Реализация инициативы «Пояс и путь» в странах Юго-Восточной Азии
В выпускной квалификационной работе рассматриваются особенности взаимодействия стран Юго-Восточной Азии с Китаем в рамках выдвинутой в 2013 году инициативы «Пояс и путь». Обозначив теоретическую и финансовую основу, этапы реализации и географическое направление китайского проекта, выявили, что инициатива в основном направлена на решение внутренних, внешнеэкономических и геополитических задач Китая. Основываясь на двух традиционных реалистских типа поведения государств – балансирование и примыкание – дали характеристику поведения стран ЮВА в рамках инициативы и показали влияние, которое оказывает инициатива на их внутреннюю экономику и внешнюю политику. Также показали основные проблемы и сложности китайского проекта «Пояс и путь», формирующие негативное представление о китайском проекте и тормозящие процесс реализации. В свою очередь продемонстрировали на примере территориального конфликта в Южно-Китайском море, как Китай использует инициативу в качестве инструмента экономической дипломатии и влияет на позицию стран ЮВА.
За 40 лет проведения политики реформ и открытости в Китае произошли колоссальные по своим масштабам изменения, касающиеся места и роли страны в мировой политике и экономике. Добившись мирового лидерства по ряду позиций, Китай начинает следовать линии поведения, которая подтверждает имидж ответственной великой державы, пользующейся доверием, отказывающейся от политики изоляции, активно участвующей в глобальном управлении и строительстве международной системы. В этом плане выдвинутая Председателем КНР Си Цзиньпином инициатива строительства сухопутного и морского «Пояса и пути» представляет собой один из векторов в продвижении страны к новой глобальной роли.
Инициатива «Пояс и путь» стала одной из самых крупномасштабных проектов, формирующих новую парадигму экономического и геостратегического развития в мире. «Пояс и путь» занял весомое место во внешнеэкономическом и внешнеполитическом курсе Китая и демонстрирует новый активный подход председателя Си Цзиньпина к иностранным делам, который резко контрастирует с «избегающим риска» стилем его предшественника, Председателя КНР Ху Цзиньтао. В то же время, инициатива верна целям китайской внешней политики, заложенным еще Дэн Сяопином, о том, что необходимо «создать стабильную внешнюю среду для внутреннего экономического роста Китая». Для этого «Пояс и путь» направлен на развитие совместного экономического развития, стимулирование регионального взаимодействия, укрепление взаимопонимания между различными культурами стран и поддержание мира и всеобщего развития.
Участие стран Юго-Восточной Азии (ЮВА) имеет решающее значение для успеха или провала амбициозного проекта Китая. Субрегион воспринимается Китаем в качестве «первой линии» интересов благодаря своему географическому положению, где сосредоточены стратегически важные коммуникации и значительный экономический потенциал. Китайский капитал и инвестиции в рамках инициативы «Пояс и путь» позиционируется как своеобразная панацея по решению таких насущных проблем стран ЮВА, как неразвитость инфраструктуры и отставание в уровнях промышленного развития. Создание инфраструктурной связанности стран ЮВА будет способствовать экономическому росту и углублению торговой, инвестиционной и финансовой интеграции в субрегионе.
Однако с 2017г. стало звучать все больше опасений по поводу того, что инициатива «Пояс и путь» является инструментом расширения Китаем своих экономических и стратегических интересов в ЮВА, особенно в отношении территориального спора в Южно-Китайском море (ЮКМ). В свою очередь китайский проект увеличивает риски дефолта в развивающихся странах с нестабильной экономикой, создает новые сложности для конкурентных позиций стран Юго-Восточной Азии, которые существенно уступают Пекину по размеру территории и масштабу внешнеполитического влияния. Пострадавшие местные жители, общины и неправительственные организации по всей ЮВА начали выступать против китайских проектов и критиковать его за вредные экологические, социальные и экономические последствия.
В силу этого, с момента провозглашения и развертывания инициативы «Пояс и путь» Китаем в Юго-Восточной Азии, страны субрегиона значительно изменили свое представление о потенциальном успехе проекта или, наоборот, о его возможных негативных последствиях, поэтому анализ реализации данной инициативы является важной и актуальной темой исследования.
Объект и предмет исследования:
Объектом данного исследования является инициатива КНР «Пояс и путь».
Предметом данного исследования является реализация данного проекта в Юго-Восточной Азии.
Цель и задачи исследования:
Настоящее исследование ставит целью определения особенностей взаимодействия Китая со странами ЮВА в рамках китайской инициативы «Пояс и путь». Для достижения поставленной цели предполагается решить ряд исследовательских задач, сгруппированных в три блока в соответствии с общей логикой исследования:
Дать краткую характеристику инициативы «Пояс и путь», обозначив теоретическую основу, процесс институционализации и итоги двух форумов международного сотрудничества «Пояс и путь»;
Обозначить экономическую и стратегическую значимость инициативы для Китая и показать значение этой инициативы для стран ЮВА;
Объяснить, почему Камбоджа, Лаос и Мьянма относятся к странам «примыкания», а Вьетнам и Индонезия к странам «балансирования» в рамках «Пояса и пути» и рассмотреть основные проекты «Пояса и пути», которые завершены или находятся в стадии реализации.
Показать основные проблемы и сложности, с которыми сталкиваются страны ЮВА при реализации китайского проекта «Пояс и путь» и как Китай использует инициативу в качестве эффективного инструмента экономической дипломатии на примере территориального конфликта в Южно-Китайском море.
С 2013г. выдвинутая Китаем инициатива «Пояс и путь», включающая сухопутный Экономический пояс Шелкового пути и морской Шелковый путь XXI в., прошла путь всесторонней институционализации, концептуальной эволюции и внедрения ее на практике. Согласно официальным документам «Пояс и путь» направлен на экономическое развитие стран-участниц, стимулирование регионального взаимодействия, укрепление взаимопонимание между различными культурами и поддержание мира и всеобщего процветания. Однако с момента продвижения выявилось немало проблем в процессе реализации инициативы. Во-первых, «Пояс и путь» до сих пор не приобрел системности и, несмотря на быстро растущее внимание к проекту, понимание целей, механизмов, условий и финансирования остается ограниченным. Во-вторых, II Форум показал, что доверие к китайскому проекту снизилось из-за последствий выдачи китайских кредитов, экологической устойчивости и угроз внутренней безопасности стран-участниц.
Вопреки распространенному мнению, «Пояс и путь» – это не просто транспортно-логистическая инициатива, это комплексный проект направленный на решение внутренних проблем Китая, таких как замедление темпов экономического роста, избыток производственных мощностей и несбалансированное развитие прибрежных провинций. Равным образом благодаря инициативе «Пояс и путь» Китай намерен расширить стратегическое пространство безопасности в АТР за счет диверсификации торговоэкономических связей, укрепления транспортной связанности и создания альтернативных сухопутных и морских транспортных коридоров для бесперебойного обеспечения ресурсных поставок в Китай и транспортировки китайских товаров на основные экспортные рынки. В свою очередь строительство и модернизация инфраструктуры, предоставление финансирования и улучшение возможностей для гуманитарных обменов в рамках проекта будет способствовать не только улучшению отношений Китая со странами ЮВА и укреплению торговых взаимосвязи, но и поддержанию имиджа мирно развивающегося государства в субрегионе, усиление которого не провоцирует региональные конфликты, а, наоборот, способствует экономического развитию. Также инициатива связана с геополитическими задачами, стоящими перед Китаем. При помощи комплекса институтов и проектов, составляющих «Пояс и путь» в условиях изменения места и роли страны в мировой политике, выступает основополагающей стратегией по достижению геополитического влияния Китая за счет создания экономической интеграции, где Пекин возглавит торгово-экономического сотрудничество и сформирует платформу для международного лидерства страны.
В то же время, страны ЮВА, несмотря на растущий торговый дефицит и возрастающую экономическую зависимость от Китая принимают участие в инициативе «Пояс и путь». Китайский проект поможет им стимулировать экономический рост и обеспечить стабильное и долгосрочное развитие за счет строительства и модернизации инфраструктурных объектов и расширения двусторонней торговли. В свою очередь страны ЮВА смогут укрепить региональную интеграцию за счет усиления экономического сотрудничества, взаимодействия по инфраструктурным проектам, а также по экологическим вопросам.
Основываясь на двух традиционных реалистских типа поведения государств – балансирование и примыкание – страны ЮВА можно подразделить на две группы. К первой группе относятся Камбоджа, Лаос и Мьянма, для которых свойственна политика примыкания по отношению к китайской инициативе «Пояс и путь». Данные страны, несмотря на выявленные угрозы безопасности, экономические риски и недовольство общественности, продолжают привлекать китайские кредиты и инвестиции в рамках проекта с целью получения экономических выгод. Ко второй группе относятся такие страны ЮВА, как Индонезия и Вьетнам, которые проводят политику балансирования. Совмещая экономические выгоды от участия в строительстве «Пояса и пути», они стремятся диверсифицировать свои экономические и политические связи с другими державами, опасаясь, что китайская инициатива может нарушить региональный порядок и создать угрозу их суверенитету и безопасности.
В ходе реализации «Пояса и пути» в ЮВА выявилось множество факторов, которые препятствуют успешной реализации инициативы. В частности китайский проект будет завесить от того, как будет развиваться динамика внутренней и внешней политики в странах ЮВА. С этой точки зрения, на примере Филиппин и Малайзии, показали, как внутренние политические изменения сыграли значительную роль в определении реакции стран на китайский проект «Пояс и путь». Так в Малайзии решительная поддержка бывшего премьер-министра Наджиба Разака была обращена вспять после избрания Махатхира Мохамада, в то время как на Филиппинах конфронтационная линия Акино III по отношению к Китаю, сменилась смягчением и сближением Манилы с Пекином при Родриго Дутерте. В свою очередь сильное общественное сопротивление, не соблюдение международных стандартов, вопросы относительно социальных, экономических и экологических последствий китайских проектов, а также недостаточно прозрачный процесс заключения договоров могут стать камнем преткновения для реализации инициативы «Пояс и путь». Также беспокойство стран ЮВА по поводу проекта связаны с тем, что Китай успешно использует «Пояс и путь» в качестве эффективного инструмента экономической дипломатии. В частности, рассматривая кейс с территориальным конфликтом в Южно-Китайском море, показали, как за счет обещаний предоставить инвестиции и помощь в рамках инициативы на такие страны, как Камбоджа, Лаос, Мьянма и Филиппины, Китай обеспечивает себе поддержку по территориальным вопросам и лояльность в отношении его действий в отношении отдельных групп островов.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!