Роль глобальных экологических приоритетов в формировании имиджевой политики России

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Павшина Елизавета Михайловна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Данная выпускная квалификационная работа посвящена вопросам экологического имиджа государства, глобальной экологической повестки, а также роли глобальных экологических приоритетов в формировании имиджевой политики России. В работе автор предложил собственное определение экологического имиджа на основании проанализированных трудов отечественных и зарубежных исследователей. Также автор раскрыл концепцию экологического подхода к изучению имиджа и его формированию на мировой арене.
Автором в частности был проанализирован экологический имидж России с учетом участия страны в деятельности международных организаций и объединений в сфере экологии, присоединения РФ к международным соглашениям и декларациями, ее национального законодательства в данной области и активности российских компаний в глобальной экологической повестке. На основании изученных материалов, автором были предложены некоторые рекомендации по использованию экологического компонента для улучшения имиджа России.

Актуальность темы данного исследования обусловлена целым рядом глобальных факторов:
Во-первых, одним из самых заметных глобальных трендов в мире сегодня являются глобальные экологические проблемы. Техногенное влияние человека на окружающую среду оказывает существенное воздействие, в связи с чем возникает потребность в решении возникших экологических проблем. С учетом существующей концентрации парниковых газов (которые оказывают крайне негативный эффект на окружающую среду и влияют на изменение климата) и их продолжающихся выбросов весьма вероятно, что к концу этого столетия средняя глобальная температура повысится на 1-20 С по сравнению с уровнем 1990 года и на 1,5 – 2,50 С по сравнению с доиндустриальной эпохой. Все мировое сообщество крайне озадачено данным вопросом, так как изменение климата порождает целую цепочку других проблем: массовая гибель живых организмов, таяние ледников и повышение уровня моря (увеличивает риски природных катастроф), экстремально жаркая температура в летнее время и, как следствие, возникновение лесных пожаров, засуха, рост различных заболеваний, нарушение функционирования экологических систем. Изменение климата также оказывает существенное влияние на производство продовольствия и экономику в целом. Так, проблема изменения климата носит масштабный характер и требует к себе особого внимания в ее решении.
Во-вторых, наблюдается большое внимание ООН к глобальным экологическим проблемам. Проблема климатических изменений отражена в различных нормативно-правовых документах ООН, призванных оказать существенное воздействие в решении данной проблемы: Рамочная конвенция ООН об изменении климата, Парижское соглашение (пришедшее на смену Киотскому протоколу). Также в 2015 году ООН приняла повестку дня в области устойчивого развития до 2030 года, которая содержит в себе 17 целей, направленных на защиту нашей планеты (борьба с изменением климата и защита окружающей среды).
В сентябре 2019 года Генеральный секретарь ООН провел Саммит по климату, на котором обсуждались проблемы в данной области. Мировые лидеры выступали с докладами о предпринимаемых мерах и запланированных мероприятиях в преддверии Конференции ООН по климату 2020 года. Саммит был посвящен главным образом ключевым областям, которые имеют наибольшее значение в решении задач в области изменения климата: тяжелая промышленность, природные решения, города, энергетика и финансирование мер по борьбе с изменением климата.
В-третьих, все больше возрастает активность международных организаций в сфере экологии, решения проблем окружающей среды и устойчивого развития. С середины ХХ века создаются и развиваются подобные различные объединения, некоторые из них существую до сих пор и отличаются эффективной деятельностью. Среди подобных международных организаций необходимо выделить Международный союз охраны природы и природных ресурсов, Программу ООН по окружающей среде, Международную Комиссию по окружающей среде и развитию, Межправительственную группу по изменению климата, Комиссию по устойчивому развитию и Программу развития ООН. Государства-участники этих организаций проводят всевозможные встречи, саммиты, взаимные консультации, обмены специалистами, совместные программы и т.д.
В-четвертых, важно учитывать деятельность неформальных клубов и крупных общественных организаций, например, Институт проблем будущего, Международный фонд «Человечество в 2000 году», Общество по изучению будущего мира, Римский клуб, которые в некоторых ситуациях создают больший резонанс, привлекают больше внимания и предлагают более эффективные методы для разрешения ключевых проблем, чем основные акторы международных отношений.
В-пятых, все более актуальным в условиях глобализации становится положительный имидж государств, который необходим для развития широкого спектра внешних связей и поддержания положения основного актора на мировой арене. В связи с распространением глобальных экологических проблем возрастает роль экологического имиджа государства. Такой имидж создает конкурентное преимущество, позволяет стране продвигать свои идеи и реализовывать свои интересы, быть услышанной мировым сообществом.
Более того, сейчас имидж является неотъемлемой частью концепции мягкой силы, которую можно назвать одной из основных и актуальных для государств в процессе реализации как внешней, так и внутренней политики. Термин «мягкая сила» предложил американский политолог Дж. Най, который подразумевал под этим способность государств влиять на общественное мнение при помощи инструментов публичной дипломатии, маркетинга и, в частности, имиджмейкинга.
Степень разработанности проблемы. Темы имиджа, экологического имиджа государства, экологических проблем, сотрудничества по глобальным экологическим вопросам в разное время освещали в своих работах как отечественные, так и зарубежные авторы.
Основоположником в изучении имиджа как феномена стал К. Боулдинг. Тема имиджа и брендинга исследовалась в работах Ф. Котлера , У.Д.Т. Митчела, Т. Блэкетт, К. Динни, Г. Уоллес, У. Олинс. Среди отечественных авторов это В.Ю. Мамаева и В.В. Мацько. Непосредственно имиджелогией и вопросами формирования имиджа занимались Л.Ф. Адилова, В.М. Шепель, Т. Быстрова, А.А. Гравер. Подробнее об имидже государства, в том числе об экологическом имидже, писали Ю.Г. Жиглова, С.С. Сагалаева, М.В. Якубина, Цай Пэй, Т.П. Лебедева и Т.А. Михайленко, О.С.  Городина и Е.К. Дворникова. Особенности имиджа России описывали Э.А. Галумов А.В. Марушак, И.А. Василенко.
Важно выделить авторов, которые рассматривали имидж как инструмент мягкой силы, как один из ее неотъемлемых инструментов. Как было отмечено ранее, впервые о мягкой силе писал Дж. Най, Й. Фан. Среди отечественных исследователей, чьи работы затрагивают данную тематику, стоит отметить В.Е. Цыганова, А.Э. Матосян и А.М. Торотоеву.
Вопросы экологии, глобальных экологических проблем, национальных и международных инструментов, международного сотрудничества в данной сфере поднимают Н. Пискулова, Т.В. Алферова, Е.А. Третьякова, М.Ю. Осипова и Ю. И. Суркова, И.А. Цверианашвили, А.М. Тарко, А. И. Копытин, В.А. Волков. Об экологической безопасности России, а также о роли и месте нашей страны в фокусе решения международных экологических проблем в своих трудах рассуждали Е.А. Козловцев и Е.Н. Козловцева, Ю.Ю. Дгебуадзе, Н.Н. Алексеева, М.А. Аршинова и А.И. Банчева. В качестве дополнительной литературы по теме использовались также энциклопедии, справочники, новостные информационно-аналитические порталы и др.
Источниковая база исследования. Источники, которые используются в данной работе, представлены на русском и английском языках. Все источники представлены несколькими группами:
– Документы и статистические данные международных организаций и объединений. К таким документам в основном относятся акты ООН, а также других площадок, клубов, саммитов: Декларация конференции ООН по проблемам окружающей среды, Конвенция о биологическом разнообразии, Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию, Повестка дня на XXI век , Декларация тысячелетия ООН, Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию, Парижское соглашение , Доклады международного дискуссионного клуба «Валдай»;
– Отчеты аналитических и экспертных центров. Например, были использованы отчеты Future Brand за разные временные периоды , важным представился статистический обзор транснациональной нефтегазовой компании ВР относительно потребляемой современным человечеством энергии и ее возобновляемых источников. В работе также использовались Доклад о человеческом развитии в РФ, различные рейтинги стран по всевозможным показателям от таких центров, как EPI, PWC от 2016 г., PWC от 2020 г., Climate Change Performance Index , The Global Cleantech Innovation Index и др.
– Нормативно-правовые акты и другие документы Российской Федерации. Данный список источников представлен в основном Указами Президента РФ: Указ о государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития , Указ о концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию , Указ о стратегии национальной безопасности . Также в основу источниковой базы легли распоряжения Правительства РФ, например Распоряжение об утверждении стратегии развития лесного комплекса до 2030, документы отраслевых министерств, например, доклад Минэкономразвития РФ о ходе осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года , Нефинансовые отчеты российских компаний в различных отраслях, официальные документы российских компаний, деятельность которых тесно связана с экологической сферой, например, итоги деятельности «РОСАТОМ», нефинансовая отчетность «Газпром нефть» и «Роснефть».
Цель данного исследования – изучить влияние глобальной экологической повестки на формирование имиджевой политики России.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Изучить феномен имиджа государства как инструмента внешней политики;
Выявить основные компоненты имиджа государства;
Проанализировать экологический вектор имиджевой политики государства;
Выделить этапы формирования и определить основное содержание глобальной экологической повестки;
Изучить роль и место России в Парижском соглашении по климату;
Проанализировать экологический компонент имиджа России в фокусе международных рейтинговых систем;
Провести анализ национальных документов РФ в экологической сфере;
Изучить экологический компонент в деятельности российских компаний.
Объект исследования – имиджевая политика России.
Предмет исследования – влияние глобальной экологической повестки на формировании имиджевой политики России.
Методологические основы исследования. В данной работе были использованы следующие методы исследования: анализ, системный подход, ивент-анализ, проблемно-хронологический подход в историческом анализе, метод изучения документов (как часть метода инструментального наблюдения), контент-анализ.
При помощи метода анализа и системного подхода изучен феномен имиджа в контексте международных отношений, его основные компоненты, а также связь с международной экологической повесткой в решении глобальных экологических проблем. В данном случае системный подход позволяет выделять и фиксировать изменения в системе международных отношений, а также находить факторы, влияющие на данные изменения и на взаимодействие государств и международных организаций в сфере экологии.
Ивент-анализ применялся для изучения и анализа ключевых событий, произошедших на мировой арене и в России в контексте становления экологической политики и экологического имиджа. Например, такому виду анализа были подвержены встречи Генассамблеи ООН, Римского клуба, российских компаний и т.д.
Проблемно-хронологический подход в историческом анализе использовался для выявления закономерностей и тенденций в развитии и становлении глобальной экологической повестки, а именно в появлении национальных, региональных и международных организаций и общественных объединений, которые призваны объединять государства с целью обсуждения и решения вопросов экологии.
Метод изучения документов (как часть метода инструментального наблюдения) и метод контент-анализа (без расчета количественных показателей) позволили изучить источниковую базу в виде международных и национальных нормативно-правовых актов, документов, постановлений и решений в сфере экологии. Данные методы позволяют не только изучит содержимое исследуемых документов, но и установить намерения акторов, инициирующих эти документы, а также выявить существующие тенденции.
Научная новизна исследования обуславливается тем, что роль экологической повестки в формировании имиджевой политики государства все больше возрастает и влияет на имидж страны в целом, а влияние экологического аспекта на имидж начинает чаще исследоваться в трудах отечественных и зарубежных авторов. В связи с этим, в работе предложено понятие экологического имиджа, обосновано его место и роль в контексте выработки имиджевой политики государства. Дана авторская интерпретация экологического подхода к изучению имиджа государства. Предложены теоретические и практические рекомендации по использованию экологического компонента для улучшения имиджа России.
Структура работы. Диссертация включает в себя введение, основную часть, состоящую из трех глав, заключение, а также список используемых источников и литературы.

В ходе проведенного исследования был изучен феномен имиджа, в частности, экологического имиджа государства, выявлены его основные компоненты и особенности формирования. Необходимо отметить, что проблема имиджа стала актуальной с середины ХХ века, возникли такие направления в науке, как имиджеведение и имиджмейкинг. Под имиджем разные отечественные и зарубежные авторы понимают целый спектр явлений: от манипуляции сознанием человека до инструмента мягкой силы, при помощи которого можно сформировать у человека определенный эмоционально-психологический образ государства или территории.
В качестве дефиниции, взятой за основу в данном исследовании, было выбрано определение имиджа, предложенное Ю.Г. Жегловой и описывающее имидж как конструкт (искусственно созданный), позволяющий приблизить реальный образ объекта к желаемому или сделать его идеальным. Под имиджем государства понимается, согласно Э.А. Галумову, некий комплекс объективных и совокупных характеристик государственной системы, сформированных в сознании людей и складывающихся в процессе развития конкретного государства. При этом данные характеристики охватывают все сферы жизнедеятельности страны: политическую, экономическую, социальную, военную, гуманитарную, экологическую и т.д.
Важно подчеркнуть, что имидж является инструментом для формирования внешней политики государства и неотъемлемой частью мягкой силы страны, которая включена в основные направления внешнеполитической деятельности. При этом главной задачей мягкой силы является создание положительного и привлекательного образа государства для своих граждан и других акторов, который позволяет реализовать и отстоять национальные интересы на мировой арене.
Также в процессе работы был проведен анализ этапов формирования глобальной экологической повестки, ее основное содержание. К числу глобальных экологических проблем относят изменение климата, выбросы парниковых газов, истощение природных ресурсов, сокращение биоразнообразия, сокращение лесов, истощение озонового слоя, перенаселенность планеты и др.
Экологическая повестка на мировой арене формируется с 1970 г. и включает в себя несколько этапов: формирование концепции устойчивого развития; масштабные институциональные и организационные преобразования в направлении устойчивого развития; объединение усилий всех государств мира в реализации цивилизационной стратегии устойчивого развития; современный этап – время глобальных действий в области устойчивого развития. Сейчас глобальная экологическая повестка представлена концептуальными документами ООН (устойчивое развитие, климатическое соглашение, перспективы развития человечества в целом, доклады и декларации по окружающей среде и развитию). Значительный вклад в данной сфере вносят и такие организации, как ЮНЕСКО, ЮНЕП, Римский клуб, региональные интеграционные объединения и т.д.
Тематика борьбы с экологическими проблемами стала глобальной и актуальной, в связи с чем набирает популярность и такой феномен как экологический имидж страны. Учитывая тот факт, что вопросы защиты окружающей среды вышли за рамки национальных и государства не справляются с кризисными ситуациями самостоятельно, они вынуждены поддерживать положительный экологический имидж, чтобы найти поддержку на мировой арене в лице международных организаций и объединений, совместных национальных проектов, ресурсов и возможностей.
Россия занимает одну из ключевых ролей в борьбе с экологическими проблемами, что обуславливает необходимость поддержания и продвижения ее положительного экологического имиджа. Так, наша страна участвует в ключевом для мирового сообщества Парижском соглашении по климату, которое направлено на существенное сокращение глобальных выбросов парниковых газов и ограничение повышения глобальной температуры в этом столетии до 2 градусов Цельсия при одновременном поиске средств для большего ограничения этого повышения (до 1,5 градуса). Сложность в том, что Россия подписала соглашение, однако не ратифицировала его. Тем не менее, страна исполняет принятые на себя обязательства по ограничению антропогенных выбросов парниковых газов, защите и повышению качества поглотителей и накопителей парниковых газов и реализует в соответствии с данными обязательствами вектор внешней политики.
Экологический имидж государства, его положительные или отрицательные особенности, зачастую оценивается по международным рейтинговым системам, специальным индексам. Согласно индексу экологической эффективности, Россия занимает 58 место и уступает странам с развитой экономикой. Индекс низкоуглеродной экономики является одним из благоприятных для РФ – в нем страна занимает 7 место из 20. По индексу готовности к будущему Россия занимает 12 место среди стран Большой двадцатки. Глобальный индекс адаптации к климатическим изменениям оценивает 181 страну; Россия занимает 34 место. Низкие показатели у России отмечаются в рейтинге по глобальному инновационному индексу экологически чистых технологий (39 место из 40) и по индексу эффективности действий в области изменения климата (52 место из 57). Необходимо подчеркнуть, что в целом Россия вносит значительный вклад в борьбу с глобальными экологическими проблемами и международных рейтингах занимает удовлетворительное положение, однако зачастую уступает странам Юго-Восточной Азии и Европы.
Важно отметить, что национальное законодательство РФ в сфере экологии не является расширенным и многоаспектным. Оно основывается на Конституции РФ и зачастую представлено такими документами, как Указы президента о стратегии национальной безопасности, о национальных целях развития до 2030 г., Распоряжения Правительства, локальные нормативные акты в регионах. Непосредственно документов федерального значения, освещающих тему борьбы с глобальными или региональными экологическими проблемами в России нет. Исследователи отмечают, что в этом может заключаться сложность включения РФ в более активное взаимодействие с другими странами в сфере экологии и достижения более высоких рейтингов. Тем не менее, в указанных ранее законодательных актах обязательно содержатся разделы об экологическом сотрудничестве и направлениях деятельности России в сфере экологии во внешнеполитическом и внутриполитическом дискурсах.
В заключение автором данного исследования были предложены рекомендации по использованию экологического компонента для улучшения имиджа России в данной сфере:
– Целесообразно не только принимать активное участие в международных проектах в области решения экологических проблем, но также важно сформировать «эко-френдли» концепцию, которая поможет изменить ситуацию внутри страны и повлиять на зарубежную аудиторию. Смысл концепции эко-френли заключается в том, что государство, которое заботится об окружающей среде, заботится и о судьбе своих граждан (и всего человечества). Такое государство не может быть агрессором (априори). Не секрет, что в России на данный момент сформировался идеологический вакуум. По нашему мнению, данный вакуум можно заполнить упомянутой концепцией;
– В рамках формирования данной концепции необходимо делать упор на поддержку научно – технического прогресса (с упором на развитие атомной энергетики), вклада в «зеленое» образование на уровне детских садов и школ;
– Кроме этого, важно отобразить нацеленность на данную концепцию в рамках фундаментальных документов, формирующих направление внешней и внутренней политики. Также важно четко определить сроки по достижению поставленных целей. Благодаря этому будет проще отслеживать достижение конкретных результатов или замечать отсутствие таких результатов и своевременно реагировать;
– Ключевое предложение здесь – создать государственный проект (совместно с Росатомом), который будет направлен на финансовую поддержку экологических инноваций, которые в последующем будут внедряться как внутри России, так и в международных проектах. Инновации, поддерживаемые государством, поспособствуют прорыву России в области технического прогресса. Этот прогресс улучшит жизнь не только граждан страны, но также повлияет на жизнь всего человечества;
– Для решения проблемы слабой поддержки новой образовательной парадигмы со стороны властей, невысокого социального статуса идей устойчивого развития, общей деградации системы образования и культуры (по мнению небольшого количества экспертов) необходимо интегрировать в образовательные программы обязательный предмет, разработать и внедрить методические материалы в работу школ и детских садов, оказывать финансовую поддержку педагогам и воспитателям.
Кроме перечисленного, к общим рекомендациям также можно отнести создание социальных роликов, которые будут информировать граждан о существующих экологических проблемах и призывать к раздельному сбору мусора, рациональному потреблению и т.д. В рамках национального законодательства стоит обязать производителей подготовиться к переходу использования упаковок, которые можно отправлять на переработку и отказаться от использования пластика в последующем.
Таким образом, необходимо отметить, что цель исследования достигнута, задачи выполнены. Данная работа содержит комплексный анализ не только феномена имиджа, в частности, экологического имиджа, но глобальной экологической повестки. Более того, в работе изучена роль глобальных экологических приоритетов в формировании экологического имиджа России, особенности его становления, законодательного и документального подкрепления. В исследовании впервые даны теоретические и практические рекомендации по улучшению экологического имиджа РФ при помощи использования экологического компонента и его составляющих. Вышеперечисленные факторы вновь обуславливают актуальность и новизну работы, а также теоретическую и практическую значимость данного исследования.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать «Роль глобальных экологических приоритетов в формировании имиджевой политики России»

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ
    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету