Роль концепции безопасности человека в формировании политики ОБСЕ

Ванеева Мария Александровна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Тема представленной работы – «Роль концепции безопасности человека в формировании политики ОБСЕ». Целью исследования является выявление роли концепции безопасности человека в формировании политики ОБСЕ. Предметом выступает человеческая деятельность ОБСЕ в сфере безопасности человека. Актуальность работы определяется увеличением значимости роли ОБСЕ в поддержании региональной безопасности в условиях кризиса в Украине, а также будущей ролью, которую организация может сыграть в оказании помощи Украине в восстановлении после завершения вооруженного конфликта, и в целом в формировании системы безопасности в регионе, построенной на концепции безопасности человека. Для достижения цели работы даётся характеристика концепции безопасности человека и выделяются авторские критерии соответствия деятельности акторов её принципам. Затем проводится анализ интерпретации концепции в рамках ОБСЕ и сравнивается эффективность деятельности организации в сфере безопасности человека на примерах миссий ОБСЕ в Косово (1999-2008 гг.) и Украине (2014 г. – наст. время). В результате исследования даётся оценка роли концепции безопасности человека в формировании политики ОБСЕ, а также предлагается ряд рекомендаций для миссии ОБСЕ по миростроительству в Украине.

Концепция безопасности человека (human security) представляет собой один из современных мультидисциплинарных подходов к безопасности. В конце XX в. существовавшая на протяжении почти пятидесяти лет система начала меняться: распад Советского Союза, окончание Холодной войны, появление новых государств на карте мира, увеличение количества конфликтов низкой интенсивности, где главными жертвами становились мирные жители, рост числа невоенных угроз и пр. Новый мир требовал от старых теорий объяснений, которые они дать не могли. Одной из попыток исследователей осмыслить новые тенденции международных отношений стала как раз концепция безопасности человека. Она была сформулирована в докладе ПРООН от 1994 года и предлагала новый взгляд на проблему безопасности, который рассматривал её с другой, отличной от классических теорий, стороны. В общепринятом на тот момент понимании безопасность государства связывалась в первую очередь с безопасностью его территории. Данная же концепция смещает фокус с государства в качестве основного референта безопасности и предлагает поставить на его место индивида. Важно отметить, что «безопасность человека» именно дополняет, а не полностью заменяет традиционную интерпретацию безопасности государства. Согласно концепции, безопасность индивида и безопасность государства пропорционально зависимы друг от друга. Идея безопасности человека, будучи комплексным подходом, предполагает защиту индивида в семи измерениях: экономическом, продовольственном, экологическом, политическом, здравоохранении, безопасности личности и сообществ. На сегодняшний день концепция безопасности человека уже стала элементом внутренней и внешней политики некоторых государств, а также международных правительственных и неправительственных организаций. Среди них важное место занимает Организация Объединённых Наций (ООН), в рамках которой и развивалась идея безопасности человека, и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), деятельность которой полностью соответствует данной концепции.
ОБСЕ является крупнейшей региональной организацией безопасности. В официальных документах и на сайте организации регион её деятельности именуется «Евро-Атлантическим» и включает в себя страны из Европы, Северной Америки, а также Средней и Центральной Азии. Последние стали частью данного региона, так как являются бывшими республиками СССР, входившими в его состав на момент подписания Хельсинского Заключительного Акта. Созданная в 1975 г. как Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе ОБСЕ действует на основе концепции всеобъемлющей безопасности, которая, как будет показано во второй главе работы, во многом схожа с идеей безопасности человека. Наиболее активный период деятельности организации приходится на 1990-е гг., когда она оказывала помощь постсоветским странам в процессе демократизации. В начале XXI в. её активность постепенно пошла на убыль, а военные действия 2008 г. в Южной Осетии продемонстрировали, что ОБСЕ окончательно превратилась в «спящую», невостребованную организацию. Однако политический кризис и начавшийся в 2014 г. вооруженный конфликт в Украине способствовали возрождению и новому подъёму ОБСЕ. В условиях существующего напряжения в отношениях между Евросоюзом и Российской Федерацией организация выступает в качестве региональной площадки для диалога, как это было в первые годы её существования. Особенностью ОБСЕ также является то, что она использует комплексный, мультидисциплинарный подход к проблеме безопасности. В данной работе проводится сравнительный анализ деятельности ОБСЕ в сфере безопасности человека в Косово и в Украине. Косовская война, начавшаяся со столкновений между албанским населением провинции и Союзной Республикой Югославией в 1998 г., стала одним из нескольких вооруженных конфликтов, потрясших Европу в конце XX века. Во всех языках данный конфликт определяется именно как война, что отражает его опасность и значимость, а также тот факт, что он привёл к многочисленным жертвам. Война закончилась после проведенных НАТО бомбардировок в 1999 году. Контроль за территорией Косово перешел к международным силам под руководством НАТО и специально созданной миссии ООН, в состав которой входило и подразделение ОБСЕ. Анализ косовской миссии, её успехов и неудач, а также оценка её соответствия концепции безопасности человека позволит сформировать рекомендации для потенциальной миссии ОБСЕ на Юго-Востоке Украины с целью миростроительства, которая, по мнению автора, будет необходима после окончательного прекращения огня и полного урегулирования вооруженного конфликта. Таким образом, актуальность представленной работы определяется увеличением значимости роли ОБСЕ в поддержании региональной безопасности в условиях кризиса в Украине, а также будущей ролью, которую организация может сыграть в оказании помощи Украине в восстановлении после завершения вооруженного конфликта, и в формировании системы безопасности в регионе, построенной на концепции безопасности человека.
Цель представленной работы – выявить роль концепции безопасности человека в формировании политики ОБСЕ.
Данная цель предполагает решение следующих исследовательских задач:
Дать характеристику концепции безопасности человека и выделить критерии соответствия деятельности акторов безопасности её принципам;
Проанализировать влияние концепции безопасности человека на политику ОБСЕ и её реализацию в деятельности организации;
Сравнить эффективность деятельности ОБСЕ в сфере безопасности человека на примере миссий в Косово (1999-2008 гг.) и в Украине (2014 г. – наст. время) и сформулировать ряд рекомендаций для ОБСЕ по миростроительству в Украине на основе принципов концепции безопасности человека.
Объект исследования – концепция безопасности человека.
Предмет исследования – деятельность ОБСЕ в сфере безопасности человека.
В данной работе применяются такие методы исследования, как исторический, системный, аналитический, а также сравнительный анализ. Исторический метод используется в первой и второй частях работы с целью исследования истории и выявления особенностей формирования концепции безопасности человека. Системный подход применяется к анализу ОБСЕ как самостоятельной системы с её институтами и структурами, а также как части системы региональной безопасности. Элементами этой системы являются все государства, входящие в ОБСЕ, а также другие организации безопасности, действующие на этой территории (НАТО и ОДКБ). Границами служат все пограничные государства, в том числе и те, которые считается партнерами по сотрудничеству. В последней главе используется метод сравнительного анализа. Для миссий ОБСЕ в Косово и Украине определяются общие и различные элементы, сравниваются действовавшие инструменты и эффективность деятельности организации в сфере безопасности человека в каждом из представленных случаев. На основе данного сравнения далее предлагаются рекомендации по введению миссии миростроительства ОБСЕ в Украине.
При написании данной работы автор обращался к различным источникам. В первую очередь, к документам и сборникам документов, которые издаются ООН, ОБСЕ и их институтами. Наиболее важными для представленного исследования являются: Устав ООН, доклад ПРООН о человеческом развитии 1994 г., доклад «The Responsibility To Protect» (R2P) 2001 г., доклад специальной комиссии по безопасности человека «Human security now: Protecting and Empowering People» 2003 г., резолюция ГА ООН A/RES/66/290 2012 г., заявление о киберпространстве и безопасности человека первого комитета ГА ООН по разоружению и международной безопасности 2016 г., справочник Целевого фонда по безопасности человека ООН 2016 года. Данные документы позволяют сформировать представление о концепции безопасности человека, как она понимается в ООН. В процессе исследования Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе автор обращался к следующим документам: Хельсинский Заключительный Акт 1975 г., Парижская Хартия для Новой Европы 1990 г., решение Стокгольмской встречи Совета министров 1992 г., Хельсинский документ 1992 г., Пражский документ о дальнейшем развитии институтов и структур СБСЕ 1992 г., Решение №193 Мандат представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ 1997 г., Стамбульский документ 1999 г., сборник документов «Обязательства ОБСЕ в области человеческого измерения» 2011 года, а также доклад БДИПЧ по демократии и правам человека 2019 года. При анализе Косовского конфликта были использованы такие документы, как: конституция Югославии 1974 г., резолюция СБ ООН S/RES/1199 от 1998 г., резолюция СБ ООН S/RES/1244 от 1999 г., доклад Генерального секретаря ООН о временной администрации в Косово S/1999/779 от 1999 г., соглашение о введении Верификационной миссии ОБСЕ в Косово 1998 г. и решение Постоянного совета ОБСЕ PC.DEC/305 от 1999 года. Для исследования действий ОБСЕ в Украине наибольшее значение имели следующие документы: решение №295 Постоянного совета ОБСЕ PC.DEC/295 от 1999 г., решение №1117 Постоянного совета ОБСЕ PC.DEC/1117 от 2014 г., соглашение об урегулировании политического кризиса в Украине 2014 г., Женевской заявление по Украине 2014 г., Минское соглашение 2014 г. и Второе минское соглашение 2015 года.
Автор также использовал различные электронные ресурсы. Наиболее часто автор обращался к официальному сайту ОБСЕ, ООН, а также других организаций, работающих по принципам концепции безопасности человека. Институты ОБСЕ и ООН предоставляют достаточно большое количество информации в свободном доступе, включая задачи и направления деятельности организаций.
Научную литературу, к которой обращался автор в процессе написания данной работы, можно разделить на четыре группы, представляющие разные темы. Это научные труды отечественных и зарубежных исследователей по теории безопасности; отдельно по концепции безопасности человека; в области ОБСЕ и региональной безопасности; и, наконец, работы по конфликту в Косово и в Украине.
При исследовании современных теорий безопасности автор опирался на работы Б. Бузана, О. Вейвера и Дж. Де Уайлда, которые в своё время предложили новый подход к пониманию безопасности и сформулировали теорию секьюритизации. Особенно следует выделить следующие их совместные монографии: «Identity, Migration and the New Security Agenda in Europe», «Security: A New Framework for Analysis»; а также отдельные работы Б. Бузана: «People, States and Fear: An Agenda for International Security Studies in the Post-Cold War Era» и «The Evolution of International Security Studies» (в соавторстве с Л. Хансен – представителем Копенгагенской школы). Значительную роль для понимания автором современных теорий безопасности сыграло также исследование К. Бута. Среди отечественных исследователей следует выделить работы преподавателей Санкт-Петербургского Государственного Университета В. Н. Конышева и А. А. Сергунина, а также И. В. Радикова.
С тем, чтобы лучше разобраться в теме «безопасности человека», автором были прочитаны работы как основателей и сторонников, так и критиков данной концепции. Это позволило сформировать более полное представление о сильных и слабых сторонах идеи безопасности человека. Литература, посвященная анализу концепции human security, поднимает разные вопросы. Чаще всего объектом исследования становятся компоненты «безопасности человека» и собственно определение концепции, которое несмотря на её 25-летнее существование, всё ещё достаточно размыто. Открытыми для дискуссии также остаются вопросы об её реализации на практике и критериях оценки «безопасности человека» в отдельном государстве. Критики отмечают слабую теоретическую базу концепции, её обширность и включение множества элементов, а также возможность использования идеи государствами-лидерами в своих интересах (например, для легитимизации гуманитарной интервенции). Как сторонники, так и критики концепции в ходе дискурса внесли немалый вклад в её развитие. Автор хотел бы выделить следующих исследователей: Махбуб уль-Хак (автор доклада ПРООН 1994 г.), А. Сен и С. Огата (одни из первых стали развивать идею human security в рамках ООН); также Н. Оман, К. Томас, М. Калдор, Д. Гаспер и О. А. Гомез, Дж. Макартур, Р. Флойд, Х. Х. Хама, Р. Парис, Э. Ньюмен, Т. Оуэн, П. Керр, Г. Кинг и К. Мюррей, И. Мкбеоджи, Т. Маккормак, А. Ачария и С. Пэу. К сожалению, среди отечественных исследователей тема концепции безопасности человека не так популярна. Наиболее детальный анализ представлен Д. Г. Балуевым, М. Казаковым и другими, и преподавателями Санкт-Петербургского Государственного Университета В. Н. Конышевым и И. В. Зеленевой.
Третья группа литературы посвящена теме ОБСЕ и её роли в качестве организации региональной безопасности. Большое количество исследований по данной тематике было опубликовано в 1990-е гг., что связано с повышенной активностью организации в эти годы. Со временем она потеряла свою актуальность, и поэтому более современных работ на тему ОБСЕ, к сожалению, не много. В основном исследователи интересуются проблемой правосубъектности ОБСЕ, её статусом как международной организации. Также поднимаются вопросы о реформировании или кардинальном изменении её структуры, возможном месте ОБСЕ в архитектуре европейской безопасности. При написании данной работы были использованы исследования следующих авторов: Ю. фон Зааль, Э. Дж. Млин, М. Уолфелд, К. П. Тудика, У. Альбрехт, С. Брандер, Г. Оберлейтнер. Среди отечественных исследователей автор отмечает Е. Р. Воронина (по проблеме правосубъектности ОБСЕ) и Ю. Я. Белоброва.
Тема кризиса в Косово широко исследовалась в начале XXI в., когда представляла особую актуальность ввиду активной фазы конфликта. Постепенно интерес к тематике несколько угас, но она продолжает привлекать внимание исследователей до сих пор. Конкретно для данной работы автор обращал большее внимание на работы, которые сфокусированы на проблеме прав человека и деятельности ОБСЕ в Косово в процессе и после завершения конфликта. Стоит отметить вклад в исследование ситуации в Косово следующих авторов: Е. Ю. Гуськова, А. Хейнеманн-Грюдер, С. Яссен-Петерсен, О. Дурсун-Озканца и К. Кроссли-Флорик, Р. Парис, К. Килпатрик, Р. Макгинти и О. Ричмонд, Ф. Кехая, В. Уолкер, Т. Тамминен и Б. Кабаши-Рамай. При исследовании ситуации в Украине автор чаще всего обращался к работам, посвященным анализу предпосылок и причин вооруженного конфликта. Значимыми являются работы К. Атланд, Э. Джиулиано, Э. Уилсона, У. Кемпа и О. Титарчука.
Автор полагает, что концепция безопасности человека в отечественной науке изучена недостаточно. В целом все аспекты данной работы в большей или меньшей степени были исследованы как российскими, так и иностранными учеными. Тем не менее работ, которые бы объединяли все четыре или даже три аспекта вместе, т. е. исследовали бы идею безопасности человека в рамках институтов ОБСЕ, крайне мало. Исключение составляют упомянутые выше М. Калдор и Г. Оберлейтнер. Таким образом, научная новизна представленной работы состоит в том, что впервые на основе авторских критериев проводится сравнение эффективности деятельности миссий ОБСЕ в Косово и в Украине. Сравниваются принципы концепции human security и идеи всеобъемлющей безопасности организации; рассматривается соответствие направлений деятельности (корзин ОБСЕ) с измерениями «безопасности человека». В таком же ключе проводится анализ деятельности миссии МООНК и КВМ ОБСЕ в Косово. На основе проведенного анализа, с учётом ошибок и уроков миссий в Косово, автор предлагает план будущего процесса миростроительства в Украине (при условии урегулирования вооруженного конфликта), где главная роль отводится ОБСЕ, а в качестве руководящих принципов для организации действует концепция безопасности человека.
Апробация работы. Исследование концепции безопасности человека, представленное в данной магистерской диссертации нашло отражение в другой работе автора, посвященной проблеме формирования толерантной среды, как элемента «безопасности человека». Работа участвовала в конкурсе Правительства Санкт-Петербурга и заняла призовое место. Результаты были опубликованы в виде статьи в «Сборнике студенческих исследовательских работ по проблематике формирования толерантной среды в Санкт-Петербурге».

Проведенное в данной работе исследование позволяет заключить, что концепция безопасности человека играет роль и оказывает прямое влияние на формирование политики ОБСЕ в разных направлениях её деятельности. Это подтверждается анализом деятельности организации в целом и на примере её отдельных миссий в Косово и Украине в частности. ОБСЕ проходит по всем выделенным в первой главе критериям соответствия концепции human security.
Во-первых, в качестве основного референта безопасности в её деятельности выступает индивид или сообщество. Несмотря на то, что значимость «человеческого измерения» для обеспечения региональной безопасности в Хельсинском заключительном акте была заявлена изначально, всё же оно было не столь важно, как военно-политическое, и из текста соглашения следует, что под основным референтом безопасности в нём явно понимается государство. Тем не менее благодаря своей гибкости и умению адаптироваться, со временем организация развила идею «третьей корзины» и перешла к принятию в качестве главного объекта безопасности индивида. Во-вторых, ОБСЕ придерживается комплексного подхода к безопасности, работая в трёх измерениях: военно-политическом, экономико-экологическом и человеческом. Все они, как было показано во второй главе работы, соответствуют измерениям в концепции безопасности человека (за исключением охраны здоровья). Помимо этого организация также выделяет кибербезопасность как отдельное направление. В-третьих, на примере миссий ОБСЕ было продемонстрировано, с каким вниманием организация подходит к работе с различными акторами обеспечения безопасности: государственными структурами, институтами ОБСЕ, другими международными организациями, НПО, местным населением, а также с непризнанными местными властями (например, в случае ДНР и ЛНР). Возможность ОБСЕ сотрудничать со всеми акторами вне зависимости от их статуса позволяет миссиям организации выполнять свою работу наиболее эффективно. Важность взаимодействиями с другими структурами прописана не только в общих документах ОБСЕ, но также специально отмечается для каждой отдельной миссии, равно как и значимость установления доверительных отношений с местным населением. В этом деятельность ОБСЕ соответствует четвёртому критерию. Организация обращает особое внимание на то, чтобы составить миссию необходимую для каждого конкретного случая. У неё нет универсального плана. Каждая миссия ОБСЕ уникальна: состав, численность, руководители, сроки пребывания, мандат, цели и задачи. Это может быть мониторинговая миссия, как КВМ или СММ (даже между ними существуют различия в прописанных обязанностях в отношении прав человека), миссия по содействию государству в проведении реформ, как КПУ, или же миссия по восстановлению и оказанию помощи в целом спектре направлений, как та, что действует в Косово и предлагается автором к введению в Украине после завершения конфликта. Наконец, принцип превентивности один из основополагающих в деятельности организации. Оценка эффективности действий ОБСЕ в данном аспекте – это уже другой вопрос. На примере Украины автор отмечает нехватку внимания со стороны организации к проведению мер для предотвращения конфликта. Однако в целом и в данном критерии ОБСЕ соответствует концепции безопасности человека.
Исследование подходов к концепции безопасности человека в теории международных отношений продемонстрировало, что хоть сама идея и не является новой и существует с 1994 г., всё же до сих пор остаётся не полностью проработанной. Во многом это связано с теми слабыми сторонами концепции, которые отмечаются критиками: отсутствием полноценной теоретической базы, размытостью понятий и широтой формулировок. Автор с этим согласен. Действительно, концепция human security отличается своей комплексностью, включая большое количество взаимосвязанных элементов и измерений безопасности, но в этом и заключается её особенность. Самое главное, что следует выделить из идеи безопасности человека – это принятие индивида и сообщества как центральных референтов безопасности: не государств, не правительственных структур, а людей. Людей, которым угрожает опасность не только в случае вооруженного конфликта, но и в их повседневной жизни. В этом по сути и состоит основная цель концепции – создать среду, в которой каждый будет чувствовать себя уверенно и защищенно в обычной жизни. Естественно, нельзя искоренить все угрозы, но можно понизить риски. Для этого концепция предлагает ответственным институтам следовать перечисленным выше принципам.
В представленной работе было показано, что несмотря на то, что ОБСЕ официально не использует в своей деятельности концепцию безопасности человека, организация фактически работает в соответствии с её принципами. Это демонстрирует как анализ идеи всеобъемлющей безопасности ОБСЕ, так и исследование её отдельных миссий на местах. Сравнение мониторинговых миссий в Косово (КВМ) и в Украине (СММ) свидетельствует о том, что организация учитывает ошибки своего предыдущего неудачного опыта. Работа КВМ была недостаточно эффективной. Отчасти её провал объясняется плохо прописанным мандатом, отсутствием профессионального состава и опытного руководства. Помимо этого он также связан с независящими от миссии факторами: отказом местных властей от сотрудничества, непрекращающегося ведения огня и невозможностью попасть на определенные территории. На самом деле последние три положения справедливы и для действующей СММ, но в отличие от своего предшественника в Косово, миссия всё же принимается государством более дружественно. Кроме того, в этот раз ОБСЕ предоставила миссии более детальный мандат, с чёткими обязательствами, целями и задачами, подошла иначе к выбору персонала и руководителей, сделав акцент на гражданских специалистах по правам человека и урегулированию конфликтов. Несмотря на активно ведущиеся споры об эффективности СММ, автор придерживается мнения, что её присутствие на территории Украины абсолютно оправдано и всё ещё необходимо. Кроме того, автор предлагает рассмотреть сценарий восстановления и миростроительства в пострадавших регионах и во всей Украине после окончательного урегулирования вооруженного конфликта при поддержке новой миссии ОБСЕ.
В третьей главе работы разработано несколько рекомендаций на основе принципов концепции безопасности человека по введению подобной миссии. Главным условием для создания миссии будет окончательное прекращение огня и точное определение статуса ДНР и ЛНР. Это однако зависит не от ОБСЕ, которая выступает лишь в качестве посредника, а от сторон конфликта и того, как он будет урегулирован на высшем уровне. Исходя из оптимистичного сценария, в котором стороны всё же приходят к согласию и действуют в соответствии с Минскими соглашениями, приверженность которым подтверждалась ими не раз, ОБСЕ формирует миссию с целью оказания помощи Украине в восстановлении. Предполагается, что штаб миссии будет располагаться в Донецке, но также активно сотрудничать с находящимся в Киеве офисом КПУ. В её состав следует включить гражданских специалистов по постконфликтному миростроительству и людей со знанием о регионе, а также часть членов СММ, так как они уже имеют представление о специфике конфликта и опыт работы на месте. Важнейшим первым шагом будет выстраивание отношений с населением – теми людьми, ради которых и работает миссия. Выборы и создание местных властных структур в ОРДЛО – одно из положений Минских соглашений, но форсировать его исполнение не рекомендуется. Предполагается, что миссия совместно с БДИПЧ поможет в подготовке к проведению выборов и в формировании политических институтов. Также миссии советуется активно сотрудничать с официальным правительством страны, местными властями, другими международными организациями, НПО и СМИ. Последнее необходимо для поддержания имиджа миссии, и своевременного информирования граждан об инициативах и деятельности ОБСЕ.
Таким образом, в результате проведенного в работе анализа можно сделать вывод, что на сегодняшний день ОБСЕ – это крупнейшая региональная организация, деятельность которой соответствует широкой концепции безопасности человека. Целью организации является поддержание стабильности и безопасности в регионе, и предотвращение возможных конфликтов. Анализ миссий ОБСЕ демонстрирует, что её деятельность не всегда бывает эффективной, однако она до сих пор остаётся единственной организацией, в которой «безопасность человека» выступает одновременно и как одно из средств достижения национальной безопасности, и как самоцель.

Источники
Второе совещание совета. Резюме выводов. Пражский документ о дальнейшем развитии институтов и структур СБСЕ. Декларация Совета СБСЕ о нераспространении и торговле оружием [Электронный ресурс]: заключительный документ, принятый Советом СБСЕ от 31 января 1992 г. – URL: (дата обращения: 18.05.2020)
Конституция Социалистической Федеративной Республики Югославия [Электронный ресурс]: вступила в силу 21 февраля 1974 г. – «Российский правовой портал: Библиотека Пашкова». URL: (дата обращения: 18.05.2020)
Минские соглашения [Электронный ресурс] // РИА Новости, 12 февраля 2015. – URL: (дата обращения: 18.05.2020)
Обязательства ОБСЕ в области человеческого измерения. Том I. Сборник документов в тематическом порядке – Варшава: Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека, 2011. – 366 с.
Парижская хартия для Новой Европы [Электронный ресурс]: документ, принятый главами государств и правительств государств–участников СБСЕ от 21 ноября 1990 г. – URL: (дата обращения: 18.05.2020)
Последующая деятельность по резолюции 66/290 Генеральной Ассамблеи о безопасности человека [Электронный ресурс]: доклад Генерального секретаря от 23 декабря 2013 г. A/68/685 – URL: (дата обращения: 18.05.2020)
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 66/290 [Электронный ресурс]: принята от 10 сентября 2012 г. A/RES/66/290. – URL:(дата обращения: 18.05.2020)
Резолюция Совета Безопасности ООН 1199 [Электронный ресурс]: принята от 23 сентября 1998 г. S/RES/1199. – URL: (дата обращения: 18.05.2020)
Резолюция Совета Безопасности ООН 1244 [Электронный ресурс]: принята от 10 июня 1999 г. S/RES/1244. – URL: (дата обращения: 18.05.2020)
Решение No.1117 о Размещении специальной мониторинговой миссии ОБСЕ на Украине [Электронный ресурс]: решение Постоянного совета ОБСЕ принято от 21 марта 2014 г. PC.DEC/1117 – URL: (дата обращения: 18.05.2020)
Решение No. 295 [Электронный ресурс]: решение Постоянного совета ОБСЕ принято на 231-м пленарном заседании от 1 июня 1999 г. PC.DEC/295 – URL: (дата обращения: 18.05.2020)
Решение No. 193 Мандат Представителя ОБСЕ по вопросам свободы средств массовой информации [Электронный ресурс]: решение Постоянного совета ОБСЕ принято на 137-м пленарном заседании от 5 ноября 1997 г. PC.DEC/193 – URL: (дата обращения: 18.05.2020)
СБСЕ Хельсинский документ 1992 года. Вызов времени перемен [Электронный ресурс]: документ, принятый главами государств и правительств государств–участников от 10 июля 1992 г. – URL: (дата обращения: 18.05.2020)
Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Выпуск XII: Действующие договоры, соглашения и конвенции, вступившие в силу между 3 сентября 1945 года и 31 декабря 1946 года / Министерство иностранных дел СССР. – М.: Госполитиздат, 1956. – 200 с.
Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Заключительный Акт 1975 г. [Электронный ресурс]: документ, принятый от 1 августа 1975 г. – URL: (дата обращения: 18.05.2020)
Соглашение об урегулировании кризиса в Украине от 21 февраля 2014 года [Электронный ресурс]: РИА Новости [сайт]. – URL: (дата обращения: 18.05.2020)
Стамбульский документ [Электронный ресурс]: принят на Стамбульской встрече на высшем уровне от 19 ноября 2019 г. – URL: (дата обращения: 18.05.2020)
Третья встреча министров. Резюме выводов. Решение по мирному урегулированию споров [Электронный ресурс]: заключительный документ, принятый Советом министров от 15 декабря 1992 г. – URL: (дата обращения: 18.05.2020)
Democracy and Human Rights in the OSCE – Warsaw: OSCE Office for Democratic Institutions and Human Rights, 2019. – 93 p.
Demographic changes of the Kosovo population 1948-2006 – Pristine: Statistical Office of Kosovo, 2008. – 23 p.
Human Security Handbook: An Integrated Approach for the Realization of the Sustainable Development Goals and the Priority Areas of the International Community and the United Nations System – NY: United Nations, Human Security Unit, 2016. – 47 p.
Human Security Now: Protecting and Empowering People – Tokyo: Commission on Human Security, 2003. – 159 p.
Geneva Statement on Ukraine released by the US, EU, Ukraine, and Russia [Electronic Resource]: Geneva Statement from April 17, 2014. – URL: (Accessed: 18.05.2020)
NATO Policy for the Protection of Civilians [Electronic Resource]: document from July 9, 2016. – URL: (Accessed: 18.05.2020)
Report: Assessment of the Environmental Impact of Military Activities During the Yugoslavia Conflict – The Regional Environmental Center for Central and Eastern Europe, 1999. – p. 41.
Report of the Secretary-General on the United Nations Interim Administration Mission in Kosovo [Electronic Resource]: report from July 12, 1999, S/1999/779. – URL: (Accessed: 18.05.2020)
Statement on cyberspace and human security [Electronic Resource]: UN General Assembly First Committee on Disarmament and International Security from October 12, 2016 – URL: (Accessed: 18.05.2020)
The Responsibility to Protect: Report of the International Commission on Intervention and State Sovereignty – Ottawa: International Development Research Centre, 2001. – 110 p.
United Nations Human Development Program. Human Development Report 1994: New Dimensions of Human Security – New York: United Nations Development Program, 1994. – 210 p.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Анна Н. Государственный университет управления 2021, Экономика и ...
    0 (13 отзывов)
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уни... Читать все
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уникальности с нуля. Все работы оформляю в соответствии с ГОСТ.
    #Кандидатские #Магистерские
    0 Выполненных работ
    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету