Репрезентация гендерно атипичной занятости в дискурсе англоязычных СМИ

Бравина Виктория Валерьевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Настоящее исследование посвящено выявлению и описанию комплекса вербальных и невербальных средств, используемых в дискурсе современных англоязычных СМИ при репрезентации женщин и мужчин с гендерно атипичной занятостью. В рамках нашей работы языковое конструирование гендера данной категории лиц впервые получает системное научное рассмотрение. На материале 50 портретных очерков, опубликованных в англоязычных интернет-изданиях, был проведён сравнительно-сопоставительный анализ композиционно-структурных, содержательно-смысловых и лингвистических особенностей медийных материалов о женщинах и мужчинах, занятых гендерно неконформной деятельностью. Результатом данного исследования является вывод о том, что языковое конструирование гендера происходит на всех текстуальных уровнях портретного очерка, содействуя формированию новых гендерных категорий в ментальной модели мира у реципиентов современного англоязычного медиадискурса. Данная работа вносит вклад в изучение роли медиадискурса как агента гендерной социализации.

Как отмечают многие учёные, в XX веке под воздействием целого ряда культурно-социальных факторов произошла смена парадигмы в гуманитарных дисциплинах. Доминирующим исследовательским подходом в языкознании стала антропоцентрическая парадигма, в рамках которой человек и его сознание играют определяющую роль в понимании и решении существующих научных проблем.
Антропоцентризм современной лингвистики позволяет учитывать те языковые явления, которые раньше не служили предметом научного осмысления. В частности, в центре внимания исследователей оказалась проблема взаимосвязи языка и гендера, ставшая предметом изучения для нового научного направления – лингвистической гендерологии. В её рамках понятие «гендер» используется при исследовании широкого круга вопросов, одним из которых является культурно и социально обусловленный процесс конструирования мужской и женской идентичности в определённом общественном и историческом контексте.
Данный аспект представляет обширную область для научного анализа, так как на его материале можно отследить, какие языковые средства задействованы при конструировании гендера в дискурсе. В связи с этим особый интерес представляет изучение дискурса средств массовой информации, так как во многом именно СМИ формируют общественное сознание.
Настоящее исследование посвящено выявлению специфики способов языковой репрезентации женщин и мужчин в англоязычных массмедиа на материале статей о гендерно атипичной занятости. Данная проблема рассматривается с лингвокультурной и когнитивной позиций.
Актуальность работы обусловлена, во-первых, её соответствием антропоцентрической парадигме, в рамках которой когнитивные и культурологические аспекты языка всё чаще становятся объектами исследования, и, во-вторых, практической и социальной необходимостью осмысления СМИ как одного из главенствующих ресурсов власти, который пропагандирует социальные ценности, утверждает нормы и модели поведения и формирует общественное мнение. В связи с этим изучение языковой репрезентации гендерно атипичной занятости в дискурсе англоязычных СМИ представляют особую ценность.
В качестве объекта исследования выступают публикации в англоязычной прессе, посвящённые представителям гендерно атипичных профессий и выражающие современные представления о данных лицах.
Предметом исследования являются языковые средства конструирования гендера лиц с гендерно атипичными формами занятости, используемые в англоязычных СМИ, а также сопутствующие им невербальные компоненты.
Цель исследования состоит в выявлении и описании комплекса вербальных и невербальных средств, применяемых в дискурсе современных англоязычных СМИ при характеристике лиц с гендерно атипичной занятостью.
В соответствии с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:
Сформулировать определение гендерно атипичной занятости, отвечающее направленности данного исследования;
Уточнить содержание основных понятий гендерной лингвистики;
Рассмотреть существующие исследования в области конструирования фемининности и маскулинности в языке;
Изучить когнитивные механизмы репрезентации;
Классифицировать средства репрезентации гендера в английском языке;
Выработать подход к изучению дискурса СМИ;
Выявить общие характеристики исследуемого материала;
Определить макроструктурные особенности медийных публикаций, посвящённых представителям гендерно атипичной занятости;
Описать механизмы конструирования гендера на уровне содержания медиатекстов;
Проанализировать задействованные в гендерном конструировании лингвистические средства.
Материалом для исследования послужили 50 портретных очерков, посвящённых лицам с гендерно атипичными формами занятости, которые были опубликованы в англоязычных интернет-изданиях в период с 2013 по 2021 гг. Общий объём языкового материала составил 307 052 знаков.
Теоретической основой выпускной квалификационной работы послужили труды отечественных и зарубежных учёных в следующих областях:
Гендерная лингвистика (О.А. Воронина, Е.С. Гриценко, А.В. Кирилина, О.Н. Шмелева, D. Cameron, D. Spender и др.);
Когнитивная лингвистика (Н.Н. Болдырев, В.В. Красных, Л.С. Кубрякова и др.);
Лингвокультурология (В.А. Маслова, Г.Г. Слышкин, В.Н. Телия и др.);
Дискурсоведение (А.А. Кибрик, Г.Н. Манаенко, N. Fairclough, S. Mills, S. Titscher и др.);
Медиалингвистика (М.В. Гречихин, Т.Г. Добросклонская, П.Н. Кочетков и др.).
Методы исследования определены в соответствии с целью и задачами исследования и включают:
Метод лингвистического наблюдения и описания, подразумевающий фиксацию языковых единиц и их последовательную инвентаризацию;
Метод сплошной выборки при отборе анализируемого языкового материала;
Сравнительно-сопоставительный анализ для выявления общего и частного при репрезентации мужчин и женщин, занятых в гендерно атипичных профессиях;
Метод контекстуального анализа, позволяющий рассмотреть особенности функционирования лексических единиц в конкретном контексте;
Лексико-семантический анализ для изучения ментального семантического пространства медиатекста и выявления авторской языковой картины миры;
Семантико-синтаксический анализ, подразумевающий выделение синтаксических средств, которые влияют на особенности организации текста и раскрывают его содержание как единого целого;
Семантико-прагматический анализ, позволяющий определить коммуникативные интенции автора в рамках медиадискурса;
Элементы феминистской критики языка с целью выявления гендерных асимметрий в системе языка;
Элементы критического дискурс-анализа для изучения идеологической составляющей медиатекстов.
Опираясь на существующие исследования репрезентации женщин и мужчин в дискурсе СМИ, мы выделили следующие параметры для анализа собранного языкового материала: макроструктура и содержание медиатекста, лексико-грамматические и стилистические средства выражения гендерных категорий.
Научная новизна исследования определяется выбором объекта и предмета исследования, характером цели и поставленных задач и заключается в расширении и углублении научных знаний, связанных с культурно обусловленным конструированием гендера. В рамках нашей работы языковая репрезентация гендерно атипичной занятости впервые получает системное научное рассмотрение.
Теоретическая значимость работы определяется её вкладом в современные исследования дискурса СМИ и гендера, а именно уточнением и дополнением представлений о медиадискурсе как агенте гендерной социализации.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в рамках лекционных курсов по гендерной вариативности английского языка, медиалингвистике, теории дискурса, а также при составлении практических пособий по чтению медиатекстов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Термин «гендерно атипичная занятость» включает в себя те формы занятости, в которых число представителей одного из полов меньше 30% вследствие существующих гендерных стереотипов, сегрегации и/или дискриминации;
2. Конструирование гендера происходит на всех уровнях портретных очерков о представителях гендерно атипичной занятости: композиционно-структурном, содержательно-смысловом, лексико-грамматическом и стилистическом;
3. Вербальные и невербальные компоненты макроструктуры медийных публикаций, освещающих проблему профессиональной гендерной сегрегации, направлены на формирование у читателей нового взгляда на женщин и мужчин и присущие им социальные роли;
4. Фемининность и маскулинность представителей гендерно неконформной занятости конструируется посредством раскрытия разнообразных предметных тем, позволяющих создать многогранный образ данной категории лиц и утвердить равенство полов в сфере труда;
5. Языковые ресурсы репрезентации гендера, задействованные в современных англоязычных СМИ, представлены лексическими, грамматическими и стилистическими средствами и служат для конструирования в медиатекстах гендерных категорий с элементами новых черт, противоречащих существующим гендерным стереотипам.
Структура и объём работы определяются её целями и задачами. Композиционно исследование состоит из введения, теоретической и практической глав с выводами, а также заключения, списка использованной литературы, списка источников языкового материала и принятых сокращений и приложения с иллюстративным материалом. Список использованной литературы насчитывает 137 наименований работ отечественных и зарубежных учёных.

Цель данной исследовательской работы заключалась в изучении средств гендерного конструирования, применяемых в современном англоязычном медиадискурсе при характеристике лиц с гендерно атипичной занятостью. В качестве языкового материала для анализа было отобрано 50 портретных очерков, опубликованных на англоязычных сайтах средств массовой информации. Выбор данного жанра был обусловлен антропоцентрическим и аксиологическим характером портретных очерков.
Проблема репрезентации фемининности и маскулинности в медийных публикациях рассматривалась с позиций таких научных направлений, как гендерная лингвистика, лингвокультурология и когнитивная лингвистика.
Опираясь на теоретические положения о природе профессиональной гендерной сегрегации и механизмов репрезентации гендера в английском языке, мы выделили следующие параметры для анализа собранного языкового материала: макроструктура и содержание медиатекста, лексико-грамматические и стилистические средства выражения гендерных категорий.
На композиционно-структурном уровне мы рассмотрели вербальные и невербальные средства конструирования гендера. Вербальные составляющие макроструктуры медийных публикаций представлены заголовочным комплексом, так называемыми «сильными» позициями текста, а также специфичными для портретных очерков элементами основной части (статистика, историческая справка, комментарии героя публикации, вербальные реакции экспертов и советы).
Невербальные средства конструирования гендера в медиатексте представлены мультимедийным визуальным контентом, который взаимодействует с вербальной составляющей и оказывает комплексное прагматическое воздействие на адресата.
На содержательно-смысловом уровне публикаций, освещающих проблему гендерно атипичной занятости, были обнаружены следующие информационные компоненты, которые участвуют в конструировании гендера: 1. биолого-физиологические и антропологические характеристики человека (пол, сексуальная ориентация, национальность/этническая принадлежность, возраст, внешность и физическая сила); 2. ментально-психические характеристики (умственные способности, эмоциональность, волевые качества, морально-нравственные качества); 3. социокультурные характеристики (мотивировка выбора профессии, семейные отношения, профессиональные межличностные отношения, связанные со сферой труда социальные риски и социальные блага, профессиональные амбиции, образование или опыт работы).
На языковом уровне медийных публикаций были выявлены: 1. лексико-грамматические средства конструирования гендера, представленные антропометрическими лексемами, междометиями, интенсификаторами, стилистически окрашенной лексикой, терминологической лексикой, прилагательными в сравнительной и превосходной степени, вводными конструкциями, императивными предложениями, модальными конструкциями, транзитивными глаголами; 2. стилистические средства гендерного конструирования, включающие в себя эпитеты, ирония, метафоры, метонимия, фразеологизмы, символы, аллюзии, сравнение, анафора, синтаксический параллелизм, парцелляция, градация, инверсия, антитеза, риторические вопросы и восклицания.
В результате данного исследования мы пришли к следующему выводу: во-первых, гендерный компонент присутствует на всех уровнях портретного очерка, посвящённого героям в сфере гендерно атипичной занятости, во-вторых, авторы современных англоязычных медийных публикаций стремятся к формированию прогрессивных взглядов на женщин и мужчин и диапазон ролей, доступных им в современном обществе.
Настоящая работа соответствует современной антропоцентрической парадигме в языкознании, а результаты проведённого анализа могут быть использованы для дальнейшего изучения роли массмедиа как одного из главных агентов гендерной социализации. Перспективным направлением представляются исследования конструирования фемининности и маскулинности лиц, занятых гендерно атипичной деятельностью, на материале других жанров и типов текста, что позволит выявить более полную языковую картину мира, существующую в коллективном сознании англоязычного социума.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ
    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету

    Видовые различия в русской речи польских и чешских студентов
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Фразеологические единицы в политическом дискурсе
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет