Роль гуманитарного сотрудничества в современных китайско-индийских отношениях

Чурбакова Алина Олеговна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В данной работе рассматривается сфера гуманитарного сотрудничества между Китаем и Индией с момента становления и по настоящее время. Автор ставит целью определить роль этого направления в контексте современных китайско-индийских отношений, уделяя особое внимание его механизмам, формам, проблемам и перспективам как на двусторонней основе, так и на международной. В качестве источников были использованы документы ООН, ЮНЕСКО и БРИКС, а также база документов, регулирующих сферу гуманитарного сотрудничества между Китаем и Индией.

Характерной чертой развития современных международных отношений является повышение роли Азии, как в геополитическом, так и в экономическом отношении. Наиболее заметными и влиятельными в этом регионе являются Китай и Индия, занимающие первое и второе место по количеству населения, обладающие богатыми природными ресурсами и характеризующиеся быстрыми темпами экономического развития.
С развитием глобализации и многополярного мира наличие конфликтов между странами может ставит под угрозу не только страны региона, но и всего мира, особенно когда речь идет об отношениях между Китаем и Индией, которые отличаются крайней сложностью ввиду исторического прошлого, современных противоречий, неурегулированных конфликтов, недоверия между народами, что усугубляется распространением Covid-19. Конфликтный потенциал на приграничных территориях остается достаточно высоким и по сей день (последнее вооруженное противостояние на границе было в 2020 году в долине реки Галван).
Обладая значительными ресурсами и влиянием, Китай и Индия могут провоцировать нестабильность в регионе. Роль же гуманитарной сферы в международных отношениях – углубление связей между людьми, взаимопонимания и сотрудничества на самой благодарной почве образования, культуры и наследия. Именно поэтому анализ возможностей и перспектив гуманитарного сотрудничества между ними является актуальным на данном этапе развития.
Опыт гуманитарного сотрудничества стран, обладающих богатейшей культурой, острыми двусторонними проблемами, стремящихся к региональному и глобальному лидерству, будет также полезен для анализа и корректировки стратегий гуманитарного сотрудничества между другими странами.
Вдобавок, актуальность исследования заключается и в возможности восполнения пробелов в российской науке ввиду недостаточной изученности вопросов китайско-индийского гуманитарного сотрудничества.
Цель исследования – определить роль гуманитарного сотрудничества в двусторонних отношениях Китая и Индии.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
проанализировать принципы международного гуманитарного сотрудничества на основе документов ООН и ЮНЕСКО, а также определить принципы двустороннего сотрудничества между Китаем и Индией, закрепленные в двусторонних договорах;
дать характеристику особенностям внешнеполитической стратегии Индии и Китая в XXI веке;
обозначить основные направления и формы китайско-индийского гуманитарного сотрудничества, содержащиеся в соглашениях по культурному сотрудничеству;
определить состояние и проблемы гуманитарного взаимодействия, существующие в двусторонних отношениях;
выявить перспективы китайско-индийского сотрудничества на международном уровне на примере группы БРИКС;
определить перспективы развития гуманитарного сотрудничества между Китаем и Индией.

Осознание мировой общественностью в послевоенную эпоху важности развития гуманитарного сотрудничества и его принципов положило начало продолжительной работе по их продвижению и внедрению в международные и национальные системы. Ведущими институтами, ответственными за эту деятельность, стали ООН и ЮНЕСКО, которые заложили основы современному понимаю гуманитарной сферы и её составляющих (права человека, образование, наука, культура, религия и др.).
Анализ основополагающих документов ООН и ЮНЕСКО по вопросам гуманитарного сотрудничества позволили выделить основные его принципы, включающие равенство и равноценность культур, свобода, гуманизм, равноправие народов, нравственность, взаимопонимание, взаимовыгода, разнообразие, устойчивое развитие. Одна из задач гуманитарного сотрудничества – искоренение предрассудков и неприязни между народами, сохранение разнообразия культур, что составляет мировое достояние человечества. Реализация гуманитарного сотрудничества – залог распространения духа гуманизма и равноправия между людьми.
Основываясь на документах ООН и ЮНЕСКО и принимая центральное положение ООН в поддержании мира и развития, Китай и Индия в контексте гуманитарного сотрудничества также сформировали ведущие принципы двустороннего сотрудничества «Пяти принципах мирного сосуществования», которые признаны основой для мира равных возможностей и совместного процветания без нищеты и дискриминации. Глобальное будущее для Индии и Китая видится многополярным, мирным, демократичным и стабильным, что неоднократно подтверждается в двусторонних декларациях и совместных заявлениях.
Однако риторика несколько различается при анализе внешнеполитических стратегий государств, так как и Индия, и Китая обладают значительным влиянием в регионе и на международной арене, а значит актуален вопрос о борьбе и конкуренции. В качестве общего оба государства считают современный этап переходным и требующим определённых усилий для превращения Индии в глобальную державу и реализации китайской мечты «о человечестве с общим будущим».
Важно отметить разницу в восприятии друг друга на уровне внешнеполитических стратегий. Для Индии Китай является главным соперником и угрозой её национальной безопасности и её влиянию в регионе, поэтому «китайскому вопросу» уделяется значительное внимание при планировании внешнеполитических действий. А Китай, в свою очередь, более озабочен отношениями с США и реализацией своих глобальных инициатив, Индии уделяется внимание в контексте вопросов пограничного урегулирования и сепаратистских движений, то есть в вопросах безопасности.
Амбициозные инициативы Китая подразумевают энергичное взаимодействие с другими странами в области образования, культуры, СМИ, науки, экологии и др. В то время как Индия заинтересована в активном расширении своего культурного влияния в регионе. Таким образом оба государства заинтересованы в развитии гуманитарного сотрудничества на основе рассмотренных ранее принципов.
На уровне двусторонних отношений Китай и Индия признают гуманитарное сотрудничество важной их частью, а также возможностью для углубления взаимного доверия между нациями.
Анализ двусторонних документов и программ культурного обмена показал, что формирование направлений гуманитарного сотрудничества происходило в основном сверху и далее по мере его углубления переходило на уровень специализированных министерств и ведомств.
Эволюция направлений гуманитарного сотрудничества также подразумевает и их расширение за счет развития таких сфер как туризм, молодежные обмены, медицина, традиционные практики (йога), которые дополнили устоявшиеся области – культуры и искусства, культурного наследия, образования и СМИ, обозначенные ещё в культурном соглашении 1988 года.
Важными формами гуманитарного сотрудничества в области культуры и искусства стали – перекрестные годы культур и фестивали, посвященные памятным датам в двусторонних отношениях, составление энциклопедии культурных контактов, строительство храмов, организация фотовыставок и обмен творческими коллективами. В области культурного наследия большую роль играют отдельные музейные комплексы, которые организовывают совместные конференции, проводят обучение, обсуждают вопросы реставрации и обмен экспонатами для организации тематических выставок. В сфере образования перспективными считаются студенческие обмены по стипендиальным программам, как и молодежи в целом, в частности между Китаем и Индией происходит ежегодный обмен молодыми людьми для знакомства с культурой соседа, а также в рамках диалога, позволяющего активной молодежи обсудить насущные проблемы. Как и образование, медицина является очень актуальным направлением ввиду недостаточного охвата местными социальными системами населения стран. В этой ситуации Китай и Индия организуют совместные медицинские миссии, которые оказывают медицинскую помощь в удаленных от городов районах.
Несмотря на такую характеристику, гуманитарное сотрудничество между обеими странами носит достаточно ограниченный характер. По причине высокого уровня недоверия и непонимания на культурном уровне потенциал культурных, образовательных, туристических и молодежных обменов не используется в полной мере. Культурные мероприятия не носят регулярный характер и во многом продвигаются «сверху», количество образовательных стипендий для стран-лидеров по количеству населения чрезвычайно низкое. Отсутствие желания и интереса к культуре соседа, а также преобладание стереотипов и предрассудков не способствуют активизации туристического потока и развитию соответствующей инфраструктуры.
Помимо проблем на культурном уровне, гуманитарное сотрудничество между Китаем и Индией сильно политизировано и значительно зависит от политического климата двусторонних отношений. События последних двух лет стали серьезным испытанием для Индии и Китая. Вооруженное столкновение в долине реки Галван, приведшее к гибели индийских солдат, свели на «нет» дух неформальных саммитов между Нарендрой Моди и Си Цзиньпином. Распространение вируса Covid-19 вызвало сильнейший кризис в Индии, в котором СМИ обвиняют Китай. 2020-й год, планированный как юбилей дипломатических отношений между Китаем и Индии вызвал резкое похолодание между двумя странами.
В таких условиях реализация гуманитарного сотрудничества видится наиболее благоприятной на международном уровне, в частности в рамках группы БРИКС, где гуманитарное направление активно развивается и получает четкое оформление в виде направлений и форм сотрудничества, направления сотрудничества БРИКС во многом соответствуют основным направлениям двустороннего сотрудничества между Китаем и Индией в области культуры и искусства, культурного наследия, образования, молодежи. Важной формой сотрудничества считаются гуманитарные обмены. Особую роль в развитии и реализации культурного сотрудничества, а также формировании его основной повестки между членами БРИКС играют ежегодные встречи министров культуры. Уже разработано четыре механизма для сотрудничества в сфере культуры в рамках БРИКС по линии музеев, библиотек, театров.
В области образования, которая обладает особым значением для развивающихся стран, БРИКС также стремится к объединению и сотрудничеству в рамках проектов Лиги университетов и Сетевого университета БРИКС с целью обмена знаниями и ростом студенческой мобильности.
В настоящих условиях в виду серьезных проблем в двусторонних отношениях и эпидемиологической ситуации вопрос о проведении и организации масштабных культурных проектов между Китаем и Индией не является состоятельным, однако, помимо международных платформ, перспективными остаются и культурные центры, которые шаг за шагом продвигают гуманитарное сотрудничество даже в кризисных условиях, объединяя неравнодушных специалистов и общественных деятелей, способствующих взаимопониманию между богатейшими культурами Индии и Китая.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету