Роль концепции безопасности человека в формировании политики ОБСЕ
Тема представленной работы – «Роль концепции безопасности человека в формировании политики ОБСЕ». Целью исследования является выявление роли концепции безопасности человека в формировании политики ОБСЕ. Предметом выступает человеческая деятельность ОБСЕ в сфере безопасности человека. Актуальность работы определяется увеличением значимости роли ОБСЕ в поддержании региональной безопасности в условиях кризиса в Украине, а также будущей ролью, которую организация может сыграть в оказании помощи Украине в восстановлении после завершения вооруженного конфликта, и в целом в формировании системы безопасности в регионе, построенной на концепции безопасности человека. Для достижения цели работы даётся характеристика концепции безопасности человека и выделяются авторские критерии соответствия деятельности акторов её принципам. Затем проводится анализ интерпретации концепции в рамках ОБСЕ и сравнивается эффективность деятельности организации в сфере безопасности человека на примерах миссий ОБСЕ в Косово (1999-2008 гг.) и Украине (2014 г. – наст. время). В результате исследования даётся оценка роли концепции безопасности человека в формировании политики ОБСЕ, а также предлагается ряд рекомендаций для миссии ОБСЕ по миростроительству в Украине.
Концепция безопасности человека (human security) представляет собой один из современных мультидисциплинарных подходов к безопасности. В конце XX в. существовавшая на протяжении почти пятидесяти лет система начала меняться: распад Советского Союза, окончание Холодной войны, появление новых государств на карте мира, увеличение количества конфликтов низкой интенсивности, где главными жертвами становились мирные жители, рост числа невоенных угроз и пр. Новый мир требовал от старых теорий объяснений, которые они дать не могли. Одной из попыток исследователей осмыслить новые тенденции международных отношений стала как раз концепция безопасности человека. Она была сформулирована в докладе ПРООН от 1994 года и предлагала новый взгляд на проблему безопасности, который рассматривал её с другой, отличной от классических теорий, стороны. В общепринятом на тот момент понимании безопасность государства связывалась в первую очередь с безопасностью его территории. Данная же концепция смещает фокус с государства в качестве основного референта безопасности и предлагает поставить на его место индивида. Важно отметить, что «безопасность человека» именно дополняет, а не полностью заменяет традиционную интерпретацию безопасности государства. Согласно концепции, безопасность индивида и безопасность государства пропорционально зависимы друг от друга. Идея безопасности человека, будучи комплексным подходом, предполагает защиту индивида в семи измерениях: экономическом, продовольственном, экологическом, политическом, здравоохранении, безопасности личности и сообществ. На сегодняшний день концепция безопасности человека уже стала элементом внутренней и внешней политики некоторых государств, а также международных правительственных и неправительственных организаций. Среди них важное место занимает Организация Объединённых Наций (ООН), в рамках которой и развивалась идея безопасности человека, и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), деятельность которой полностью соответствует данной концепции.
ОБСЕ является крупнейшей региональной организацией безопасности. В официальных документах и на сайте организации регион её деятельности именуется «Евро-Атлантическим» и включает в себя страны из Европы, Северной Америки, а также Средней и Центральной Азии. Последние стали частью данного региона, так как являются бывшими республиками СССР, входившими в его состав на момент подписания Хельсинского Заключительного Акта. Созданная в 1975 г. как Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе ОБСЕ действует на основе концепции всеобъемлющей безопасности, которая, как будет показано во второй главе работы, во многом схожа с идеей безопасности человека. Наиболее активный период деятельности организации приходится на 1990-е гг., когда она оказывала помощь постсоветским странам в процессе демократизации. В начале XXI в. её активность постепенно пошла на убыль, а военные действия 2008 г. в Южной Осетии продемонстрировали, что ОБСЕ окончательно превратилась в «спящую», невостребованную организацию. Однако политический кризис и начавшийся в 2014 г. вооруженный конфликт в Украине способствовали возрождению и новому подъёму ОБСЕ. В условиях существующего напряжения в отношениях между Евросоюзом и Российской Федерацией организация выступает в качестве региональной площадки для диалога, как это было в первые годы её существования. Особенностью ОБСЕ также является то, что она использует комплексный, мультидисциплинарный подход к проблеме безопасности. В данной работе проводится сравнительный анализ деятельности ОБСЕ в сфере безопасности человека в Косово и в Украине. Косовская война, начавшаяся со столкновений между албанским населением провинции и Союзной Республикой Югославией в 1998 г., стала одним из нескольких вооруженных конфликтов, потрясших Европу в конце XX века. Во всех языках данный конфликт определяется именно как война, что отражает его опасность и значимость, а также тот факт, что он привёл к многочисленным жертвам. Война закончилась после проведенных НАТО бомбардировок в 1999 году. Контроль за территорией Косово перешел к международным силам под руководством НАТО и специально созданной миссии ООН, в состав которой входило и подразделение ОБСЕ. Анализ косовской миссии, её успехов и неудач, а также оценка её соответствия концепции безопасности человека позволит сформировать рекомендации для потенциальной миссии ОБСЕ на Юго-Востоке Украины с целью миростроительства, которая, по мнению автора, будет необходима после окончательного прекращения огня и полного урегулирования вооруженного конфликта. Таким образом, актуальность представленной работы определяется увеличением значимости роли ОБСЕ в поддержании региональной безопасности в условиях кризиса в Украине, а также будущей ролью, которую организация может сыграть в оказании помощи Украине в восстановлении после завершения вооруженного конфликта, и в формировании системы безопасности в регионе, построенной на концепции безопасности человека.
Цель представленной работы – выявить роль концепции безопасности человека в формировании политики ОБСЕ.
Данная цель предполагает решение следующих исследовательских задач:
Дать характеристику концепции безопасности человека и выделить критерии соответствия деятельности акторов безопасности её принципам;
Проанализировать влияние концепции безопасности человека на политику ОБСЕ и её реализацию в деятельности организации;
Сравнить эффективность деятельности ОБСЕ в сфере безопасности человека на примере миссий в Косово (1999-2008 гг.) и в Украине (2014 г. – наст. время) и сформулировать ряд рекомендаций для ОБСЕ по миростроительству в Украине на основе принципов концепции безопасности человека.
Объект исследования – концепция безопасности человека.
Предмет исследования – деятельность ОБСЕ в сфере безопасности человека.
В данной работе применяются такие методы исследования, как исторический, системный, аналитический, а также сравнительный анализ. Исторический метод используется в первой и второй частях работы с целью исследования истории и выявления особенностей формирования концепции безопасности человека. Системный подход применяется к анализу ОБСЕ как самостоятельной системы с её институтами и структурами, а также как части системы региональной безопасности. Элементами этой системы являются все государства, входящие в ОБСЕ, а также другие организации безопасности, действующие на этой территории (НАТО и ОДКБ). Границами служат все пограничные государства, в том числе и те, которые считается партнерами по сотрудничеству. В последней главе используется метод сравнительного анализа. Для миссий ОБСЕ в Косово и Украине определяются общие и различные элементы, сравниваются действовавшие инструменты и эффективность деятельности организации в сфере безопасности человека в каждом из представленных случаев. На основе данного сравнения далее предлагаются рекомендации по введению миссии миростроительства ОБСЕ в Украине.
При написании данной работы автор обращался к различным источникам. В первую очередь, к документам и сборникам документов, которые издаются ООН, ОБСЕ и их институтами. Наиболее важными для представленного исследования являются: Устав ООН, доклад ПРООН о человеческом развитии 1994 г., доклад «The Responsibility To Protect» (R2P) 2001 г., доклад специальной комиссии по безопасности человека «Human security now: Protecting and Empowering People» 2003 г., резолюция ГА ООН A/RES/66/290 2012 г., заявление о киберпространстве и безопасности человека первого комитета ГА ООН по разоружению и международной безопасности 2016 г., справочник Целевого фонда по безопасности человека ООН 2016 года. Данные документы позволяют сформировать представление о концепции безопасности человека, как она понимается в ООН. В процессе исследования Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе автор обращался к следующим документам: Хельсинский Заключительный Акт 1975 г., Парижская Хартия для Новой Европы 1990 г., решение Стокгольмской встречи Совета министров 1992 г., Хельсинский документ 1992 г., Пражский документ о дальнейшем развитии институтов и структур СБСЕ 1992 г., Решение №193 Мандат представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ 1997 г., Стамбульский документ 1999 г., сборник документов «Обязательства ОБСЕ в области человеческого измерения» 2011 года, а также доклад БДИПЧ по демократии и правам человека 2019 года. При анализе Косовского конфликта были использованы такие документы, как: конституция Югославии 1974 г., резолюция СБ ООН S/RES/1199 от 1998 г., резолюция СБ ООН S/RES/1244 от 1999 г., доклад Генерального секретаря ООН о временной администрации в Косово S/1999/779 от 1999 г., соглашение о введении Верификационной миссии ОБСЕ в Косово 1998 г. и решение Постоянного совета ОБСЕ PC.DEC/305 от 1999 года. Для исследования действий ОБСЕ в Украине наибольшее значение имели следующие документы: решение №295 Постоянного совета ОБСЕ PC.DEC/295 от 1999 г., решение №1117 Постоянного совета ОБСЕ PC.DEC/1117 от 2014 г., соглашение об урегулировании политического кризиса в Украине 2014 г., Женевской заявление по Украине 2014 г., Минское соглашение 2014 г. и Второе минское соглашение 2015 года.
Автор также использовал различные электронные ресурсы. Наиболее часто автор обращался к официальному сайту ОБСЕ, ООН, а также других организаций, работающих по принципам концепции безопасности человека. Институты ОБСЕ и ООН предоставляют достаточно большое количество информации в свободном доступе, включая задачи и направления деятельности организаций.
Научную литературу, к которой обращался автор в процессе написания данной работы, можно разделить на четыре группы, представляющие разные темы. Это научные труды отечественных и зарубежных исследователей по теории безопасности; отдельно по концепции безопасности человека; в области ОБСЕ и региональной безопасности; и, наконец, работы по конфликту в Косово и в Украине.
При исследовании современных теорий безопасности автор опирался на работы Б. Бузана, О. Вейвера и Дж. Де Уайлда, которые в своё время предложили новый подход к пониманию безопасности и сформулировали теорию секьюритизации. Особенно следует выделить следующие их совместные монографии: «Identity, Migration and the New Security Agenda in Europe», «Security: A New Framework for Analysis»; а также отдельные работы Б. Бузана: «People, States and Fear: An Agenda for International Security Studies in the Post-Cold War Era» и «The Evolution of International Security Studies» (в соавторстве с Л. Хансен – представителем Копенгагенской школы). Значительную роль для понимания автором современных теорий безопасности сыграло также исследование К. Бута. Среди отечественных исследователей следует выделить работы преподавателей Санкт-Петербургского Государственного Университета В. Н. Конышева и А. А. Сергунина, а также И. В. Радикова.
С тем, чтобы лучше разобраться в теме «безопасности человека», автором были прочитаны работы как основателей и сторонников, так и критиков данной концепции. Это позволило сформировать более полное представление о сильных и слабых сторонах идеи безопасности человека. Литература, посвященная анализу концепции human security, поднимает разные вопросы. Чаще всего объектом исследования становятся компоненты «безопасности человека» и собственно определение концепции, которое несмотря на её 25-летнее существование, всё ещё достаточно размыто. Открытыми для дискуссии также остаются вопросы об её реализации на практике и критериях оценки «безопасности человека» в отдельном государстве. Критики отмечают слабую теоретическую базу концепции, её обширность и включение множества элементов, а также возможность использования идеи государствами-лидерами в своих интересах (например, для легитимизации гуманитарной интервенции). Как сторонники, так и критики концепции в ходе дискурса внесли немалый вклад в её развитие. Автор хотел бы выделить следующих исследователей: Махбуб уль-Хак (автор доклада ПРООН 1994 г.), А. Сен и С. Огата (одни из первых стали развивать идею human security в рамках ООН); также Н. Оман, К. Томас, М. Калдор, Д. Гаспер и О. А. Гомез, Дж. Макартур, Р. Флойд, Х. Х. Хама, Р. Парис, Э. Ньюмен, Т. Оуэн, П. Керр, Г. Кинг и К. Мюррей, И. Мкбеоджи, Т. Маккормак, А. Ачария и С. Пэу. К сожалению, среди отечественных исследователей тема концепции безопасности человека не так популярна. Наиболее детальный анализ представлен Д. Г. Балуевым, М. Казаковым и другими, и преподавателями Санкт-Петербургского Государственного Университета В. Н. Конышевым и И. В. Зеленевой.
Третья группа литературы посвящена теме ОБСЕ и её роли в качестве организации региональной безопасности. Большое количество исследований по данной тематике было опубликовано в 1990-е гг., что связано с повышенной активностью организации в эти годы. Со временем она потеряла свою актуальность, и поэтому более современных работ на тему ОБСЕ, к сожалению, не много. В основном исследователи интересуются проблемой правосубъектности ОБСЕ, её статусом как международной организации. Также поднимаются вопросы о реформировании или кардинальном изменении её структуры, возможном месте ОБСЕ в архитектуре европейской безопасности. При написании данной работы были использованы исследования следующих авторов: Ю. фон Зааль, Э. Дж. Млин, М. Уолфелд, К. П. Тудика, У. Альбрехт, С. Брандер, Г. Оберлейтнер. Среди отечественных исследователей автор отмечает Е. Р. Воронина (по проблеме правосубъектности ОБСЕ) и Ю. Я. Белоброва.
Тема кризиса в Косово широко исследовалась в начале XXI в., когда представляла особую актуальность ввиду активной фазы конфликта. Постепенно интерес к тематике несколько угас, но она продолжает привлекать внимание исследователей до сих пор. Конкретно для данной работы автор обращал большее внимание на работы, которые сфокусированы на проблеме прав человека и деятельности ОБСЕ в Косово в процессе и после завершения конфликта. Стоит отметить вклад в исследование ситуации в Косово следующих авторов: Е. Ю. Гуськова, А. Хейнеманн-Грюдер, С. Яссен-Петерсен, О. Дурсун-Озканца и К. Кроссли-Флорик, Р. Парис, К. Килпатрик, Р. Макгинти и О. Ричмонд, Ф. Кехая, В. Уолкер, Т. Тамминен и Б. Кабаши-Рамай. При исследовании ситуации в Украине автор чаще всего обращался к работам, посвященным анализу предпосылок и причин вооруженного конфликта. Значимыми являются работы К. Атланд, Э. Джиулиано, Э. Уилсона, У. Кемпа и О. Титарчука.
Автор полагает, что концепция безопасности человека в отечественной науке изучена недостаточно. В целом все аспекты данной работы в большей или меньшей степени были исследованы как российскими, так и иностранными учеными. Тем не менее работ, которые бы объединяли все четыре или даже три аспекта вместе, т. е. исследовали бы идею безопасности человека в рамках институтов ОБСЕ, крайне мало. Исключение составляют упомянутые выше М. Калдор и Г. Оберлейтнер. Таким образом, научная новизна представленной работы состоит в том, что впервые на основе авторских критериев проводится сравнение эффективности деятельности миссий ОБСЕ в Косово и в Украине. Сравниваются принципы концепции human security и идеи всеобъемлющей безопасности организации; рассматривается соответствие направлений деятельности (корзин ОБСЕ) с измерениями «безопасности человека». В таком же ключе проводится анализ деятельности миссии МООНК и КВМ ОБСЕ в Косово. На основе проведенного анализа, с учётом ошибок и уроков миссий в Косово, автор предлагает план будущего процесса миростроительства в Украине (при условии урегулирования вооруженного конфликта), где главная роль отводится ОБСЕ, а в качестве руководящих принципов для организации действует концепция безопасности человека.
Апробация работы. Исследование концепции безопасности человека, представленное в данной магистерской диссертации нашло отражение в другой работе автора, посвященной проблеме формирования толерантной среды, как элемента «безопасности человека». Работа участвовала в конкурсе Правительства Санкт-Петербурга и заняла призовое место. Результаты были опубликованы в виде статьи в «Сборнике студенческих исследовательских работ по проблематике формирования толерантной среды в Санкт-Петербурге».
Проведенное в данной работе исследование позволяет заключить, что концепция безопасности человека играет роль и оказывает прямое влияние на формирование политики ОБСЕ в разных направлениях её деятельности. Это подтверждается анализом деятельности организации в целом и на примере её отдельных миссий в Косово и Украине в частности. ОБСЕ проходит по всем выделенным в первой главе критериям соответствия концепции human security.
Во-первых, в качестве основного референта безопасности в её деятельности выступает индивид или сообщество. Несмотря на то, что значимость «человеческого измерения» для обеспечения региональной безопасности в Хельсинском заключительном акте была заявлена изначально, всё же оно было не столь важно, как военно-политическое, и из текста соглашения следует, что под основным референтом безопасности в нём явно понимается государство. Тем не менее благодаря своей гибкости и умению адаптироваться, со временем организация развила идею «третьей корзины» и перешла к принятию в качестве главного объекта безопасности индивида. Во-вторых, ОБСЕ придерживается комплексного подхода к безопасности, работая в трёх измерениях: военно-политическом, экономико-экологическом и человеческом. Все они, как было показано во второй главе работы, соответствуют измерениям в концепции безопасности человека (за исключением охраны здоровья). Помимо этого организация также выделяет кибербезопасность как отдельное направление. В-третьих, на примере миссий ОБСЕ было продемонстрировано, с каким вниманием организация подходит к работе с различными акторами обеспечения безопасности: государственными структурами, институтами ОБСЕ, другими международными организациями, НПО, местным населением, а также с непризнанными местными властями (например, в случае ДНР и ЛНР). Возможность ОБСЕ сотрудничать со всеми акторами вне зависимости от их статуса позволяет миссиям организации выполнять свою работу наиболее эффективно. Важность взаимодействиями с другими структурами прописана не только в общих документах ОБСЕ, но также специально отмечается для каждой отдельной миссии, равно как и значимость установления доверительных отношений с местным населением. В этом деятельность ОБСЕ соответствует четвёртому критерию. Организация обращает особое внимание на то, чтобы составить миссию необходимую для каждого конкретного случая. У неё нет универсального плана. Каждая миссия ОБСЕ уникальна: состав, численность, руководители, сроки пребывания, мандат, цели и задачи. Это может быть мониторинговая миссия, как КВМ или СММ (даже между ними существуют различия в прописанных обязанностях в отношении прав человека), миссия по содействию государству в проведении реформ, как КПУ, или же миссия по восстановлению и оказанию помощи в целом спектре направлений, как та, что действует в Косово и предлагается автором к введению в Украине после завершения конфликта. Наконец, принцип превентивности один из основополагающих в деятельности организации. Оценка эффективности действий ОБСЕ в данном аспекте – это уже другой вопрос. На примере Украины автор отмечает нехватку внимания со стороны организации к проведению мер для предотвращения конфликта. Однако в целом и в данном критерии ОБСЕ соответствует концепции безопасности человека.
Исследование подходов к концепции безопасности человека в теории международных отношений продемонстрировало, что хоть сама идея и не является новой и существует с 1994 г., всё же до сих пор остаётся не полностью проработанной. Во многом это связано с теми слабыми сторонами концепции, которые отмечаются критиками: отсутствием полноценной теоретической базы, размытостью понятий и широтой формулировок. Автор с этим согласен. Действительно, концепция human security отличается своей комплексностью, включая большое количество взаимосвязанных элементов и измерений безопасности, но в этом и заключается её особенность. Самое главное, что следует выделить из идеи безопасности человека – это принятие индивида и сообщества как центральных референтов безопасности: не государств, не правительственных структур, а людей. Людей, которым угрожает опасность не только в случае вооруженного конфликта, но и в их повседневной жизни. В этом по сути и состоит основная цель концепции – создать среду, в которой каждый будет чувствовать себя уверенно и защищенно в обычной жизни. Естественно, нельзя искоренить все угрозы, но можно понизить риски. Для этого концепция предлагает ответственным институтам следовать перечисленным выше принципам.
В представленной работе было показано, что несмотря на то, что ОБСЕ официально не использует в своей деятельности концепцию безопасности человека, организация фактически работает в соответствии с её принципами. Это демонстрирует как анализ идеи всеобъемлющей безопасности ОБСЕ, так и исследование её отдельных миссий на местах. Сравнение мониторинговых миссий в Косово (КВМ) и в Украине (СММ) свидетельствует о том, что организация учитывает ошибки своего предыдущего неудачного опыта. Работа КВМ была недостаточно эффективной. Отчасти её провал объясняется плохо прописанным мандатом, отсутствием профессионального состава и опытного руководства. Помимо этого он также связан с независящими от миссии факторами: отказом местных властей от сотрудничества, непрекращающегося ведения огня и невозможностью попасть на определенные территории. На самом деле последние три положения справедливы и для действующей СММ, но в отличие от своего предшественника в Косово, миссия всё же принимается государством более дружественно. Кроме того, в этот раз ОБСЕ предоставила миссии более детальный мандат, с чёткими обязательствами, целями и задачами, подошла иначе к выбору персонала и руководителей, сделав акцент на гражданских специалистах по правам человека и урегулированию конфликтов. Несмотря на активно ведущиеся споры об эффективности СММ, автор придерживается мнения, что её присутствие на территории Украины абсолютно оправдано и всё ещё необходимо. Кроме того, автор предлагает рассмотреть сценарий восстановления и миростроительства в пострадавших регионах и во всей Украине после окончательного урегулирования вооруженного конфликта при поддержке новой миссии ОБСЕ.
В третьей главе работы разработано несколько рекомендаций на основе принципов концепции безопасности человека по введению подобной миссии. Главным условием для создания миссии будет окончательное прекращение огня и точное определение статуса ДНР и ЛНР. Это однако зависит не от ОБСЕ, которая выступает лишь в качестве посредника, а от сторон конфликта и того, как он будет урегулирован на высшем уровне. Исходя из оптимистичного сценария, в котором стороны всё же приходят к согласию и действуют в соответствии с Минскими соглашениями, приверженность которым подтверждалась ими не раз, ОБСЕ формирует миссию с целью оказания помощи Украине в восстановлении. Предполагается, что штаб миссии будет располагаться в Донецке, но также активно сотрудничать с находящимся в Киеве офисом КПУ. В её состав следует включить гражданских специалистов по постконфликтному миростроительству и людей со знанием о регионе, а также часть членов СММ, так как они уже имеют представление о специфике конфликта и опыт работы на месте. Важнейшим первым шагом будет выстраивание отношений с населением – теми людьми, ради которых и работает миссия. Выборы и создание местных властных структур в ОРДЛО – одно из положений Минских соглашений, но форсировать его исполнение не рекомендуется. Предполагается, что миссия совместно с БДИПЧ поможет в подготовке к проведению выборов и в формировании политических институтов. Также миссии советуется активно сотрудничать с официальным правительством страны, местными властями, другими международными организациями, НПО и СМИ. Последнее необходимо для поддержания имиджа миссии, и своевременного информирования граждан об инициативах и деятельности ОБСЕ.
Таким образом, в результате проведенного в работе анализа можно сделать вывод, что на сегодняшний день ОБСЕ – это крупнейшая региональная организация, деятельность которой соответствует широкой концепции безопасности человека. Целью организации является поддержание стабильности и безопасности в регионе, и предотвращение возможных конфликтов. Анализ миссий ОБСЕ демонстрирует, что её деятельность не всегда бывает эффективной, однако она до сих пор остаётся единственной организацией, в которой «безопасность человека» выступает одновременно и как одно из средств достижения национальной безопасности, и как самоцель.
Источники
Второе совещание совета. Резюме выводов. Пражский документ о дальнейшем развитии институтов и структур СБСЕ. Декларация Совета СБСЕ о нераспространении и торговле оружием [Электронный ресурс]: заключительный документ, принятый Советом СБСЕ от 31 января 1992 г. – URL: (дата обращения: 18.05.2020)
Конституция Социалистической Федеративной Республики Югославия [Электронный ресурс]: вступила в силу 21 февраля 1974 г. – «Российский правовой портал: Библиотека Пашкова». URL: (дата обращения: 18.05.2020)
Минские соглашения [Электронный ресурс] // РИА Новости, 12 февраля 2015. – URL: (дата обращения: 18.05.2020)
Обязательства ОБСЕ в области человеческого измерения. Том I. Сборник документов в тематическом порядке – Варшава: Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека, 2011. – 366 с.
Парижская хартия для Новой Европы [Электронный ресурс]: документ, принятый главами государств и правительств государств–участников СБСЕ от 21 ноября 1990 г. – URL: (дата обращения: 18.05.2020)
Последующая деятельность по резолюции 66/290 Генеральной Ассамблеи о безопасности человека [Электронный ресурс]: доклад Генерального секретаря от 23 декабря 2013 г. A/68/685 – URL: (дата обращения: 18.05.2020)
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 66/290 [Электронный ресурс]: принята от 10 сентября 2012 г. A/RES/66/290. – URL:(дата обращения: 18.05.2020)
Резолюция Совета Безопасности ООН 1199 [Электронный ресурс]: принята от 23 сентября 1998 г. S/RES/1199. – URL: (дата обращения: 18.05.2020)
Резолюция Совета Безопасности ООН 1244 [Электронный ресурс]: принята от 10 июня 1999 г. S/RES/1244. – URL: (дата обращения: 18.05.2020)
Решение No.1117 о Размещении специальной мониторинговой миссии ОБСЕ на Украине [Электронный ресурс]: решение Постоянного совета ОБСЕ принято от 21 марта 2014 г. PC.DEC/1117 – URL: (дата обращения: 18.05.2020)
Решение No. 295 [Электронный ресурс]: решение Постоянного совета ОБСЕ принято на 231-м пленарном заседании от 1 июня 1999 г. PC.DEC/295 – URL: (дата обращения: 18.05.2020)
Решение No. 193 Мандат Представителя ОБСЕ по вопросам свободы средств массовой информации [Электронный ресурс]: решение Постоянного совета ОБСЕ принято на 137-м пленарном заседании от 5 ноября 1997 г. PC.DEC/193 – URL: (дата обращения: 18.05.2020)
СБСЕ Хельсинский документ 1992 года. Вызов времени перемен [Электронный ресурс]: документ, принятый главами государств и правительств государств–участников от 10 июля 1992 г. – URL: (дата обращения: 18.05.2020)
Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Выпуск XII: Действующие договоры, соглашения и конвенции, вступившие в силу между 3 сентября 1945 года и 31 декабря 1946 года / Министерство иностранных дел СССР. – М.: Госполитиздат, 1956. – 200 с.
Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Заключительный Акт 1975 г. [Электронный ресурс]: документ, принятый от 1 августа 1975 г. – URL: (дата обращения: 18.05.2020)
Соглашение об урегулировании кризиса в Украине от 21 февраля 2014 года [Электронный ресурс]: РИА Новости [сайт]. – URL: (дата обращения: 18.05.2020)
Стамбульский документ [Электронный ресурс]: принят на Стамбульской встрече на высшем уровне от 19 ноября 2019 г. – URL: (дата обращения: 18.05.2020)
Третья встреча министров. Резюме выводов. Решение по мирному урегулированию споров [Электронный ресурс]: заключительный документ, принятый Советом министров от 15 декабря 1992 г. – URL: (дата обращения: 18.05.2020)
Democracy and Human Rights in the OSCE – Warsaw: OSCE Office for Democratic Institutions and Human Rights, 2019. – 93 p.
Demographic changes of the Kosovo population 1948-2006 – Pristine: Statistical Office of Kosovo, 2008. – 23 p.
Human Security Handbook: An Integrated Approach for the Realization of the Sustainable Development Goals and the Priority Areas of the International Community and the United Nations System – NY: United Nations, Human Security Unit, 2016. – 47 p.
Human Security Now: Protecting and Empowering People – Tokyo: Commission on Human Security, 2003. – 159 p.
Geneva Statement on Ukraine released by the US, EU, Ukraine, and Russia [Electronic Resource]: Geneva Statement from April 17, 2014. – URL: (Accessed: 18.05.2020)
NATO Policy for the Protection of Civilians [Electronic Resource]: document from July 9, 2016. – URL: (Accessed: 18.05.2020)
Report: Assessment of the Environmental Impact of Military Activities During the Yugoslavia Conflict – The Regional Environmental Center for Central and Eastern Europe, 1999. – p. 41.
Report of the Secretary-General on the United Nations Interim Administration Mission in Kosovo [Electronic Resource]: report from July 12, 1999, S/1999/779. – URL: (Accessed: 18.05.2020)
Statement on cyberspace and human security [Electronic Resource]: UN General Assembly First Committee on Disarmament and International Security from October 12, 2016 – URL: (Accessed: 18.05.2020)
The Responsibility to Protect: Report of the International Commission on Intervention and State Sovereignty – Ottawa: International Development Research Centre, 2001. – 110 p.
United Nations Human Development Program. Human Development Report 1994: New Dimensions of Human Security – New York: United Nations Development Program, 1994. – 210 p.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!