Роль гуманитарного сотрудничества в современных китайско-индийских отношениях

Чурбакова Алина Олеговна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В данной работе рассматривается сфера гуманитарного сотрудничества между Китаем и Индией с момента становления и по настоящее время. Автор ставит целью определить роль этого направления в контексте современных китайско-индийских отношений, уделяя особое внимание его механизмам, формам, проблемам и перспективам как на двусторонней основе, так и на международной. В качестве источников были использованы документы ООН, ЮНЕСКО и БРИКС, а также база документов, регулирующих сферу гуманитарного сотрудничества между Китаем и Индией.

Характерной чертой развития современных международных отношений является повышение роли Азии, как в геополитическом, так и в экономическом отношении. Наиболее заметными и влиятельными в этом регионе являются Китай и Индия, занимающие первое и второе место по количеству населения, обладающие богатыми природными ресурсами и характеризующиеся быстрыми темпами экономического развития.
С развитием глобализации и многополярного мира наличие конфликтов между странами может ставит под угрозу не только страны региона, но и всего мира, особенно когда речь идет об отношениях между Китаем и Индией, которые отличаются крайней сложностью ввиду исторического прошлого, современных противоречий, неурегулированных конфликтов, недоверия между народами, что усугубляется распространением Covid-19. Конфликтный потенциал на приграничных территориях остается достаточно высоким и по сей день (последнее вооруженное противостояние на границе было в 2020 году в долине реки Галван).
Обладая значительными ресурсами и влиянием, Китай и Индия могут провоцировать нестабильность в регионе. Роль же гуманитарной сферы в международных отношениях – углубление связей между людьми, взаимопонимания и сотрудничества на самой благодарной почве образования, культуры и наследия. Именно поэтому анализ возможностей и перспектив гуманитарного сотрудничества между ними является актуальным на данном этапе развития.
Опыт гуманитарного сотрудничества стран, обладающих богатейшей культурой, острыми двусторонними проблемами, стремящихся к региональному и глобальному лидерству, будет также полезен для анализа и корректировки стратегий гуманитарного сотрудничества между другими странами.
Вдобавок, актуальность исследования заключается и в возможности восполнения пробелов в российской науке ввиду недостаточной изученности вопросов китайско-индийского гуманитарного сотрудничества.
Цель исследования – определить роль гуманитарного сотрудничества в двусторонних отношениях Китая и Индии.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
проанализировать принципы международного гуманитарного сотрудничества на основе документов ООН и ЮНЕСКО, а также определить принципы двустороннего сотрудничества между Китаем и Индией, закрепленные в двусторонних договорах;
дать характеристику особенностям внешнеполитической стратегии Индии и Китая в XXI веке;
обозначить основные направления и формы китайско-индийского гуманитарного сотрудничества, содержащиеся в соглашениях по культурному сотрудничеству;
определить состояние и проблемы гуманитарного взаимодействия, существующие в двусторонних отношениях;
выявить перспективы китайско-индийского сотрудничества на международном уровне на примере группы БРИКС;
определить перспективы развития гуманитарного сотрудничества между Китаем и Индией.

Осознание мировой общественностью в послевоенную эпоху важности развития гуманитарного сотрудничества и его принципов положило начало продолжительной работе по их продвижению и внедрению в международные и национальные системы. Ведущими институтами, ответственными за эту деятельность, стали ООН и ЮНЕСКО, которые заложили основы современному понимаю гуманитарной сферы и её составляющих (права человека, образование, наука, культура, религия и др.).
Анализ основополагающих документов ООН и ЮНЕСКО по вопросам гуманитарного сотрудничества позволили выделить основные его принципы, включающие равенство и равноценность культур, свобода, гуманизм, равноправие народов, нравственность, взаимопонимание, взаимовыгода, разнообразие, устойчивое развитие. Одна из задач гуманитарного сотрудничества – искоренение предрассудков и неприязни между народами, сохранение разнообразия культур, что составляет мировое достояние человечества. Реализация гуманитарного сотрудничества – залог распространения духа гуманизма и равноправия между людьми.
Основываясь на документах ООН и ЮНЕСКО и принимая центральное положение ООН в поддержании мира и развития, Китай и Индия в контексте гуманитарного сотрудничества также сформировали ведущие принципы двустороннего сотрудничества «Пяти принципах мирного сосуществования», которые признаны основой для мира равных возможностей и совместного процветания без нищеты и дискриминации. Глобальное будущее для Индии и Китая видится многополярным, мирным, демократичным и стабильным, что неоднократно подтверждается в двусторонних декларациях и совместных заявлениях.
Однако риторика несколько различается при анализе внешнеполитических стратегий государств, так как и Индия, и Китая обладают значительным влиянием в регионе и на международной арене, а значит актуален вопрос о борьбе и конкуренции. В качестве общего оба государства считают современный этап переходным и требующим определённых усилий для превращения Индии в глобальную державу и реализации китайской мечты «о человечестве с общим будущим».
Важно отметить разницу в восприятии друг друга на уровне внешнеполитических стратегий. Для Индии Китай является главным соперником и угрозой её национальной безопасности и её влиянию в регионе, поэтому «китайскому вопросу» уделяется значительное внимание при планировании внешнеполитических действий. А Китай, в свою очередь, более озабочен отношениями с США и реализацией своих глобальных инициатив, Индии уделяется внимание в контексте вопросов пограничного урегулирования и сепаратистских движений, то есть в вопросах безопасности.
Амбициозные инициативы Китая подразумевают энергичное взаимодействие с другими странами в области образования, культуры, СМИ, науки, экологии и др. В то время как Индия заинтересована в активном расширении своего культурного влияния в регионе. Таким образом оба государства заинтересованы в развитии гуманитарного сотрудничества на основе рассмотренных ранее принципов.
На уровне двусторонних отношений Китай и Индия признают гуманитарное сотрудничество важной их частью, а также возможностью для углубления взаимного доверия между нациями.
Анализ двусторонних документов и программ культурного обмена показал, что формирование направлений гуманитарного сотрудничества происходило в основном сверху и далее по мере его углубления переходило на уровень специализированных министерств и ведомств.
Эволюция направлений гуманитарного сотрудничества также подразумевает и их расширение за счет развития таких сфер как туризм, молодежные обмены, медицина, традиционные практики (йога), которые дополнили устоявшиеся области – культуры и искусства, культурного наследия, образования и СМИ, обозначенные ещё в культурном соглашении 1988 года.
Важными формами гуманитарного сотрудничества в области культуры и искусства стали – перекрестные годы культур и фестивали, посвященные памятным датам в двусторонних отношениях, составление энциклопедии культурных контактов, строительство храмов, организация фотовыставок и обмен творческими коллективами. В области культурного наследия большую роль играют отдельные музейные комплексы, которые организовывают совместные конференции, проводят обучение, обсуждают вопросы реставрации и обмен экспонатами для организации тематических выставок. В сфере образования перспективными считаются студенческие обмены по стипендиальным программам, как и молодежи в целом, в частности между Китаем и Индией происходит ежегодный обмен молодыми людьми для знакомства с культурой соседа, а также в рамках диалога, позволяющего активной молодежи обсудить насущные проблемы. Как и образование, медицина является очень актуальным направлением ввиду недостаточного охвата местными социальными системами населения стран. В этой ситуации Китай и Индия организуют совместные медицинские миссии, которые оказывают медицинскую помощь в удаленных от городов районах.
Несмотря на такую характеристику, гуманитарное сотрудничество между обеими странами носит достаточно ограниченный характер. По причине высокого уровня недоверия и непонимания на культурном уровне потенциал культурных, образовательных, туристических и молодежных обменов не используется в полной мере. Культурные мероприятия не носят регулярный характер и во многом продвигаются «сверху», количество образовательных стипендий для стран-лидеров по количеству населения чрезвычайно низкое. Отсутствие желания и интереса к культуре соседа, а также преобладание стереотипов и предрассудков не способствуют активизации туристического потока и развитию соответствующей инфраструктуры.
Помимо проблем на культурном уровне, гуманитарное сотрудничество между Китаем и Индией сильно политизировано и значительно зависит от политического климата двусторонних отношений. События последних двух лет стали серьезным испытанием для Индии и Китая. Вооруженное столкновение в долине реки Галван, приведшее к гибели индийских солдат, свели на «нет» дух неформальных саммитов между Нарендрой Моди и Си Цзиньпином. Распространение вируса Covid-19 вызвало сильнейший кризис в Индии, в котором СМИ обвиняют Китай. 2020-й год, планированный как юбилей дипломатических отношений между Китаем и Индии вызвал резкое похолодание между двумя странами.
В таких условиях реализация гуманитарного сотрудничества видится наиболее благоприятной на международном уровне, в частности в рамках группы БРИКС, где гуманитарное направление активно развивается и получает четкое оформление в виде направлений и форм сотрудничества, направления сотрудничества БРИКС во многом соответствуют основным направлениям двустороннего сотрудничества между Китаем и Индией в области культуры и искусства, культурного наследия, образования, молодежи. Важной формой сотрудничества считаются гуманитарные обмены. Особую роль в развитии и реализации культурного сотрудничества, а также формировании его основной повестки между членами БРИКС играют ежегодные встречи министров культуры. Уже разработано четыре механизма для сотрудничества в сфере культуры в рамках БРИКС по линии музеев, библиотек, театров.
В области образования, которая обладает особым значением для развивающихся стран, БРИКС также стремится к объединению и сотрудничеству в рамках проектов Лиги университетов и Сетевого университета БРИКС с целью обмена знаниями и ростом студенческой мобильности.
В настоящих условиях в виду серьезных проблем в двусторонних отношениях и эпидемиологической ситуации вопрос о проведении и организации масштабных культурных проектов между Китаем и Индией не является состоятельным, однако, помимо международных платформ, перспективными остаются и культурные центры, которые шаг за шагом продвигают гуманитарное сотрудничество даже в кризисных условиях, объединяя неравнодушных специалистов и общественных деятелей, способствующих взаимопониманию между богатейшими культурами Индии и Китая.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету