Развитие языковой интуиции у детей дошкольного возраста с нарушением зрения
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты развития языковой интуиции у дошкольников с нарушением зрения
1.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения
1.2. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста с нарушением зрения
Выводы по первой главе
Глава 2. Особенности развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения
2.1. Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения
2.2. Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения
2.3. Особенности зрительного развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения
Выводы по второй главе
Глава 3. Экспериментальная работа по развитию языковой интуиции у детей дошкольного возраста с нарушением зрения посредством развивающих игр
3.1. Исследование уровня познавательного и зрительного развития и развития языковой интуиции у детей дошкольного возраста с нарушением зрения
3.2. Работа по развитию языковой интуиции у дошкольников с нарушением зрения посредством развивающих игр
3.3. Анализ результатов
Выводы по третьей главе
Заключение
Список литературы
Актуальность темы исследования подтверждается тем, что процесс развития речи детей дошкольного возраста с нарушением зрения проходит со значительным отставанием от нормы. Уровень владения обобщающими словами и выделения общих признаков предмета по сравнению с детьми без нарушений зрения значительно ниже, что замедляет процесс развития и формирования предметно-практической деятельности. Также детям с нарушением зрения сложно классифицировать предметы по различным признакам, сравнивать их и группировать. Кроме того, у детей с нарушением зрения присутствуют проблемы в узнавании и назывании предметов и свойств окружающего мира, и именно поэтому у детей с патологией зрения прослеживается пониженный уровень языковой интуиции.
В 20-30-х годах 20 века начали появляться малочисленные логопедические работы, посвященные работе с речью детей с нарушениями зрения. В основном эти исследования были посвящены нарушениям звукопроизношения детей с нарушением зрения (С. Стингфельд, М.Е. Хватцев, С.Л. Шапиро, А.Д. Шипило, С.В. Яхонтова). А в 60-70-е годы в логопедии работы стали вестись наиболее активно, в том числе связанные с системным изучением речи детей с нарушением зрения. Исследования специалиста Р.К. Левиной сыграли весомую роль в развитии этого направления. Также стоит отметить исследования специалистов как в области методики обучения родному языку, так и логопедов (О. Л. Жильцова, С. Л. Короб ко, Н. С. Костючек, Н. А. Крылова, Т. П. Свиридюк).
Теоретические и экспериментальные исследования доказывают, что различные расстройства речи у детей дошкольного возраста с нарушением зрения являются по структуре сложным дефектом, котором наблюдаются специфические связи, а также взаимодействие речевых и зрительных нарушений. Нарушения речи у детей с нарушениями зрения имеют множество разновидностей, сложны по структуре, степени выраженности, а также влияют на речь как целостную систему, где, по утверждению Р. Е. Левиной, собственно нарушения речи являются далеко не единственным ядром речевого дефекта. Многими учеными этот факт объясняется тем, что процесс развития речи детей с нарушениями зрения протекает в более сложных условиях, чем у ребенка в норме. Среди детей с нарушением зрения очень часто встречаются лица с врожденными формами зрительной недостаточности, что несомненно является причиной нарушения развития и других функций, оказывающих непосредственное влияние на формирование речи. Следствием вышеперечисленных проблем является недоразвитие языковой интуиции.
Одно из приоритетных направлений ФГОС дошкольного образования – это формирование познавательных интересов и познавательных процессов ребенка в различных видах деятельности, прежде всего, в игре и исследовательской деятельности. Среди игр, оказывающих содействие в развитии речи детей, ученые выделяют развивающие игры (А.К. Бондаренко, Л.Н. Вахрушева, Л.А. Венгер, Н.Я. Михайленко, H.A. Короткова, Б.П. Никитин, С.Л. Новоселова, В.И. Селиверстов, H.H. Поддъяков, Д.Б. Эльконин и др.). Также исследователи отмечают, что один из главных показателей развития речи ребенка – это способность к языковой игре. (М.А. Горький, Т.А. Гридина, М.И. Еникеев, Г. Крайг, Н.В. Микляева, С.Н. Цейтлин, L.Talmy и др.).
Как показывает анализ содержания развивающих игр, речевой материал в них специально содержит разнообразные неточности и ошибки. Это вызывает у детей необходимость реагировать на необычный речевой стимул и делает необходимой актуализацию знаний. Отход от стандартного построения речевого материала и использование приема проблемной ситуации активизирует мыслительную и речевую деятельность играющих. Как отмечает М.И. Еникеев – задействование сознанием определенного комплексного блока имеющейся информации, процессы мгновенных озарений, всеобъемлющий охват проблемной ситуации, способность к смысловой догадке на основе спонтанного обобщения предшествующего опыта обеспечивается интуицией. В онтолингвистических исследованиях особое внимание уделяется тому факту, что дошкольный возраст является периодом активного проявления познавательного интереса детей к речи, элементарного осознания языковой действительности, метаязыковой рефлексии. Именно в дошкольном детстве ребенок начинает обладать чувством языковой нормы подражательным и экспериментальным способом, путем сознательных проб и интуитивно, намеренных и непреднамеренных ошибок, периодических отступлений от правил, посредством проявления творчества, языковых игр, создания необычных слов и грамматических конструкций (А.Г. Арушанова, Т. В. Базжина, Т.А. Гридина, Н.И. Лепская, Н.Б. Мечковская, И.Г. Овчинникова, С.Н. Цейтлин, К.И. Чуковский, A.M. Шахнарович и др.).
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы выявил недостаточную разработанность игр, направленных на развитие речевой интуиции детей с нарушениями зрения и речемыслительных способностей.
Очевидная потребность в совершенствовании работы с учетом научно-обоснованных технологий обуславливает необходимость разработки комплекса развивающих игр, учитывающих особые характеристики языковой и психологической сферы детей с нарушением зрения, комплекса, в результате реализации которого с помощью разностороннего воздействия будет возможным успешный коррекционный процесс. (Т.Н. Ахутина, P.A. Белова-Давид, Т.Г. Визель, Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, P.E. Левина, Л.В. Лопатина, E.H. Мастюкова, В.И. Селиверстов, Е.Ф. Соботович, Т.Е. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др.). Значимость проблемы, потребность в разработке научно обоснованного комплекса игр, направленных на речевое развитие дошкольников с нарушениями зрения в структуре логопедической работы, и методических рекомендаций по их использованию в соответствии с ФГОС ДО позволяют считать тему исследования актуальной.
1. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: Сб. науч. трудов / Под ред. А.Г. Литвака. – Л., 1981. – 122 с.
2. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье / Научный редактор доц. В. А. Феоктистова. – М.: Логос, 1993. – 78 с.
3. Григорьева Г.В. Особенности владения невербальными средствами общения дошкольниками с нарушениями зрения // Дефектология. – 1998. – №5.
4. Григорьева Л.П. Психофизиологические исследования зрительных функций нормальновидящих и слабовидящих школьников. – М.: Педагогика, 1983.
5. Григорьева Г.В. Развитие ведущей формы общения у детей с нарушениями зрения дошкольного возраста // Дефектология. – 2001.
6. Григорьева Л.П. Роль перцептивного обучения в преодолении последствий зрительной депривации у детей с низким зрением // Физиология человека. – 1996. – Т. 22, № 5. – С. 85-91.
7. Дети с глубокими нарушениями зрения / Под ред. М.И. Земцовой, А.И. Каплан, М.С. Певзнер.- М.: Педагогика, 1976.
8. Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушениями зрения: Материалы Междун. научно-пед. конф. тифлопедагогов и незрячих учителей, посвященной 200-летию РГПУ им. А.И. Герцена. 28-30 октября 1996 г., С.-Петербург. / Ред. Е.М. Папина. – М.: Логос, 1997. – 115 с.
9. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
10. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М.: Просвещение, 1990. – 222 с.
11. Ермолович З.Г. Речевое и лингвистическое развитие слабовидящих учащихся начальной школы // Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. – Л.: Педагогика, 1979. – С.87-95.
12. Земцова М.И. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения. – М.: Просвещение, 1978. – 160 с.
13. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. – М.: Просвещение, 1973. – 159 с.
14. Зислина Н.Н. Нейрофизиологические механизмы нарушения зрительного восприятия у детей и подростков. – М.: Педагогика, 1987. – 168 с.
15. Зрительная и интеллектуальная работоспособность слепых и слабовидящих школьников младших классов. Методические рекомендации / Под ред. А.Г. Литвака. – Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1986. – 16 с.
16. Кручинин В.А. Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения в процессе школьного обучения. – СПб., 1991.
17. Литвак А.Г. Пути коррекции и интеграции инвалидов по зрению: коррекция или профилактика? // Дефектология. – 1991. – № 6. – С.9-11.
18. Литвак А.Г. Тифлопсихология. – М.: Просвещение, 1985. – 207 с.
19. Литвак А.Г. Эмоциональные состояния ослепших // Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушениями зрения: Материалы Междун. научно-пед. конф. тифлопедагогов и незрячих учителей, посвященной 200-летию РГПУ им. А.И. Герцена /Ред. Е.М. Папина. – М.: Логос, 1997. – С.87-89.
20. Маллаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих. – М., 1992.
21. Маллаев Д.М. Педагогические основы формирования игры слепых и слабовидящих детей как средство коррекции их нравственного и физического развития: Автореф. докт. дис. – М., 1993.
22. Мареева Р.А. Воспитание и обучение слепоглухонемых детей в семье. – М., 1979.
23. Матвеев В.Ф. Психические нарушения при дефектах зрения и слуха. – М.: Медицина, 1987. – С.5-32.
24. Матвеев В.Ф., Козловская Г.В. Психические изменения у слепых и слабовидящих детей // Вопросы клиники и современной терапии психических заболеваний. – М.: Медицина, 1970. – С.270-272.
25. Научно-практические проблемы эстетического и этического воспитания детей и молодежи с нарушениями зрения: Сб. статей / Под ред. В.З. Кантора. – М.: ИПТК Логос ВОС, 2001. – 112 с.
26. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями зрения / Под ред. В.А. Феоктистовой. – СПб., 1995.
27. Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников / Под ред. А.И. Зотова, А.Г. Литвака. – Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1974. – 210 с.
28. Особенности психологической помощи детям с нарушением зрения: Методич. рекомендации / Под ред. Л.И. Солнцевой. – М., 2001. – 96 с.
29. Особенности учебной и трудовой деятельности при глубоких нарушениях зрения / Под ред. А.Г. Литвака. – Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1983. – 112 с.
30. Певзнер М.С. Психические особенности слепых детей при осложненных формах слепоты // Развитие психики в условиях сенсорных дефектов. – М.: Медицина, 1966. – С.236-239.
31. Петров Ю.И. Организация и методика обучения слепых ориентировке в пространстве. – М., 1988.
32. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. – М., 1985.
33. Плаксина Л.И. Содержание медико-педагогической помощи детям с нарушением зрения. – М., 1999.
34. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушениями зрения. – М.: Город, 1998. – 262 с.
35. Плаксина Л.И., Григорян Л.А. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения. – М.: ВОС, 1995. – С. 5-28.
36. Подколзина Е.Н. Некоторые особенности коррекционного обучения дошкольников с нарушением зрения // Дефектология. – 2001.- № 2.- С.84-88.
37. Психологические особенности слепых и слабовидящих школьников / Под ред. Зотова А.И. – Л., 1981.
38. Психологическое обеспечение элементарной реабилитации слепых / Под ред. З.Г. Ермолович. – М., 1988.
39. Психолого-педагогические вопросы обучения детей с нарушением зрения / Под ред. Л.И. Солнцевой. – М., 1995.
40. Ростомашвили И. Е. Личностные особенности подростков с нарушениями зрения // Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушениями зрения: Материалы Междун. научно-пед. конф. тифлопедагогов и незрячих учителей, посвященной 200-летию РГПУ им. А.И. Герцена /Ред. Е.М. Папина. – М.: Логос, 1997. – С.79-80.
41. Рудакова Л.А. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением. – М., 1995.
42. Солнцева Л.И. Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушениями зрения // Дефектология. – 1998. – № 4.
43. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста. – М.: Полиграф-Сервис, 1997. – 121 с.
44. Солнцева Л.И. К вопросу о стандартах начального образования для детей с нарушением зрения // Дефектология. – 1995 – № 6. – С.35-39.
45. Солнцева Л.И. Некоторые особенности психического развития детей с нарушениями зрения в современных условиях // Дефектология. – 2000. – № 4. – С.3-8.
46. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. – М.: Педагогика, 1980. – 180 с.
47. Солнцева Л.И. Система компенсации слепоты в раннем и дошкольном возрасте // Хрестоматия по истории тифлопедагогики. – М.: Педагогика, 1987.- С. 159-161.
48. Солнцева Л.И. Современная тифлопедагогика и тифлопсихология в системе образования детей с нарушениями зрения.- М.: Полиграф-Сервис, 1999. – 180 с.
49. Солнцева Л.И., Хорош С.М. Советы родителям по воспитанию слепых детей. – М.: ВОС, 1983. – 68 с.
50. Сорокин В.М. Особенности воображения слепых и слабовидящих // Воспитание и обучение слепых и слабовидящих. – Л.: Педагогика, 1982. – С.43-56.
51. Сташевский С.В. Использование наглядно-действенной методики для развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения //Дефектология. – 1990. – № 1.- С.16-21.
52. Феоктистова В. Л. Хрестоматия по истории тифлопедагогики. – М.: Просвещение, 1987.- С. 159-161.
53. Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах / Под ред. Л.И.Плаксиной. – Калуга: Адель, 1998. – 240 с.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!