Роль Чемпионата мира по футболу 2018 года в формировании международного имиджа Российской Федерации (на примере организации работы с иностранными болельщиками)
Данное исследование посвящено изучению роли Чемпионата мира по футболу 2018 в формировании международного имиджа Российской Федерации. В 21 веке всё большее значение придается имиджу страны и инструментам мягкой силы. Автор рассмотрел в своей работе такой актуальный и мало исследованный элемент мягкой силы как спортивная дипломатия. В ходе исследования был проведен контент-анализ российских и зарубежных СМИ как в процессе подготовки к Чемпионату мира по футболу, так и в ходе его проведения. Также был проведен опрос иностранных болельщиков из более, чем 10 стран на предмет их отношения к России до и после проведения турнира.
В XXI веке все большее значение в современных международных отношениях обретают проблемы гуманитарного характера. Их решение возможно только при комплексном подходе, с учетом ряда основополагающих факторов, к которым необходимо отнести: уровень напряженности и конфликтности, степень вовлеченности в этот процесс акторов, от официальных лиц государств и международных организаций до представителей широкой общественности.
Одним из явлений глобального масштаба является спорт, который способен объединить людей независимо от их социального статуса, религиозных убеждений, идеолого-мировоззренческих взглядов, расы и т. д. В связи с этим, спорт обладает огромным потенциалом и его роль как инструмента политического влияния только возрастает. Его особое место в международных отношениях подчеркивается появлением феномена спортивной дипломатия, которая позволяет наладить диалог и преодолеть конфликты между странами с помощью спорта. В то же самое время, его можно отнести к одним из механизмов «мягкой силы», которая является основополагающим элементом в борьбе государств за мировое лидерство.
В условиях современного политического и экономического противостояния России со странами запада наше государство все больше делает упор на применение инструментов «мягкой силы» при достижении внешнеполитических целей. Данный тезис прослеживается в таких стратегических документах страны, как Концепция внешней политики Российской Федерации: «неотъемлемой составляющей современной международной политики становится использование для решения внешнеполитических задач, инструментов «мягкой силы», прежде всего возможностей гражданского общества, информационно – коммуникационных, гуманитарных и других методов и технологий, в дополнение к традиционным дипломатическим методам». Таким образом очевидна роль спорта в международных отношениях и для России, в частности.
Стоит отметить, что наряду с общепринятыми функциями, присущими спорту он активно используется государствами для утверждения своего имиджа и авторитета на мировой арене.
Одним из наиболее ярких примеров реализации спортивной дипломатии, отразившегося на имидже Российской Федерации является Чемпионат мира по футболу 2018 года.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что Чемпионат мира по футболу 2018 года в России закончился совсем недавно, а его роль в формировании имиджа нашего государства еще слабо изучена.
Хронологические рамки исследования: работа в основном посвящена периоду с 2010 г. по 2018 г., когда были осуществлены главные мероприятия в рамках организации и проведения Чемпионата мира по футболу 2018 г. в России.
Объект исследования – Чемпионат Мира по футболу 2018 как средство спортивной дипломатии.
Предмет исследования – российский опыт подготовки и организации Чемпионата Мира по футболу в 2018 году.
Цель исследования – определить роль Чемпионата мира по футболу 2018 года в формировании международного имиджа Российской Федерации.
Заданная цель определила постановку и решение следующих задач исследования:
Рассмотреть спорт как инструмент «мягкой силы» в международных отношениях;
Проанализировать влияние масштабных спортивных событий на формирование позитивного международного имиджа страны;
Рассмотреть процесс организации и проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года в России;
Изучить мнение иностранных болельщиков относительно проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года в России;
Степень научной разработанности проблемы. Выбранная для исследования тема представляется своевременной и научно оправданной. Большинство отечественных и зарубежных исследователей основной акцент делают на том, как в рамках спортивной дипломатии спорт взаимодействует с политикой и экономикой, какое влияние он оказывает на публичную дипломатию.
Среди научных работ, посвященных проблемам дипломатии, а также исследований особенности внешнеполитической деятельности государства и места в ней спорта, необходимо выделить работы таких авторов, как: С. Анхольт и Д. Хильдрет, Н.П. Бродская, П.А. Виноградов и В.А. Савин, Т. В. Зонова, Е. В. Анохин, К. А. Алексеев, Н. М. Боголюбова и Ю. В. Николаева, Ж. Мейно, Дж. Най, К. Боулдинг и другие.
Источниковая база исследования. В данной работе в качестве источников использовались официальные международные документы, законодательные акты Российской Федерации, выступления официальных лиц. в которых подчеркивается особая роль спорта в международных отношениях: Устав ФИФА, Олимпийская хартия, Концепция внешней политики Российской Федерации, Федеральный закон № 108-ФЗ от 7 июня 2013 г. «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 2013 г. № 518 «О Программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу», Общенациональная стратегия развития футбола в Российской Федерации на период до 2030 года, комментарий Президента РФ В.В. Путина о подготовке к проведению в России чемпионата мира по футболу 2018 года, брифинг официального представителя МИД России М. В. Захаровой и т. д.
Теоретические и методологические основы исследования: в основе исследования лежит метод компаративного подхода. Для раскрытия понятий «спорт», «спортивная дипломатия», «имидж» и «мягкая сила» и рассмотрения конкретных примеров их воздействия на государство и общество используется исторический подход. Также был проведен социологический опрос среди иностранных футбольных болельщиков.
Благодаря системному подходу удалось исследовать роль и значение инструментов спортивной дипломатии в современной внешнеполитической повестке дня России в контексте подхода к организации и проведению Чемпионата мира по футболу 2018 года.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, списка приложений.
Подводя итог, важно отметить, что в ходе организации и проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года Россия успешно использовала спорт в качестве инструмента «мягкой силы». Всему миру был продемонстрирован благоприятный образ нашего государства. Приведенный в работе анализ показывает, что спортивная дипломатия является важным элементом в рамках внешнеполитической стратегии России и играет важную роль в повышении ее статуса на мировой арене. Необходимо признать важность спорта и проведения спортивных мега-событий для успешной реализации политики «мягкой силы».
Чемпионат мира по футболу 2018 можно назвать рекордным по многим показателям событием в истории мирового спорта. Россия стала центром внимания для всех мировых СМИ, и миллионы людей с интересом наблюдали за ходом соревнований, активно обсуждали их в социальных сетях и блогах.
Стоит подчеркнуть, что в освещении хода подготовки к ЧМ-2018 и во время соревнований присутствовала доля критики, в особенности со стороны зарубежных СМИ. Политические конфликты на данный момент являются одной из основных причин споров и разногласий в футбольном мире. К неполитическим причинам можно отнести конфликты интересов, расизм, притеснение меньшинств, допинговые скандалы.
Среди публикаций в СМИ мы выявили существенные различия в том, как преподносилась информация российскими и зарубежными изданиями. Особой критичностью отличились британские издания, но можно с уверенностью сказать, что это было обусловлено не только желанием британцев провести мировое первенство на территории своей страны, но рядом внешнеполитических скандалов между Россией и Британией: дело Скрипалей и инцидент в Солсбери. В российских СМИ журналисты стремились найти положительные отзывы и комментарии в ответ на каждый негативный повод, освещенный зарубежными коллегами и предоставить весомые аргументы в оправдание российской стороны.
Во время самого Чемпионата мира сообщения как в российских СМИ, так и в зарубежных носили позитивный характер. Однако, доля критики всё же присутствовала. Так, критиковались большие государственные затраты на подготовку и организацию Чемпионата мира по футболу 2018 в России, существовавшими террористическими угрозами и проблемами безопасности. Также существенной была негативная общественная реакция на политику государства в отношении к сексуальным меньшинствам.
В целом, ЧМ-2018 оказал положительное влияние на имидж России, хотя в СМИ и присутствовала некоторая критика. Значительных улучшений в сфере экономики и политики не последовало, однако улучшилось мнение о России среди иностранных болельщиков.
Согласно данным исследований независимых медиа-агентств, опросу и контент-анализу, представленному в данной работе, Чемпионат мира по футболу в целом оказал положительное влияние на международный имидж России. Большая часть российских и зарубежных СМИ в результате высоко оценили уровень подготовки и проведения событий, отмечая выдающиеся результаты российских спортсменов, качество спортивных объектов, красочность массовых культурных и развлекательных мероприятий и торжественных церемоний, а также дружественную атмосферу соревнований. Однозначно, спортивные успехи и достижения российских спортсменов в ЧМ -2018 оказали существенное влияние на международный авторитет государства и помогли создать положительный информационный повод для решения внешнеполитических задач.
Несмотря на то, что «мягкая сила» трудно измерима, её роль в международных отношениях нельзя недооценивать. В нашем исследовании «мягкая сила» выражается в изменении мнения огромного числа иностранных болельщиков о стране.
Подводя итог, в то время как выбор России в качестве принимающей страны был поставлен под сомнение из-за нескольких спорных вопросов, таких как дискриминация, хулиганство, коррупция, нарушения трудовых норм, а также участие России в продолжающемся конфликте в Украине, в конце концов, Чемпионат мира состоялся как несомненный пиар-триумф для Владимира Путина.
Теперь Правительству России предстоит закрепить выгоды от проведения ЧМ-2018 и использовать их при выстраивании долгосрочной дипломатической стратегии.
Тем не менее, анализ также подчеркивает, что российская кампания мягкой силы ограничена отсутствием согласованности (и достоверности) между имиджем, которые Россия спроектировала, и действиями страны на местах (внутри страны и за рубежом).
Следовательно, стратегия мягкой силы России не является достаточной в долгосрочной перспективе, если сохранится асимметрия между имиджем и его ограниченностью политической системой и действиями. То есть стратегия России имеет свои пределы и может дать ответный удар, подрывая ее достижения, объясняя, почему ее необходимо дополнить другими инструментами мягкой силы в долгосрочной стратегии, если она хочет добиться успеха.
Чемпионат мира по футболу 2018 стал рекордным по многим показателям событием в истории мирового спорта. Россия стала центром внимания для всех мировых СМИ, и миллионы людей с интересом наблюдали за ходом соревнований, активно обсуждали их в социальных сетях и блогах.
В освещении хода подготовки к ЧМ-2018 и во время соревнований присутствовала доля критики, в особенности со стороны зарубежных СМИ. Основные проблемы, на которые указывали журналисты и блоггеры были связанны с большими государственными затратами на подготовку и организацию спортивных событий в России, существовавшими террористическими угрозами и проблемами безопасности. Также существенной была негативная общественная реакция на политику государства в отношении к сексуальным меньшинствам.
В целом, ЧМ – 2018 оказал положительное влияние на имидж России, хотя в СМИ и присутствовала некоторая критика. Значительных улучшений в сфере экономики и политики не последовало, однако улучшилось мнение о России среди иностранных болельщиков.
Согласно данным исследований независимых медиа-агентств, опросу и контент-анализу, представленному в данной работе, Чемпионат мира по футболу в целом оказал положительное влияние на международный имидж России. Большая часть российских и зарубежных СМИ высоко оценили уровень подготовки и проведения событий, отмечая выдающиеся результаты российских спортсменов, качество спортивных объектов, красочность массовых культурных и развлекательных мероприятий и торжественных церемоний, а также дружественную атмосферу соревнований. Однозначно, спортивные успехи и достижения российских спортсменов в ЧМ -2018 оказали существенное влияние на международный авторитет государства и помогли создать положительный информационный повод для решения внешнеполитических задач.
Несмотря на то, что «мягкая сила» трудно измерима, её роль в международных отношениях нельзя недооценивать. В нашем исследовании «мягкая сила» выражается в изменении мнения огромного числа иностранных болельщиков о стране.
Теперь Правительству России предстоит закрепить выгоды от проведения ЧМ-2018 и использовать их при выстраивании долгосрочной дипломатической стратегии.
Источники
Законодательные акты
Федеральный закон № 108-ФЗ от 7 июня 2013 г. «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 2013 г. № 518 «О Программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу»// Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102166368&rdk=&backlink=1.(датаобращения:20.10.2018)
Концепция внешней политики Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. // Официальный сайт Президент РФ. – URL:http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/ZIR5c3NHwMKfbxUqKvNdqKhkA4vf3aTb.pdf (дата обращения: 12.12.2018)
Общенациональная стратегия развития футбола в Российской Федерации на период до 2030 го-да. // Стратегии и программы. Основополагающие документы. Официальный сайт РФС. URL: http://www.rfs.ru/res/docs/rfs_strategy_2016_v3.4.pdf. (дата обращения: 11.02.2019)
Olympic charter: // The International Olympic Committee. – URL: https://www.olympic.org/ (дата обращения: 19.10.2018)
Олимпийская Хартия // Международный культурный обмен в документах и материалах: хрестоматия / авт.-сост. Н.М. Боголюбова, Ю.В. Николаева. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2004. 388 с
Charter for FIFA reform // FIFA.com. – URL: http://www.fifa.com/ (дата обращения: 28.08.2018)
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!