Роль ФРГ в обеспечении энергетической безопасности в Европейском союзе
В работе будет рассмотрена роль ФРГ в обеспечении энергетической безопасности ЕС. В условиях международной напряженности и стремления ЕС быть независимым от третьих государств, в том числе в сфере энергетики, тема диссертации приобретает актуальный характер. Будет рассмотрено сочетание национальных и общеевропейских энергетических политик.
Актуальность темы исследования. В настоящее время местное самоуправление занимает особое место в системе органов власти Российской Федерации. Институт местного самоуправления является одним из важнейших принципов организации власти, необходимой основой демократического строя, а также непременным условием развития гражданского общества. Однако, несмотря на конституционное закрепление местного самоуправления, признать его реально существующим социальным институтом на данном этапе развития не представляется возможным.
И в государственных структурах, и в широких слоях общества местное самоуправление, как правило, понимается лишь как нижний уровень в системе публичной власти и ассоциируется с деятельностью органов местного самоуправления. Однако успешное функционирование данного социального института возможно только в тех случаях, когда имеет место самоорганизация жителей, объединенных общими интересами обустройства места своего проживания и решения проблем местного значения. Данный факт обусловил обращение к проблеме самоорганизации населения в местном самоуправлении.
Цель исследования – выявить и обосновать факторы самоорганизации населения в местном самоуправлении. Достижение заявленной цели предполагает выполнение следующих задач:
1. Определить понятие самоорганизации населения и ее место в системе местного самоуправления;
2. Проанализировать современное состояние местного самоуправления в Российской Федерации как социального института;
3. Выявить формы, посредством которых может быть реализована самоорганизация населения в местном самоуправлении;
4. Построить модель самоорганизации населения в местном самоуправлении;
5. Провести сравнительное социологическое исследование самоорганизации населения в местном самоуправлении;
6. Сформулировать рекомендации по развитию самоорганизации населения в местном самоуправлении в Российской Федерации.
Объектом настоящего исследования является институт местного самоуправления. Предметом – самоорганизация населения в местном самоуправлении.
Нами была выдвинута следующая гипотеза: самоорганизация жителей на местном уровне способствует решению проблем местного значения и, соответственно, успешному функционированию института местного самоуправления.
Степень научной разработанности исследуемой проблемы. Проблемам местного самоуправления и самоорганизации жителей на местном уровне уделяется большое внимание в трудах как российских, так и зарубежных авторов.
Первую группу составляют работы, затрагивающие проблемы социальных изменений и социальной самоорганизации (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, К. Маркс, Ф. Теннис, Г. Зиммель, М. Вебер, Т. Парсонс, Э. Гидденс).
Во второй группе представлены работы ученых, посвященные социально-историческим аспектам местного самоуправления и раскрывающие особенности развития местного самоуправления в России и за рубежом (Л.А. Велихов, Б.Н. Чичерин, Н.М. Коркунов, А.И. Васильчиков, Ж.Ж. Руссо, Ал. Токвиль и др.)
Третья группа включает работы по корпоративному управлению и применению его идей в местном самоуправлении (П.П. Мирошкин, Т.А. Нестерова, С.В. Рассказов)
В четвертой группе исследований рассматриваются вопросы, касающиеся самоорганизации жителей на местном уровне и взаимоотношений местной власти и населения (Э. Остром, Д. Мэтьюз, В.В. Бондалетов, В.Д. Виноградов, Л.И. Селезнев, К.А. Антипьев, Е.В. Реутов, И.В. Шавырина, А.А. Турьянский и др.)
Теоретико-методологическим основанием исследования являются дуалистическая концепция местного самоуправления и концепция «компании стейкхолдеров» корпоративного управления.
Эмпирическое основание настоящей работы составляет проведенное автором сравнительное исследование самоорганизации населения в местном самоуправлении в г. Санкт-Петербурге и г. Севастополе, а также исследование взаимоотношений граждан и органов местного самоуправления в одном из внутригородских муниципальных образований г. Санкт-Петербурга. Кроме того, использовались материалы других организаций, в частности, собранные ВЦИОМ и Институтом современного развития.
Методами исследования являются Интернет-опрос, экспертное интервью и статистический анализ с использованием ПО SPSS.
Научная новизна исследования заключается в выявлении и эмпирической проверке факторов самоорганизации населения в местном самоуправлении, а также анализе возможности применения институционального подхода Э. Остром к самоорганизации населения в местном самоуправлении.
Практическая значимость состоит в разработанной модели самоорганизации населения в местном самоуправлении и оценке на ее основе потенциала самоорганизации жителей в г. Санкт-Петербурге и г. Севастополе, а также в разработке рекомендаций по развитию самоорганизации населения на местном уровне.
Положения, выносимые на защиту:
1. С точки зрения законодательства, россиянам предоставлена реальная возможность для самоорганизации на местном уровне.
2. Информационная открытость органов местного самоуправления способствует высокому уровню коммуникации с местными жителями.
3. Основными факторами самоорганизации населения в местном самоуправлении являются социальный, географический, властно-политический и организационный.
4. Самоорганизация населения в местном самоуправлении способствует решению проблем местного значения и, соответственно, успешному функционированию института местного самоуправления.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В настоящей работе нами были проанализированы различные аспекты самоорганизации населения в местном самоуправлении. Цель исследования заключалась в выявлении и обосновании факторов самоорганизации населения в местном самоуправлении. Для достижения данной цели в первой главе нами были рассмотрены основные теории местного самоуправления и
проанализировано современное состояние местного самоуправления в Российской Федерации как социального института. Также мы рассмотрели население в качестве стейкхолдера местного самоуправления, а затем определили формы, посредством которых может быть реализована самоорганизация жителей. Нами была выбрана дуалистическая концепция местного самоуправления в качестве рабочей, и в ее рамках выбраны определения понятий местного самоуправления и самоорганизации населения.
Во второй главе мы рассмотрели классические социологические теории социального развития с точки зрения самоорганизации и выявили характерные признаки данного явления. Также нами был проанализирован институциональный подход к самоорганизации и самоуправлению Э. Остром и проанализирована возможность его применения к самоорганизации населения в местном самоуправлении. Обратившись к различным точкам зрения исследователей на самоорганизацию населения в местном самоуправлении, мы построили модель данного явления, содержащую исходный пункт самоорганизации, ее условия, факторы, черты и результат.
Гипотеза о том, что самоорганизация жителей на местном уровне способствует решению проблем местного значения и, как следствие, успешному функционированию института местного самоуправления, выдвинутая нами в начале работы, подтвердилась. Среди факторов, определяющих успех самоорганизации, нами были определены и обоснованы социальный, географический, властно-политический и организационный.
В заключение работы представляется необходимым определить управленческие рекомендации, способствующие самоорганизации населения в местном самоуправлении:
1. Повышение информационной открытости органов местного самоуправления.
2. Ориентация местной власти на взаимодействие с жителями и их активное привлечение к решению вопросов местного значения.
3. Развитие институтов гражданского контроля за деятельностью органов местного самоуправления.
4. Проведение воспитательной и просветительской работы с населением для повышения их правовой культуры в сфере местного самоуправления.
5. Активное взаимодействие органов местного самоуправления с общественными объединениями.
На наш взгляд, следование органов местного самоуправления данным рекомендациям будет способствовать повышению потенциала самоорганизации населения в местном самоуправлении.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!