Религиозное мышление в постсекулярную эпоху: деконструкция и теология

Поздеева Александра Андреевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В данном исследовании рассмотрено такое явление как постсекуляризм и трансформация религиозного мышления в его эпоху. Проанализированы основные элементы современной религиозной ситуации и их влияние на появление новых форм веры и представлений о божественной сущности.
Целью исследования является комплексный анализ постсекулярной эпохи во всём её многообразии в качестве фундаментального философского измерения. Важной частью работы можно считать метод деконструкции применяемый для того, чтобы показать переход элементов человеческого общества из пространства секулярного в пространство постсекулярного на основе децентрализации и схлопывания бинарных оппозиций «сакрального» и «профанного», «божественного» и «мирского». В ходе исследования было выяснено, что постсекулярная эпоха находится на стадии расцвета, когда религиозное и сакральное возвращаются в публичное пространство.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, состоящих из девяти параграфов, заключения и списка, состоящего из 83 наименований. Первая глава посвящена рассмотрению явления постсекуляризма как новой парадигмы мышления и христианской теологии как одному из его проводников. Затронуты такие явления новой теологии как слабая теология, теология смерти Бога, а также радикальная ортодоксия. Во второй же главе рассматриваются различные формы религиозного мышления в данную эпоху в рамках таких явлений как квазирелигиозность, новые религиозные движения, а также массовая культура, медиа-пространство и повседневность.

Введение………………………………………………………………………3

Часть 1. Постсекуляризм как новая парадигме мышления и теология как его
проводник……………………………………………………………………..9

1.1.Теория секуляризации как парадигма мысли XX века…………………9

1.2. Критика секуляризма и очерчивание границ постсекулярного
общества………………………………………………………………………16

1.3. Апофатика Деррида и «деконструкция в церкви». Как возможно
деконструктивистское прочтение Евангелия……………………………….24

1.4. «Бог как Событие» в концепциях Джона Капуто и Джанни Ваттимо и
радикальная ортодоксия Джона Милбанка…………………………………34

Часть 2. Новые формы религиозного мышления при
постсекуляризме………………………………………………………………47

2.1. Явление квазирелигиозности как часть религиозного мышления в
постсекуляризме………………………………………………………………47

2.2. Новые религиозные движения как элемент постсекулярной
парадигмы……………………………………………………………………..58

2.3. Религиозные элементы в повседневной жизни человека постсекулярной
эпохи……………………………………………………………………………68

2.4. Религиозные элементы в произведениях массовой культуры…………75

2.5. Бог как медиа-онтологический Другой, и как религия выживает в
медиапространстве…………………………………………………………….83

Заключение………………………………………………………………………………88

Список источников……………………………………………………………….94

Актуальность проблемы. Явление постсекуляризма в наши дни
охватывает многие сферы общественной жизни – от политической до
социальной. Мнения социологов, философов и иных исследователей по
поводу его точного определения значительно разнятся: одни говорят о
возвращении религии в публичное пространство, другие рассуждают о
кризисе атеизма. Кто-то же рассматривает постсекуляризм лишь в контексте
возрождения христианства в плане обращения исследователей к священным
текстам и теологическим трактатам, заимствовании оттуда понятий и
определений для своих теоретических изысканий. К последним мы можем
отнести таких мыслителей как Славой Жижек 1, Ален Бадью2 и Джорджо
Агамбен3, чьё заимствование терминов из богословских источников говорит
о бесстрашном выступлении против самоограничения разума в
теоретическом плане и сопротивлении тем самым появлению
абсолютистских идей. Теологи же наоборот обращаются к философским
концепциям и применяют их в своей богословской и апологической
деятельности. Так, например, Джон Капуто обращается к деконструкции
Деррида, оказавшей большое влияние на явление постсекуляризма в целом.
Все эти определения постсекуляризма, разумеется, имеют место быть,
однако ни одно из них не охватывает в полной мере данное явление, что
говорит нам о его многогранности и сложности. Так, например, если мы
говорим о постсекуляризме как о кризисе атеизма, то нам следует
разобраться с тем, что представляет собой тот же атеизм – мировоззрение,
характеризующееся отсутствием веры в бога или богов, или же религия, а,
точнее, квазирелигия, базирующаяся на вере в то, что бога, как такового, не
существует, или он просто отсутствует.
1
Жижек С., Хрупкий абсолют, или почему стоит бороться за христианское наследие / Пер.
с англ. В. Малина. – М.: Художественный журнал, 2003.
2
Бадью А., Апостол Павел. Обоснование универсализма / Пер. с фр. О. Головой. – М.:
Московский философский фонд; СПб.: Университетская книга, 1999.
3
Агамбен Д., Оставшееся время: Комментария к Посланию к Римлянам / Джорджо
Агамбен; пер. с итал. С. Ермакова. – М.: Новое литературное обозрение, 2018.
Или же, говоря о постсекуляризме только лишь как о возрождении
христианства, мы попадаем в неоднозначное положение. С одной стороны,
постсекуляризм по большей части распространен в западном обществе,
которое в основах своего мышления во многом опирается на христианство,
однако, многие религиоведы и прочие исследователи к элементам
постсекуляризма относят расцвет религиозного фундаментализма, в
частности, исламского, а также появление многочисленных новых
религиозных движений, которые успешно ассимилировались в условиях
современности. Всё это говорит нам о некоей размытости исследуемого нами
явления и требовании очертания его границ.
Кроме того, религиозное мышление, представление человека о Боге
подверглось серьёзным трансформациям в эту эпоху. Оно принимает
разнообразные формы в зависимости от того, к какой социальной группе
принадлежит индивид, с чем он себя идентифицирует, что делает его
религиозный опыт скорее уникальным, а не универсальным событием. В
постсекулярную эпоху религиозное мышление проникло даже в те сферы,
которые, на первый взгляд, к религии не имеют никакого отношения, будь то
художественные произведения или средства массовой информации.
Объектом исследования выступает явление постсекуляризма, в
котором религия и теология возвращаются в публичное пространство.
Предметом исследования является трансформация религиозного
мышления в разных сферах человеческой жизни в эпоху постсекуляризма.
Степень разработанности проблемы. Постсекулярной философии
посвящено достаточно много исследований, как философов, так и
религиоведов и богословов. Можно выделить ряд работ исследователей,
балансирующих на грани между секулярным и постсекулярным и ставящих
вопрос о том, наступила ли вообще постсекулярная эпоха. К таким
исследователям можно отнести Юргена Хабермаса, Хосе Казанову, Питера
Бергера, Томаса Лукмана и Брайана Уилсона. Последние двое, скорее,
настаивали на том, что наш мир является скорее секулярным, а не
постсекулярным. Большое значение для выстраивания концептуальной

1. Агамбен Д., Оставшееся время: Комментария к Посланию к
Римлянам / Джорджо Агамбен; пер. с итал. С. Ермакова. – М.: Новое
литературное обозрение, 2018.
2. Альтицер Т., Смерть Бога: Евангелие христианского атеизма // М.:
Канон, 2010. 224 с.
3. Бадью А., Апостол Павел. Обоснование универсализма / Пер. с фр.
О. Головой. – М.: Московский философский фонд; СПб.: Университетская
книга, 1999.
4. Барт К., Очерк догматики: Лекции, прочитанные в Университете
Бонна в летний семестр 1946 года. // СПб.: Алетейя, 1997. 271 с.
5. Бонхёффер Д., Сопротивление и Покорность. Пер. с нем.
А. Б. Григорьева.; вступ. ст. Е. В. Барабанова. — М.: Прогресс, 1994.
6. Буайе П., Объясняя религию: Природа религиозного мышления.
// М.: Альпина Нон-фикшн, 2016. – 496 с.
7. Ваттимо Дж. После Христианства // М.: Три Квадрата, 2007. 160 с.
8. Вебер М., Протестантская этика и дух капитализма. // М.: Прогресс,
1990 г.
9. Гараджа В.И., Религиоведение / В.И. Гараджа – 2-е изд.,
дополненное. – М.: Аспект Пресс, 1995 г.
10. Гройс Б., Под подозрением. Феноменология медиа. // М.: 2006. –
200 с.
11. Губницына О., Религия и современное общество потребления:
введение в проблему // Журнал социологии и социальной антропологии,
2007. Т. 10. №1. С. 77-86.
12. Делёз Ж. Логика смысла / Пер. с фр. Я.И. Свирского. – 2-е изд. –
М.: Академический проект, 2015. – 472 с. – (Философские технологии).
13. Деррида Ж. Поля философии / Пер. с фр. Д.Ю. Кралечкина. – М.:
Академический Проект, 2012. – 376 с. – (Философские технологии).
14. Деррида Ж. Эссе об имени / пер. с фр. Н. А. Шматко. – СПб.:
Алетейя, 2015. – 192 с. – (Gallicinium).
15. Деррида, Ж. Оставь это имя (Постскриптум) // Гурко Е., Деррида Ж.
Деконструкция: тексты и интерпретации. Минск, 2001. С. 205-251.
16. Жижек С., К материалистической теологии // Философско-
литературный журнал Логос, 2008. №4 (67). С. 55-56.
17. Жижек С., Кукла и карлик. Христианство между ересью и бунтом //
М.: Издательство «Европа», 2009. – 336 с.
18. Жижек С., Хрупкий абсолют, или почему стоит бороться за
христианское наследие / Пер. с англ. В. Малина. – М.: Художественный
журнал, 2003.
19. КазановаХ.Размышляяопостсекулярном:тризначения
«секулярного» и три возможности выхода за его пределы // Государство,
религия, церковь в России и за рубежом. 2018. №4. С. 143–174.
DOI: https://doi.org/10.22394/2073-7203-2018-36-4-143-174
20. КапутоД.,Каксекулярныймирсталпостсекулярным.//
Философско-литературный журнал Логос, 2011. №3 (82). 186-205 с.
21. Капуто Д., Религия «Звёздных Войн» // Философско-литературный
журнал Логос, 2014. №5 [101]. С. 131-140.
22. Кубертен П.,Олимпийскиемемуары.//Киев:Олимпийская
литература, 1997. 180 с.
23. КырлежевА.,Постсекулярное:краткаяинтерпретация//
Философско-литературный журнал Логос, 2011. №3 (82). – С. 100-106.
24. Леви-Брюль Л., Первобытное мышление // Психология мышления.
Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.В. Петухова. М: Изд-во МГУ, 1980.
25. Леви-Строс К., Первобытное мышление. / Пер., вступ. ст., примеч.
А. Островского. — М.: ТЕРРА — Книжный клуб; Республика, 1999. – 392 с.
26. Лиотар Ж-Ф. Состояние постмодерна. // Пер. с фр. Н. А. Шматко. –
М.: Алетейя. 2016 г. 160 с.
27. Малиновский Б., Магия, наука и религия // М.: Академический
проект, 2015. – 298 с. – (Философские технологии).
28. Милбанк Дж. «Христианство возродится только в том случае, если
будет стараться всё заново переосмыслить по-христиански…» // Государство,
религия, церковь в России и за рубежом, 2013. №3(31). С.285-290.
29. Михельсон О.К., Религия и массовая культура в религиоведческом
исследовании // Исторические, философские, политические и юридические
науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики.
Тамбов: Грамота, 2015. № 3 (53): в 3-х ч. Ч. III. С. 132-135.
30. Отто Р., Священное / Пер. Руткевича А. М. — СПб: Изд-во Санкт-
Петербургского ун-та, 2008. – 269 с.
31. Павлов А., Гиперреальная религия, Лавкрафт и культ «Зловещих
мертвецов» // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2019. №
3. С. 12-40. DOI: https://doi.org/10.22394/2073-7203-2019-37-3-12-40
32. Палама Г. Триады в защиту священно-безмолвствующих. / Пер.,
послесл., прим. В.В. Бибихина. 2-е изд.: – СПб.: Наука, 2004. 384 с.
33. ПосланиекТимофеюСвятогоДионисияАреопагита.О
таинственномбогословии(переводЛ.Н.Лутковского) // Историко-
философский ежегодник : журнал. — М.: Наука, 1991. — № 90. — С. 220.
34. Россия в цифрах. 2019: Крат. стат. сб. / Росстат. – М., 2019. – 549 с.
35. Саид Э. Ориентализм. Западные концепции Востока. // – Изд. 2-е,
испр. и доп. – СПб.: Русский Міръ, 2016. – 672 с.
36. СамыгинС.И.,Нечепуренко,В.Н.,Полонская,И.Н.,
Религиоведение: социология и психология религии. // Ростов н/Д., 1996. –
670 с.
37. Скот И.Д., Избранное // М.: изд-во Францисканцев, 2001. – 584 с.
38. Смирнов М.Ю., Социология религии: Словарь. // СПб.: Изд-во С.-
Петерб. ун-та, 2011. – 412 с.
39. Смит, Д. Церковь и постмодернизм: Как найти место в церкви
Лиотару, Фуко и Деррида? // Черкассы: Коллоквиум, 2012. 214 с.
40. Субботский Е.В. Невидимая реальность: Сознание в зеркале
магического мышления // Психолог. – 2015. – №3. – С. 33-67.
41. Тейлор Ч., Секулярный Век. / Пер. с англ. (Серия “Философия и
богословие”). – М.: ББИ, 2017. – 967 с.
42. Тиллих П., Избранное. Теология культуры / М.; СПб.: Центр
гуманитарных инициатив, 2015. – 352 с.
43. УзланерД.,Введениевпостсекулярнуюфилософию.//
Философско-литературный журнал Логос, 2011. №3 (82). 3-32 с.
44. Узланер Д., Конец религии? История теории секуляризации / Д.А.
Узланер; Нац. Исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: «Изд. дом
Высшей школы экономики», 2019. – 240 с.
45. ХабермасЮ.,Политическиефункции публичной сферы //
Структурное изменение публичной сферы: исследование относительно
категории буржуазного общества. М.: 2016. – 344 с.
46. Харви Г., Секс, еда и незнакомцы. Религия как повседневная жизнь
/ Грэм Харви; пер. с англ. К. Колкуновой, науч. Ред. А. Рахманин. – М.:
Новое литературное обозрение, 2020. – 368 с. – (Серия «Studia religiosa»).
47. Чеснова Е. Н., Место и роль религиозной веры в контексте
секуляризационных процессов в обществе // «Религии России: проблемы
социального служения»: сборник материалов II Междунар. науч.-практич.
конф., г. Н. Новгород, 6 октября — 9 октября 2012 г.. — Нижний Новгород:
ИД «Медина», 2011. — 630 с.
48. Эгильский Е. Э., Матецкая, А. В., Самыгин, С. И. Новые
религиозныедвижения.Современныенетрадиционныерелигиии
эзотерические учения: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2011. – 224 с.
49. Berger P.L. From the Crisis of Religion to the Crisis of Secularity //
Religion and America: Sprituality in a Secular Age / ed. by M. Douglas, S.M.
Tipton. Boston: Beacon, 1983. P. 14-24.
50. Berger P.L. The Social Reality of Religion. Harmondsworth: Penguin.
1969. 229 p.
51. Bird M., Film as Hierophany // Knoxville (TN), 1982. P. 3-22.
52. Caputo J., Old Religion // L., N.Y.: Routledge, 2001.
53. Caputo J., Spectral Hermeneutics // Caputo J.D., Vattimo G. After the
Death of God. N.Y.: Columbia University Press, 2007.
54. Caputo J., The Weakness of God / Bloomington and Indianapolis:
Indiana University Press, 2006.
55. Casanova J. Rethinking Secularisation: A Global Comparative
Perspective. Religion, Globalization, and Culture, 2007. P. 7-22.
56. Couldry N., Nepp, A., Krotz, F., Media Events In a Global Age //
London: Routledge, 2010.
57. Davidsen M., Jediism: a convergence of Star Wars fan culture and salad
bar spirituality // De Filosoof; Departementsblad Wijsbegeerte Universiteit
Utrecht. 2011.
58. Detweiller C., Taylor, B., A Matrix of Meanings: Finding God in Pop
Culture // Michigan, 2003. 352 p.
59. Famisaran Trisha M. Weak Theology: A Postmodern Account of God. //
Adventist Society of Religious Studies, Boston, Massachusetts. 2008. 14 p.
60. Greil A., Rudy, D., Is Alcoholics Anonymous a religious organization?
Meditations on Marginality // Sociological Analysis. 1989. Vol. 50. №1.
61. Greil A., Rudy, D., On the Margins of the Sacred: Quasi-Religion in
Contemporary America // In Gods We Trust: New Patterns of Religious Pluralism
in America / T. Robbins, D. Anthony, eds. New Brunswick, 1990.
62. Hadden J.k., Toward Desacralizing Secularization Theory // Social
Forces. – 1987. – Vol. 65. – №3.
63. Hamilton W. The Death of God Theologics Today // Radical Theology
and The Death of God. – N.Y. 1966.
64. Jenkins H., Textual Poachers. Television Fans and Participatory Culture,
1992. 343 p.
65. Luckmann Th. The Invinsible Religion: The Problem of Religion in
Modern Society. L.: Collier-Machmillan. 1970. 128 p.
66. Lynch G., Understanding Theology and Popular Culture // Malden
(MA), 2005.
67. Milbank J., Beyond Secular Order: The Representation of Being and the
Representation of the People // Wiley-Blackwell, 2014. – 298 p.
68. Milbank J., Theology and Social Theory: Beyond Secular Reason. 2-nd
edition. 2006. – 480 p.
69. Moltmann Jü. Der gekreuzigte Gott: das Kreuz Christi als Grund und
Kritik christlicher Theologie // München: Kaiser, 1987.
70. Peters J., Speaking into the Air: A History of the Idea of Communication
// Chicago: University of Chicago Press, 1999.
71. Pickstock C., Modernity and scholasticism: A Critique of Recent
Invocations of Univocity // Antonianum. LXXVIII. P. 3-46.
72. Possamai A., Religion and Popular Culture // A. Possamai. – Brussels:
P.I.E. Peter Lang, 2005. 161 p.
73. Shiner L., The Concept of Secularization in Emperical Research. //
Journal for the Scientific Study of Religion. 1967. Vol. 6. P.207-220.
74. Smith J.E., Humanism as a Quasi-Religion // Free Inquiry. 1996. Vol.14,
№4.
75. Smith J.E., Quasi-Religions: Humanism, Marxism and Nationalism /
N.Y., 1994. 154 p.
76. Sociology and Religion: A book of readings – Englewood Cliffs, N.J. :
Prentice – Hall, 1969.
77. Tillich P., Christianity and the Encounter of the World Religions
// New York, London, 1963.
78. Wach J., The Comparative Study of Religion // N.Y., 1958.
79. Waldron D., Role-Playing Games and the Christian Right: Community
Formation in Response to a Moral Panic // The Journal of Religion and Popular
Culture, 2005.
80. Wilson B. Religion in Secular Society: A Sociological Comment. / L.:
Watts. 1966. 252 p.
Электронные ресурсы:
81. Кырлежев А., Постсекулярная Эпоха [Электронный ресурс] //
Журнал«Континент».2004.№120.URL:
https://magazines.gorky.media/continent/2004/120/postsekulyarnaya-epoha.html
(Дата обращения: 16.04.2020.)
82. Doctrine of the Order [Электроный ресурс] // Temple of the Jedi Order.
URL:https://www.templeofthejediorder.org/doctrine-of-the-order(Дата
обращения: 17.04.2020)
83. Moyers B., Lucas G., Of Myth and Men [Электронный Ресурс] // Time,
1999. URL: http://content.time.com/time/magazine/article/0,9171,23298-1,00.html
(Дата обращения: 17.04.2020)

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету

    История античной философии в российских журналах XIX века
    📅 2020год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Время после холокоста: как работает нарратив памяти
    📅 2020год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Трансформация гуманизма в пространстве постмодерна
    📅 2018год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Философия политики и права Фихте
    📅 2018год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет