Репрезентация гендерно атипичной занятости в дискурсе англоязычных СМИ

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Бравина Виктория Валерьевна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Настоящее исследование посвящено выявлению и описанию комплекса вербальных и невербальных средств, используемых в дискурсе современных англоязычных СМИ при репрезентации женщин и мужчин с гендерно атипичной занятостью. В рамках нашей работы языковое конструирование гендера данной категории лиц впервые получает системное научное рассмотрение. На материале 50 портретных очерков, опубликованных в англоязычных интернет-изданиях, был проведён сравнительно-сопоставительный анализ композиционно-структурных, содержательно-смысловых и лингвистических особенностей медийных материалов о женщинах и мужчинах, занятых гендерно неконформной деятельностью. Результатом данного исследования является вывод о том, что языковое конструирование гендера происходит на всех текстуальных уровнях портретного очерка, содействуя формированию новых гендерных категорий в ментальной модели мира у реципиентов современного англоязычного медиадискурса. Данная работа вносит вклад в изучение роли медиадискурса как агента гендерной социализации.

Как отмечают многие учёные, в XX веке под воздействием целого ряда культурно-социальных факторов произошла смена парадигмы в гуманитарных дисциплинах. Доминирующим исследовательским подходом в языкознании стала антропоцентрическая парадигма, в рамках которой человек и его сознание играют определяющую роль в понимании и решении существующих научных проблем.
Антропоцентризм современной лингвистики позволяет учитывать те языковые явления, которые раньше не служили предметом научного осмысления. В частности, в центре внимания исследователей оказалась проблема взаимосвязи языка и гендера, ставшая предметом изучения для нового научного направления – лингвистической гендерологии. В её рамках понятие «гендер» используется при исследовании широкого круга вопросов, одним из которых является культурно и социально обусловленный процесс конструирования мужской и женской идентичности в определённом общественном и историческом контексте.
Данный аспект представляет обширную область для научного анализа, так как на его материале можно отследить, какие языковые средства задействованы при конструировании гендера в дискурсе. В связи с этим особый интерес представляет изучение дискурса средств массовой информации, так как во многом именно СМИ формируют общественное сознание.
Настоящее исследование посвящено выявлению специфики способов языковой репрезентации женщин и мужчин в англоязычных массмедиа на материале статей о гендерно атипичной занятости. Данная проблема рассматривается с лингвокультурной и когнитивной позиций.
Актуальность работы обусловлена, во-первых, её соответствием антропоцентрической парадигме, в рамках которой когнитивные и культурологические аспекты языка всё чаще становятся объектами исследования, и, во-вторых, практической и социальной необходимостью осмысления СМИ как одного из главенствующих ресурсов власти, который пропагандирует социальные ценности, утверждает нормы и модели поведения и формирует общественное мнение. В связи с этим изучение языковой репрезентации гендерно атипичной занятости в дискурсе англоязычных СМИ представляют особую ценность.
В качестве объекта исследования выступают публикации в англоязычной прессе, посвящённые представителям гендерно атипичных профессий и выражающие современные представления о данных лицах.
Предметом исследования являются языковые средства конструирования гендера лиц с гендерно атипичными формами занятости, используемые в англоязычных СМИ, а также сопутствующие им невербальные компоненты.
Цель исследования состоит в выявлении и описании комплекса вербальных и невербальных средств, применяемых в дискурсе современных англоязычных СМИ при характеристике лиц с гендерно атипичной занятостью.
В соответствии с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:
Сформулировать определение гендерно атипичной занятости, отвечающее направленности данного исследования;
Уточнить содержание основных понятий гендерной лингвистики;
Рассмотреть существующие исследования в области конструирования фемининности и маскулинности в языке;
Изучить когнитивные механизмы репрезентации;
Классифицировать средства репрезентации гендера в английском языке;
Выработать подход к изучению дискурса СМИ;
Выявить общие характеристики исследуемого материала;
Определить макроструктурные особенности медийных публикаций, посвящённых представителям гендерно атипичной занятости;
Описать механизмы конструирования гендера на уровне содержания медиатекстов;
Проанализировать задействованные в гендерном конструировании лингвистические средства.
Материалом для исследования послужили 50 портретных очерков, посвящённых лицам с гендерно атипичными формами занятости, которые были опубликованы в англоязычных интернет-изданиях в период с 2013 по 2021 гг. Общий объём языкового материала составил 307 052 знаков.
Теоретической основой выпускной квалификационной работы послужили труды отечественных и зарубежных учёных в следующих областях:
Гендерная лингвистика (О.А. Воронина, Е.С. Гриценко, А.В. Кирилина, О.Н. Шмелева, D. Cameron, D. Spender и др.);
Когнитивная лингвистика (Н.Н. Болдырев, В.В. Красных, Л.С. Кубрякова и др.);
Лингвокультурология (В.А. Маслова, Г.Г. Слышкин, В.Н. Телия и др.);
Дискурсоведение (А.А. Кибрик, Г.Н. Манаенко, N. Fairclough, S. Mills, S. Titscher и др.);
Медиалингвистика (М.В. Гречихин, Т.Г. Добросклонская, П.Н. Кочетков и др.).
Методы исследования определены в соответствии с целью и задачами исследования и включают:
Метод лингвистического наблюдения и описания, подразумевающий фиксацию языковых единиц и их последовательную инвентаризацию;
Метод сплошной выборки при отборе анализируемого языкового материала;
Сравнительно-сопоставительный анализ для выявления общего и частного при репрезентации мужчин и женщин, занятых в гендерно атипичных профессиях;
Метод контекстуального анализа, позволяющий рассмотреть особенности функционирования лексических единиц в конкретном контексте;
Лексико-семантический анализ для изучения ментального семантического пространства медиатекста и выявления авторской языковой картины миры;
Семантико-синтаксический анализ, подразумевающий выделение синтаксических средств, которые влияют на особенности организации текста и раскрывают его содержание как единого целого;
Семантико-прагматический анализ, позволяющий определить коммуникативные интенции автора в рамках медиадискурса;
Элементы феминистской критики языка с целью выявления гендерных асимметрий в системе языка;
Элементы критического дискурс-анализа для изучения идеологической составляющей медиатекстов.
Опираясь на существующие исследования репрезентации женщин и мужчин в дискурсе СМИ, мы выделили следующие параметры для анализа собранного языкового материала: макроструктура и содержание медиатекста, лексико-грамматические и стилистические средства выражения гендерных категорий.
Научная новизна исследования определяется выбором объекта и предмета исследования, характером цели и поставленных задач и заключается в расширении и углублении научных знаний, связанных с культурно обусловленным конструированием гендера. В рамках нашей работы языковая репрезентация гендерно атипичной занятости впервые получает системное научное рассмотрение.
Теоретическая значимость работы определяется её вкладом в современные исследования дискурса СМИ и гендера, а именно уточнением и дополнением представлений о медиадискурсе как агенте гендерной социализации.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в рамках лекционных курсов по гендерной вариативности английского языка, медиалингвистике, теории дискурса, а также при составлении практических пособий по чтению медиатекстов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Термин «гендерно атипичная занятость» включает в себя те формы занятости, в которых число представителей одного из полов меньше 30% вследствие существующих гендерных стереотипов, сегрегации и/или дискриминации;
2. Конструирование гендера происходит на всех уровнях портретных очерков о представителях гендерно атипичной занятости: композиционно-структурном, содержательно-смысловом, лексико-грамматическом и стилистическом;
3. Вербальные и невербальные компоненты макроструктуры медийных публикаций, освещающих проблему профессиональной гендерной сегрегации, направлены на формирование у читателей нового взгляда на женщин и мужчин и присущие им социальные роли;
4. Фемининность и маскулинность представителей гендерно неконформной занятости конструируется посредством раскрытия разнообразных предметных тем, позволяющих создать многогранный образ данной категории лиц и утвердить равенство полов в сфере труда;
5. Языковые ресурсы репрезентации гендера, задействованные в современных англоязычных СМИ, представлены лексическими, грамматическими и стилистическими средствами и служат для конструирования в медиатекстах гендерных категорий с элементами новых черт, противоречащих существующим гендерным стереотипам.
Структура и объём работы определяются её целями и задачами. Композиционно исследование состоит из введения, теоретической и практической глав с выводами, а также заключения, списка использованной литературы, списка источников языкового материала и принятых сокращений и приложения с иллюстративным материалом. Список использованной литературы насчитывает 137 наименований работ отечественных и зарубежных учёных.

Цель данной исследовательской работы заключалась в изучении средств гендерного конструирования, применяемых в современном англоязычном медиадискурсе при характеристике лиц с гендерно атипичной занятостью. В качестве языкового материала для анализа было отобрано 50 портретных очерков, опубликованных на англоязычных сайтах средств массовой информации. Выбор данного жанра был обусловлен антропоцентрическим и аксиологическим характером портретных очерков.
Проблема репрезентации фемининности и маскулинности в медийных публикациях рассматривалась с позиций таких научных направлений, как гендерная лингвистика, лингвокультурология и когнитивная лингвистика.
Опираясь на теоретические положения о природе профессиональной гендерной сегрегации и механизмов репрезентации гендера в английском языке, мы выделили следующие параметры для анализа собранного языкового материала: макроструктура и содержание медиатекста, лексико-грамматические и стилистические средства выражения гендерных категорий.
На композиционно-структурном уровне мы рассмотрели вербальные и невербальные средства конструирования гендера. Вербальные составляющие макроструктуры медийных публикаций представлены заголовочным комплексом, так называемыми «сильными» позициями текста, а также специфичными для портретных очерков элементами основной части (статистика, историческая справка, комментарии героя публикации, вербальные реакции экспертов и советы).
Невербальные средства конструирования гендера в медиатексте представлены мультимедийным визуальным контентом, который взаимодействует с вербальной составляющей и оказывает комплексное прагматическое воздействие на адресата.
На содержательно-смысловом уровне публикаций, освещающих проблему гендерно атипичной занятости, были обнаружены следующие информационные компоненты, которые участвуют в конструировании гендера: 1. биолого-физиологические и антропологические характеристики человека (пол, сексуальная ориентация, национальность/этническая принадлежность, возраст, внешность и физическая сила); 2. ментально-психические характеристики (умственные способности, эмоциональность, волевые качества, морально-нравственные качества); 3. социокультурные характеристики (мотивировка выбора профессии, семейные отношения, профессиональные межличностные отношения, связанные со сферой труда социальные риски и социальные блага, профессиональные амбиции, образование или опыт работы).
На языковом уровне медийных публикаций были выявлены: 1. лексико-грамматические средства конструирования гендера, представленные антропометрическими лексемами, междометиями, интенсификаторами, стилистически окрашенной лексикой, терминологической лексикой, прилагательными в сравнительной и превосходной степени, вводными конструкциями, императивными предложениями, модальными конструкциями, транзитивными глаголами; 2. стилистические средства гендерного конструирования, включающие в себя эпитеты, ирония, метафоры, метонимия, фразеологизмы, символы, аллюзии, сравнение, анафора, синтаксический параллелизм, парцелляция, градация, инверсия, антитеза, риторические вопросы и восклицания.
В результате данного исследования мы пришли к следующему выводу: во-первых, гендерный компонент присутствует на всех уровнях портретного очерка, посвящённого героям в сфере гендерно атипичной занятости, во-вторых, авторы современных англоязычных медийных публикаций стремятся к формированию прогрессивных взглядов на женщин и мужчин и диапазон ролей, доступных им в современном обществе.
Настоящая работа соответствует современной антропоцентрической парадигме в языкознании, а результаты проведённого анализа могут быть использованы для дальнейшего изучения роли массмедиа как одного из главных агентов гендерной социализации. Перспективным направлением представляются исследования конструирования фемининности и маскулинности лиц, занятых гендерно атипичной деятельностью, на материале других жанров и типов текста, что позволит выявить более полную языковую картину мира, существующую в коллективном сознании англоязычного социума.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать «Репрезентация гендерно атипичной занятости в дискурсе англоязычных СМИ»

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету

    Видовые различия в русской речи польских и чешских студентов
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Способы достижения эквивалентности при переводе конвенций ООН
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Фразеологические единицы в политическом дискурсе
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет