Репутация России в румынских СМИ и социальных медиа
АННОТАЦИЯ МАГИСТЕРСКОЙ РАБОТЫ АВРАМ АЛЕКСАНДРА “Репутация Россий в румынских СМИ и социальных медиа” “Russia’s reputation in Romanian mass media and social media” Н. рук. – Филатова Ольга Георгиевна, канд. философ. наук Профиль магистратуры – “Коммуникативный консалтинг” Ключевые слова: репутация, репутация страны, имидж государства, средства массовой информации, социальные медиа, публичный дискурс, концептуальная метафора Key words: reputation, country reputation, country image, mass media, social media, public discourse, conceptual metaphor Данная магистерская работа направлена на изучение репутации России в румынских СМИ и социальных медиа. Актуальность настоящей диссертации определяется значением влияния репутации на иностранные инвестции, развитие туризма, а также на дипломатические, культурные и экономические отношения с другими странами. Цель работы – выявить основные характеристики и тенденции развития репутации России в румынских ведущих СМИ и социальных медиа. Поставленная цель требует выполнения следующих задач: • проанализировать сущность понятия “репутация”, “репутация страны”, “имидж государства”, “публичный дискурс”, “концептуальная метафора” в современной науке • рассмотреть основные способы формирования репутации в СМИ • рассмотреть основные способы формирования репутации в Интернете • провести контент-анализ ведущих румынских СМИ с целью определения репутации России • провести анализ концептуальных метафор в социальной сети Фейсбук с целью определения репутации России и подготовить рекомендации по ее корректировке. Объект исследования – репутация государства в СМИ и социальных медиа. Предмет исследования – основные характеристики и тенденции развития репутации России в ведущих румынских СМИ и социальных медиа. Степень научной разработанности проблемы исследования. Репутация стран – это малоизученная сфера, наибольшая часть литературы посвящена имиджу или образу государств. Все-таки, большинство книг и статьей по репутации стран принадлежат западным ученым. Среди них можно упомянуть следующих: Fan Y., Han C. M, Mercer J., Passow T., Fehlmann R., Grahlow H., Yang S., Shin H., Lee J., Wrigley B. и др. Из российских авторов, которые занимались изучением репутации, имиджа или образа стран можно упомянуть следующих: Важенина, И.С. Гавра Д.П. Галумов Э. А., Гунадрин М. В., Замятин Д. Е., Почепцов Г.Г., Задорожный В.Н. Для того, чтобы получить лучшее представление о том, как формируется репутация страны в СМИ следует также обратить свое внимание на литературу о журналистике. Наиболее значимыми отечественными авторами в этом направлении являются: Соловей В. Д., Почепцов Г.Г., Клушина Н. И., Мельник Г. С., Морозова О. В., Вартанова Е. Л., Василенко И. А. Из иностранных авторов, которые провели исследования на данной теме следует причислить следующих: Hall S.; Tarasheva, E.; Fowler, R.; McNelly, J.T.; Izcaray F.; Wanta, W.; Manheim, J.B.; Kiousis, S.; Zhang, C.; William, C.M.; Král, P. К работам, посвящённым анализу публичного дискурса относятся исследования: Хабермаса Ю., Филлипса Л., Йоргенсена М., Клюева Ю. В., Ушакова А. А., Глухова Г. В., Зайнуллиной Л. М., Филатовой О.Г. Вопросы, связанные с концептуальными метафорами и их влиянием на формирование имиджа и репутации посвящены труды таких ученых, как: Black M., Francis B., Ana O.S., Zinken J., Лакофф Дж., Джонсон М., Иванова И. В. и др. Эмпирической базой для исследования послужили журналистские материалы новостных источников и “Digi 24”, “Adevarul” и “Evenimentul zilei” – в итоге в выборку попали 90 статей (по 30 статей из всех трех изданий) – по 3 статьи из каждого из трех по одной и той же тематике. Для исследования репутации в Фейсбуке были выбраны 347 текстов, которые представляют собой комментарии под каждой из 90 статьей новостных источников “Digi 24”, “Adevarul” и “Evenimentul zilei”. Структура работы Представленная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты репутации, СМИ, публичного дискурса в Интернете и концептуальной метафоры. Вторая глава представляет собой практическое исследование, где проанализированы публикации о России и выявлена специфика созданной репутации России, а третья глава посвящена исследованию репутации России в социальных медиа на примере Фейсбука. В заключении подводятся итоги исследования и даны рекомендации для улучшения репутации России в румынских СМИ и социальных медиа. Положения, выносимые на защиту 1. Проведенный анализ выявил, что риторика публикаций румынских СМИ в основном опирается на одни и те же ограниченные образы, убеждения, и стереотипы о России, написанные преимущественно с негативной коннотацией, которые упоминаются во всех изданиях, но в разной степени. Во всех трех проанализированных СМИ чаще всего используются следующие слова, чтобы охарактеризовать то или иное событие: “агрессия”, “угроза”, “пропаганда”. 2. Во время исследовательского периода репутация России в рейтинговых румынских СМИ не испытывала больших изменений, она остается отрицательной. Пик негатива наблюдается в период с конца мая 2016 года до ноября 2016. 3. Использование негативных стереотипов и штампов, основанных в большинстве случаев на отождествлении Российской Федерации с СССР, является главной чертой, проходящей через большинство комментариев в Фейсбуке касательно России. 4. Несмотря на наличие альтернативной точки зрения, характеризующей положительно действия России, которое привело к улучшению восприятия России в период с марта 2014 года до сентября 2015 года, в публичном дискурсе Румынии репутация России продолжает быть отрицательной.
Репутацию страны ни в коем случае нельзя игнорировать, потому что она может оказывать большое влияние на иностранные инвестиции, развитие туризма, а также на дипломатические, культурные и экономические отношения с другими странами.
Сегодня все больше стран беспокоятся о своей репутации в глазах других стран мира и стали более активно измерять и управлять репутацией. Приведем в качестве примера террористический акт 11 сентября 2011 в США, после которого многие ученые стали исследовать репутацию страны с точки зрения публичной дипломатии, эффективного государственного строительства и национального брэндинга. В данном контексте современные СМИ играют огромную роль, так как они не только информируют людей о тех или иных фактах и событиях, происходящих в своей стране или за рубежом, но также формируют в сознании реципиентов определенное представление о том или ином событии. Публикация новостей в социальных сетях позволяет современному человеку не только познакомиться с фактами, но и выразить свои мнения, эмоции, предложения, и даже участвовать в обсуждениях с другими пользователями.
Интернет – это достаточно новая площадка общественной дискуссии, где формируются представления общества о политическом лидере и государстве. Поэтому изучение публичного дискурса в Интернете позволит оценить уровень общественных представлений о стране и выявить основные тенденции формирования репутации.
На этом фоне исследование репутации России в румынских ведущих СМИ приобретает актуальность.
Цель работы – выявить основные характеристики и тенденции развития репутации России в румынских ведущих СМИ и социальных медиа.
Поставленная цель требует выполнения следующих задач:
проанализировать сущность понятия “репутация”, “репутация страны”, “имидж государства”, “публичный дискурс”, “концептуальная метафора” в современной науке
рассмотреть основные способы формирования репутации в СМИ
рассмотреть основные способы формирования репутации в Интернете
провести контент-анализ ведущих румынских СМИ с целью определения репутации России
провести анализ концептуальных метафор в социальной сети Фейсбук с целью определения репутации России и подготовить рекомендации по ее корректировке.
В современные дни СМИ играют огромную роль в формировании репутации государства. Опосредованная через СМИ информация позволяет оценить элементы складывающей репутации страны. В свою очередь, социальные медиа, благодаря своей специфике позволяют следить за реакцией общества на то или иное событие. Таким образом, мониторинг публичного дискурса в интернет-пространстве дает возможность следить за основным тенденциям формирования репутации государства.
Рассмотрев теоретические подходы зарубежных и отечественных специалистов к понятиям репутации и имиджа государства, было установлено, что репутация государства – это коллективное восприятие определенной страны обществом. Она формируется на основе личных и косвенных опытов людей со страной, ее товарами или услугами. С другой стороны, имидж страны – это целенаправленно формируемый образ.
Анализ роли СМИ в формировании репутации страны выявил, что в процессе формирования репутации определенной страны, общество опирается в основном на информацию, распространявшую средствами массовой информации. Важная составляющая информации, это оценка, которую придает ей журналисты. Таким образом, можно сказать, что в современное время СМИ не только решают, какая информация важна для аудитории, но и указывают как аудитория должна воспринять информацию: позитивно или негативно.
Исследуя интернет-дискурс и концептуальные метафоры, мы пришли к выводу, что интернет-дискурс представляет собой современный способ общения, развивающийся в рамках глобальной сети. Концептуальную метафору следует понять, как результат отображения знаний об одной концептуальной области в терминах другой концептуальной области.
В рамках данного исследования интерес представляла репутация России в румынских рейтинговых СМИ. Контент-анализ публикаций позволил выявить наиболее яркие и часто встречающиеся характеристики репутации России. Во всех трех проанализированных источниках чаще всего используются следующие слова, чтобы охарактеризовать то или иное событие: “агрессия”, “угроза”, “пропаганда”. Требуется отметить, что репутация России во время выбранного периода для исследования является отрицательной.
При анализе 90 материалов выбранных изданий получается, что 73 из них придерживаются негативной тональности, 15 из них – нейтральной и только 2 из них являются позитивными. Следует отметить, что при описании действий России используются эмоциональные, негативно окрашенные коннотации. Немаловажно в данном случае подчеркнуть склонность журналистов к интерпретации событий и к развитию теории заговора.
Обобщая анализ, можно отметить, что материалы румынских рейтинговых СМИ в процессе отражения репутации России за изучаемый период содержат большое количество стереотипов и написаны преимущественно с негативной коннотацией.
В рамках нашей работы был проведен анализ репутации России в Фейсбуке. Мы поставили перед собой задачу проанализировать концептуальные метафоры, позитивно и негативно характеризующие Россию в публичном дискурсе. В итоге наш анализ показал, что метафоры с позитивной окраской гораздо меньше (8) по сравнению с количеством негативных метафор (46).
Применение на практике теории этики дискурса Ю. Хабермаса позволило идентифицировать количество пользователей, которые выразили свое согласие или несогласие по поводу действий России. Также в ходе анализа были выявлены и основные смысловые претензии участников дискурса. Важно отметить в данном случае тот факт, что разница между смысловыми претензиями в поддержку России и аргументами против России небольшая: 20 за – 29 против. Таким образом, можно сказать, что социальные сети способствуют формированию альтернативной точки зрения касательно той или иной темы.
Обобщая анализ публичного дискурса в Интернете, стоит отметить, что по сравнению с публикациями в румынских СМИ, в Интернете наблюдается наличие альтернативной точки зрения касательно каждого события. Но несмотря на существование позитивных атрибуций и на легкое улучшение восприятия о России в публичном дискурсе, в общих чертах репутация страны продолжает быть отрицательной.
Учитывая результаты нашего анализа репутации России в СМИ и социальных медиа, мы пришли к выводу, что для улучшения репутации страны следует придерживаться несколько важных принципов. Во-первых, стоит подчеркнуть, что работа над улучшением репутации в СМИ подразумевает в первую очередь налаживание отношении с журналистами. Таким образом, мы считаем, что Российский центр культуры в Румынии должен пригласить журналистов важных румынских СМИ принять участие в мероприятиях, связанных с Россией. Во-вторых, официальные представители России в Румынии (посол Россий в Румынии, директор Российского центра культурны и др.) могут сами создать информационный повод, участвуя в культурной и социальной жизни Румынии.
Что касается улучшении репутации в социальных сетях, следует сказать, что одним из первых шагов, который должен быть предпринятым – это выявление лидеров мнения. Как и в случае со СМИ стоит фокусироваться на культурно-туристическую привлекательности России. Важное в случае социальных медиа – это набрать популярность. Это можно сделать, создав трендовый и увлекательный видеосюжет.
Итак, подводя итоги наших рекомендаций можно сказать, что они сводятся к двум основным принципам работы для улучшения репутации Российской Федерации в румынских СМИ и социальных медиа: изменение повестки дня и привлечение внимания к культурно-туристической привлекательности России. Эту работу может выполнить Посольство России в Румынии или Российский центр культуры. Мы считаем, что это наилучший подход на данный момент, учитывая напряженные геополитические отношения между Румынией и Россий, а также уже сложившуюся репутацию России.
Источники на английском языке
Ana O.S. Metaphors of Latinos in Contemporary American Public Discourse / O.S. Ana, University of Texas Press, 2002. 424 c.
Black M. Models and Metaphors: Studies in Language and Philosophy / M. Black, Cornell University Press, 1962. 278 c.
Carver T., Pikalo J. Political Language and Metaphor: Interpreting and changing the world / T. Carver, J. Pikalo, NY: Routledge, 2008. 320 c.
Deephouse D.L. Media Reputation as a strategic resource: An integration of mass communicatio and resource-based theories // Journal of management. 2000. (26)
Fan Y. Branding the nation: Towards a better understanding // Place Branding and Public Diplomacy. 2010. № 6 (2). C. 97–103.
Fowler R. Language in the News: Discourse and Ideology in the Press / R. Fowler, London: Routledge, 2007. 266 с.
Francis B., Landtsheer C. De Metaphorical World Politics / B. Francis, C. De Landtsheer, Michigan: Michigan University Press, 2004. 342 c.
Habermas J. On the pragmatics of communication. Cambridge, MA, MIT Press, 1998. 462 с.
Hall S. The Whites of Their Eyes: racist ideologies and the media’ in Alvarado // The Media Reader. 1990. C. 9–23.
Han C.M. Testing the role of country image in consumer choice behavior // European Journal of Marketing. 1990. № 24 (6). C. 24–40.
Hülsse R. Looking beneath the surface – invisible othering in the German discourse about Turkey’s possible EU-accession [Электронный ресурс]. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/5074206.pdf.
Kiousis S., Wu X. International agenda-building and agenda-setting: Exploring the influence of public relations counsel on U.S. news media and public perceptions of foreign nations. // The International Communication Gazette. 2008. № 70 (1). C. 58–75.
Král P. Country of Origin – the Impact of Media on the Perception of the Country – Czech Presidency of the European Union // University of Economics. 2009. C. 1–10.
Lkoff G. Metaphor and War. The Metaphor System Used to Justify War in the Gulf / Thirty Years of Linguistic Evolution. 1992. С. 463
Manheim J.B., Albritton R.B. Changing national images: International public relations and media agenda setting // The American Political Science Review. 1984. (78). C. 641–657.
McNelly J.T., Izcaray F. International news exposure and images of nations // Journalism Quarterly. 1986. C. 546–553.
Mercer J. Reputation and International Politics / J. Mercer, Ithaca, NY: Cornell University Press, 1996.
Nossek H. Our news and their news. The role of national identity in coverage of foreign news // Journalism. Theory, practice and criticism. 2004. № 3 (5)
Nye J.S. Soft power: The means to success in world politics / J.S. Nye, New York: Public Affairs., 2004. 208 c.
Passow T . , Fehlmann R .Grahlow H. Country reputation: From measurement to management: The case of Liechtenstein // Corporate reputation review. 2005. (7)
Tarasheva E. The Image of a Country created by International Media: The Case of Bulgaria // Cambridge Scholars Publishing. 2014. C. 168.
Wanta W., Golan G., Lee C. Agenda setting and international news: Media influence on public perceptions of foreign nations // Journalism & Mass Communication Quarterly. 2004. № 81 (2). C. 364–377.
Yang S . , Shin H . , Lee J .,Wrigley B. Country reputation in multidimensions: Predictors, effects, and communication channels // Journal of Public Relations Research. 2008. № 20 (4)
Zhang C., William C.M. International Coverage, Foreign Policy, and National Image: Exploring the Complexities of Media Coverage, Public Opinion, and Presidential Agenda // International Journal of Communication. 2012. C. 76–95.
Zinken J. Ideological imagination: intertextual and correlational metaphors in political discourse // Discourse & Society. 2003. № 4 (14). C. 507–523.
Источники на русском языке
Анхольт С., Хильдрет Д. Бренд Америка: мать всех брендов / С. Анхольт, Д. Хильдрет, М.: Добрая книга, 2010. 232 c.
Боттон А.Д. Новости. Инструкция для пользователя / А.Д. Боттон, Эксмо, 2016. 352 c.
Важенина И.С. Теоретико-методологические основы определения сущности репутации территории / И.С. Важенина, Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2006. 108 с.
Вартанова Е.Л. От человека социального – к человеку медийному? К вопросу о влиянии СМИ на аудиторию // Человек как субъект и объект медиапсихологии. 2011. C. 199–216.
Василенко И. А. Имидж России: концепция национального брендинга // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2012. №4 (24)
Василенко И.А. Формирование нового образа России «После Крыма»: парадоксы информационной войны // Власть. 2014. (10). C. 204–208.
Гавра Д. П. и др. Анализ и обобщение существующих концептуальных методологических подходов в сфере государственного имиджирования для различных целевых аудиторий //: Имидж государства. С.-Петерб. гос. ун-т, Факультет журналистики, 2008.
Гавра Д.П. Внешний имидж государства: понимание категории и структурные модели // Имидж государства /региона: современные подходы: новые идеи в теории и практике коммуникации: сб. науч. трудов. Вып. 3 / отв. ред. Д.П. Гавра. СПб.: Роза мира, 2009. – С. 3-18.
Гавра Д. П. Построение интегральной модели имиджа государства в мировом информационном пространстве. URL:
Гавра Д.П., Савицкая А.С. Стратегический имидж региона для внешних и внутренних аудиторий // Петербургская школа PR рекламы: от теории к практике. Вып. 4. / Отв. ред. АД. Кривоносов. СПб.: Роза мра, 2006. – С.24-44.
Гаврилов А. А. Лингвистические средства воздействия СМИ на общественное сознание // ОНВ. 2013. №1, С. 99-103
Галумов Э. А. Международный имидж России: стратегия формирования / М.:, 2004. 450 c.
Галумов, Э.А. Основы PR / М.: Летопись XXI, 2004.С. 333
Глухов Г. В. Актуальные проблемы лингвистики и переводоведения / Мат-лы междун. научно-практ. конференции / Самара: изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2010. 120 с.
Гунадрин М.В. Книга руководителя отдела PR / М.В. Гунадрин, СПБ: Питер, 2007. 368 c.
Задорожный, В.Н. Влияние политического имиджа государства на экономический рост / В.Н. Задорожный // Elitarium.ru : Элитариум – Центр дистанционного образования. – 2007. URL: http://www.elitarium.ru/2007/06/07/vlijanie_imidzha_gosudarstva_na_jekonomicheskijj_rost.html.
Замятин, Д.Е. Власть пространства: от образов географического пространства к географическим образам [Электронный ресурс] URL: http://statebrand.ru/elektronnye_resursy/8.html
Зайнуллина Л. М. О cпецифике исследования Интернет-дискурса // Вестник Башкирск. ун-та. 2012. №1(I). С. 492-497
Иванова И.В. Концептуальная метафора как средство формирования образа политического деятеля в англоязычной прессе. М. 2004. 215 с.
Клушина Н.И. Коммуникативная стилистика публицистического текста // Мир русского слова. 2008. № 4. C. 67–70.
Клюев Ю. В. Уровни, модели, элементы публичного дискурса: коммуникативный подход // Вестник СПбГУ. Язык и литература. 2008. №4-2. С. 336
Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М., 2004. 265 с.
Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты / СПБ: Изд-во СПбУ, 1996. 161 c.
Морозова О.В. Формирование образа России в условиях политической наряженности // Журналистика. 2014. № 4 (14). C. 110–114.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М. 1999.
Панкрухин, А.П. Зачем, кому и какой нужен маркетинг территорий [Электронный ресурс] / URL: http://www.marketologi.ru/lib/terr/terr1.html
Почепцов Г.Г. Информационные войны / Рефл-бук, 2001. 576 с.
Соловей В.Д. Fake. Технологии фальсификаций. Абсолютное оружие /, Москва: 2016. 320 c.
Ушаков А. А. Интернет-дискурс как особый тип речи (Рецензирована) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2010. №4. С. 1-4
Филатова О.Г., Тарнавский А.А. . Анализ публичного дискурса в российских социальных сетях вокруг конфликта в Донбассе 2015 // Государство и граждане в электронной среде. СПб: Университет ИТМО, 2015 C. 140–159.
Филлипс Л. Дж., Йоргенсен М. В. Дискурс-анализ. Теория и метод, Харьков: Гуманитарный центр, 2008. 354 с.
Фокина В. В., Сми как акторы мировой политики // Вестник МГИМО. 2013. №1 (28). С. 61-65
Хабермас Ю. Отношения к миру и рациональные аспекты действия в четырех социологических понятиях действия // Социологическое обозрение. 2008. Т. 7. № 1. С. 3-24.
Эко У. От Интернета к Гуттенбергу // Новое литературное обозрение. 1998. №32. С. 5–13.
Проанализированные источники на русском языке
Демографические данные пользователей Фейсбука в Румынии [Электронный ресурс]. URL: http://www.facebrands.ro/demografice.html.
Итальянцы пробуют русские супы [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=SXuEbtKUDS0.
Мероприятия Российского центра культуры в Румынии [Электронный ресурс]. .
«Никогда мы не будем братьями»: в Румынии продолжается казнь посольства РФ [Электронный ресурс]. URL:
Путин пообещал принять ответные меры на размещение ПРО в Румынии [Электронный ресурс]. URL: http://www.interfax.ru/world/510493
Результаты рейтинга сайтов в Румынии [Электронный ресурс]. URL: https://www.brat.ro/sati/rezultate/.
Рогозин Д. Публикация Д. Рогозина в Твитерре [Электронный ресурс]. URL:
Рогозин обвинил власти Румынии в угрозе жизни пассажиров рейса S7 [Электронный ресурс]. URL: http://www.interfax.ru/russia/572580
Российский центр культуры в Румынии [Электронный ресурс]. URL: http://rou.rs.gov.ru/
Румыния не приняла историческую капитуляцию и «репарации» посольства РФ [Электронный ресурс]. URL: https://regnum.ru/news/polit/2185635.html
Суд оштрафовал Навального на 20 тысяч рублей [Электронный ресурс]. URL: http://www.interfax.ru/russia/555525
Счетчик населения Румынии [Электронный ресурс]. URL: http://countrymeters.info/ru/Romania.
Топ видеоблогов в Румынии [Электронный ресурс]. URL: https://www.topvloguri.ro/top-general-100.
Топ туристических блогов в Румынии [Электронный ресурс]. URL: http://www.infotravelromania.ro/top-bloguri-travel.html.
Ютюб-проект: Эмоциональные итальянцы by MilanTV [Электронный ресурс]. URL:
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!