методологических основ, их модернизацию и развитие для актуализации современным условиям функционирования хозяйственных субъектов.
Цель исследования состоит в разработке подхода к формированию системы стратегического маркетинга в компании в условиях цифровизации для повышения эффективности маркетинговой деятельности.
Для достижения указанной цели в НИР решаются следующие исследовательские задачи:
Выявить сущность стратегического маркетинга и его современные аспекты.
Проанализировать с критической точки зрения теоретические основы построения системы стратегического маркетинга.
Выявить аспекты цифрового маркетинга и современные особенности маркетинговой стратегии.
Проанализировать опыт применения современных маркетинговых стратегий зарубежными компаниями и выявить современные подходы к разработке маркетинговой стратегии.
Сформировать подход к разработке системы стратегического маркетинга.
Провести анализ особенностей формирования системы стратегического маркетинга в агросекторе.
Проанализировать маркетинговую деятельность компании ООО «Спутник» и ее элементы.
Сформировать систему стратегического маркетинга для компании ООО «Спутник»: дать рекомендации по внедрению и оценить результативность.
Объектом исследования выступает стратегический маркетинг.
Предметом исследования являются особенности формирования системы стратегического маркетинга в современных условиях.
Информационную базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области стратегического маркетинга, материалы практического характера, такие как кейсы зарубежных и отечественных компаний, статистические сборники, специализированные электронные ресурсы и источники,, данные систем СПАРК для анализа выбранной отрасли, данные Федеральной службы статистики, а также первичные данные компании ООО «Спутник», необходимые для разработки системы стратегического маркетинга.
Теоретической базой исследования являются работы как зарубежных, так и отечественных авторов, касающиеся стратегического маркетинга, в числе которых: Ф. Котлер, Ж. Ламбен, М. Макдональд, М. Портер, Г. Ассель, П. Диксон, Д. Кривенс, С. Хант, О. С. Виханский, С. Г. Светуньков, И. А. Аренков, Н. В. Куденко, А.Я. Таланова, О.Д. Андреева, Ю.Д. Бехтеев, Е.С. Горевая и другие. Особо стоит выделить труды следующих авторов, освещающих применение системного подхода к стратегическому маркетингу – Р. А. Фатхутдинов, А.Д. Журавлев, О.Ю. Шауберт.
Основными методологическими подходами исследования являются ситуационный, системный и аналитический подходы. В ходе исследования применялись следующие общенаучные методы: наблюдение, сравнение, синтез, анализа отечественной и зарубежной литературы, измерение, индукция, классификация, систематизирование. Также активно применялись методы и инструменты стратегического анализа, такие как SWOT-анализ, PEST-анализ, метод экспертных оценок, конкурентные силы Портера и финансовый анализ.
Теоретические результаты исследования заключаются в систематизации и обновлении теоретических основ стратегического маркетинга с учетом современных маркетинговых тенденций и экономических трендов, в частности цифровой экономики. Кроме того, автор с критической стороны подходил к анализу методологических основ формирования системы стратегического маркетинга в целях дальнейшего развития и обогащения маркетинговой науки. Научная новизна выпускной квалификационной работы обуславливается следующим аспектами:
выявлении особенностей развития стратегического маркетинга в современных условиях и в контексте перехода к цифровой экономике.
формирование собственной методологии разработки системы стратегического маркетинга;
определение специфики маркетинговой деятельности и формирования системы стратегического маркетинга на предприятиях агросектора.
Практическая значимость исследования заключается в разработке модели системы стратегического маркетинга, адаптируемой для любой отрасли экономики, а также формировании рекомендаций, которые могут быть использованы руководством компании «Спутник-Агро» для повышения эффективности деятельности компании, а также качества принимаемых управленческих решений в сфере маркетинговой деятельности.
Выпускная квалификационная работа состоит из 3 глав, каждая из которых содержит три параграфа. Кроме того работа включает введение, заключение, список использованных источников и приложения.
Первая глава носит теоретический характер и посвящена раскрытию теоретических основ формирования системы стратегического маркетинга. Автором определена сущность стратегического маркетинга и его актуальные аспекты, выявлены современные особенности маркетинговой стратегии и специфические характеристики цифрового маркетинга.
Во второй главе автор с критической точки зрения подходит к анализу существующих подходов к формированию системы стратегического маркетинга. Также на основе анализа опыта применения современных маркетинговых стратегий зарубежными компаниями автор формирует собственный подход к разработке системы стратегического маркетинга.
Третья глава посвящена апробация разработанного подхода на примере компании агросектора. Кроме того, автор проводит анализ особенностей маркетинговой деятельности и формирования системы стратегического маркетинга в агросекторе и дает краткую характеристику динамики рынка крупного рогатого скота.

Управление стратегическим маркетингом субъекта рыночного взаимодействия осуществляется на основе комплексной концептуальной модели, при этом системный подход к организации стратегического маркетинга обеспечивает взаимодействие между подсистемами стратегического маркетинга, стратегического и инновационного менеджмента между собой и с внешней средой.
На сегодняшний день, цифровой маркетинг и его системы информационного обеспечения активно внедряются в развитых странах. Однако в отечественной практике данный подход еще не так развит, в силу ряда сдерживающих факторов, среди которых можно выделить неразвитость рынка, информационную закрытость игроков рынка, ограниченность финансовых ресурсов предприятий, нехватку квалифицированных сотрудников и другие.
Ряд глобальных общемировых тенденций, например таких как, глобализация, повышение скорости развития рынка, технологий, социально-политических параметров, уровня развития информационного общества, повышение объёмов данных в бизнес среде обуславливают необходимость регулярного совершенствования и модернизации форм и способов управления цифровым маркетингом. Второе поколение интернет-приложений улучшает маркетинговые усилия, позволяя компаниям внедрять инновационные формы коммуникации и создавать контент совместно со своими клиентами. Современная система стратегического маркетинга должна быть выстроена по принципу полного онлайн и оффлайн присутствия.
Переход к цифровой экономике добавил функций цифрового инструментария к арсеналу маркетинговых средств, а также сформировал принципиально новый подход к созданию эффективной стратегии по увеличению узнаваемости бренда, повышению лояльности и улучшению репутации компании. Изменения в поведении потребителей требуют от компаний переосмысления маркетинговых стратегий и переноса усилий в цифровую среду, не забывая при этом про необходимость применения эффективных офлайн-инструментов в том числе для достижения синергетического эффекта и подкрепления успеха. Кроме того, подчеркнем значение понимания компанией категории «ценность» в глазах потенциального клиента, а также важность проработки цифровой маркетинговой стратегии, базирующейся на использовании социальных сетей и их преимуществ.
Проведя анализ современных маркетинговых стратегий, пришли к выводу, что среди них нет той одной универсальной стратегии, которая со стопроцентной вероятностью обеспечивала бы компании лидерство, так как все компании обладают рядом специфических характеристик и особенностей, делающих ее уникальной и стратегия, выбранная для каждой из этих компаний должна быть оригинальной. Одним из вариантов развития для молодого бизнеса является заимствование опыта и стратегии успешных зарубежных компаний, позволивших им ранее добиться успеха.
Для принятия решения о наиболее подходящей для компании маркетинговой стратегии необходимо определить положение и позицию компании в период анализа, а также внешние условия, оказывающие непосредственное влияние на успешность достижения стратегических целей компании. Соответственно, в процессе стратегического маркетингового планирования необходимо уделять должное внимание выбору и оптимальному использованию инструментария маркетинга, соответствующего определенным основным этапам стратегического маркетингового планирования.
Значимость системного подхода к разработке системы стратегического маркетинга заключается в том, что он позволяет всесторонне оценить эффективность маркетинговой деятельности предприятия, как в целом, так и по отдельным направлениям маркетинговых стратегий (функциональных, конкурентных, стратегий развития и т.д.), а также детально проработать каждый из элементов маркетинговой системы для достижения высокого уровня координации усилий.
Процесс формирования системы стратегического маркетинга организации в современном мире влияет множество факторов, а ее разработка ведётся на основе исследования маркетинговой информации, к которой относится исследование потребителей промышленных и индивидуальных, анализ их предпочтений и отраслевой ситуации. Важно отметить, что проектирование системы стратегического маркетинга является комплексным процессом, который не равен совокупности конкурентных стратегий, стратегий развития инструментов маркетинга или продуктовых стратегий.
Важнейшим условием правильной и эффективной работы системы стратегического маркетинга является формирование четкой структуры данной системы. Маркетинг имеет смысл, только если не отделен от организации и представляет собой функциональную область стратегического менеджмента. Отличием авторского подхода от других существующих подходов формирования системы стратегического маркетинга является то, что автор рассматривает систему стратегического маркетинга в контексте системы управления или как одну из подсистем системы управления. Следовательно, внешней средой ближнего окружения для системы стратегического маркетинга является внутренняя среда компании. Данное положение авторского подхода не стоит трактовать как констатацию отсутствия самостоятельности у маркетинговой подсистемы, важным является акцент на взаимосвязи стратегических ориентиров, целей и задач системы стратегического маркетинга и системы управления компанией.
По итогам организационно-экономической характеристики ООО «Спутник-агро» было выявлено, что финансовое положение компании, начиная с 2015 года ухудшается. Согласно проведенному анализу на 2018 год компания потерпела убытки. Данная динамика обусловлена внутренней реорганизацией предприятия, на текущий момент некоторые бизнес-процессы компании по-прежнему не налажены на эффективную работу. Кроме того, за последний год компания потеряла трех крупных клиентов, чем, возможно, и вызвано падение доходности, однако меры, направленные на привлечение новых клиентов, на текущий момент так и не приняты. Можно констатировать существенное снижение результативности деятельности и наличие острой необходимости разработки управленческого решения комплексного характера, направленного на повышение эффективности функционирования предприятия. Так как сохранение отрицательной динамики финансовых показателей снижает шансы компании к восстановлению привычного производственного процесса по окончании кризисных явлений в РФ.
Эффективная маркетинговая деятельность в сельском хозяйстве основывается на изучении и удовлетворении всего спектра запросов потребителей, своевременном проведении мероприятий по сохранению устойчивости предприятия и анализе прогнозных оценок состояния сельскохозяйственного производства.
Анализ состояния сельскохозяйственной отрасли в современных условиях, влияние пандемии COVID-19 и других экономических факторов. Анализ показал высокую актуальность и практическую значимость исследований в данной сфере, развития проблематики стратегического маркетинга в агропромышленном комплексе.
Анализ внешней среды показал, что в современных условиях высоких внешнеэкономических и финансовых рисков, а также насущной необходимости импортозамещения, целевой рынок сельскохозяйственной продукции имеет потенциал развития. Политические факторы оказывают положительное влияние, так как последние годы государство уделяет существенное внимание развитию отрасли сельского хозяйства, выделяя ее в качестве одного из стратегических приоритетов. Социальные факторы с учетом прогнозирования развития пандемии и ее последствий будут носить для отрасли скорее негативный характер, но в целом влияние данной группы фактором можно будет нивелировать при помощи грамотных стратегических действий. Что касается группы технологических факторов, то, как показывает анализ отрасли, в данный момент АПК придерживаются традиционной модели развития бизнеса и не осуществляют активных инновационных внедрений или цифровых преобразований, в то же время это можно позиционировать как конкурентное преимущество, так как на фоне распространения и пропаганды здорового образа жизни многие потребители стремятся приобретать продукцию, выращенную в естественных условиях, без применения современных технологий.
Автор предлагает поэтапное формирование системы стратегического маркетинга, где первым или подготовительным этапом является реализации программы развития, направленной на совершенствование существующих подсистем системы стратегического маркетинга – финансовой и производственной и формировании задела для маркетинговой подсистемы (формируемой на втором этапе) и информационной. Реализация программы стратегических рекомендаций, представленной в виде следующих направлений – снижение издержек, инновационное развитие, повышение эффективности бизнеса, маркетинг, позволит получить прирост чистых денежных потоков на 100,2 млн. руб. при инвестировании 56,7 млн. руб., то есть экономический эффект мероприятий составляет 49,90 млн. руб. Общая экономическая эффективность составит 76 коп. прибыли на 1 рубль инвестированных средств.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Интегрированная отчётность: проблемы и перспективы в России
    📅 2020год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет